Закят аль-Фитр (Милостыня Разговения).

Закят аль-Фитр (Милостыня Разговения).

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.

Содержание:

Вступление. Стр.: 2.

Обязательность выплаты закята аль-Фитр. Стр.: 2.

Мудрость закята аль-Фитр. Стр.: 3.

О зактуль фитр шейх ибн Аль Усеймин. Стр.: 3.

Для кого является обязательным закят аль-Фитр? Стр.: 7.

Если человек стал мусульманином в последний день Рамадана, то должен ли он дать милостыню разговения (садака аль-фитр)? Стр.: 9.

Выплачивается ли милостыня по случаю разговения от плода, что в утробе матери, или нет? Стр.: 9.

Давать ли закят аль-фитр от имени умерших? Стр.: 10.

Должен ли выплачивать закят уль-фитр тот, кто не постился в Рамадан по уважительной причине? Стр.: 10.

Должен ли муж давать милостыню разговения за свою жену-христианку? Стр.: 11.

Мусульманин не обязан выплачивать закят за свою непослушную жену. Стр.: 12.

Должен ли отец платить закят уль-фитр за детей, которые живут со своей матерью?

Стр.: 12.

Если у мусульманина нет возможности выплатить закят аль-Фитр, то с него спадает обязанность выплата аль-Фитра. Стр.: 13.

Кому дается закят аль-Фитр? Стр.: 13.

Кто такие бедняки, которым выплачивается закат? Стр.: 14.

Дозволено выплачивать одному бедняку несколько закятов аль-Фитра или же распределить один аль-Фитр среди нескольких бедняков. Стр.: 18.

Не дозволено мусульманину выплачивать закят тем, кого обязан содержать из числа жен, детей и родителей. Стр.: 18.

Мусульманину дозволено выплачивать закят своим родственникам мусульманам.

Стр.: 19.

Запрещено давать закят аль-Фитр: неверным и богатым. Стр.: 19.

Можно ли отправлять закят аль-Фитр в другой город? Стр.: 20.

Размер закята аль-Фитр. Стр.: 20.

Можно ли платить закят аль фитр больше добровольно? Стр.: 24.

Чем следует выплачивать закят аль-Фитр. Стр.: 24.

Дозволяется ли выдавать закат аль-фитр мясом? Стр.: 26.

Можно ли давать закят аль-Фитр деньгами? Стр.: 27.

Когда следует выплачивать закят аль-Фитр? Стр.: 30.

Если не выплатил закат фитр по уважительной причине что делать? Стр.: 32.

Снимается ли обязанность раздачи милостыни разговения со временем с того кто не выплатил ее по нерадивости. Стр.: 34.

Пост Рамадана принимается только после выплаты милостыни разговения? Стр.: 35-36.

Вступление.

Закят аль–фитр (милостыня разговения) выплачиваемый в конце месяца Рамадан, был предписан в месяце Ша'бан 2–го года хиджры.

Передается со слов ибн Умара (да будет Аллах доволен им): "Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предписал нам милостыню разговения в месяц Рамадан са'ъ (мера сыпучих тел) фиников или ячменя свободному и рабу, мужчине и женщине, взрослому и ребенку из мусульман. И приказал выплатить её до того как люди выйдут на молитву". (Бухари, Муслим).

Советую послушать вам уроки по книге «Тайсир аль-Аллям шарх Умдатуль Ахкам».

Автор Шейх АбдуЛлах ибн Абдуррахман ибн Аали Бассам.

Глава 1: О закяте аль-фитр:

Кто обязан выдавать Закят аль-фитр, в каком количестве, и до какого времени. Какой пищей выдавать закятуль-фитр.

https://youtu.be/Ezam3INCYi4

https://youtu.be/UtV2eg1p-MU

А также советую послушать вам уроки по книге Булуг Аль Марам шарх Мухаммада ибн Хизама, по этой теме:

01 https://youtu.be/F7hmIOVTeFs

02 https://youtu.be/hHQrboW8QfM

03 https://youtu.be/2ffagV6hCF4

Также придут пользы из этих уроков по разделам ниже в статье.

Обязательность выплаты закята аль-Фитр.

