Закят «фитр» (налог разговенья)
Положение 376. По окончании месяца Рамазан, в день празника «Фитр», нужно отдать
бедняку небольшую часть своего имущества в виде закята «Фитр»
Количество закята «Фитр»
Положение 377. Человек должен дать за себя и за тех, кто находится на его иждивении, как
например жена и сын, примерно три килограмма на каждого из тех продуктов, которые
перечислены в следующем положении.
Что нужно давать в закят «Фитр»?
Положение 378. В закят «Фитр» можно давать пщеницу, ячмень, финики, кишмиш, рис,
кукурузу и другие продукты подобные им, но также возможно уплатить стоимость продукта
деньгами.
ХУМС
Одной из экономических обязанностей мусульман является уплата хумса (выплата одной
пятой части, идущая на содержание родичей потомков Пророка (Д.Б.А.Р.), вдов, сирот и нищих)
при котором, для определенных затрат, из некоторых вещей взымают одну пятую часть. Хумс
выплачи- вают муджтахиду.
Положение 379. В семи случаях выплата хумса является обязательной:
1. При получении прибыли.
2. С рудников, шахт, приисков, месторождений и т.д.
3. При нахождении клада.
4. С военных трофеев.
5. При нахождении драгоценностей, которые можно добыть, нырнув в море.
6. Дозволенное имущество, которое смешалось с недозволенным имуществом.
7. За землю, которую иноверец25, платяший налог мусульманскому государству, купил у
мусульманина.
Положение 380. Выплата хумса также обязательна как намаз и ураза. Каждый человек,
который имеет хотя бы одно из перечисленных выше семи обстоятельств, должен с их уплатить
хумс.
Одно из обстоятельств, с которыми люди сталкиваются чаще других - это получение прибыли
(т.е. превышение годового дохода человека и его семьи над их расходом).
Ислам проявляет уважение к труду и приобретениям человека и поэтому удовлетворение
собственных нужд при выплате хумса, предпочтительней. Исходя из этого, каждый человек на
протяжении года может удовлетворять свои собственные нужды, за счет той прибыли, которую он
имеет в течении года, если же в течении года не имел прибыли, то уплата хумса необязательна, но
если после того, как израсходует для собственных и семейных нужд, в той мере, в которой
нуждается и неизлишествовал, но и не притеснял себя, и если в конце прибыль появится, то одну
пятую часть должен выплатить, а четыре пятых оставить себе.
Заповеди для хумса
Положение 381. Человек до того, как не оплатит хумс, не имеет права расходавать с того
имущества, которое подлежит выплате, т.е. не должен есть и тратить деньги со своего имущества,
которое подлежит выплате хумса.
Положение 382. Продовольствие, которое было куплено с годовой прибыли для годового
расхода, такие продукты, как например масло, рис, чай и если их в конце года окажется больше
(т.е. в течении года потребляли меньше, чем закупили), то с этих продуктов тоже нужно уплатить
хумс.
Положение 383. Если несовершеннолетний (с точки зрения шариата) будет иметь капитал, с
которого будет получать прибыль, то его опекуны обязаны выплачивать хумс с этой прибыли.
Если из этой прибыли хумс не будет выплачен, то по достижении совершеннолетия, обязан
сделать это сам.
Расход хумса
Положение 384. Имущество хумса делится на две части та половина, которая является долей
Имама эпохи (т.е. Имама Махди (да будет мир с ним), должна быть выплачена муджтахиду или
его представителю, а другую половину нужно уплатить бедному сейиду (потомок Пророка -
Мухаммеда (Д Б А Р)), сейиду сироте, сейиду, который в путешествии попал в затруднительное
положение.
ЗАКЯТ
Еще одной из важнейших экономических обязанностей мусульман является выплата закята
(налог с имущества, в пользу бедных мусульман).
Достаточно того, что о значительности закята говорится в Священном Коране. Айаты о закяте
ниспосылались после айатов о намазе и выплата закята считается одним из признаков веры и
праведных дел.
В многочисленных преданиях от непорочных (мир им) говорится «Тот, кто уклоняется от
уплаты закята, вне религии».
Закят подобен хумсу и имеет определенные условия. Один из его видов - это налог на тело и
жизнь, которая выплачивается ежегодно один раз в день праздника разговенья (закят «Фитр»).
Тот, кто имеет возможность уплатить этот налог, должен обязательно заплатить его. Положения
об уплате этого вида закята были оговорены в конце главы «Ураза».
