Как же образовалось это государство?
Вернёмся в 440 год, в глубину пустыни Мавритании, там где жили в то время берберы. Они еще назывались сунхаджа и они делились на два больших племени: джудаля и лямтуна. И был человек-предводитель своего племени Яхъя ибн Ибрахим аль-Джудаля. Он был хорошим и благородным мусульманином. Но в его местности было распространено распитие алкоголя, прелюбодеяние, убийства и притеснения. И однажды он решил отправиться в хадж и он проезжал через город Кайраван в Тунисе (в то время он был центром маликитского мазхаба во всей Северной Африке). Там он встретился с одним из самых больших ученых маликитского мазхаба - Аму Умран аль-Фаси. Он рассказал ему о всем происходящем и попросил ученого отправить с ним кого-нибудь, дабы исправить положение. Он согласился и отправил с ним Абдуллаха ибн Ясина и когда они приехали, шейх Абдуллах ибн Ясин начал призыв к одобряему и запрет порицаемого. Но народ был не воспитан и вера их была слаба и они начали ругать его и даже побили, а затем пригрозили убить его, если он не покинет город. И в конце концов его выгнали из города и он начал плакать и взывать к Аллаху с мольбами. Он не знал, что делать и куда идти. Но затем он принял решение отправиться ещё южнее в сторону государства Синегал и там, пройдя через джунгли, он разбил палатку у реки и начал там жить и написал письмо в этот город: "Кто хочет получать шариатские знания, то я нахожусь здесь.."
Некоторые люди желали отправиться к нему, но боялись своего племени. Однако, всё же четыре человека покинули деревню и отправились к нему и шейх начал объяснять им Ислам с самых азов. Через некоторое время, они начали потихоньку приводить близких людей из своей деревни. Их стало десять, затем двадцать. Затем они начали разбивать одну палатку, вторую, третью и так образовался маленький палаточный городок. Людей было около двухсот, затем триста и шейху уже было невозможно преподавать каждому отдельно. И он разбил людей на группы из 5 человек и поставил над каждой группой самых лучших своих учеников. Он повторил то же, что сделал пророк, мир ему и благословение Аллаха, когда он доносил ислам в Мекке, в доме 'Аркама, да будет доволен им Аллах, или как это случилось во время второй присяги, когда приехало 72 человека и он разбил их на 12 групп и над каждым поставил макийба (старшего). И через 4 года их количество стало 1000 человек. И они вновь пошли на юг Мавритании призывать к Исламу. И конечно же, всего 1000 человек по сравнению с племенем сунхаджа были ничтожным, но рода внутри этого племени были сильно разобщены, а тут было тысяча мужчин, воспитанных на Коране и Сунне, которые уповали на Одного Аллаха, Свят Он и Велик.
Слово "аль-Хейма" в арабском языке означает рибат, от слова рабата (завязывать, привязывать что-то) и рибат в Исламе - это выход пограничников для охраны территории мусульман и поэтому они назвали себя мурабитами.
В 445 году Аллах дает им подарок от Себя - человек из племени лямтуна - Яхъя ибн Амр принимает Ислам и призывает всё своё племя принять Ислам и все они заходят в религию Аллаха. И это подобно тому, как когда-то в Медине Са'д ибн Му'аз призвал своё племя и все они зашли в Ислам. После этого, их число стало равным 7000 человек. И через некоторое время Яхъя ибн 'Амир умирает и предводительство переходит на Абу Бакра ибн 'Умара аль-Лямтуни.
В 451 году их количество стало 12 тысяч человек. Во время одной из стычек Абдуллах ибн Ясин умирает и это произошло после одиннадцати лет работы, начатой в одной маленькой палатке. И в истории оно было известно, как небольшое государство палаточников.
В 453 году - Абу Бакр ибн Умар узнает, что среди мусульман Сенегала произошло противоречие и они начали сражаться друг с другом, и он берет половину армии и идет в Сенегал решить проблему. После того, как он решил проблему и предотвратил междоусобицы, он отправился дальше Сенегала, встретив много племён, совершающих ширк из-за своего невежества и начал вести там призыв к Аллаху, пока окончательно не углубился на юге Африки и только в 468 году (через 15 лет) он вернулся назад. Когда Абу Бакр только покидал Юг Мавритании, он оставил вместо себя двоюродного брата - Юсуфа ибн Тышфина и Юсуф ждал Абу Бакра неделю, месяц, год и уже сам решил отправиться на Север Африки. Он увидел, что там появился человек, который объявил себя исламским пророком. Этот человек сказал, что нужно совершать 2 намаза, вместо 5. Он придумал новый Коран на берберском языке, отменил омовение и гъусль, отменил хадж и запретил кушать яйца птиц. Также он разрешил кушать мясо самки свиньи, запретил кушать рыбу, пока не зарежешь её и люди начали следовать за ним, думая, что это и есть истинный Ислам. Его звали Хайши ибн МаънаЛлах.