Передал целый ряд мухаддисов от Ибн Умара: "Обязал нас Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выплачивать закят уль-фитр в размере саа фиников или ячменя…". (Бухари, 1407; Муслим, 1639; Даракутни, 6, и другие).

Сказал имам Ибн Мунзир: "Собрались все известные из людей знания, на том, что закятуль фитр обязателен". Источник: Аль-Мугни, 5/467.

Ибн ‘Умар рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вменил в обязанность раздавать закят аль-Фитр в виде одного са’ еды. Он вменил это рабу и свободному, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман, повелев делать это перед выходом на праздничную молитву”. аль-Бухари 1503.

Имам аль-Хаттаби сказал: “В этом хадисе содержится указание на то, что закят аль-Фитр является обязательным, и то, что он обязателен, является мнением всех ученых”.

Источник: “Ма’алиму-Ссунан” 3/214.

Ан-Науауи сказал: “Все ученые сходятся на том, что закят аль-Фитр обязателен для каждого мусульманина”. Источник: «аль-Маджму’» 6/106.

Разбор вопроса из книги Булуг Аль Марам шарх Мухаммада ибн Хизама:

Вопрос1666 Каково постановление выплаты закята аль-фитр

https://youtu.be/qK28STcdr1E

Мудрость закята аль-Фитр.

Всевышний Аллах вменил общине Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) закят аль-Фитр, чтобы избавить нуждающихся от просьб в день праздника и чтобы он послужил искуплением упущений, допущенных во время поста.

Ибн ‘Аббас рассказывал: “Пророк (мир ему и благословения Аллаха) обязывал выплачивать закят аль-Фитр, как очищение для постящегося человека от пустых разговоров и как пропитание для неимущих. Кто бы ни уплатил его до праздничной молитвы – это приемлемый закят, а кто выплатил его после молитвы, в таком случае он рассматривается только как милостыня”.Абу Дауд 1609, Ибн Маджах 1827, ад-Даракъутни 2/138. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аз-Захаби имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани.

Уаки’ибн аль-Джаррах говорил: “Закят аль-Фитр в месяце Рамадан, подобен саджда сахуа* в намазе. Закят аль-Фитр искупляет упущения поста, так же как саджда сахуа искупляет недостатки в намазе”. Источник: «аль-Маджму’» 6/321.

*[Два земных поклона в конце молитвы, совершаемые за допущенную ошибку или упущение в молитве].

Что же касается хадиса: «Месяц Рамадан находится между небом и землей, и ничего его не поднимет к Аллаху, кроме закята аль-Фитр» ад-Дайлями и Ибн Шахин, то он является недостоверным о чем сообщили имам Ибн аль-Джаузи, хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани.

Шейх аль-Альбани сказал: “Нам неизвестно, чтобы хоть кто-либо из ученых говорил о том, что пост без закята аль-Фитр не принимается”. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 1/118.

Глава двадцать восьмая.

Закят уль-Фитр.

Братья мои, поистине, Аллах Всевышний узаконил в конце месяца Рамадан выплату закята аль-фитр, который необходимо выплатить до начала праздничной молитвы.

Этот закят является обязательным религиозным предписанием, на обязательность которого указал сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Если посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел что-то, то это на самом деле является приказом Аллаха Всевышнего.

Аллах Всевышний сказал: «Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем»[Сура ан-Ниса, аят 80].

А также: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» [Сура ан-Ниса, аят 115].

А также: «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам»[Сура аль-Хашр, аят 7].

Закят уль-Фитр обязан выплачивать как молодой, так и старый, как мужчина, так и женщина, как свободный человек, так и раб из числа мусульман.

Сообщается, что ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вменял в обязанность раздавать в день разговения милостыню в размере одного са‘ фиников или ячменя рабу и свободному человеку, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман, повелев делать это перед выходом людей на (праздничную) молитву». [аль-Бухари, 1503; Муслим, 984].

Необязательно выплачивать закят уль-фитр за плод, который находится в утробе матери. Если же родители выплатят закят уль-фитр за этот плод, как добровольное поклонение, то в этом нет ничего страшного. Так поступал, например, правитель верующих ‘Усман, да будет доволен им Аллах.

