Источники и литургические пособия
1. Типикон, сиесть Устав. – М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. – 1200 с.
2. Служебник. – М., Издательский Совет РПЦ, 2004. – 591 с.
3. Служебник. – М., Изд-во Московской Патриархии, 2001. – 582 с.
4. Святое Евангелие. – М., Синодальная тип., 1912. – 327 с.
5. Апостол. – Репринт: изд-во Московской Патриархии, 2001. – 528 с.
6. Каноник или полный молитвослов. – М., Изд-во Московской Патриархии, 2000. – 591 с.
7. Октоих, сиречь Осмогласник. – Ч. 1-2. – М., Изд-во Московской Патриархии, 1981. – 707 и 668 с.
8. Пассия, или чинопоследование с акафистом Божественным Страстем Христовым. – М., Изд-во Московской Патриархии, 2001. – 142 с.
9. Последование диаконского служения: учебное пособие для диаконов / сост. протодиакон Максим Синюк; общ. ред. архидиакона Андрея Мазура. – М., Храм святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана на Маросейке, 2007. – 572 с.
10. Последование пономарского служения. Практическое руководство для пономарей: учебное пособие / сост. протодиакон Максим Синюк. – М., Изд-во Сретенского м-ря, 2010. – 64 с.
11. Следованная Псалтырь. Ч. 1-2. – М., Донской монастырь, Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. – 467 и 557 с.
12. Требник. – М., Издательский Совет РПЦ, 2006. – 60 с.
13. Минея общая. – М., Издательский Совет РПЦ, 2002. – 516 с.
14. Часослов. – М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. – 352 с.
15. Чиновник архиерейскаго священнослужения. Кн. 1. – М., Изд-во Московской Патриархии, 1982. – 252 с.
16. Афанасий (Сахаров), епископ. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. – СПб., Сатис, 1995. – 234 с.
17. Богослужебные указания на 2008 год. Для священно-церковно-служителей. – М., Издательский Совет РПЦ, 2007. – 784 с.
18. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Т. I. 1913. – Репринт: М., Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. – 944 с.
19. Ванюков С. А. Богослужебные отпусты // Богослужебные указания на 2005 год для священно-церковнослужителей. – М.: Издательский Совет РПЦ, 2004. – С.641-657.
20. Вишневский А. К. Последование архиерейских богослужений. Указания для иподиаконов. Практика Московской епархии // Интернет ресурс: http://altarniki.ru/index.php/downloadarchive/func-showdown/9/.21. Воробьев Владимир, прот. Введение в литургическое предание Православной Церкви. – М., ПСТБИ, 2004 // Интернет-ресурс: http://www.pravlib.ru/litur.html.
22. Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной Литургии (краткое литургико-практическое пособие для учащихся духовных семинарий и священнослужителей). Лебедев, М., свящ. О пении тропарей и кондаков на литургии. – Киев, Изд-во храма прп. Агапита Печерского, 2000. – 194 с.
23. Иноземцев Николай, протоиерей. Литургия Преждеосвященных Даров архиерейским чином // ЖМП. – 1982. – № 12. – 158-159.
24. Иоанн (Зизиулас), митр. Церковь и Евхаристия. Сборник статей по православной экклесиологии / Пер. с греч. иером. Леонтия (Козлова). – Богородице-Сергиева Пустынь, 2009. – 332 с.
25. Казарян А. Ю., Желтов М. С, Клюканова А. В. Амвон // Православная Энциклопедия. – М., 2001. – Т. 2. – С. 108-110.
26. Киприан (Керн), архим. Евхаристия. – М., Храм свв. Косьмы и Дамиана на Маросейке, 2001. – 334с.
27. Константин (Островский), иеродиакон. Последование архиерейских богослужений. Практика Московской епархии // Московские епархиальные ведомости. – 2002. – № 5-6. – С. 52-64.
28. Константин (Островский), иеродиакон. Указания для ставленников во иерея и диакона. Практика Московской епархии // Московские епархиальные ведомости. – 2002. – № 7-8 // Интернет ресурс: http://deacon.ru/library/bogoslugenie-ukazaniya/55-ostrovsky2.html.
29. Крымская епархия под началом святителя Луки (Войно-Ясенецкого): сборник документов / Сост., предисловие: протоиерей Николай Доненко, С. Б. Филимонов. – Симферополь: Н. Орианда, 2010. – 576 с.
