Вопрос: 1764. Какова мудрость запрета уразы за день или два до Рамадана.

https://youtu.be/Sg2sUiP9u9A

Ответ:

Некоторые сказали,чтобы человек укрепил свой организм перед Рамаданом. Т.е. чтобы хотя бы пару дней перед Рамаданом пост не держал, чтобы укрепился для (поста в месяц) Рамадан. Чтобы войти в месяц Рамадан, будучи сильным и активным. Но сказал ибн Хаджар:В этом ответе, в этой мудрости есть сомнение.Потому что понимается из хадиса, что если человек продержит за 3 дня или 4 до Рамадана, то это позволяется, т.е. тоже ослабляет человека. А некоторые сказали, что постановление относительно начала месяца Рамадан связано с видением луны, поэтому тот, который будет держать пост на всякий случай до Рамадана день или два до Рамадана как бы порицает это шариатское постановление, что нужно смотреть на луну. И хафиз ибн Хаджар посчитал это мнение более правильным.

(Как бы, говорит: Я на луну смотреть не буду, лучше на всякий случай два или день до Рамадана пост продержу. Вдруг ошиблись относительно начала наступления Шаабана, и там получились, что эти два дня уже на самом деле дни месяца Рамадан, поэтому, давай, на луну смотреть не будем, а будем держать пост за день или два на всякий случай).

А имам ас-Санани вообще не упомянул ни каких мнений, кроме этого в своей книге «субулю Салам».

И это мнение, годится, в правильное только, если мы согласимся с тем, что нельзя держать пост день или два последние дни Шаабана на всякий случай из-за Рамадана. И мы уже разъясняли, что это является неправильным, а некоторые сказали, что мудрость от этого в том, что есть опасность соединение обязательного поста с желательным.

(И это действительно происходит много у невежд которые не ограничиваются шариатскими границами. У них всё время появляется на всякий случай: на всякий случай прекращу кушать с утра, вдруг уже рассвет; на всякий случай пока не буду разговляться, вдруг еще не магриб (т.е. азан уже дали - сообщили, что солнце зашло), а он говорит подожду еще минут 15-20 на всякий случай пока звезды не выйдут, потому что вдруг на самом деле не зашло, или вдруг муаззин ошибся и т.д. С утра то же самое, азан еще не дали, а он уже прекратил кушать, вдруг муаззин ошибся, а рассвет уже начался. Это известно у простого народа, они часто используют это правило «на всякий случай». Поэтому Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, запретил совершать добровольный намаз сразу после фарда. Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, приказал после обязательного намаза посидеть, поговорить или поменять место, чтобы не получилось так, чтобы добровольный намаз человек дал салям от обязательного намаза и сразу встает совершать добровольный. И тот, который смотрит со стороны думает, что тот совершает обязательный. Потому что с годами, веками это перерастает в то, что человек начинает думать, что намаз зухр - 10 ракаатов, намаз магриб - 5 ракаатов, намаз иша - 6 ракаатов. Так и есть сейчас на наших землях. Говоришь сколько ракаатов намаз фаджр? Они говорят: 4 ракаата. Как 4? Ну, 2 сунны, 2 фарда, то есть он считает это за один намаз. Даже некоторые думают, что если он испортил омовение, например, совершая намаз 2 ракаата фарза фаджра, то он берет омовение, заново совершает два ракаата сунны и заново совершает фард. Думает, что два раката фарда влияет на сунну, которую он уже закончил и дал салям. Потому что они думают, что зухр это не только 4 ракаата это уже 10 (4 обязательно совершать сунны впереди, потом 4 обязательно фарда, потом 2 обязательно сунны). И думают, что намаз зухр состоит из 10 ракаатов. Поэтому Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, запретил совершать добровольный намаз сразу после фарда и эта же самая причина запрета держать день или два перед Рамаданом. Чтобы не слилось желательное поклонение с обязательным поклонением со временем).

Сказал аль-Куртуби в своей книге: «Этот запрет из-за того, что есть опасность, что люди добавят к месяцу Рамадан то, что не из него». И это мнение о том, что мудрость от этого запрета именно в этом более правильное. И это мнение выбрал шейх уль Ислам Ибн Теймия и привел ее в утвержденноесостояние.