Человек обязан выплачивать закят уль-фитр за себя, а также за всех тех, кого он должен обеспечивать (супруга, близкие родственники), если тот человек не может выплатить его сам. Если же они имеют возможность выплатить закят уль-фитр самостоятельно, то лучше выплатить его самостоятельно.

Закят уль-фитр обязан выплачивать каждый, кто располагает дополнительными средствами сверх того, в чем он нуждается в течение суток в день разговения. Если же дополнительных средств меньше одного са‘а, то нужно выплатить то, что имеется. Аллах Всевышний сказал:

«Остерегайтесь же(наказания)Аллаха, насколько можете» [Сура ат-Тагабун, аят 16].

А пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если я велю вам что-либо, делайте из этого, что сумеете». [аль-Бухари, 7288; Муслим, 1337].

Выплата закята аль-фитр – это совершение добра по отношению к беднякам. Посредством закята аль-фитр бедные мусульмане могут не просить у людей ничего в день праздника. Таким образом, день праздника одинаково радостно отмечают и богатые, и бедные.

Также закят уль-фитр очищает постящегося от недостатков и грехов, которые он совершал во время соблюдения поста. Также, выплачивая закят уль-фитр, человек открыто благодарит Аллаха за дарованные Им милости, ибо именно Аллах позволил человеку соблюдать пост и облегчил ему совершение благодеяний.

Сообщается, что ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вменил в обязанность закят уль-фитр, чтобы постящийся очистился от пустословия и сквернословия, и чтобы бедные получили пропитание. Если человек выплатит этот закят до (праздничной) молитвы, то его закят будет принят. Если же человек выплатит этот закят после (праздничной) молитвы, то это будет (обычной) милостыней» [Абу Дауд, 1609; ибн Маджах, 1827; аль-Хаким, 1/409. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аби Дауд», 1/303].

Как выплачивать этот закят?!

Закят уль-фитр выплачивается той едой, которую люди употребляют в качестве пищи. Например, можно выплачивать финиками, пшеницей, рисом, изюмом, сыром, и так далее.

Сообщается, что ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вменял в обязанность раздавать в день разговения милостыню в размере одного са‘ фиников или ячменя» [аль-Бухари, 1503; Муслим, 984].

Передают, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мы раздавали закят уль-фитр в размере одного са‘а продуктов питания. А мы пытались в то время ячменем, изюмом, сыром и финиками» [аль-Бухари, 1508; Муслим, 985].

Закят уль-фитр не выплачивают кормом животных, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вменил его в обязанность, чтобы именно бедняки, а не животные, получали пищу.

Также закят уль-фитр не выплачивается одеждой, домашними принадлежностями (подстилка, ковёр, циновка), посудой или ещё какими-либо предметами. Его выплачивают только едой, которой питаются люди.

Нельзя выдавать закят уль-фитр деньгами, ибо это противоречит тому, что велел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-то совершит деяние, относительно которого не было нашего приказа, то (это деяние) будет отвергнуто».

А в другой версии сказано: «Если кто-то внесет в это наше дело то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!» [аль-Бухари, 2697; Муслим, 1718].

Выплата закята аль-фитр деньгами противоречит тому, как поступали сподвижники, да будет доволен им Аллах. Они всегда выдавали этот закят одним са‘а еды.

Поистине, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вам следует придерживаться моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путём после меня» [Ахмад, 4/126-127; Абу Дауд, 4607; ат-Тирмизи, 2676; ибн Маджах, 42-43. аль-Хаким (1/97) назвал хадис достоверным, с чем согласился аз-Захаби. Шейх уль-Ислям ибн Теймия также назвал хадис достоверным. См. «Иктида ас-Сырат», 2/579].

Размер закята аль-фитр.

Закят уль-фитр выплачивается в размере одного пророческого са‘а. Один пророческий са‘ равняется 2040 граммам высокосортной пшеницы. Если мусульманин собирается выплачивать закят уль-фитр другими продуктами, то ему следует определить объем 2040 грамм высокосортной пшеницы, а затем отмеривать другие продукты по этому объему.

Когда нужно выплачивать закят уль-фитр?!