30. Лукьянов Валерий, протопресвитер. Богослужебные заметки. Опыт разъяснения практической стороны богослужения Православной Церкви. – Джорджанвиль, Типография преп. Иова Почаевского. Св.-Троицкий монастырь, 2001. – 336.
31. Марущак Василий, протодиакон. Святитель-хирург: Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). – М.: Даниловский благовестник, 2006. – 416 с.
32. Настольная книга священнослужителя: В 8 т. –Изд. 2-е. – М., изд. Московской Патриархии, 1992. – Т. I. –704 с.
33. Неаполитанский Аркадий, прот. Церковный Устав в таблицах, показывающий весь порядок церковных служб рядовых и все особенности праздничных служб в течение времени года. – Изд. 11-е. – Изд. А. Д. Ступина. – Репринт: М., Международный издательский центр православной литературы, 1994. – 128 с и 6 с.
34. Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. – Изд. 7-е. – СПб, Синодальная тип., 1907. – 878 с.
35. Определения Священного Синода <о порядке возглашения «Господи, спаси благочестивыя...»> // ЖМП. – 1997. – № 8. – С. 15-16.
36. Остапов Алексий протоиерей. Пастырская Эстетика. – М., Изд-во Московской Патриархии, 2000 // Интернет ресурс: http://www.orthlib.ru/other/estet.html.
37. Полный церковно-славянский словарь / Сост. священник Григорий Дьяченко. – М., Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. – 1120 с.
38. Православное богослужение. Практическое руководство для клириков и мирян. Сост.: И. В. Гаслов, А. С. Кашкин. – СПб., Сатис, 2002. – 398 с.
39. Практическое пособие к совершению Вечерни, Утрени и Божественной Литургии в Академическом Храме // Интернет ресурс: http://otechnik.narod.ru/practich2.htm.
40. Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви: Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения Православной Церкви. – М., Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2005. – 676 с.
41. Розанов Николай, протоиерей. Руководство для лиц, отправляющих церковныя богослужения при участии митрополита, епископа, всего собора и порядок посвящения в священно-церковно-служительския степени с приложением особенностей, бывающих при отправлении богослужений в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском в течение всего года, а также церемониалов встреч Их Императорских Величеств, митрополита и епископов. – М., Типо-Литография И. Ефимова, 1901. – 323 с.
42. Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики. Вып. 1. – К., Тип. Императорского университета св. Владимира, 1903. – 192 с.
43. Соколов Феодор, диакон. Руководство для участвующих в служении с архиереем литургии и для готовящихся к посвящению, а также на случай освящения храма, встречи архиерея при обозрении им церкви и служения в его присутствии Литургии. – Изд. 5-е. – Владимир, Лито-Типография И. Ф. Новгородского, 1888 // Интернет ресурс: http://www.deacon.ru/library/bogoslugenie-ukazaniya/45-sokolov.html.
44. Скабалланович Михаил. Толковый Типикон: Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. – Выпуск II. – Киев, Тип. акц. О-ва печ. и изд. дела Н. Т. Корчак-Новицкого, 1910. – Репринт: М., Паломник, 2003. – Вып. 1-494, 2-336, 3-78.
45. Спиридон (Лукич), архим. Проскомидия или Практическое руководство для совершения Божественной литургии. – М.: «Жизнь вечная», 2001. – 176 с.
46. Субботин К., свящ. Руководство к изучению Устава богослужения Православной Церкви. – СПб., Сатис, 1994. – 228 с.
47. Сырников Н. С. Ключ к церковному уставу. – М., Синодальная тип., 1910. – 138 л.
48. Тихомиров Т. С., священник. На приходе. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2002. – 624 с.
49. Указания для священно-церковнослужителей при архиерейском служении // ЖМП. – 1976. – № 10-12 // Интернет ресурс: http: // deacon.ru/library/bogoslugenie-ukazaniya/49-archliturgy.html.
50. Указатель порядка архиерейских служений / сост. протоиерей Сергий Диомидов, Самара, 1915 // Интернет ресурс: http://www.deacon.ru/library/bogoslugenie-ukazaniya/47-diomidov.html.
51. Успенский Н. Д. Богослужебные отпусты // ЖМП. – 1963 – № 12. – С. 52-69.
52. Цвета богослужебных облачений // Богослужебные указания на 2008 год для священно-церковнослужителей. – М., Издательский Совет РПЦ, 2007. – С.775-777.