[Примечание редактора стенограммы]:

Текст хадисов о разделение сунны намаза от фарда:

Ас-Саиб ибн Язид рассказывал: "Однажды я совершал вместе с Му'ауией пятничную молитву в отдельной комнате, и после того, как имам произнес слова таслима, я поднялся и совершил дополнительную молитву на своем прежнем месте, а когда Му’ауия зашел к себе, он послал ко мне человека, чтобы сказать: “Больше не повторяй того, что ты сделал! Совершив пятничную молитву, не начинай сразу после нее другую, пока не поговоришь или не покинешь места. Поистине, так велел нам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказавший, чтобы мы не переходили от одной молитвы к другой, не поговорив или не покинув места совершения молитвы". Муслим 883.

От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Разве не в состоянии вы подвинуться в перед, или отодвинуться назад, вправо или влево во время молитвы?!» Передатчик этого хадиса Хаммад добавил: “Т.е. добровольной молитвы”. Абу Дауд 1006. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность этого хадиса.

Имам Бадруддин аль-‘Айни сказал: “На этот хадис опирались наши сторонники (ханафиты) в качестве довода на то, что человек не совершает добровольные намазы на месте совершения обязательной!” См. “Шарх Сунан Аби Дауд” 4/291.

Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади говорил: “В этом хадисе довод на то, что не следует совершать добровольную молитву на том месте, на котором была совершена обязательная! Необходимо подвинуться в перед или назад, вправо или влево”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 3/308.

Къайс ибн Абдуллах рассказывал со слов человека из числа сподвижников: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил молитву аср и один человек встал, чтобы совершить намаз. Когда же Умар ибн аль-Хаттаб его увидел, он сказал ему: «Сядь! Поистине, люди Писания были погублены по той причине, что не делали разделения между своих молитв!» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) же сказал: «Отлично, о сын аль-Хаттаба!»” Ахмад 5/368. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2549.

Если с предыдущих хадисов можно было сделать вывод, что разделение между обязательной и добровольной молитвами словами или сменой места является желательным, то этот хадис указывает на обязательность этого. Шейх аль-Альбани сказал: "Текст этого хадиса ясно указывает на запрет совершения Сунны после обязательной молитвы, не произнеся слов или не сменяя место!" См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" 6/105.

Из книги «Кашфу-ль-Лисам»:

[Соблюдение поста перед Рамаданом]

Слова «Не предваряйте» означают: не соблюдайте перед началом месяца Рамадан пост, причисляя его к этому месяцу из соображений предосторожности, если [в ночь на 30-й день Ша’бана] на небе не будет препятствий видимости, таких как облака или пыль, в противоположность рафидитам, которые утверждают, что надо предварять Рамадан соблюдением поста, нежели наблюдать за луной.

Нежелательность соблюдения поста перед началом Рамадана может иметь несколько смыслов:

Один из них: опасение прибавить к Рамадану то, что к нему не относится, подобно тому, как запрещено по этой же причине и соблюдать пост в день праздника; а также предостережение от того, во что впали люди писания в их посте, когда они прибавили к нему по своему усмотрению и желанию.

Ат-Табарани передаёт со слов ‘Аишы (да будет доволен ею Аллах!): “[В первое время] люди соблюдали пост перед началом месяца до того, как его начинал соблюдать Пророк (мир ему и благословение Аллаха!). Тогда Всевышний Аллах ниспослал: «О те, которые уверовали! Не опережайте Аллаха и Его Посланника…» (Св. Коран, 49: 1)”.

Другой смысл: отделение обязательного поста от желательного.

Шариат узаконил разграничение между обязательными и желательными действиями. По этой причине Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) запретил соединять обязательную молитву с необязательной, не отделяя их посредством произнесения салама, либо посредством разговора, а особенно – утреннюю молитву.

Третий смысл: получение сил для соблюдения поста в Рамадане.

Непрерывность поста забирает силы и ослабляет соблюдение обязательного поста. Если же не поститься за день или за два до начала обязательного поста, то это позволит набрать больше сил для его соблюдения. Однако это спорный момент, поскольку отсутствует нежелательность соблюдения поста в течение более чем двух дней предшествующих Рамадану и соблюдения поста в течение всего месяца Ша’бан, что является еще более существенным по смыслу ослабления сил.