Закят уль-фитр становится обязательным тогда, когда наступает ночь, предшествующая праздничному дню.

Поэтому, например, если человек умер за мгновение до захода солнца (до наступления ночи), то за него не нужно выплачивать закят уль-фитр. Если же человек умер уже после наступления ночи, то обязательно нужно выплатить закят уль-фитр за него.

Если ребенок родился после наступления ночи, предшествующий празднику разговения, то выплачивать закят уль-фитр за него желательно, но не обязательно. Если же ребенок родился до наступления ночи, предшествующий празднику разговения, то выплачивать закят уль-фитр за него обязательно.

Лучше всего выплачивать закят уль-фитр утром перед совершением праздничной молитвы.

Сообщается, что ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вменял в обязанность раздавать в день разговения милостыню в размере одного са‘ фиников или ячменя рабу и свободному человеку, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман, повелев делать это перед выходом людей на (праздничную) молитву» [аль-Бухари, 1503; Муслим, 986].

Поэтому, лучше всего, немного отложить праздничную молитву в день праздника разговения, дабы у людей было больше времени для выплаты закята аль-фитр.

Но можно выплатить закят уль-фитр за день-два до праздника. Сообщается, что Нафи‘ рассказывал: «Обычно ибн ‘Умар выдавал закят уль-фитр за день-два до (праздника) разговения» [аль-Бухари, 1511].

Нельзя откладывать выплату закят уль-фитр так, что человек выплачивает его уже после совершения праздничной молитвы. Если человек выплатит закят уль-фитр после праздничной молитвы безо всякого оправдания, то закят уль-фитр не будет принят. Его действие будет противоречить велению посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Сообщается, что ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Если человек выплатит этот закят до (праздничной) молитвы, то его закят будет принят. Если же человек выплатит этот закят после (праздничной) молитвы, то это будет (обычной) милостыней». [Абу Дауд, 1609; ибн Маджах, 1827; аль-Хаким, 1/409. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аби Дауд», 1/303].

Если же у человека была уважительная причина и он не успел выплатить закят уль-фитр вовремя, то в этом нет ничего страшного. Например, человек поздно узнал о том, что наступил день праздника, поэтому не успел выплатить закят уль-фитр. Или, например, человек доверил другому человеку выплату закята аль-фитр от его имени, а тот забыл сделать это. В таком случае, человек может выплатить закят уль-фитр даже после праздничной молитвы, так как у него имеется оправдание.

Закят уль-фитр нужно выплачивать беднякам, которые живут в том месте, где человек находится в день праздника, даже если он сам обычно живёт в другом месте.

Закят уль-фитр выплачивается беднякам и людям, которые не могут выплатить свои долги. Этим людям дают такое количество продуктов из закята аль-фитра, в каком они нуждаются.

Можно распределить свой закят уль-фитр сразу между несколькими бедняками. Также можно выдать несколько закятов только одному бедняку.

Также бедняк, получив от кого-то закят уль-фитр, может выплатить этот закят уль-фитр от себя или от своей семьи уже другому бедняку. Но перед этим этот бедняк должен точно убедиться в том, что объем этой пшеницы (или другого продукта) не меньше одного пророческого са‘а. [Чтоб не получилось так, что человек, сам того не зная, выплатил меньше, чем был обязан выплатить].

وصلَّى الله وسلَّم على نبيَّنا محمدٍ وعلى آلِهِ وصحبِه أجمعين

Кому дается закят аль-Фитр?

Большинство ученых считают, что закят аль-Фитр распределяется также, как и обычный закят, среди восьми категорий, указанных в Коране: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных; для тех, кто занимается сбором и распределением закята; и для тех, чьи сердца хотят склонить (к Исламу); для выкупа рабов; для должников; для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый».(ат-Тауба 9: 60).

Однако это мнение ошибочно, поскольку эта аналогия противоречит вышеприведенному хадису Ибн ‘Аббаса, который сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предписывал закят аль-Фитр, как очищение для постящегося человека от пустых разговоров и как пропитание для неимущих”. (Абу Дауд, 1609, Ибн Маджа, 1827, и его иснад хасан).