53. Шиманский Г. И. Литургика: Таинства и обряды. – М., Издание Сретенского монастыря, 2004. – 351 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
БОГОСЛУЖЕНИЕ СУТОЧНОГО КРУГА
I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ …………………………..........…. 5
Общие замечания …………………………………………………………...... 5
Подготовка к богослужению …………………………………………… 6
II. ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖНИЕ …………………………….................... 8
ДЕВЯТЫЙ ЧАС ……………………………………………………………………. 8
ПОСЛЕДОВАНИЕ ВСЕДНЕВНОЙ ВЕЧЕРНИ ………………………………...... 9
ОСОБЕННОСТИ совершения Великой вечерни ……………….……. 14
Вечерний вход ………………………………………………………………...... 15
ПОСЛЕДОВАНИЕ МАЛОГО ПОВЕЧЕРИЯ …………………………………… 19
III. УТРЕНЕЕЕ БОГОСЛУЖНИЕ ……………………………………… 24
ПОЛУНОЩНИЦА ………………………………………………………………... 24
ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ВСЕДНЕВНОЙ ПОЛУНОЩНИЦЫ ……………...... 24
Первая часть …………………………………………………………………..... 24
Вторая часть ……………………………………………………………………. 25
ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНИЯ СУББОТНЕй ПОЛУНОШНИЦЫ ……..... 26
ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ВОСКРЕСНОЙ ПОЛУНОЩНИЦЫ ……………....... 27
ПОСЛЕДОВАНИЕ ВСЕДНЕВНОЙ УТРЕНИ …………………………………... 28
Первый час ………………………………...…………………………………..... 32
ОСОБЕННОСТИ совершения УТРЕНИ С ВЕЛИКИМ
СЛАВОСЛОВИЕМ ………………………………………………………………... 33
Первый час ……………………………………………………………………… 35
ОСОБЕННОСТИ совершения ПОЛИЕЛЕЙНОЙ УТРЕНИ …….................. 36
Полиелей …………………………………………………………....................... 36
Особенности соборного служения полиелейной утрени ….. 43
IV. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ …………………………………………...... 46
Малая вечерня ……………………………………………………………….... 46
ПОСЛЕДОВАНИЕ ПРАЗДНИЧНОГО ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ …………..... 47
Великая вечерня ………………………………………………………........... 47
Вечерний вход ………………………………………………………………….. 52
Лития …………………………………………………………………………..... 55
Благословение хлебов ………………………………………………………….. 57
Полиелейная утреня ………………………………………...…………...… 59
Полиелей ………………………………………………………………………... 60
Первый час …………………………………………………………………….... 69
Особенности соборного служения ПРАЗДНИЧНОГО
ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ ……………..……………………………………….. .. 70
Вечерний вход ………………………………………………………………..….70
Лития …………………………………………………………………………..... 72
Благословение хлебов ……………………………………………………….…. 73
Полиелей …………………………………………………………....................... 74
ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНИЯ ВОСКРЕСНОГО ВСЕНОЩНОГО
БДЕНИЯ ..................................................................................................................... 77
V. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ по чину святых Иоанна
Златоуста и Василия Великого ………………………..….. 81
Входные молитвы ………………………………………………………….. 81
Последование облачения священнослужителей …………...... 83
Облачение диакона ……………………………………………………………... 83
Облачение священника ……………………………………………………….... 84
проскомидия …………………………………………..................................... 85
Каждение алтаря и храма ……………………………………………................. 93
ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ …………………………………………………..... 94
Начало литургии и великая ектения ………………………………….……...... 95
Антифоны …………………………………………………................................. 96
Малый вход (вход с Евангелием) …………………………….……………....... 97
Трисвятая песнь …………………………………………………….………....... 99
Чтение Апостола и Евангелия …………………………………………….….. 100
Сугубая ектения ……………………………………………………………...... 105
Заупокойная ектения ………………………………………………………...... 106
Ектения о оглашенных ……………………………………………………....... 107
ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ ……………………………………………………….…... 108
Херувимская песнь ……………………………………………………….….... 109
Великий вход ………………………………………………………………...... 110
Просительная ектения и Символ веры ……………………………………...... 114
Евхаристический канон……………………………………………………...... 115
Возношение Святых Даров ………………………………................................ 117
Преложение Святых Даров ……………………………….…........................... 118