В другом племени там же, появился человек по имени Салих, который тоже объявил себя пророком и сказал, что будет 5 намазов утром и 5 вечером, во время омовения он приказал мыть пупок и бёдра. В жены брать можно только немусульманок и можно брать больше четырех жен. Он также сказал, что обязательно заплетать косички для мужчин.
Одни племена поклонялись баранам, другие ещё чему-то и так далее. И Юсуф ибн Тышфин начал призыв к Аллаху и полностью завладел Мавританией, Сенегалом, Марокко, Тунисом, Алжиром и у него стало сто тысяч только всадников, не считая пехоты. Юсуф построил новый город - Марракеш - один из портовых городов Марокко и первым делом он построил там мечеть из глины, сам принимая в этом участие, следуя примеру пророка, мир ему и благословение Аллаха. Когда Абу Бакр увидел всё это, он сказал Юсуфу: "Клянусь Аллахом, ты имеешь больше прав на правление, чем я". Абу Бакр после этого отдал ему правление и попросил разрешения уйти на Юг Африки и дальше призывать к Аллаху, хотя он уже открыл и призвал к Исламу около 15-ти государств, среди которых Буркина Фасо, Сьерра-Леоне, Габон, Камерун, Нигерия и др.
Ибн Касир в "аль-Бидая уа н-нихая" пишет: "Когда Абу Бакр ибн Умар призывал к джихаду в Центральной и Южной Африке, то на его призыва были готовы ответить пол миллиона мусульман".
В 481 году в одной из битв Абу Бакр аль-Лямтуни умирает.
Теперь вернемся в 478 год по хиджре, Юсуф ибн Тышфин владеет подавляющей частью Африки (2/3) и он назвал себя Амир аль-Муслимин (а не Амир аль-Му'минин, дабы не посягать на законное звание Аббасидов, хотя тогда Аббасиды правили лишь Багдадом). Ему было важно единство мусульман, а не звание. Хотя в Андалусии было всего 22 маленьких государства и каждый называл себя "Амир аль-Му'минин" и при этом они платили дань христианам. И вот, через какое-то время, к Юсуфу пришла делегация из Андалусии с просьбой о помощи. Он возрадовался просьбе и взял с собой всего 7 тысяч воинов. Они сели на корабли и начали переплывать через Гибралтар, но тут началась сильная буря и Юсуф начал молиться к Аллаху со словами: "О Аллах, если есть благо в нашей отправке, то дай буре стихнуть, а если в этом нет блага, то потопи наши корабли", и после этого буря стихла.
Причалив к берегу, Юсуф падает в земной поклон в знак благодарности Всевышнему Аллаху. Далее он с войском пошёл на Север Андалусии, на место битвы. И к тому времени к нему уже присоединилось 23 тысячи человек и их стало около тридцати тысяч. Они подходят к местечку, которое называлось "Заллякъ" и Юсуфу приходит письмо о смерти его сына, но он терпеливо сносит это испытание. Он взял с собой самых лучших воинов и даже министра обороны Дауда ибн 'Аиша.
В это время Альфонсо VI собирает шестьдесят тысяч воинов со всей Европы и папа Римский обещал прощения грехов христианам, которые будут принимать участие в этой битве. В то время это было обычаем переписываться перед началом битвы.
И Юсуф ибн Тышфин написал Альфонсо: "Поистине, до нас дошло, что ты просил Своего Господа о том, что если бы у тебя были суда, то ты приплыл бы и разбил государство мурабитов, но мы сами приплыли к тебе и теперь ты узнаешь результат своей мольбы" и добавил: "Поистине, зов неверующих в заблуждении. О Альфонсо, я предлагаю тебе принять Ислам или же ты будешь униженно платить мне джизью. Я даю тебе на размышление три дня или же мы придём к тебе с войной".
Альфонсо отвечает: "Я выбрал войну и что ты мне ответишь после этого?"
Юсуф перевернул письмо и на обратной стороне написал: "Ответом будет то, что ты увидишь своими глазами, а не то, что ты слушаешь своими ушами".
Альфонсо же ответил: "Сегодня четверг, а завтра пятница - праздник мусульман, и я не хочу портить его, а затем будет суббота - праздник иудеев, а воскресенье - праздник христиан. Так давайте же начнем бой в понедельник".
