Посредством чего становится обязательной ураза в месяц Рамадан.
Пост в месяц Рамадан становится обязательным, если увидели Луну Рамадана (в ночь после 29 дня Шаабана). Либо же посредством того, что Шаабан завершился 30-тью днями.
(Если Луну не увидели, тогда Шаабан доводят до 30-ти дней, и после 30-го дня месяца Шаабана, начинается месяц Рамадан. Без разницы увидели Луну, или не увидели, потому что месяц не бывает больше 30-ти дней).
Из-за хадиса ибн Умара, а также Абу Хурейры, который упомянут в главе, т.е. под №634, №635. «Если вы увидели его, (Луну), тогда держите пост». И относительного этого вопроса есть также другие хадисы, как например, хадис Айиши у Абу Дауда то, что Пророк, салаЛлаху алейхи ва салям, относился очень внимательно к месяцу Шаабан и к количеству дней в нем, так, как не делал этого в другие месяцы. Т.е. такого внимания к количеству дней месяца он не проявлял, кроме как к Шаабану, чтобы точно узнать, сколько дней или какое число месяца Шаабана на данный момент. А затем начинал держать уразу, если видел Луну Рамадана. А если же небеса были затянуты облаками и Луну увидеть не получалось, тогда Пророк, салаЛлаху алейхи ва салям, отсчитывал Шаабан 30-ть дней, а затем после этого 30-го дня вступал в пост. Иснад этого сообщения от Айши является хорошим. Также из этой главы хадис Хузейфы у Абу Давуда и ан-Насаи с достоверным иснадом. О том, что Пророк, салаЛлаху алейхи ва салям, сказал: «Не торопитесь начинать новый месяц, пока не увидите новую Луну или пока не доведете количество прошлого месяца до 30-ти, а затем вступайте в уразу и держите уразу, пока не увидите Луну. А если Луну не увидите, тогда доведите месяц Рамадан до 30-ти дней».И хадисов относительно этого великое множество.
[Примечание редактора стенограммы]:
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Узаконенным путем определения наступлений месяца рамадан является зрительная фиксация новолуния. И за новолунием должны наблюдать те, которые заслуживают доверия по причине их приверженности религии и хорошего зрения. Если же они заметили новолуние, то является обязательным поступать согласно с этойзрительной фиксацией луны. Начинают пост, когда новолуние указывает на наступление месяца рамадан, так же, как и завершают его, если новолуние указывает на наступление месяца шаууаля. И недопустимо опираться на вычисление астрономических абсерваторий, если не была тамзрительной фиксации. Но если была зрительная фиксация, даже если путем астрономических абсерваторий, то это принимают в расчет. Исходя из слов Пророка(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям):"Когда увидите новолуние, то начинайте поститься, и когда увидите его, то прекращайте".
Что касается вычисления, то поистине, не дозволено поступать в соответствии с ним, так же, как и недопустимо опираться на него. А что касается использования бинокля, с помощью которого удается вблизи увидеть новолуние, то нет в этом проблем. Однако это не является обязательным, ибо внешне Сунна указывает на то, чтобы опирались на обычное видение, а не на что-то иное. Однако если его использовали, после чего увидел его тот, кто заслуживает доверия, то, воистину, поступают согласно с этойзрительной фиксацией. Раньше люди использовали бинокль. Они поднимались на минарет в тридцатую ночь месяца шаъбана, или же в тридцатую ночь месяца рамадана, и наблюдали за новолунием с помощью бинокля.
В любом случае, если подтверждена зрительная фиксация с помощью любых средств, то, поистине, является обязательным поступать в соответствии с этим видением. Исходя из обобщенных слов Пророка(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям):"Когда увидите новолуние, то начинайте поститься, и когда увидите его, то прекращайте"».