Поминовение живых и усопших ………………………………………….….. 121
Просительная ектения и молитва Господня ……………………………….... 122
Причащение священнослужителей …………………………………….…...... 124
Причащение мирян ……………………………………………………….....… 130
Благодарственная ектения за причащение и заамвонная молитва ………..... 133
Потребление Святых Даров …………………………………………………... 134
Отпуст и окончание литургии ………………………………………….....….. 135
Особенности соборного служения Божественной
Литургии ………………………………………………………………….…..... 137
Входные молитвы………………………………………………........................ 137
Проскомидия …………………………………………………………………... 138
Начало литургии, великая ектения и антифоны …………………………...... 139
Малый вход ……………………………………………………………….….... 140
Трисвятая песнь ……………………………………………………………….. 142
Чтение Апостола и Евангелия …………………………………………….….. 143
Сугубая ектения ……………………………………………………………...... 144
Заупокойная ектения…………………………………………………………... 145
Ектения о оглашенных ……………………………………………………..…. 145
Ектения о оглашенных при служении предстоятеля с правом
служения с открытыми вратами ..…………………………………………...... 145
Херувимская песнь …………………………………………………………..... 146
Великий вход ………………………………………………………………...... 147
Просительная ектения и Символ веры ………………………….…………..... 150
Евхаристический канон ……………………………………………………..... 151
Просительная ектения и молитва Господня …………………………………. 152
Причащение священнослужителей……………………………....................... 153
Разлитие Святой Крови в дополнительные Чаши ………………………….... 156
Причащение мирян …………………………………………………………..... 156
Благодарственная ектения по причащении и заамвонная молитва ……....… 157
Потребление Святых Даров ………………………………………………....... 158
Отпуст и окончание литургии ……………………………………………..…. 158
Распределение возгласов и действий священников
при соборном служении Божественной Литургии
с одним диаконом ……................................................................................ 159
При служении двух священников ……………………………………….….... 159
При служении трёх священников …………………………………………..... 159
При служении пяти священников …………………………………………..... 160
Распределение ектений, возглашений и действий
при служении Божественной Литургии несколькими
диаконами …………………………………………………………………..... 161
Особенности соборного служения Божественной
Литургии священниками без диакона …………………………...... 162
При служении двух священников …………………………………………..... 162
При служении трёх священников …………………………………………...... 164
При служении пяти священников …………………………………………..... 166
VI. Чинопоследование литургии
Преждеосвященных Даров …………………………….… 167
Приготовление и освящение Даров для литургии
Преждеосвященных Даров ………………………………………………….... 167
Входные молитвы ………………………………………………….…….... 168
Облачение священнослужителей ………………………………….... 170
Облачение диакона …………………………………………………………..... 170
Облачение священника ……………………………………………………….. 170
Окончание последования изобразительных ………………..….. 171
Последование Вечерни на Литургии
преждеосвященных Даров ……………………………………………... 172
Начало литургии и великая ектения ………………………………………...... 172
Антифоны ………………………………………………………....................... 173
Вход с кадилом …………………………………………………....................... 177
Вход с Евангелием …………………………………………………………..... 178
Совершение вечернего входа при служении одним
священником без диакона …………………………………………...... 179
Вход с кадилом ……………………………………………………………...... 179
Вход с Евангелием ………………………………………………………….... 180
Чтение паримий…………………………………………………...................... 180
ПОСЛЕДОВАНИЕ ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ …….….. 183
Чтение Апостола и Евангелия ………………………………………………....183
Чтение Евангелия на Страстной седмице ………………………………….... 187
Сугубая ектения ……………………………………………………………….. 187
Ектения о оглашенных ………………………………………………………... 188
Ектения о готовящихся ко Святому Просвещению ……………………….... 189
Ектения и вторая молитва о верных ………………………………………..... 190
«Ныне Силы Небесныя…» ………………………………………………….... 190
Великий вход ………………………………………………………………...... 191
Просительная ектения и молитва Господня ……………………………….... 193
Причащение священнослужителей ………………………………………....... 195