Юсуф прочитал письмо и положил его в карман и никому о нём не сказав, приказал готовиться к битве на завтра. И вот она - ночь с четверга на пятницу. И один из ученых - Ибн Румейна видит сон, в котором пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорит ему: "О, Ибн Румейна, вы будете победителями и ты встретишься с нами". После такого сна Ибн Румейна просыпается в первую часть ночи и бежит к Юсуфу ибн Тышфину и сообщает ему о сне. В свою очередь, Юсуф будит всех правителей Андалусии, а те побежали будить всю армию и вся армия встала на тахаджуд (ночную молитву) и всем было велено читать суру "аль-Анфаль" и Юсуф объезжал все подразделения армии и кричал: "Благо тем людям, которые умрут в этой битве мучениками за веру, а тем же, кто останется жив, награда от Аллаха и трофеи".
Ушла темнота и они видят на горизонте войско Альфонсо, но мусульмане были готовы к бою (потому что Юсуф заподозрил в словах Альфонсо ложь и велел готовиться). В начале армии мусульман был Мутамид аля Ллах - амир Ашбилии, попросив Юсуф выйти первым с 15 тысячным войском. Вторая часть войска во главе с Юсуфом ибн Тышфином укрылось за холмами - 11 тысяч человек. Третья часть - те, кто метал копья - суданцы - 4 тысячи человек.
Итак, после утренней молитвы началась битва, в которой шестьдесят тысяч воинов Альфонсо столкнулись с пятнадцатью тысячным войском Юсуфа. Они сражались вплоть до предвечерней молитвы и первая часть армии сдержала удар Альфонсо, и лишь потом Юсуф отправил половину отряда на помощь, а другую половину отправил пройти в тыл сжечь палатки христиан. Увидев это, христиане начали отступать и перед вечерней молитвой (магриб) Юсуф дал приказ суданцам добивать войско Альфонсо. В 1-м ударе Юсуфа погибло 10 тысяч христиан и этот план с сокрытием войска впервые в истории был выполнен Халидом ибн Валидом в битве против Персии. И из 60 тысяч христиан почти всё войско было разгромлено.
В истории эта битва называется "Заллякъ" (скользящая) из-за местности и множества пролитой крови. Они выиграли битву и получили много трофеев и Юсуф всё оставил андалусийцам. Во время этой битвы Юсуфу было 79 лет. Когда он вернулся в Африку, андалусийцы вновь начали сражаться из-за земель и трофеев и огромное количество ученых стало приезжать к Юсуфу и просить, чтобы он разобрался с этим беспорядком. И ученые начали давать фетвы о том, что надо объединять мусульман силой. И Юсуф через 4 года в 483 году пересекает Гибралтар и ему дают отпор сами же андалусийцы, которым он когда-то помог против христиан. Но они проиграли битву и Юсуф подчинил себе всю Андалусию и он правил от Испании до Центральной Африки. Прожил он 100 лет и умер в 500 году хиджры. Да помилует Аллах Юсуфа ибн Тышфина и Абу Бакра ибн Умара аль-Лямтуни и да поселит Он их в Райских Садах.
Лекция 10
Альфонсо VI умирает через пару месяцев и на его место встаёт его сын. И также на место Юсуфа ибн Тышфина встал его сын 'Али ибн Юсуф.
В 501 году вновь произошла битва между крестоносцами и мусульманами, в которой мусульмане побеждают.
В 509 году мусульмане вновь взяли Балеарские острова.
В 515 году произошел бунт в государстве палаточников. И как следствие, мусульмане проигрывают сразу 2 битвы в Андалусии. Упадок же произошёл из-за обольщения этой жизнью и из-за её прекрас, по причине чего мусульмане погрузились в море грехов. И случился огромный экономический кризис и дождей не было годами. По этой причине не было урожая и сельское хозяйство потерпело крах.
А ведь Аллах, Свят Он и Велик, сказал: "Если бы жители селений уверовали и стали богобоязненны, Мы раскрыли бы перед ними благодать с неба и земли. Но они сочли это ложью, и Мы схватили их за то, что они приобретали" (аль-А'раф, 96 аят).
Но несмотря на это, Аллах не оставил мусульман и появился человек из берберов-масмудов - Мухаммад ибн Тумирт, который родился в религиозной семье, получал знания в Кордове, в Александрии, в Мекке, в Шаме и в Багдаде и он вернулся в Магриб (Марокко) в возрасте 39 лет, в 512 году по хиджре. Однако, этот человек получал знания у всех подряд, у различных заблудших, у философов и прочих.