Хотя конечно же, не соблюдать пост, желая тем самым набраться сил для исполнения поста Рамадана, является хорошим делом для того, кого ослабляет непрерывность поста. Один из сподвижников говорил: “Воистину, я желаю посвятить Аллаху свой сон точно так же как и желаю посвятить Ему своё бодрствование”. Также в одном из хадисов говорится: «Кто ест и благодарит Аллаха подобен тому, кто постится и проявляет терпение» (ат-Тирмизи и др.). На это также указывает хафиз Ибн Раджаб в своей книге «Лятаиф». Источник: Имам Мухаммад ас-Сафарини «Кашфу-ль-Лисам».

[Конец примечания].

Хадис 633.Передают, что ‘Аммар ибн Йасир, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «Кто постится, сомневаясь в наступлении рамадана, тот ослушается Абу аль-Касима*, мир ему и благословение Аллаха». *(Абу Касим кунья Пророка Мухаммада, саллалаху алейхи ва салям). Этот хадис привел имам аль-Бухари в подвешенном состоянии и остальные пятеро привели его в полном состоянии, и назвал его достоверным ибн Хузейма, а также ибн Хибан.

Говорит Мухаммад ибн Хизам: Этот хадис хороший, но со слов Аммара ибн Ясира, а не со слов Пророка, сала Ллаху алейхи ва салям. И не привел его имам Ахмад, а привел его только Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, ибн Хузейма, ибн Хиббан и привел его имам аль-Бухари в своем достоверном сборнике в подвешенном виде, все они по дороге Амра ибн Кейс от Абу Исхака, от Сыля, от Аммара ибн Ясира. То, что однажды к Аммару ибн Ясиру привели готового барашка, и он сказал – «Ешьте» и некоторые из людей не стали кушать и сказали - «Я пощусь»и тогда Аммар ибн Ясир сказал: «кто попоститься в день сомнения - тот ослушался Абу аль-Касима». Передатчики этого иснада все крепкие, но указал ибн Хаджар в своей книге Ат-Таглик, что у этого хадиса есть скрытая болезнь, о которой также упомянул имам ат-Тирмизи. То, что некоторые передатчики передали этот хадис так: «Сказал Абу Исхак: дошло до меня от Сыли» (т.е. кто-то рассказал мне от Сыли), отсюда понимается, что в иснаде есть прерванность, что Абу Исхак не слышал этот хадис от Сыли, но кто-то пропущен в этом иснаде. Но у этого асара есть другой иснад, который приводится у АбдурРазака со слов Саури от Мансура, от Ридъ`и ибн Хираша от одного из людей, который сказал: «мы были у Аммара ибн Ясира в тот день, который называется днем сомнения». То есть перед Рамаданом. И принесли барашка и некоторые люди отказались кушать, и тогда Аммар ибн Ясир сказал: «Приближайтесь», то есть кушайте. Один из них сказал: «Нет, я держу пост. Это тот пост, который я постоянно держу». Сказал (Аммар ибн Ясир): «Если ты веришь в Аллаха и Последний день, то кушай». (Потому что Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, запретил держать пост в этот день). И этот асар приводит ибн аби Шейба без упоминания этого человека и дорога абдурРазака более достоверная. Значит, асар от Аммара ибн Ясира доходит до уровня хорошего из-за двух этих иснадов, но с его слов, а не со слов Пророка, сала Ллаху алейхи ва салям.

Что касается того, что это такое день сомнения и какое постановление держать уразу в нем у нас придет дальше, при разборе вопросов под хадисами.

Хадис 634. Передают со слов Ибн ‘Умара, что он слышал, как Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не начинайте поститься, пока не увидите молодой месяц, и не разговляйтесь, пока не увидите его снова. Если же погода будет облачной, то считайте дни». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. В одной из версий последнего также говорится: «Начинайте поститься, когда увидите молодой месяц, и разговляйтесь, когда увидите его снова. Если же он будет скрыт от вас за облаками, то отсчитайте тридцать дней». В одной из версий аль-Бухари говорится: «Месяц может состоять из двадцати девяти ночей. Но не начинайте поститься, пока не увидите молодой месяц. Если же погода будет облачной, то отсчитайте тридцать дней предыдущего месяца».

Хадис 635. Передают со слов Абу Хурейры, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Начинайте поститься, когда увидите молодой месяц, и разговляйтесь, когда увидите его снова. Если же он будет скрыт от вас за облаками, то отсчитайте тридцать дней месяца ша‘бан». Этот хадис передал аль-Бухари.

Вопросы, которые рассматриваются под хадисами от 633 и до 635.

Наши рекомендации