Причащение мирян …………………………………………………………..... 198
Благодарственная ектения после причащения и заамвонная молитва …..... 200
Потребление Святых Даров …………………………………………………... 201
Отпуст и окончание Литургии ……………………………………………...… 201
Особенности соборного служения ЛИТУРГИИ
ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ …………………………………………….. 202
Входные молитвы ……………………………………………………………... 202
Начало литургии, великая ектения и антифоны …………………………...... 204
Вход с кадилом……………………………………………………………….... 207
Вход с Евангелием …………………………………………………………...... 208
Чтение Апостола и Евангелия ………………………………………………... 212
Сугубая ектения ……………………………………………………………...... 214
Ектения о оглашенных ………………………………………………………... 214
Великий вход ………………………………………………………………...... 215
Просительная ектения и молитва Господня ……………………………….... 217
Причащение священнослужителей ………………………………………....... 217
Причащение мирян …………………………………………………………..... 220
Благодарственная ектения за причащение и заамвонная молитва ………..... 220
Потребление Святых Даров ………………………………………………....... 221
Отпуст и окончание литургии ………………………………………………... 221
VII. АРХИЕРЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ………………………….... 223
Особенности служения всенощного бдения
АРХИЕРЕЙСКИМ ЧИНОМ ………………………………………………….….. 223
Предварительные приготовления ……………….……………….….. 223
Предварительные указания для настоятеля храма ……………………....….. 223
Приготовления, касающиеся хора ……………………………………….…... 223
Подготовка помещения алтаря и храма ………………………........................ 224
Встреча архиерея ………………………………………………………….…... 224
Начало всенощного бдения ……………………………………....................... 228
Вечерний вход ……………………………………………………………..…... 231
Лития ……………………………………………………………....................... 234
Полиелей ……………………………………………………….………….…... 240
Чтение Евангелия ………………………………………………....................... 244
Канон ……………………………………………………………....................... 247
Великое славословие ………………………….……………………….…….... 248
Окончание всенощного бдения ………………………………......................... 249
Чин хиротесии во чтеца и иподиакона ……………………………….…….... 253
Особенности служения бОЖЕСТВЕННОЙ литургии
святых Иоанна Златоуста и Василия Великого
АРХИЕРЕЙСКИМ ЧИНОМ ………………………………………………….... 254
Предварительные приготовления ……………….………………..... 254
Предварительные указания для настоятеля храма ……………………….…. 254
Подготовка помещения алтаря и храма ………………………........................ 255
Проскомидия ……………………………………………………………….….. 256
Встреча архиерея ………………………………………………………….…... 257
Входные молитвы ……………………………………………..……………..... 261
Облачение архиерея …………………………………………………….…….. 262
Начало Божественной литургии …………………………………………..….. 265
Чин хиротесии во чтеца и иподиакона ………………………………….….... 268
Малый вход ……………………………………………………………….….... 270
Трисвятое ………………………………………………………………….…... 273
Чтение Апостола и Евангелия ………………………………………….…….. 275
Сугубая ектения ………………………………………………………….…..... 278
Заупокойная ектения …………………………………………………….……. 279
Ектения о оглашенных ………………………………………………….…….. 280
Херувимская песнь …………………………………………………….…….... 281
Великий вход ………………………………………………………….………. 284
Хиротония в иерея ………………………………………………….……….… 287
Просительная ектения и Символ веры …………………………….………... 289
Евхаристический канон ……………………………………………….…….... 291
Чин хиротонии в диакона …………………………………………….………. 296
Просительная ектения и молитва Господня ………………………….……... 298
Причащение священнослужителей ………………………………….……...... 300
Разлитие Святой Крови в дополнительные Чаши ………..……….……….... 303
Причащение мирян ………………………………………………….……….... 303
Окончание литургии ……………………….………………………….…….... 305
Особенности СЛУЖЕНИЯ литургии преждеосвященных
Даров АРХИЕРЕЙСКИМ ЧИНОМ………………………………….……….. 307
Предварительные приготовления …………………………………………..... 307
Встреча, входные молитвы и облачение архиерея ……….……………..…... 307
Начало литургии Преждеосвященных Даров …….………………………..... 310
Малый вход ……………….………………………………………………….... 315
Чтение Апостола…………………………………………….……………….... 320
Чтение Евангелия ………………………………………………………….….. 321
Чтение Евангелия на Страстной седмице ………………………………...…. 324