Историк Ибн Хальдун говорит про него: "Мухаммад ибн Тумирт стал морем знаний в своё время". Когда же Мухаммад возвращался в Магриб, он остановился в Александрии и начал призывать к одобряемому и порицать запретное, но он был слишком жестоким в этом деле. Люди терпели его, но затем прогнали, посадив на судно и отправили его в Тунис. И он начал порицать запретное на судне: запретил пить вино, приказал всем читать Коран. На судне были по большей части невежественные матросы, для которых такой подход оказался чуждым, и они взяли его и выкинули в море и он начал плыть за кораблем. Но сразу после этого люди на корабле поняли, что совершили ошибку, выкинув человека за борт, и подняли его на судно, но с условием, что он будет молчать. Затем, прибыв на сушу, он начал вновь призывать к добру и порицать зло, но делал он это слишком стремительно и хотел быстрых результатов. Подобное же случилось с сыном Умара ибн Абдуль-Азиза, когда тот ждал результатов сразу же после нескольких попыток призыва. Однако, сунна нашего пророка, мир ему и благословение Аллаха показывает нам, что лишь находясь в Мекке, он вёл призыв 10 лет, призывая людей к Единобожию и отречению от многобожия и терпел он долгое время, уповая на Своего Господа.
Спустя некоторое время, Мухаммад ибн Тумирт встречает человека по имени 'Абдуль-Му'мин ибн 'Али. Этот человек был искателем знания и начал учиться у Мухаммада ибн Тумирта, но он обучил его этой резкости и жесткости в отношении призыва к добру и порицании зла. И вскоре к им примкнули ещё 5 человек.
В то время, в столице мурабитов, в городе Марракеш были распространены грехи. И однажды, Ибн Тумирт увидел внучку Юсуфа ибн Тышфина с охраной и она была без хиджаба. И он собрал своих учеников и предложил следующий план действия: "Сначала уберём наместника, затем Али ибн Юсуфа ибн Тышфина, и будем устанавливать шариат на этих землях". И Пречист Аллах! История повторяется. Как это сегодня происходит со многими странами, где невежды пытаются захватить власть с помощью переворотов и революций и они совершенно не взирают на то, что у самих мусульман слабость в их вере в Аллаха. И таким образом, они начали восстания и бунты. И они пошли не путём пророка, мир ему и благословение Аллаха, а путём хариджитов.
И когда Али ибн Юсуф узнал об этом, он зовёт их к себе во дворец на дискуссию, в которой он также собрал всех больших ученых Марракеша. На этой дискуссии Мухаммад ибн Тумирт превосходит всех ученых, ведь когда он был в Багдаде и других странах, он приобретал знания о философии и логике и методах ведения спора и учился у разных заблудших, в числе которых му'тазилиты и им подобные, которые были сильны в спорах, даже если правда не на их стороне. На этой дискуссии также был Малик ибн Уахиб, который был главным судьей в то время, и он сказал Али, чтобы тот посадил Мухаммада в тюрьму и платил ему 1 золотой динар за каждый день, а не то Али ибн Юсуф поплатится всем своим богатством. Однако, Али ибн Юсуф отпускает его.
Мухаммад ибн Тумирт тем временем отправляется в деревню в горах "Тайн уль-Маляль" и начинает там свой призыва и люди начинают следовать за ним. В последствии они называют себя "Джама'ат уль-Муваххидин" (или "Даулят уль-Муваххидин"). И после образования этой группы, у Мухаммада ибн Тумирта начинают показываться наружу его отклонения в убеждениях (акыде):
1. Он сказал, что он безгрешен (то есть подобен пророкам)
2. Он сказал, что мурабиты уподобляют Аллаха творениям (то есть у мурабитов акыда была правильной, а он пришёл с акыдой ашаритов и му'тазилитов и им подобных)
3. Он вынес такфир всем мурабитам за утверждение атрибутов Всевышнего Аллаха
4. Он дозволил кровь мурабитов и велел поднять бунт
5. Он также объявил себя имамом Махди
После этого происходит 9 битв между мурабитами (палаточниками) и их "государством единобожников" (Даулят уль-Муваххидин), и в 7 из них побеждает Мухаммад ибн Тумирт.
В 518 году - Мухаммад ибн Тумирт в одной из битв убивает пятнадцать тысяч палаточников.
В 524 году - в местечке Бухейра палаточники убивают сорок тысяч людей из числа людей Ибн Тумирта.
Итак, с 513 по 540 годы было убито более восьмидесяти тысяч мусульман...
И в 541 году в силу приходит это государство, которое называет себя государством единобожников, а государство мурабитов рухнуло. Хотя сам Мухаммад ибн Тумирт не застал рассвета своего государства, умирая в 524 году. Он оставил после себя своего ученика 'Абдуль-Му'мина ибн 'Али.
