Но ученые разногласили в том, обязаны ли старик и старуха кормить бедняка за каждый пропущенный день поста.
1-ое мнение: они обязаны кормить бедняка за каждый пропущенный день поста. Это – мнение аш-Шафи‘и, Ахмада [ибн Ханбаля], Исхака [ибн Рахауейха] и Абу Ханифы. Из сподвижников этого мнения придерживались Анас [ибн Малик], [‘Абдуллах] ибн ‘Аббас, Кайс ибн ас-Саиб и Абу Хурейра, да будет доволен Аллах ими всеми.
Что же касается последователей сподвижников, то среди них этого мнения придерживались ‘Икрима, Са‘ид ибн аль-Мусеййиб, ‘Ата [ибн Аби Рабах], Катада, Са‘ид ибн Джубейр, и другие.
В качестве доказательства они привели слова Всевышнего: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить(одного)бедняка(за каждый пропущенный день)».[Сура аль-Бакара, аят 184].
Сказал шейх ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах: «Этот аят указывает на то, что Аллах Всевышний [в начале Ислама] сделал кормление бедняка заменой посту даже для тех, кто мог соблюдать пост. Если же человек [в наши дни] неспособен соблюдать пост, то данная замена все еще действительна для такого человека».
В словах шейха, да помилует его Аллах, есть небольшое затруднение. Аллах Всевышний в начале Ислама обязал того, кто способен соблюдать пост, сделать одно из двух: либо накормить бедняка, либо соблюдать пост. Поэтому из аята можно сделать вывод, что тому, кто вообще неспособен соблюдать пост, не нужно ни соблюдать его, ни кормить бедняка.
К тому же Аллах Всевышний сказал: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей».[Сура аль-Бакара, аят 286].
Затем Аллах Всевышний отменил аят [184-ый аят из суры «аль-Бакара»] и обязал соблюдать пост каждого, кто способен на это. Так почему же мы обязываем того, кто неспособен соблюдать пост, кормить за каждый пропущенный день пост одного бедняка, вместе с тем, что этот человек вообще не обязан соблюдать пост?!
Сторонники первого мнения заявили, что аят [184-ый аят из суры «аль-Бакара»] не отменен полностью, а остаётся действительным в отношении старика и старухи.
Но проблема в том, что этому пониманию противоречит хадис, который передается со слов Салямы ибн аль-Акуа‘, да будет доволен им Аллах. Этот хадис был упомянут выше. Ведь, мы сейчас говорим именно о старом человеке, который вообще не способен поститься. [А в аяте говорится о человеке, который способен поститься, но ему тяжело]. Именно поэтому, ибн уль-Мунзир посчитал, что этот аят отменен (мансух).
Ибн уль-Мунзир сказал: «Если бы аят касался пожилого старика, который неспособен поститься, то в аяте не было бы сказано: ″А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали*!″».
*[То есть: как может быть лучше поститься тому, кто вообще не может поститься. Следовательно, данный аят изначально никак не распространяется на тех, кто вообще неспособен поститься в этот месяц].
Также сторонники первого мнения опирались на действия некоторых сподвижников, в частности, Анаса [ибн Малика], [‘Абдуллаха] ибн ‘Аббаса, Абу Хурейры и Кайса ибн ас-Саиба.
[И это достоверно передаётся от этих сподвижников. Все они, когда не смогли соблюдать пост в старости, вместо этого стали кормить бедняков за каждый пропущенный день поста.
Что касается сообщения со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, то его передал аль-Бухари в подвешенном виде (му‘алляк) перед хадисом под номером 4505. Также его передал аль-Бейхакы, (4/271) с достоверной цепочкой передатчиков.
Что касается слов ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, то относительно них мы написали немного выше.
Что касается сообщения со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, то его передал аль-Бейхакы, (4/271) с достоверной цепочкой передатчиков.
Что касается сообщения со слов Кайса ибн ас-Саиба, да будет доволен им Аллах, то его также передал аль-Бейхакы, (4/271) с хорошей цепочкой передатчиков].
Сказал ибн Хазм: «И неизвестно, чтобы кто-нибудь из сподвижников им противоречил».
И этого мнения придерживается большинство обладателей знания, как на это указал хафиз ибн Кясир.
Это мнение посчитали правильным ибн Кудама, ан-Науауи, шейх уль-Ислям ибн Теймийа, ибн уль-Каййим, ибн Касир, шейх аль-Альбани, шейх ибн Баз, шейх ибн ‘Усеймин и шейх Мукбиль аль-Уади‘и, да помилует Аллах их всех.