Источник: "Китаб ад-Даъуа (5) 2\152-156.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, после того, как упомянул доводы относительно того, что следует определять месяц рамадан с помощью зрительной фиксации новолуний, сказал: «Это довод на то, что ученые единогласны в том, что определение наступления рамадана и хаджа (или различных обрядов поклонения), а также определение завершения рамадана определяется с помощью видения новолуний по мере возможности. Но не определяется с помощью вычисления и календаря, как определяют римляне, персы, копты, индусы, а также люди Писания – иудеи и христиане. Некоторые ученые передавали, что людям Писания, которые жили до нас, тоже было велено определять время поста и поклонения с помощью видения новолуний. Как указал на это Всевышний Аллах в Своих словах:"Вам предписан пост, как был он предписан тем, кто был до вас"(аль-Бакара,183). Однако люди Писания изменили это.
Поэтому Пророк(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) запретил начинать поститься за день или за два до наступления рамадана. И ученые объяснили это тем, что Пророк(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) опасался того, что добавят к обязательному посту то, чего не имеет к нему отношения, как добавили люди Писания из христиан. Ибо они добавили к своему посту, установили наступление его в тех периодах, что между летом и зимой(т.е. в осеннии сезон), и установили для поста путь вычисления, по которому они определяют наступление его».
Источник: "Иктида ас-сырат аль-Мустаким" стр.76-77.
[Конец примечания].
Вопрос: 1767 Каково постановление определения начала месяца Рамадан по
Астрономическим расчетам.
https://youtu.be/G_XeWbvUpGk
Познание наступления месяца посредством расчетов. Т.е. можно ли начинать месяц Рамадан или какой-либо другой месяц посредством астрономических расчетов, как делается это сегодня часто во многих странах. В тех хадиса, которые мы разбирали в прошлых вопросах, пришло, что Пророк, салаЛлаху алейхи ва салям, подвешивал постановление об уразе к видению Луны. Если Луну увидели, тогда начинаем уразу, если нет, тогда доводим Шаабан до 30-ти дней. И в этом указание на ложность начала или определение начала месяца посредством астрономических расчетов.
Сказал Ибн Дакик аль-Ид: «То, чего я придерживаюсь, и то, что я говорю, - запрещается основываться на астрономические расчеты при определении начала месяца уразы».
Т.е. звездочеты или астрономы смотрят на то, в каком положении находится Луна относительно солнца и таким образом рассчитывают и определяют начало месяца. Всё это является не разрешенным. Имеется в виду эти расчеты, если хотят пусть они делают их, но не нужно подвешивать шариатское постановление под эти расчеты.
ГоворитИбн Дакик аль-Ид: «Иногда их расчеты приводят к тому, что они начинают месяц согласно их расчетам на день или на два раньше, чем увидели Луну и начинать месяц посредством астрономических расчетов является выдумыванием нового шариата, который не узаконил Всевышний Аллах Субхана Ва Тааля».
Сказал также Ибн Батталь, как об этом приводится в книге «Субуль ас-Салям»: «В этом хадисе опровержение расчета астрономов, но то к чему нужно возвращаться в этом вопросе – это видение месяца, видение Луны. И нам было запрещено делать то, что нам не приказано».
Т.е. нам Всевышний не приказал рассчитывать, прибегать к астрономическим расчетам, изобретать какие-то изобретения для того, чтобы узнать, когда начался месяц и т.п.
Но Всевышний Аллах приказал нам легким приказам посмотреть на Луну. Если увидели Луну, то начинать, если не увидели – заканчивать месяц – 30-ть дней.
И сказал ибн Барира, рахимухуЛлах, как приходит в книге «Субуль ас-Салям»: «Начало месяца посредством астрономических расчетов является ложной дорогой. Более того шариат запретил нам пускаться в науку о звездах. Потому что всё это является догадками и предположениями, и в них нет точности».
