Будет ли человек спрошен за хорошие и дурные мысли?

Вопрос: Иногда испытанием человека является то, что он размышляет о грехе. Сатана наущает его, призывает к дурному. Будет ли человек отвечать за то, что происходит у него в душе, если это плохое, и будет ли он вознагражден за это, если его мысли благи?

Ответ: Хвала Аллаху.

Передал аль-Бухари в своем «Сахихе» (6491) и Муслим (131) от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передал от Великого и Всемогущего Аллаха: «Воистину, Аллах записал благие и дурные дела, после чего разъяснил это. Тому, кто решит совершить благое дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя совершение целого благого дела; если человек решит совершить благое дело и совершит его, то Аллах запишет ему у Себя совершение от десяти до семисот и многим более добрых дел. Тому, кто решит совершить дурное дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя совершение целого доброго дела, а если он решит совершить дурное дело, и совершит его, то Аллах запишет за ним одно дурное дело».

Передал аль-Бухари (5259) и Муслим (127) хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, Аллах простил моей общине те мысли, которые рождаются в их сознании, пока не станут они воплощать их в поступках или в словах».

Ибн Раджаб, да помилует его Аллах, сказал:

«Эти тексты содержат четыре категории: записывание благих дел и дурных дел, размышление о совершении благого дела и размышление о совершении дурного дела. (…)

Третья категория: размышление о совершении благого дела. За это запишется целое благое дело, даже если человек не совершит его. Как это сказано в хадисе от Ибн ‘Аббаса и других… В хадисе Хурайма ибн Фатика сказано: „…Если человек решит совершить благое деяние и не совершит его, — а Аллах знает, что он вознамерился совершить его сердцем и старался его совершить, — то ему запишется благое деяние…“. (Ахмад, 18556; аль-Арнаут сказал, что у этого хадиса хорошая цепочка передатчиков; аль-Альбани упомянул этот хадис среди достоверных).

Это указывает на то, что под размышлением о совершении здесь подразумевается твердое намерение, решимость и стремление совершить дело, а не просто мысль, которая приходит в голову и исчезает, не укрепившись в виде намерения.

Абу ад-Дарда сказал: „Тому, кто лёг в постель, намереваясь совершить молитву ночью, однако, сон одолел его, и он проспал, а проснулся лишь когда рассвело, запишется то, что он намеревался совершить“.

Передается отСа‘ида ибн аль-Мусаййба,что он сказал: „До того, кто решил совершить молитву, или соблюдать пост, или совершить малое или большое паломничество, или выйти на сражение, но что-то ему помешало, Всевышний Аллах доведет (его награду) за то, что он решил совершить“.

Абу ‘Имран аль-Джуни сказал: «Будет призван ангел и ему будет сказано: „Запиши тому-то то-то и то-то“, он воскликнет: „О Господь, он не делал этого“, тогда Он скажет: „Он вознамерился совершить это дело“».

Зайд ибн Аслям сказал: «Один мужчина посещал ученых и говорил им: „Кто укажет мне на дело, которое я мог бы совершать постоянно? Воистину, мне любо совершать праведные деяния ради Аллаха в течение каждого часа дня и ночи“. Ему сказали: „Воистину, ты нашел то, что искал: делай благие деяния по мере своих возможностей, и если ты оставишь деяние из-за усталости или слабости, то вознамерься совершить его. Поистине, человек, вознамерившийся совершить благое деяние, подобен человеку, который совершил его“».

Когда свое намерение человек связывает словом или стремлением (совершить), то человека достоверно ждет награда за это, и он считается человеком, который совершил (это благое деяние). Сообщается от Абу Кабши, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, в этом мире есть четыре группы людей. К первой из них относится раб Аллаха, которому Аллах даровал богатство и знание, (и, обладая этим,) он боится своего Господа, поддерживает родственные связи и знает о том, что он обязан делать с принадлежащим ему ради Аллаха – такой в наилучшем положении. Ко второй относится раб, которому Аллах даровал знание, но не дал богатства. Он говорит: „Если бы я обладал богатством, то поступал бы так же, как и такой-то“,будучи искренним в своих намерениях и придерживаясь таких же намерений, как и первый. За это награды их будут равны. К третьей относится раб, которому Аллах даровал богатство, но не дал знания, и он распоряжается им необдуманно, не боится своего Господа, владея им, не поддерживает родственные связи и не знает о том, что он обязан делать с принадлежащим ему ради Аллаха – такой в наихудшем положении. И, наконец, к четвертой группе относится раб, которому Аллах не дал ни богатства, ни знания, и который говорит: „Если бы я обладал богатством, то поступал бы так же, как и такой-то“,придерживаясь таких же намерений, как и третий. За это они понесут равное бремя (грехов)“». Приводят Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, здесь версия ат-Тирмизи. Аль-Альбани сказал, что это достоверный хадис по причине другого хадиса.

Слова „За это награды их будут равны“ указывают на то, что награда их равна за деяние, но здесь не учитывается увеличение (награды). Награда увеличивается лишь у того, кто совершил деяние, но не у того, кто намерился, но не совершил. Если бы они сравнялись во всём, то человеку, который вознамерился совершить благое деяние, но не совершил его, было бы записано десять благих деяний. Однако это противоречит всем текстам из Корана и Сунны. На это указывают слова Всевышнего Аллаха (перевод смысла): «Аллах возвысил тех, которые сражаются своим имуществом и своими душами, над теми, которые отсиживаются, на целую степень, но каждому из них Аллах обещал Наилучшее. Аллах возвысил сражающихся над отсиживающимися благодаря великой награде — степенями от Него». (сура „ан-Ниса“, аяты 95-96).

Ибн ‘Аббас и другие сказали: „Отсиживающиеся, над которыми сражающихся Аллах возвысил на одну ступень, это те, у кого были уважительные причины остаться. А отсиживающиеся, над которыми сражающихся Аллах возвысил на ступени, это те, кто остался без наличия уважительной по Шариату причины“».

После этого он сказал:

«Четвертый вид: размышление о совершении дурного деяния, но отсутствие претворения намерения в жизнь. В хадисе от Ибн ‘Аббаса сказано, что человеку будет записано одно благое деяние. Также сказано и в хадисах от Абу Хурайры, Анаса и других: запишется целое благое деяние. В хадисе от Абу Хурайры (дополнительно) сказано: „Воистину, он оставил его ради Меня“ (Муслим, 129). Эти слова указывают, что награда будет тому, кто имел возможность совершить греховное деяние, что намеревался совершить, но оставил это ради Всевышнего Аллаха. Такому человеку, несомненно, будет записано совершение благого деяния, так как оставление греха ради этого есть праведное деяние.

Если же человек вознамерился совершить греховное деяние, но оставил его из страха перед людьми или лицемерия, то, как было сказано, он будет наказан за оставление греха ради этого. Так как испытывать страх перед людьми больше, чем перед Аллахом, запрещено. Также запрещено совершать деяния ради показухи. Если оставление греха будет сопряжено с подобным намерением, то человек будет наказан за оставление греха…

Фудайль ибн ‘Ийад сказал: «Раньше говорили: „Оставление деяния ради людей – показуха, а совершение деяния ради них — многобожие“».

Что же касается человека, который намерился совершить грех и стал прилагать усилия к его совершению, однако не смог совершить его по предопределению Аллаха, то, как сказала группа ученых, он будет наказан за это. На это указывает хадис: „…пока не станут они воплощать их в поступках или в словах“. Человек, который стал прилагать усилия совершить грех, но позже не сумевший совершить его, считается совершившим этот грех. На это также указывают и другие слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: „Когда встанут лицом к лицу два мусульманина, обнажив сабли свои, то и убивший, и убитый попадут в Огонь“. Его спросили: „О посланник Аллаха, с убившим понятно, но за что же убитый (будет в Огне)?“Он ответил: „Он желал убить своего противника“. Хадис приводят аль-Бухари (31) и Муслим (2888).

Слова „…пока не станут они воплощать их в поступках или в словах“ указывают на то, что человек, который вознамерился совершить грех и рассказал о своем намерении, будет подвергнут наказанию. Так как он совершил грех одним из членов своего тела, в данном случае – языком. На это также указывает и предыдущий хадис (от Абу Кабши), в котором сказано: „Если бы я обладал богатством, то поступал бы так же, как и такой-то“, то есть как тот, что ослушается Аллаха в использовании своего имущества. И Пророк сказал: „За это они понесут равное бремя (грехов)“».

После Ибн Раджаб продолжил:

«Если же намерение исчезло, а решимость совершить грех без каких-либо причин ушла сама, будет ли в этом случае наказан человек за намерение совершить грех?

Здесь могут быть две ситуации.

В первом случае человеку неожиданно пришла мысль совершить грех, она не укрепилась в сердце, напротив, это дело ему ненавистно и отвратительно. Такому человеку будет прощена эта неожиданная мысль, так как это и есть те порочные наущения, о которых был спрошен Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. И он сказал: „Это и есть настоящая вера“ (Муслим, 132).

Всевышний Аллах ниспослал аят (перевод смысла): «Откроете ли вы то, что в ваших душах, или утаите, Аллах предъявит вам счет за это. Он простит, кого пожелает, и накажет, кого пожелает» (сура „аль-Бакара“, аят 284), и это стало в тягость мусульманам, так как они решили, что к этому относятся и мимолетные мысли. И после был ниспослан следующий аят (перевод смысла): «Господи наш! Не возлагай на нас то, что нам не под силу»(сура „аль-Бакара“, аят 286). Это предание приводится у Муслима (126).

Этот аят разъяснил, что они не будут спрошены за то, что им не под силу (преодолеть), и им не будет вменено в обязанность то, что они не в силах совершить… А также указал, что в первом аяте имеются в виду укрепившаяся решимость совершить какое-то дело…

Второй случай: укрепившиеся в душе человека намерения, о которых он размышляет и обдумывает. Здесь также есть два вида намерений.

А) мысли, которые возникают в душе человека, и которые являются деяниями сердца, например: сомнение в единственности Творца, в пророчестве, или в воскрешении после смерти, или это может быть любое другое деяние, являющееся неверием и лицемерием, или неверие во все вышеперечисленное. За все подобные мысли человек понесет наказание, и подобные размышления делают его неверующим и лицемером…

К этому же виду относятся другие грехи, связанные с сердцем: например, любовь к тому, что ненавистно Аллаху, или ненависть к тому, что Ему любо, гордыня, самолюбование…

Б) мысли, не являющиеся делами сердца, а мысли о том, что является деянием других членов тела: прелюбодеяние, воровство, распитие спиртных напитков, убийство, обвинение человека в прелюбодеянии и другие. О ситуации, когда человек утвердился в своем намерении совершить подобное деяние, тогда как внешне его желание никак не проявилось, существуют два известных мнения ученых. Одни считали, что он будет спрошен за это. Ибн аль-Мубарак сказал, что он спросил Суфьяна ас-Саури о том, будет ли спрошен раб (Аллаха) за свои намерения? На что он ответил: „Если у него была решимость (совершить деяние), то — да“.Многие ученые: факихи, мухаддисы и другие считали это мнением верным. Они приводили в качестве доказательства слова Всевышнего Аллаха (перевод смысла): «Знайте, что Аллаху известно о том, что в ваших душах. Остерегайтесь Его»(сура „аль-Бакара“, аят 235), «…но призовет вас к ответу за то, что приобрели ваши сердца» (сура „аль-Бакара“, аят 225).

Также в качестве доказательства они упоминали слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: „Греховное — это то, что шевелится в твоей душе, но ты не желаешь, чтобы об этом узнали люди“(Муслим, 2553). А под его словами: „Воистину, Аллах простил моей общине те мысли, которые рождаются в их сознании, пока не станут они воплощать их в поступках или в словах“они понимали мимолетные мысли. Они сказали: „Человек не будет прощен за те мысли, которые укрепились в человеке, и которые он в сердце решился претворить в жизнь; подобные деяния являются деяниями человека и тем, что он приобрел“.

Второе мнение гласит, что человек не будет спрошен только за свое намерение вообще. Это мнение приписывают аш-Шафи‘и. Также этого мнения придерживался ханбалитский ученый Ибн Хамид. В своем мнении он опирался на общий смысл доказательств. Аль-‘Ауфи передал от Ибн ‘Аббаса предание, которое указывает на подобное мнение…»

Источник слов ибн Раджаба: (Джами‘ аль-‘улум уа-ль-хикам, 2/343 — 353). Приводится с сокращениями и незначительными упрощениями.

Вывод.

Человеку, который пожелал совершить благое деяние и в сердце твердо намерился совершить его, будет записана награда за то, что он собирался совершить, даже если он не претворил свое намерение в жизнь. Однако, награда человека, который еще и претворил это в жизнь, будет больше.

Человеку, который пожелает совершить дурное деяние, но после оставит его ради Аллаха, будет записано целое благое деяние.

Человеку, который пожелает совершить дурное деяние и оставит его из-за людей, или постарается его совершить, но ему что-то помешает, будет записано одно дурное деяние.

Если же человек пожелает совершить грех, но после его решимость пропадет, то, если это была лишь мимолетная мысль, то он не будет спрошен за нее. Если же это дело было деянием сердца, в котором не участвуют другие члены тела, то он будет спрошен за нее. И если этот грех является деянием других частей тела, и он пожелает его совершить, укрепится в намерении, то, по мнению большинства ученых, он будет спрошен за это.

Ан-Навави, да помилует его Аллах, после того, как привел мнение, что человек будет спрошен за подобные намерения от аль-Бакылляни, сказал: «Аль-Кады ‘Ийад, да помилует его Аллах, сказал, что большинство праведных предшественников, ученых по фикху и хадису считали верным мнение аль-Кады Абу Бакра, так как хадисы указывают на то, что человек будет спрошен за деяния своего сердца.

Однако, они сказали: „За эту решимость будет записано одно дурное дело, но не то дело, о котором человек помышлял, так как он не совершил его из-за того, что ему помешало что-то, кроме страха перед Всевышним Аллахом. Воистину, сама решимость (совершить грех) является грехом, поэтому будет записан один грех. Если же он совершит его, то ему запишется второй грех. А если он оставит этот грех из боязни Всевышнего Аллаха, то ему запишется одно благое деяние, как это сказано в хадисе: „Воистину, он оставил его ради Меня“. Оставление греха из страха перед Всевышним Аллахом, борьба с душой, повелевающей дурное, ослушание ее становится для человека благим деянием. Что же касается желаний, о которых человек не будет спрошен, то это мысли, которые пришли к человеку на мгновения и не нашли места в душе человека, которые человек не решился и не имел намерения претворить в жизнь“» (Шарх Муслим, 2/151).

Ибн Раджаб, да помилует его Аллах, сказал, что, если человек совершил грех, то: «…грех записывается без увеличения. Наказание будет только за сам грех. К этому не прибавляется наказание за намерение совершить этот грех. Так как в случае, если, совершив грех, человек получал бы наказание и за намерение его совершить, то он бы наказывался дважды.

Нельзя сказать, что также должно быть и с совершением благого деяния: что если человек совершает благое деяние его после намерения (его совершить), то якобы получает награду за благое деяние, но не за намерение. Мы считаем, что это не верно. Воистину, человеку, совершившему благое дело, будет записано совершение благого дела и десяти подобных. И возможно некоторые из них являются наградой за намерение совершить благое деяние».

А Всевышний Аллах знает лучше.

[Конец примечания].

Пост. Шарх Булуг Аль Марам. Вопросы 1797-1802.

Наши рекомендации