Сказал имам аш-Шаукани: "В этом доказательство на то, что закятуль фитр расходуется только на бедняков, а не на других людей на кого можно расходовать обычный закят". Источник: "Нейлюль Автор", 3/103.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Не дозволено давать закят аль-Фитр кроме как нуждающимся”. Источник: “Маджмууль-фатауа”, “Ихтияратуль-фикъхия” 102.

То же самое говорили шейх Ибн аль-Къайим См. “Задуль-ма’ад”.

Шейх аль-Альбани (да смилуется над ним Аллах) в «Тамаме аль-Минна», опровергая автора книги Сейида Сабикъа, сказавшего: «Закят аль-Фитр распределяют среди восьми категорий, упомянутых в кораническом аяте», сказал:

«Нет указаний в Сунне, которая указывает на правомочность этого распределения. Напротив, слова Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), которые были переданы Ибн ‘Аббасом: «…(закят аль-Фитр это) как пропитание для бедных», указывают на то, что следует выплачивать закят аль-Фитр лишь бедным (мусульманам). А что касается коранического аята, то под ним подразумевается имущественный закят, а не закят аль-Фитр, так как Всевышний Аллах до этого аята сказал: «Среди них есть такие, которые обвиняют тебя из-за милостыни. Если им достается что-либо из милостыни, то они остаются довольны».

Это мнение предпочел шейхуль-Ислам Ибн Таймия в своей полезной фетве (2\81-84). Это же мнение выбрал имам аш-Шаукани в «ас-Сайлюль-джарар» 2/86-87.

И поэтому имам Ибн аль-Къайим в «Задуль-ма’ад» сказал: «Из руководства Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) является то, что он выделил нуждающихся (мусульман) для закята аль-Фитра»». (конец цитарования шейха Альбани).

Разбор вопроса из книги Булуг Аль Марам шарх Мухаммада ибн Хизама:

Б) Можно ли распределять закят на факыра или мискина, которые способны работать?

Те бедняки и неимущие, которые могут заработать на себя и на тех, кого они опекают, то на них нельзя распределять закят, как об этом сказал пророк, мир ему и благословени Аллаха: «Нет доли в этом для богатого и для того, кто в состоянии заработать». [Абу Дауд №1617 (Примечание от переводчика: Допущена типографическая ошибка, этот хадис у Абу Дауда под номером 1633) и Ан Насаи 5/99 и его удостоверил Аль Альбани]. И так же слова пророка, мир ему и благословени Аллаха: «Не разрешается садака для богатого и для того здорового, способного на заработок» [Ат Тирмизи №647 и Абу Дауд №1618 (Примечание от переводчика: Допущена типографическая ошибка, этот хадис у Абу Дауд под номером 1634), см. «Сахих аль джами» 7251].

И это мнение шафиитов и ханбалитов и это мнение более правильное.

Несмотря на это ханафиты и маликиты склонились к мнению, что пока человек является факыром или мискином, то на него можно распределять закят. И аргументировали историей, которая произошла в вышеупомянутом хадисе, что два человека попросили у пророка, мир ему и благословение Аллаха, садака, он посмотрел на них и увидел, что они крепкие и сказал: «Если вы хотите, то я дам вам, но в этом нет доли для богатого и для способного на заработок». [Был недавно приведен]. И сказали, что он разрешил дать им, а его слова: «… в нем доли» указывают на то, что они не должны были спрашивать и что это не их право. [«Фатх аль кадир» 2/28, «Аль Мугний» 6/423, «Аль Маджму’» 6/190 и «Аль маусу’ату аль фикхийату» 23/316].

Скажу: что такое объяснение хадиса не совсем правильно, и внешне видно, что его слова: «если вы хотите, то я дам вам» не указывают на дозволенность подаяния, а скорее на угрозу, подобно словам Всевышнего: «Кто желает, тот верует, а кто не желает, тот не верует». Аль Кяхв 29.

Конец цитирования из книги: «Сахих фикх сунна» раздела «Закят».

Размер закята аль-Фитр.

Разбор вопроса из книги Булуг Аль Марам шарх Мухаммада ибн Хизама:

Закят аль-Фитр (Милостыня Разговения).

Наши рекомендации