А затем сказал ас-Санаани: «И явное опровержение в сторону астрономических расчетов, что приведено у имама аль-Бухари со слов ибн Умара о том, что Посланник Аллаха, салаЛлаху алейхи ва салям, сказал: «Поистине мы являемся общиной неграмотной, мы ничего не пишем и ничего не считаем (т.е. в основе община мусульман не пишет и не читает), месяц бывает так, так, и так». Что значит «так, так, и так»? Т.е. Пророк, салаЛлаху алейхи ва салям, показал вот так - раскрыл две свои ладони и сказал: «Месяц так, так, и так»,говорит: «Но в третий раз один палец загнул», т.е. получилось 29. И сказал: «или так, так, и так» и в третий раз ничего не загнул, т.е. 30-ть. Т.е. месяц либо 29-ть, либо 30-ть дней, не бывает меньше 29-ти, не бывает больше 30-ти дней.
Говорит шейх Мухаммад ибн Хизам: «И этот хадис также приводит имам Муслим». Почему мы привели этот хадис? Потому что в нем ясно сказано, что Пророк, салаЛлаху алейхи ва салям, сказал: «Мы Умма неграмотная (т.е. община неграмотная) не пишем и не считаем», т.е. не производим каких-то особых астрономических расчетов или каких-то особых тяжелых расчетов, но смотрим 29-ть или 30-ть рассчитываем по Луне. Это еще важно, потому что не все люди способны на какие-то тяжелые расчеты, т.е. много людей, которые живут в странах, где возможно, не практикуется обучение каким-то тяжелым высшим математическим расчетам и т.п., а религия Всевышнего Аллаха распространяется на всех людей и должна быть годной для всех людей. Поэтому Всевышний привел мусульман легкий путь определения начала месяца и его конца без тяжелых расчетов, для того, чтобы могли это делать любые люди.
Сказал Сыдык Хасан Хан в своей книги Роудату ан надия «Определять количество дней также месяцев посредством расчетов лунных фаз, является нововведением по единогласному мнению общины».
А также постоянному комитету больших ученых был задан данный вопрос об этой ситуации и они ответили следующим ответом, в котором приходит: «Возвращаться к определению начала Лунного месяца к наукам о звездах для того, чтобы определить начало поклонений, т.е. как например, начало уразы или начала хаджа и т.п., и начинать месяцы, основываясь на астрономические расчеты без обращения внимания на видение Луны, является нововведением, в котором нет добра. И этому делу нет основы в Шариате. И неизвестно, чтобы этого мнения, т.е. разрешенность опираться на астрономические расчеты для определения начала месяца, неизвестно, чтобы кто-нибудь придерживался этого мнения, кроме Мутарифа ибн АбдуЛлаха из табиинов и ибн Кутейбы. И сказал Ибн Абдуль Барр:«Что касается, что этого мнения придерживался Мутарифа ибн АбдуЛлаха, то это недостоверно, нет достоверного иснада до него. А что касается ибн Кутейбы, то он не из тех на слово, которого обращается внимание в подобных вопросах». Т.е. вся община сошлась на том, что не разрешено определять начало месяца посредством астрономических расчетов. Но необходимо обращать внимание на видение Луны или доведение количества дней месяца до 30-ти. Из этого мы поняли, что определение месяца по Луне или по 30-ти дням является шариатским способом определения начал месяца. Определение месяца по астрономическим расчетам является не шариатским, не узаконенным методом для определения начала месяца. Это общий итог этого вопроса.
[Примечание не из книги]:
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Передал Ибн аль-Мунзир о единогласном мнении, что нельзя опираться на астрономические вычисления в установлении поста!” Источник: “Фатхуль-Бари” 4/147.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Нет сомнений в том, что Сунна и единогласное мнение сподвижников указывает на то, что нельзя опираться на астрономические вычисления! А тот, кто опирается на это в утверждении начала месяца, тот заблудший в шариате, приверженец нововведений в религии и ошибающийся в разуме и своем вычислении!”
Источник: “Маджму’уль-фатауа” 25/207.