2-ое мнение: они не обязаны кормить бедняка за каждый пропущенный день поста.
Это – мнение Малика, [Суфьяна] ас-Саури, Абу Саура, аль-Касима ибн Мухаммада, Салима ибн ‘Абдуллаха, Макхуля ад-Димашки, Раби‘а ибн ‘Абду-р-Рахмана, Са‘ида ибн ‘Абд уль-‘Азиза, а также это одно из мнений имама аш-Шафи‘и.
Также это мнение посчитали верным ибн уль-Мунзир, ибн ‘Абд уль-Барр и ибн Хазм, да помилует Аллах их всех.
Сказал ибн Хазм: «Старик и старуха, которые неспособны соблюдать пост, не обязаны его соблюдать, так как Аллах Всевышний сказал: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей».[Сура аль-Бакара, аят 286].
Если они не обязаны соблюдать пост, то получается, что и искупление за несоблюдение поста не является для них обязательным. Ни Аллах Всевышний, ни Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, не обязали их кормить бедняков в этом случае. Запрещено лишать человека имущества, если нет ясного шари‘атского доказательства или единогласного мнения обладателей знания».
Сказал ибн ‘Абд уль-Барр: «Более правильным – а Аллах знает лучше – является мнение тех, кто сказал: ″Кормление бедняков не является обязательным для тех, кто неспособен соблюдать пост″. Ведь, Аллах Всевышний вообще не обязал соблюдением поста тех, кто неспособен его соблюдать. Что же касается кормления бедняков за каждый пропущенный день поста, то в Коране нет такого указания на это, в котором единогласны все обладатели знания. Также нет указания на это и в сунне, а также нет относительно этого и единогласного мнения ни среди сподвижников, ни среди последующих поколений. И какое-либо дело не может стать обязательным без вышеперечисленного [то есть: без довода из Корана и сунны, и без единогласного мнения]».
Что же касается действия сподвижников, то сторонники второго мнения заявили, что доводом является только единогласное мнение всех сподвижников, а не действие кого-либо из них.
[Действие сподвижника не указывает на обязательность, ибо сподвижник мог кормить бедняка добровольно, не считая это действие обязательным. Однако говоря о том, что этот поступок не является обязательным, мы не говорим о том, что делать этого не нужно. Мы говорим лишь о том, что нельзя обязывать людей этим действием, хотя оно и является похвальным].
И это мнение кажется мне более верным и близким к истине, а Аллах знает лучше!
[Следовательно, относительно этого аят существут три мнения:
Первое мнение – аят отменен. В начале ислама человек мог не соблюдать пост, а накормить вместо этого одного бедняка. Затем это постановление было отменено и люди стали обязанными соблюдать пост.
Второе мнение – аят касался только старика и старухи, которые могли соблюдать пост только с большим трудом. Согласно этому аяту, только они могли не соблюдать пост и накормить одного бедняка за каждый пропущенный день. Затем это постановление было отменено и старики и старухи были обязаны соблюдать пост до тех пор, пока они способны на это, так же, как юноши. Если же они уже никак неспособны соблюдать пост из-за старости, то только в таком случае они имеют право накормить одного бедняка за каждый пропущенный день.
Третье мнение – аят не является отменённым. Согласно этому мнению, аят следует понимать так: «А тем, которые [были] способны поститься [в молодости, но не могут делать этого в старости], следует во искупление накормить (одного) бедняка (за каждый пропущенный день)».
Правильным является первое мнение].
Источник книга: «Помощь Дарующего в разъяснении того, что отменено из аятов Корана». Автор книги: Мухаммад ибн ‘Али ибн Хизам.
На счет того должен или не должен кормить старик бедняка за то что не может держать пост, разбор этого придет дальше в этой книге.
[Конец примечания].
Хадис № 632. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пусть никто из вас не постится за день или за два до наступления рамадана, если только он не соблюдает пост регулярно. Только в этом случае можно поститься в эти дни» Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
То есть если человека есть привычка, что он держит пост каждый понедельник или четверг, или держит пост через день, и тому подобное, то есть делает это постоянно, то он может держать пост в последний день, или последние два дня месяца Шаабан. А если у человека такой привычки нет, то он не должен держать пост последний день или последние два дня месяца Шаабан. И те постановления, которые под ним у нас дальше придут.
Вопросы, которые рассматриваются под хадисом №632.