25 Христиане, иудеи и зароастрийцы, которые заключили договор с исламским правителем о выплате
определенного налога со своего имущества, при особых условиях, которые приведены и подробно описаны в книгах
по фикху. Выплачивая этот налог, иноверцы освобождаются от многих обязанностей, которые должны выполнять
мусульмане например воинская обязанность, участие в военных действиях и т.д. Так как выплачивая этот налог, они и
их имущества находятся под полной защитой и покровительством мусулман.
Другой вид закята - это закят на имущество, но этот закон распространяется не на все виды
имущества, а всего лишь девять вещей подлежат уплате закята
Положение 385. Имущества, подлежащие уплате закята, отмечены ниже:
1. Пшеница.
2. Ячмень.
3. Финики.
4. Изюм (кишмиш).
5. Верблюд.
6. Корова.
7. Баран.
8. Золото и серебро.
9. Комерческие товары, с условиями, объяснение которых, приведены в книге «Таузих-ал-
масаил», данного автора.
Положение 386. Закят в том случае становится обязательным, если он достигнет
определенного предела. Определенные нормы для каждого вида, после которой выплата закята
обязательна и часть закята из него приведены в таблице:
Часть закята Норма Вид
имущества
* 1/10- в случае, если будут
орошены дождем или водой из
реки
* 1/20- в случае, если будут
орощены самостоятель но,
ведрами, мотором, водяной
помпой
* 3/40- в случае, если будут
орошены обоими
Приблизи-
тельно 847
килограмм
Пшеница,
Ячмень,
Финики,
Изюм
один баран
один баран на каждые пять
верблюдов
один верблюд
первая норма
до 25 верблюдов
26 верблюдов
Верблюд
одногодний теленок 30 коров Корова 6
один баран 40 баранов Баран 7
1/40 15 обычных
мискалей
Золото 8
1/40 105 обычных
мискалей
Серебро 9
Примечание:
Верблюд, корова, баран, золото и серебро имеют также и другие нормы с которых необходимо
выплачивать закят. Для подробного ознакомления с ними можете обратиться к книге «Таузих-ал-
масаил».
Заповеди для закята
Положение 387. Если животное круглый год будет питаться травой на пастбище, то уплата
закята за это животное обязательна. Если же животное весь год или какое-то время будет питаться
посеянной или скошенной травой, то тогда платить закят за него не нужно.
Положение 388. Закят с золота и с серебра в том случае становится обязательным, если это
золото и серебро будут в виде монет, которыми осуществляются торговые операции. С украшений
из золота и серебра, что носят женщины, закят не выплачивается.
Положение 389. Уплата закята является богослужением и поэтому должна быть с намерением
о выплате закята, а также с целью приближения к Всевышнему.
Расход закята
Положение 390. Расход закята производится в восьми случаях. Можно производить расход
закята при наличии всех этих обстоятельств и можно при наличии только некоторых из этих
обстоятельств. Ниже мы ознакомимся с некоторыми из них
1. Бедность и нищета.
2. Должник, не умеющий самостоятельно заплатить свой долг.
3. Немусульманин, но при условии если будет получать закят, то станет склонным к
Исламу. Если немусульманин во время войны помогает мусульманам, то на него можно
расходавать закят.
4. Те, кто находятся на пути Аллаха, т.е. занимается совершением тех дел, которые имеют
пользу для всех мусульман, например, строительство дорог, мостов, мечетей и т.д.
ЗАПОВЕДИ ДЛЯ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
Положение 391. Достойным делом для торговца, является изучение предписаний купли-
продажи, так как в некоторых обстоятельствах для него это необходимо.
Положение 392. Купля-продажа, а также хранение, чтение, написание и преподавание книг,
которые уводят человека с правильного пути, запрещается, если конечно это не будет иметь
благую цель, например, для того чтобы ответить неверующим.
Положение 393. Продажа товара, смешанного с чем то другим, при том условии, что
покупатель не будет знать об этом и продавец ему об этом ничего не скажет, запрещается
например если продаст масло, смешанное с жиром. (Этот поступок в торговле называется
обманом).
Положение 394. В торговой сделке необходимо, чтобы особенности вещи, которая продается
или покупается, были известны, но нет необходимости говорить об особенностях товара, которому
люди не придают значения.
Положение 395. Покупать или продавать товары одного сорта, которые продают на вес или
меркой, с увеличением одного над другим, запрещается и считается барышом (процентами)
например, продавать одну тонну зерна за одну тонну двести килограмм зерна.
Положение 396. Желательно, чтобы продавец не ставил разницу в цене между покупателями,
если только для бедняков и нищих. Также желательно, чтобы продавец был уступчивым в цене
товара не был слишком требовательным к своей цене и принимал просьбу о срыве сделки.
Положение 397. Клясться в торговой сделке, если это будет правдой, нежелательно, ну а если
же это будет ложью, то это запрещается.