Однако некоторые ученые передали, что этому иджма'у противоречил известный таби'ин Мутарриф ибн Абдуллах аш-Шахир, который якобы дозволял опираться на астрономические вычисления в установлении поста.
Однако хафиз Ибн Абдуль-Барр сказал: “То, что передается от Мутаррифа ибн АбдуЛлаха, не является достоверным! Но даже если это и было бы достоверным от него, то нельзя этому следовать, по причине ошибочности этого мнения!” Источник: “ат-Тамхид” 14/352.
То же самое передал и шейхуль-Ислам Ибн Таймия: “Даже если это достоверно от него, то является ошибкой ученого”. Источник: “Маджму’уль-фатауа” 25/182.
Также Ибн Рушд в своей книге «Бидаятуль-муджтахид» 2/557 упоминал, что подобный метод вычисления Рамадана дозволял и имам аш-Шафи’и. Однако это также не достоверно, поскольку в трудах имама аш-Шафи’и нет никаких указаний на это, и известные шафиитские ученые передавали от него мнение соответствующее иджма'у.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Это ложь возводимая на имама аш-Шафи’и у которой нет основы, более того от аш-Шафи’и передается противоположное этому!” Источник: “Маджму'уль-фатауа” 25/183.
Тоже самое говорили хафиз Ибн Абдуль-Барр, къады Абу Бакр ибн аль-Араби и хафиз Ибн Хаджар. Источник: “ат-Тамхид” 14/354, “Ахкамуль-Къуран” 1/82, “Фатхуль-Бари” 4/146.
Таким образом, нам становится ясно истинность единогласного мнения в этом вопросе, а то, что противоречит этому, не имеет никакой основы.
Но даже если и подтвердилось бы, что кто-то из имамов дозволял астрономическое вычисление начала и конца Рамадана, то это не указывало бы на дозволенность подобного поступка.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Шариатское доказательство – это Коран, Сунна и единогласное мнение (иджма’)! А что касается обычаев некоторых городов, или даже большинства, или же слов большинства ученых или просто поклоняющихся и т.п. то ничего из этого не может противопоставляться словам посланника Аллаха!” Источник: “аль-Икътида” 1/270.
Имам Ибн Къудама говорил: “Если кто-то станет опираться в начале поста на слова астрономов и даже если их слова совпадут с правильным, то его пост недействителен, даже если те астрономы часто бывают правыми (в вычислении Рамадана)! Дело в том, что такой метод вычисления поста не является шариатским доводом, на который дозволено опираться, и наличие такого способа все равно, что его нет. А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц»,а в другом хадисе сказал: «Не поститесь, пока вы не увидите луну и не разговляйтесь, пока вы не увидите луну!»” Источник: “аль-Мугъни” 3/9.
Имам аль-Хараши сказал: “Пост не утверждается на основании слов астронома. Шариат утвердил пост только на основании видения луны, или свидетельстве тех, кто ее видел или по завершению месяца шабан. И шариат не сообщил о том, что свыше этого. Поэтому если астроном скажет, что месяц закончился или начался, то на его слова и его вычисления нельзя опираться, независимо от того доверяет ли ему сердце или нет!” Источник: “Шарх мухтасар Халиль” 2/237.
Вопрос:Можно ли следовать за расчётами астрономов в том, что связано с поклонением, например, во время поста?
Ответ:Нет! За ними нельзя следовать в вопросах, связанных с поклонением. Необходимо опираться на зрительные наблюдения за появлением молодого полумесяца, знаменующего наступление нового лунного месяца, как об этом сообщается в достоверном хадисе: «Поститесь, когда вы видите его (новый месяц), и прекращайте, когда снова его увидите. Если же он будет скрыт от вас, то доводите число Ша’бана до тридцати дней»*
Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье!
Источник: Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/93. Члены комитета: Абдулла ибн Ка’уд, Абдулла ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.