Лекция 11
Сам 'Абдуль-Му'мин ибн 'Али был очень сильным человеком, участвовал в военных походах. Имам аз-Захаби описывая его, сказал: "Он был справедливым царём, хорошим политиком, очень активным и религиозным. В день он прочитывал 1/7 часть Корана. Он сторонился одевать шёлк (хотя в то время это было обычном для царей). Он держал пост каждый понедельник и четверг. Поддерживал военные походы. Он был словно создан для управления государством".
Однако, он любил проливать кровь тех, кто выступал против него и это то, что он унаследовал от Мухаммада ибн Тумирта, как об этом писал Ибн Касир в "аль-Бидая уа н-нихая". Но после смерти Ибн Тумирта, Абдуль-Му'мин ибн 'Али никогда не призывал людей к тем ошибкам в вероубеждении, о которых заявлял Ибн Тумирт.
В 542 году произошло падение города аль-Мария. На него напали со Средиземного моря. Тысячи мусульман пали в бою и около четырнадцати тысяч девушек пленили.
В 543 году пали города Тартуша и Лябда и сильно расширилось государство Португалия. Христиане также захватили Тунис.
После всего этого, первым делом Абдуль-Му'мин ибн 'Али построил множество медресе и люди теперь могли изучать религию Ислам, ибо до этого внедрялись лишь идеи Мухаммада ибн Тумирта, которые были полны ошибок.
Второе, он построил множество мечетей и специализированные учебные заведения, где готовил политиков и военачальников. Он также создал искусственное озеро в Марокко для обучения ведению боя в море. Он открыл много оружейных.
В 543 году один из больших ученых Андалусии Ибн уль-'Араби аль-Малики приехал к Абдуль-Му'мину ибн 'Али, даёт ему присягу и просит помощи. Абдуль-Му'мин ибн 'Али соглашается и собирает армию, с которой пересекает Гибралтар. Таким образом, до 545 года он вернул большинство потерянных территорий.
В 552 году он возвращает город Мария.
В 555 году возвращает Тунис и проходит еще дальше, захватывая Ливию.
В 558 году Абдуль-Му'мин ибн 'Али умирает и оставляет после себя 22-летнего сына Юсуфа ибн 'Али. Юсуф правил с 558 по 580 годы по хиджре. Он был сильным и хорошим полководцем, но как и свой отец, он ни к кому не прислушивался и делал всё сам. В одной из битв в Португалии он допустил ошибку и умер на поле боя.
После него к власти пришёл уже его сын - Абу Юсуф Я'куб аль-Муваххиди. Он правил с 580 по 595 годы. Эти 15 лет были золотыми годами для Даулят уль-Муваххидин. Я'куб был имамом в мечети, был справедливым и кротким, сжёг книги по философии, отменил дискуссии и бесполезные споры. Он раздавал деньги ученым, чтобы те полностью посвятили себя знаниям. Он построил город Рибат (Рибат уль-Фатх). Помогал отдавать долги, кормил и давал деньги бедным и нуждающимся. Он построил множество больниц с прекрасными садами. В день жертвоприношения, он однажды раздал семьдесят тысяч баранов бедным в виде милостыни. И он был первым, кто заявил об ошибках в акыде Мухаммада ибн Тумирта. Про него имам аз-Захаби сказал: "Он знал наизусть Коран и много хадисов, хорошо разбирался в фикхе, сам был краснореивым, одежда его была подобна одежде ученых и аскетов, но в то же время он был великим царём". Ему было 25 лет, когда он пришёл к власти. Сам он сражался в боях и стал известен в Исламской истории, как Абу Юсуф Я'куб аль-Мансур аль-Муваххиди.
Итак, к власти приходит Абу Юсуф Я'куб аль-Мансур аль-Муваххиди.
В 585 году начинается восстание из племени бану Гъания, которое жило на Балеарских островах. Очень много сил ушло на подавление восстания. Воспользовавшись моментом, Португалия дошла до города Ашбилия с Запада и начинает свой натиск на мусульман.
Тем временем, Абу Юсуф Я'куб аль-Мансур аль-Муваххиди подписывает с Кастилией договор о перемирии на 10 лет и начинает бои с Португалией. После того, как он отгоняет португальцев, Кастилия нарушает договор и нападает на слабо защищённый Север Андалусии. В то время, во главе Кастилии был Альфонсо VIII. Он написал Я'кубу очень грубое письмо, после прочтения которого Я'куб абу Юсуф порвал его и на клочке бумаги написал аят, в котором Аллах, Свят Он и Велик сказал:
ارْجِعْ إِلَيْهِمْ فَلَنَأْتِيَنَّهُمْ بِجُنُودٍ لَا قِبَلَ لَهُمْ بِهَا وَلَنُخْرِجَنَّهُمْ مِنْهَا أَذِلَّةً وَهُمْ صَاغِرُونَ
Возвращайся к ним, а мы обязательно прибудем с войском, перед которым они не устоят, и изгоним их оттуда униженными и ничтожными
Коран 27:37
Итак, после этого, в 590 году он объявляет тревогу по всей Северной Африке и публикуют то письмо, что ему написал Альфонсо, дабы все люди видели подлость короля Кастилии. Люди побежали за доспехами, берут в руки мечи и копья и готовятся к бою.
За 7 лет до этого (в 583 году) Салях ад-Дин аль-Айуби нанёс сокрушительное поражение крестоносцам на Востоке.
Итак, целый год уходит на подготовку мусульман к бою с Кастилийцами и в 591 году армия мусульман под руководством Возвращайся к ним, а мы обязательно прибудем с войском, перед которым они не устоят, и изгоним их оттуда униженными и ничтожными Я'куба абу Юсуфа аль-Мансура пересекает Гибралтар и выдвигается к крепости на Юге Тулейтулы. И там в этом же году произошла битва, которая в истории носит название "аль-Арак". Она имела место быть 9 Ша'бана 591 года после хиджры пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. В то время эта крепость была границей между Кастилией и Андалусией. В этой битве Альфонсо собрал армию в 225 тысяч человек, взяв помощь от Леона, Навара, Англии, Голландии, Германии и других стран. Франция снабжала их оружием. А Я'куб аль-Мансур аль-Муваххиди собрал около 200 тысяч воинов. И перед самой битвой он собирает совет (шура) и они придумывают план действий на поле боя, который был очень поход на стратегию Юсуфа ибн Тышфина. Половину армии поставили перед противникам, а другую половину спрятали за холмами. На этом сражении, полководцем выступал Абу Яхья ибн Абу Хафс, а над жителями андалусии, вышедшими сразиться против Кастилии, стоял Абу Абдуллах ибн Санадид.
Перед битвой Я'куб аль-Мансур написал письмо армии: "Поистине, ваш амир говорит вам: "Простите ему, поистине, это место прощения! Так простите же и вы друг другу и сделайте так, чтобы души ваши были приятны друг другу и ради Аллаха сделайте искренними ваши намерения". После этого все заплакали, обнялись друг с другом, попрощались, и обратили сердца к Аллаху Всевышнему.
Когда дело дошло до битвы, христиане сначала находились на холмах и первый удар пришелся сверху и этот удар был очень сильным и болезненным для мусульманской армии. Первая часть армии мусульман начало отступать и тут Я'куб аль-Мансур один спустился с холмов и сам начал подбегать к каждой части войска и кричать: "Обновляйте ваши намерения, устремитесь к Аллаху и сражайтесь вашими сердцами!". Затем, последующая атака крестоносцев пришлась на центральную армию и в ней убили полководца Абу Яхью ибн Абу Хафса, да помилует его Аллах. Альфонсо с десятью тысячами всадников вступили в бой и бросились в центр и здесь, тут как тут, мусульмане с правого фланга обходят их и наносят атаку крестоносцам. После этой атаки кастилийцы вздрогнули. Битва была очень долгой: не было ничего, кроме пыли, скрежета металла и такбиров (возвеличивания Аллаха словами: "Аллаху Акбар!") со стороны мусульман.
И когда Я'куб увидел напуганные глаза кастилийцев, он повёл на поле боя оставшуюся часть армии с белыми флагами, на которых было написано: "Ля иляха илля Ллах, Мухаммад Расулюллах, Ля гъалиба илля Ллах" (Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад - Посланник Аллаха, и нет победителя, кроме Аллаха). И мусульмане разгромили армию Кастилии. Гворят историки, что эта победа была подобна победе в битве "Залляко" (скользящая битва) или даже больше. Эта новость о победе облетела весь Исламский мир и радости не было предела.
По некоторым данным, христиан погибло 146 тысяч человек. Из всех риваятов, самое меньшее число погибших христиан - 30 тысяч человек. Около двадцати тысяч христиан было пленников, которых Я'куб отпустил без выкупа. Трофеи были многочисленны: восемь тысяч коней, около ста тысяч мулов, количество палаток было просто не счесть. После этой битвы он построил мечеть в городе Ашбилия, в которой минарет был высотой в 200 метров. И до сих пор этот минарет существует.
Что же случилось после этой битвы?
Город Сарагоза вновь перешёл в руки мусульман. Англия, Германия и другие страны просили дружбы у Я'куба аль-Мансура аль-Муваххиди. Было подписано соглашение о перемирии с Кастилии с 595 по 605 годы по хиджре. Но через некоторое время, Я'куб аль-Мансур умирает в 595 году в возрасте 40 лет. После смерти великого полководца Я'куба аль-Мансура аль-Муваххиди к власти приходит его 18-летний сын ан-Насыр ли ДиниЛлях Абдуллах абу Мухаммад. Однако он был не таким, как его отец, хотя был одним из сильнейших и отважных людей.
Итак, смерть Я'куба аль-Мансура поменяло многое: племя бану Гъания вновь поднимает восстание, и в течение 9 лет Абдуллах абу Мухаммад подавлял эти восстания.
Тем временем, Альфонсо VIII поклялся, что не приблизится ни к одной женщине и не сядет на верховое животное и не поднимет крест, пока не отомстит мусульманам. И за год до окончания мирного соглашения, Альфонсо нарушает договор и выдвигается с войском, в котором участие принимали даже священники (и сам Папа Римский), а также византийцы и многие воины со всей Европы. Армия была количеством в 200 тысяч человек. А мусульмане находились в слабости, но Насыр ли ДиниЛлях каким-то образом собирает огромную армию со всей Северной Африки в 500 тысяч человек (в других версиях 260 тысяч человек) и переплывает Гибралтар к месту аль-'Икаб, что в переводе с арабского означает наказание. И это место стало наказанием для мусульман.
И почему же это случилось, хотя было численное превосходство мусульман над крестоносцами?
1. Мусульмане погрязли в роскоши
2. Амир мусульман никого не слушал, кроме своего визиря, которого многие историки считают предателем
3. Восстания со стороны племени бану Гъания отняли много сил у армии мусульман
Итак, мусульмане, переплыв Гибралтар, первым делом начинают осаждать крепость Сильбатра, которая была очень сильно укреплена, но воинов там было мало. Полководцы и военачальники посоветовали Абдуллаху абу Мухаммаду идти дальше и оставить крепость, потому что она не несёт потенциальной угрозы для мусульман, но правитель не послушал их, а послушал своего визиря, который велел осаждать крепость. И на осаду этой крепости у них ушло целых восемь месяцев и много мусульман погибло из-за холодной зимы и нехватки припасов.
Христиане тем временем осадили крепость "Рабах". Во главе этой крепости стоял человек, один из самых сильнейших полководцев в то время, Абу аль-Хаджадж Юсуф ибн Кадис. После длительной осады, он увидел, что стены крепости вот-вот готовы рухнуть и он решил договориться с крестоносцами и предлагает им следующее: "Я оставляю крепость с продовольствием и оружием на ваше пользование, но вы дадите нам пройти к армии мусульман". Альфонсо соглашается на это предложение. Однако христиане возмутились на его соглашение и около пятидесяти тысяч крестоносцев вернулись в Европу ещё до начала битвы, мол они пришли проливать кровь мусульман, а не отпускать их живыми к своей армии. И когда Юсуф ибн Кадис со своей небольшой армией пришёл к армии мусульман, визирь-помощник правителя приказал убить Юсуфа ибн Кадиса, и удивительно, Абдуллах абу Мухаммад внимает этому скверному совету и убивает такого хорошего полководца за то, что тот оставил крепость христианам, хотя это было самым верным решением.
И эти двое - Насыр ли ДиниЛлях Абдуллах абу Мухаммад и его скверный советчик словно не читали историю: они делят армию на две части и в первую часть войска, которую пускают принимать первый удар, ставят 160 тысяч добровольцев из числа простых мусульман Северной Африки, а во вторую часть войска ставят воинов, подготовленных для сражений. Обиженных и разозленных андалусийцев, подчиненных Юсуфа ибн Кадиса, правитель ставит на правый фланг в первой части войска. Сплошные ошибки происходили до начала боя. Тактика была просто ужасной. Прекрасно зная, что сейчас испытывают андалусийцы, которые лишились своего амира, он поставил их вперёд. И что же они сделали? - Они просто бежали с поля боя, дабы не сражаться под руководством того, кто убил их полководца. И последняя ошибка, Абдуллах абу Мухаммад положился на количество людей, а не на Всевышнего Аллаха. И битва при Хунейне повторяется. Аллах, Велик Он и Возвышен говорит:
لَقَدْ نَصَرَكُمُ اللَّهُ فِي مَوَاطِنَ كَثِيرَةٍ ۙ وَيَوْمَ حُنَيْنٍ ۙ إِذْ أَعْجَبَتْكُمْ كَثْرَتُكُمْ فَلَمْ تُغْنِ عَنْكُمْ شَيْئًا وَضَاقَتْ عَلَيْكُمُ الْأَرْضُ بِمَا رَحُبَتْ ثُمَّ وَلَّيْتُمْ مُدْبِرِينَ
Аллах одарил вас победой во многих местах и в день Хунейна, когда вы радовались своей многочисленности, которая ничем вам не помогла. Земля стала тесной для вас, несмотря на ее просторы, и вы повернули вспять.
Коран 9:25
И чем же закончилась великая битва аль-'Икаб (битва наказания)?
Христиане разгромили первую часть армии - добровольцев и пошли на центр армии. И только в первый день 70 тысяч мусульман погибло. Убегая с поля боя, правитель мусульман воскликнул: "Правду сказал Аллах (имея ввиду аят про Хунейн) и неправду сказал Шайтан (когда внушил положиться на количество)". И ошибки на этом не закончились. Убегая назад, он оставил 2 крепости (Байаса и Убадда) без укрепления и поддержки. Христиане осадили г. Байаса и перебили всех без исключения. Затем они 13 дней осаждали г. Убадда. Они пообещали им безопасность, и когда мусульмане поверили им и отдали город, крестоносцы убили всех до единого, и около 60 тысяч мусульман погибло.
Насыр ли ДиниЛлях оставил даже город Ашбилия, бежал назад в Северную Африку, заперся у себя во дворце и оставил вместо себя сына, которому было всего 10 лет. И сам он через год умирает в возрасте 34 лет. Но хвала Аллаху, после битвы аль-'Икаб, у кастилийцев в армии появились какие-то болезни, которые вынудили их вернуться назад.
В 614 году звезда государства единобожников падает. И вместо него появляется новое суннитское государство из племени "Заната", которое в истории получило название "Даулятуль бану Марин" (Государство племени Марин).
В 620 году - Балеарские острова пали. Около 20 тысяч людей было убито воинами из государства Арагон.
В 625 году - появляется новое небольшое государство на Юго-Восточной части Андалусии под предводительством Ибн Худа.
В 633 году - другое племя бану Зайан отделяется вместе с Алжиром. В этом же году пал город Куртуба - столица Андалусии. Около тринадцати тысяч домов и трёх тысяч мечетей - всё стало под властью крестоносцев. Куртуба была столицей более пяти ста лет. Самая большая мечеть Андалусии 23 Шавваля 633 года по хиджре стала церковью и по сей день существует на землях современной Испании.
В 636 году - пал город Валенсия. Жителей этого города осаждали около пяти лет. После захвата этой крепости, пятьдесят тысяч мусульман бежали в Северную Африку. Все мечети были превращены в церкви.
В 641 году пал город Бания.
В 643 году пал город Джайан.
И осталось всего 2 города - Ашбилия и Гранада.
Ещё за десятки лет до этого, началом всего была несправедливость:
1) Ещё во времена Мухаммада ибн Тумирта были распространены ложные идеологии, ошибки в вероубеждении
2) Были распри и междоусобицы в народе
3) Ошибки Ибн Тумирта и других последователей после него, которые не слушали никого, а если и слушали, то глупых и подлых визирей
4) Вражда государства единобожников со своими братьями мусульманами из государства палаточников (мурабитов).
Но даже после этого Ислам был на территории Андалусии ещё на протяжении 250 лет.
Джи́зья (араб. جزْية) — подушная подать с иноверцев (зиммий) в мусульманских государствах в казну мусульман раз в год, для того, чтобы мусульмане защищали неверующих и они (неверующие) даже не обязаны защищать сами себя, но если мусульмане будут не в силах защитить их, то они будут обязаны вернуть всё обратно. И эта дань берётся только с мужчин (сюда не входят больные, бедные, дети, инвалиды и т.п). Эта дань равняется 1 золотому динару в год с каждого способного воевать мужчины и того, у которого есть достаток. А если этот неверующий сражается в рядах мусульман, то ему выплачивается зарплата с казны мусульман. И 1 динар в год в то время был ниже любой пошлины или налога у европейцев.
Хи́джра (араб. هجرة — переселение) — переселение мусульманской общины под руководством пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, из Мекки в Медину.
Таби’ий – это тот, кто застал кого-либо из сподвижников пророка, мир ему и благословение Аллаха, будучи верующим в него (пророка), и умер на Исламе.
В некоторых версиях приводится, что его звали Тариф ибн Мулюк.
Название пролива Гибралтар произошло от названия этой горы, что с арабского звучит, как Джабаль Тарик (араб. جبل طارق). Название было дано в честь арабского полководца Тарика ибн Зияда, который возглавлял арабское вторжение на Пиренейский полуостров.
Карл Марте́лл (лат. Carolus Martellus, фр. Charles Martel; 686 или 688 - 741) - майордом франков в 717-741 годах, вошедший в историю как спаситель Европы от арабов в битве при Пуатье. Его также прозвали «Молоток, молот». И так его называл Папа Римский.
Аль-Бухари, 2961; Муслим, 4015.