Сугубая ектения ……………………………………………….……………..... 325
Ектения о оглашенных …………………………………………………….….. 325
«Ныне Силы Небесныя…» ……………………………………………….…... 326
Великий вход ………………………………..…………………………….…... 328
Хиротония в диакона ………….…………………………………………..…... 330
Просительная ектения и молитва Господня ……………………………..…... 331
Причащение священнослужителей ………..…………………......................... 332
Причащение мирян……….……………………………………….................... 335
Окончание литургии ………………………………….…………..................... 336
VIII. чинопоследование ПАССИИ …………….…………...….. 338
Соборное служение ……………….…………………….………………... 338
ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНИЯ ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯ
ПАСИИ АРХИЕРЕЙСКИМ ЧИНОМ …………………..…….………………... 343
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………….... 348
О каждении ……………………………………………………....................... 348
ВИДЫ КАЖДЕНИЙ И ИХ ОСОБЕННОСТИ ……….……………………….... 349
Полное каждение ……………………………………………...………….….... 349
Полное каждение храма двумя диаконами …………………..………….…... 350
Каждение на Вечернем входе ………………………………...………….….... 350
Малое каждение ………………………………………………………….…..... 351
Каждение на литии ……………………………………………………….….... 351
Каждение на литии двумя диаконами при архиерейском служении ….…... 351
Каждение на благословении хлебов ………………………………………..... 352
Каждение на чтении Апостола и на «Иже херувимы…» …...………….…... 352
Каждение на «Иже херувимы…» при соборном служении …....................... 352
Каждение на «Иже херувимы…» при архиерейском служении ………..….. 352
Каждение на «Достойно есть…» …………..……………………………..…... 353
Каждение на «Ис полла…» при архиерейском служении ….…………..…... 353
Каждение на «Ныне Силы Небесныя…» …………….…………………..…... 353
Малое каждение двумя священниками с диаконами на статиях
Великой Субботы ………………………………………………………….….. 354
Малое каждение двумя диаконами на пассии …………………………....…. 355
РАСПРОСТРаНЕННЫЕ ошибки в молитвах и возгласах
ПРИ ПРОИЗНОШЕНИИ ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКИХ СЛОВ ……………..... 356
ОТПУСТЫ …………………………………………………………….………….. 357
Порядок совершения отпуста ..……………………………….……. 357
Дневные отпусты ………………………..…………………………..…… 358
Особенности некоторых дневных отпустов …………………………..…….. 360
ПРАЗДНИЧНЫЕ ОТПУСТЫ ……………………...………………….………. 360
Краткий праздничный отпуст ……………...………………………..……... 361
Исключения из правил о кратких праздничных отпустах …………..….... 361
Отпусты Страстной седмицы ………………………………………….…... 362
ОтпустыСветлой седмицы ……………………...…………………….….... 363
Особенности отпустов некоторых праздников... ……………………..…... 363
Праздничные отпусты ………………………………………………….…... 363
Полный праздничный отпуст …………………………………………….... 364
Особенности полного праздничного отпуста ……….…………………..... 365
Особенности некоторых полных праздничных отпустов ……………....... 365
Особенности служб Великого поста ………………………………….….... 365
Отпусты особых чинопоследований ………………………………....….… 366
ЦВЕТА БОГОСЛУЖЕБНЫХ ОБЛАЧЕНИЙ …..…………………………....… 367
Мирная ектения на хиротонии в пресвитера и диакона ....... 369
Схемы совершения служб СУТОЧНОГО КРУГА …………………….... 370
СХЕМА СОВЕРШЕНИя ВЕЧЕРНИ ………………………………………........ 370
СХЕМА СОВЕРШЕНИЯ МАЛОГО ПОВЕЧЕРИЯ………………………..…... 372
СХЕМА СОВЕРШЕНИЯ ПОЛУНОЩНИЦЫ …………………………..……... 373
СХЕМА СОВЕРШЕНИя ВСЕДНЕВНОЙ И СЛАВОСЛОВНОЙ УТРЕНИ ..... 374
СХЕМА СОВЕРШЕНИя ПОЛИЕЛЕЙНОЙ УТРЕНИ ………………………... 378
СХЕМА СОВЕРШЕНИя ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ ………………………..... 381
СХЕМА СОВЕРШЕНИя ЛитургиИ по чину святого Иоанна
Златоуста и святого Василия Великого ………………………..... 388
СХЕМА СОВЕРШЕНИЯ ЛитургиИ преждеосвященных Даров .... 400
СХЕМА СОВЕРШЕНИЯ ПАСИИ …………………………………………….... 408
Источники и литургические пособия ………………………………... 411
[1] Остапов Алексий протоиерей. Пастырская Эстетика. – Издательство Московской Патриархии, 2000 // Интернет ресурс: http://www.orthlib.ru/other/estet.html.
[2] Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей: В 2 т.–1913. – Репринт: М., Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. – Т. I. – C. 835.
[3] После входа в храм полагается с благоговением и страхом Божиим помолиться словами: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя», «Создавый мя, Господи, помилуй мя», «Без числа согреших, Господи, прости мя», «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим», «Достóйно есть, яко воистину блажити Тя, Богорóдицу, Присноблажéнную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнéйшую Херувим и слáвнейшую без сравнéния Серафим, без истлéния Бога Слова рóждшую, сýщую Богородицу Тя величаем», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь». «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас» (молитва с поклонами). Эти же молитвы произносятся и при выходе из храма (см.: Настольная книга священнослужителя: В 8 т. –Изд. 2-е. – М., изд. Московской Патриархии, 1992. – Т. I. –С. 327).
[4] «Известие учительное...» (см.:Служебник. –М., Изд-во Московской Патриархии, 2001. –С. 566).
[5] В простые дни – земные, а в субботу, воскресенье, в период пятидесятницы и праздничные дни (начиная со славословной службы) – поясные.
[6] «Диакон держит стихарь на обеих руках, но не в правой (если держать только в правой, то куда девать левую руку?), и не на левой руке. Также он не должен протягивать правую руку для принятия благословения, так как не следует смешивать принятие благословения для себя и на облачение в стихарь, что должно совершаться раздельно. А так, то есть при принятии благословения на руку, может показаться как должное – одновременное благословение и диакона и стихаря. Да и слова благословляющего при этом различные: на стихарь – «Благословен Бог наш…», а лицу, просящему себе благословение –«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа»» (Спиридон (Лукич), архим. Проскомидия или Практическое руководство для совершения Божественной литургии. – М.: «Жизнь вечная», 2001. – С. 16-17).
[7] Ни в коем случае нельзя оправдать практики протодиаконов и иных заслуженных диаконов, облачающихся без благословения или же не считающих нужным целовать руку благословляющего их священника.
[8] Крест на стихаре целуется при облачении в него: для двукратного целования его нет смысла.
[9] Молитвы при облачении в священные одежды читаются священнослужителями только на полной литургии.
[10] «В древней Руси иерей, возлагая на себя епитрахиль, непременно возлагал и поручни. Так поступают и ныне там, где ревнуют о хранении древних традиций» (Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. –СПб: Сатис, 1995. –С. 114).
[11] Нужно всегда помнить: правая сторона храма, алтаря или престола это всегда южная сторона, левая – северная, задняя – восточная и передняя – западная.
[12] Так это прошение произносится в приходских храмах. В кафедральных соборах, ставропигийных монастырях, академических и семинарских храмах, а также при служении архиерея или его присутствии в храме на всех службах произносится:«Преосвященнейший(илиВысокопреосвященнейший) владыко благослови».
[13]По 9 гл. Типикона вседневная вечерня совершается священником в одной епитрахили. Но учитывая указания 2 гл. Типикона: «В соборных же и приходских храмех действует сия священник в фелоне…», обыкновенно указывается совершать вседневную вечерню,так же,как ивеликую, в фелони (Булгаков С. В. Указ. Соч. – Т. I. – C. 841. Ср.: С. 845, 860). А в № 14 Р. Д. С. П. за 1887 г. прямо указывается: «В соборных и приходских церквах иерей совершает вечерню и утреню, облачившись в епитрахиль и фелонь, и бывает в этих одеждах в продолжении всей службы…» (цит. по: Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики. – Вып. 1. – К., Тип. Императорского университета св. Владимира, 1903. – С. 12. Ср.: С. 2, 4, 14; ср.: Неаполитанский Аркадий, прот. Церковный Устав в таблицах, показывающий весь порядок церковных служб рядовых и все особенности праздничных служб в течение времени года. – Изд. 11-е. – Изд. А. Д. Ступина. – Репринт: М., Международный издательский центр православной литературы, 1994. – С. 6, 7, 8, 21; Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. – Изд. 7-е. – СПб, Синодальная тип., 1907. – С. 57).
[14] Если перед 9-й часпередвечернейнесовершается, тогда после начального возгласа: «Благословен Бог наш…»читается обычное начало: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...» и проч.
[15] Согласно «Положения о богослужебно-иерархических наградах Русской Православной Церкви» принятом на Архиерейском Соборе 2011 г. камилавка должна быть фиолетового цвета.
[16] Главной святыней в алтаре являются Святые Дары, которые хранятся на святом престоле. Поэтому именно перед ними (т. е. в сторону святого престола, на котором они хранятся) и должны совершаться поклонения каждый раз при входе или выходе из алтаря. Что же касается обычая совершения поклонов на горнем месте, то это вероятнее всего, связано с более древней практикой хранения Святых Даров в нише-шкафчике за престолом в северной стене алтаря. Отсюда, наверное, и традиция каждения горнего места сразу же после святого престола.
[17] «Егда ектению пред святыми царскими враты глаголеши, всегда первее благоговейно главу открыв, поклонися, и тогда начинай, такожде скончав поклонися, и отиди» («Известие учительное...», см.:Служебник. – М., Изд-во Московской Патриархии, 2001. – С. 566).
[18]После этого прошения на всех службах в семинарских и академических храмах добавляется ещё одно: «О зде начальствующих, учащих и учащихся Господу помолимся».В монастырских же храмах в этом месте поминается священноначалие обители. В мужском монастыре: «О всечестнем отце нашем наместнике священноархимандрите(имя)с братиею святыя обители сея, Господу помолимся», а в женской обители: «О всечестней матери нашей настоятельнице игумении (имя) еже во Христе с сестрами святыя обители сея, Господу помолимся»(см.: Последование диаконского служения: учебное пособие для диаконов / сост. протодиакон Максим Синюк; общ. ред. архидиакона Андрея Мазура. – М., Храм святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана на Маросейке, 2007. – С. 487).
[19] «Что касается ектений, то священник, служащий без диакона, может произносить их и в алтаре и на амвоне, но преимущество нужно отдать обычаю произносить ектении на амвоне, не говоря про те ектении, о которых прямо сказано, что они должны произносится перед царскими вратами…» (Булгаков С. В. Указ. Соч. – Т. I. – C. 912. Ср.: С. 849, 852, 869 и Настольная книга священнослужителя. – Т. I. – С. 366-370, 413-414; Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики. – Вып. 1. – С. 2, 3, 15, 16; Неаполитанский Аркадий, прот. Указ. соч. – 6, 7, 18; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви: Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения Православной Церкви. – М., Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2005. – С. 89, 91).
[20] Если над царскими вратами находится надвратная икона, тогда после каждение царских врат всегда совершается её каждение.
[21] По Уставу, «Свете тихий»поётся, только если на вечерне совершается вход. Если же входанет тогда «Свете тихий»читается предстоятелем (см.: Типикон,гл.2и9).
[22] Прокимны вечерни и утрени, а также «Бог Господь…»состихами по Уставу(см.: Типикон,гл.2и9), возглашаются канонархом на средине храма. Однако по установившейся традиции они возглашаются священником или диаконом, причём, прокимны вечерниглаголются «внутрь» алтаря.
[23] В субботу мясопустную и на Троицкую родительскую субботу вместо прокимна дня поётся «Аллилуиа», на 8-й глас, с заупокойными стихами. Стих1-й: «Блажени, яже избрал и приял еси́, Господи, и память их в род и род»и стих 2-й: «Души их во благих водворятся»(см.: Типикон, Суббота мясопустная).
[24] После этого прошения на всех службах в семинарских и академических храмах добавляется ещё одно:«Еще молимся о зде начальствующих, учащих и учащихся».В монастырских же храмах в этом месте поминается священноначалие обители. В мужском монастыре: «Еще молимся о всечестнем отце нашем наместнике священноархимандрите(имя)с братиею святыя обители сея», а в женской обители: «Еще молимся о всечестней матери нашей настоятельнице игумении (имя) еже во Христе с сестрами святыя обители сея».
[25] На великой вечернепод праздники Преполовения Пятидесятницы и обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме 13 сентября полагается стихословие рядовойкафизмы, а не«Блажен муж…».В Типиконе (под 13 сентября и вторник 4-ой седмицы по пасце вечера) нет прямых указаний на малые ектении после трёх антифонов рядовой кафизмы. Но на основании общего устава о великой вечерне,изложенного во 2-й и 7-й главе Типикона,и по аналогиисвеликой вечернейпод воскресенье и вечерней на литургии Преждеосвященных Даров они должны быть. В этом случае, после 1-го антифона и малой ектении возглас: «Яко Твоя держава...», после 2-го антифона и малой ектении возглас: «Яко Благ и Человеколюбец...»и после 3-го антифонаи малой ектении возглас: «Яко Ты еси Бог наш...».Ср.: Никольский К., пр