*Хадис привёл Ахмад, (1/226; 258; 2/415; 422, 438, 454, 456, 469; 4/321; 5/42). Аль-Бухари, (2/229), версия текста хадиса приводится у него. Муслим, (2/759, 762, номер хадиса: 1080, 1081). Ат-Тирмизи, (3/69, 72, номер хадиса: 684, 688). Ан-Насаи, (4/133, 135, 136, 154, номер хадиса: 2116-2118, 2124, 2129, 2189). Ад-Дарими, (2/2-3). Ад-Даракутни, (2/158, 160, 161, 162, 163, 168). Абдур-Раззак, (4/156, номер хадиса: 7306). Ибн Абу Шейба, (3/21); Ибн Хиббан, (8/227, 238, 239, номер хадиса: 3448, 3457, 3459).
(Третий вопрос из фетвы номер 319)
Вопрос:Учитывая, что мы, жители Британии, можем увидеть невооружённым глазом появление нового месяца, знаменующего наступление Рамадана, только спустя тридцать часов с момента его появления. А также то, что сложные метеорологические факторы препятствуют наблюдению за новой луной, можно ли нам опираться на астрономические расчёты для определения возможной даты появления нового месяца, знаменующего наступление благословенного месяца Рамадан или всё же мы обязаны увидеть сами молодую луну для того, чтобы начать пост в благословенный месяц Рамадан?
Ответ:
Разрешается использовать средства наблюдения для слежения за появлением нового месяца. Что же касается астрономических расчётов, то на них нельзя опираться в вопросе наступления или окончания благословенного месяца Рамадан, т.к. Всевышний Аллах не предписал нам этого ни в Священном Коране, ни через Своего пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Всевышний предписал нам начинать пост в месяц Рамадан, когда мы увидим появление нового полумесяца, и предписал заканчивать поститься и праздновать день окончания поста, когда увидим появление следующего полумесяца, знаменующего наступление месяца Шаваль. Таким образом, опираясь на новолуния, люди определяют промежутки времени и дату хаджа, и поэтому мусульманину нельзя основываться на что-то другое, помимо новолуния, с целью определения временных отрезков для совершения таких видов поклонения, как пост в месяц Рамадан, праздничных дат и времени совершения хаджа (большого паломничества). Также это касается вопросов искупительных постов – таких как искупление за ошибочное убийство или искупление за «зыхар» [«Зыхар» – клятва мужчины, в которой он говорит своей жене, что она для него, как мать, имея в виду, что он больше не будет иметь с ней интимной близости] и т.д.
Всевышний Аллах сказал: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься». [Сура «Аль-Бакара», 185]. Также Всевышний сказал: «Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: “Они служат для людей в качестве определения промежутков времени и хаджа”». [Сура «Аль-Бакара», 189].
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь, когда вы видите его (новый месяц), и прекращайте, когда снова его увидите. Если же он будет скрыт от вас, то отсчитайте (тридцать дней от начала месяца Ша’бан)». [Аль-Бухари (1810); Муслим (1081); Ат-Тирмизи (684); Ан-Насаи (2117); Ибн Маджа (1655); Ахмад (2/497), Ад-Дарими (1685)].
Поэтому, если кто-то не видел новый месяц в другой местности или не смог увидеть новолуние у себя в стране как в ясную, так и пасмурную погоду, тот обязан отсчитать тридцать дней от начала предыдущего месяца.
Если же новолуние было зафиксировано зрительно в другой местности, то мусульмане в таком случае обязаны подчиниться решению своего правителя, поститься или нет. Дело в том, что в подобных ситуациях решение правителя устраняет разногласие, а именно – разногласие в отношении разницы появления нового месяца в зависимости от местности. Если правитель в вашей стране не является мусульманином, то мусульманам нужно следовать постановлениям местной мусульманской организации, принимая решение поститься или нет, в зависимости от того, какого мнения они придерживаются.
Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье!
Источник: Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/98-100. Члены комитета: АбдуЛлах ибн Мани’, АбдуЛлах ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи.