Источники и литургические пособия

1. Типикон, сиесть Устав. – М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. – 1200 с.

2. Служебник. – М., Издательский Совет РПЦ, 2004. – 591 с.

3. Служебник. – М., Изд-во Московской Патриархии, 2001. – 582 с.

4. Святое Евангелие. – М., Синодальная тип., 1912. – 327 с.

5. Апостол. – Репринт: изд-во Московской Патриархии, 2001. – 528 с.

6. Каноник или полный молитвослов. – М., Изд-во Московской Патриархии, 2000. – 591 с.

7. Октоих, сиречь Осмогласник. – Ч. 1-2. – М., Изд-во Московской Патриархии, 1981. – 707 и 668 с.

8. Пассия, или чинопоследование с акафистом Божественным Страстем Христовым. – М., Изд-во Московской Патриархии, 2001. – 142 с.

9. Последование диаконского служения: учебное пособие для диаконов / сост. протодиакон Максим Синюк; общ. ред. архидиакона Андрея Мазура. – М., Храм святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана на Маросейке, 2007. – 572 с.

10. Последование пономарского служения. Практическое руководство для пономарей: учебное пособие / сост. протодиакон Максим Синюк. – М., Изд-во Сретенского м-ря, 2010. – 64 с.

11. Следованная Псалтырь. Ч. 1-2. – М., Донской монастырь, Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. – 467 и 557 с.

12. Требник. – М., Издательский Совет РПЦ, 2006. – 60 с.

13. Минея общая. – М., Издательский Совет РПЦ, 2002. – 516 с.

14. Часослов. – М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. – 352 с.

15. Чиновник архиерейскаго священнослужения. Кн. 1. – М., Изд-во Московской Патриархии, 1982. – 252 с.

16. Афанасий (Сахаров), епископ. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. – СПб., Сатис, 1995. – 234 с.

17. Богослужебные указания на 2008 год. Для священно-церковно-служителей. – М., Издательский Совет РПЦ, 2007. – 784 с.

18. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Т. I. 1913. – Репринт: М., Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. – 944 с.

19. Ванюков С. А. Богослужебные отпусты // Богослужебные указания на 2005 год для священно-церковнослужителей. – М.: Издательский Совет РПЦ, 2004. – С.641-657.

20. Вишневский А. К. Последование архиерейских богослужений. Указания для иподиаконов. Практика Московской епархии // Интернет ресурс: http://altarniki.ru/index.php/downloadarchive/func-showdown/9/.

21. Воробьев Владимир, прот. Введение в литургическое предание Православной Церкви. – М., ПСТБИ, 2004 // Интернет-ресурс: http://www.pravlib.ru/litur.html.

22. Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной Литургии (краткое литургико-практическое пособие для учащихся духовных семинарий и священнослужителей). Лебедев, М., свящ. О пении тропарей и кондаков на литургии. – Киев, Изд-во храма прп. Агапита Печерского, 2000. – 194 с.

23. Иноземцев Николай, протоиерей. Литургия Преждеосвященных Даров архиерейским чином // ЖМП. – 1982. – № 12. – 158-159.

24. Иоанн (Зизиулас), митр. Церковь и Евхаристия. Сборник статей по православной экклесиологии / Пер. с греч. иером. Леонтия (Козлова). – Богородице-Сергиева Пустынь, 2009. – 332 с.

25. Казарян А. Ю., Желтов М. С, Клюканова А. В. Амвон // Православная Энциклопедия. – М., 2001. – Т. 2. – С. 108-110.

26. Киприан (Керн), архим. Евхаристия. – М., Храм свв. Косьмы и Дамиана на Маросейке, 2001. – 334с.

27. Константин (Островский), иеродиакон. Последование архиерейских богослужений. Практика Московской епархии // Московские епархиальные ведомости. – 2002. – № 5-6. – С. 52-64.

28. Константин (Островский), иеродиакон. Указания для ставленников во иерея и диакона. Практика Московской епархии // Московские епархиальные ведомости. – 2002. – № 7-8 // Интернет ресурс: http://deacon.ru/library/bogoslugenie-ukazaniya/55-ostrovsky2.html.

29. Крымская епархия под началом святителя Луки (Войно-Ясенецкого): сборник документов / Сост., предисловие: протоиерей Николай Доненко, С. Б. Филимонов. – Симферополь: Н. Орианда, 2010. – 576 с.

30. Лукьянов Валерий, протопресвитер. Богослужебные заметки. Опыт разъяснения практической стороны богослужения Православной Церкви. – Джорджанвиль, Типография преп. Иова Почаевского. Св.-Троицкий монастырь, 2001. – 336.

31. Марущак Василий, протодиакон. Святитель-хирург: Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). – М.: Даниловский благовестник, 2006. – 416 с.

32. Настольная книга священнослужителя: В 8 т. Изд. 2-е. – М., изд. Московской Патриархии, 1992. – Т. I. –704 с.

33. Неаполитанский Аркадий, прот. Церковный Устав в таблицах, показывающий весь порядок церковных служб рядовых и все особенности праздничных служб в течение времени года. – Изд. 11-е. – Изд. А. Д. Ступина. – Репринт: М., Международный издательский центр православной литературы, 1994. – 128 с и 6 с.

34. Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. – Изд. 7-е. – СПб, Синодальная тип., 1907. – 878 с.

35. Определения Священного Синода <о порядке возглашения «Господи, спаси благочестивыя...»> // ЖМП. – 1997. – № 8. – С. 15-16.

36. Остапов Алексий протоиерей. Пастырская Эстетика. – М., Изд-во Московской Патриархии, 2000 // Интернет ресурс: http://www.orthlib.ru/other/estet.html.

37. Полный церковно-славянский словарь / Сост. священник Григорий Дьяченко. – М., Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. – 1120 с.

38. Православное богослужение. Практическое руководство для клириков и мирян. Сост.: И. В. Гаслов, А. С. Кашкин. – СПб., Сатис, 2002. – 398 с.

39. Практическое пособие к совершению Вечерни, Утрени и Божественной Литургии в Академическом Храме // Интернет ресурс: http://otechnik.narod.ru/practich2.htm.

40. Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви: Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения Православной Церкви. – М., Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2005. – 676 с.

41. Розанов Николай, протоиерей. Руководство для лиц, отправляющих церковныя богослужения при участии митрополита, епископа, всего собора и порядок посвящения в священно-церковно-служительския степени с приложением особенностей, бывающих при отправлении богослужений в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском в течение всего года, а также церемониалов встреч Их Императорских Величеств, митрополита и епископов. – М., Типо-Литография И. Ефимова, 1901. – 323 с.

42. Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики. Вып. 1. – К., Тип. Императорского университета св. Владимира, 1903. – 192 с.

43. Соколов Феодор, диакон. Руководство для участвующих в служении с архиереем литургии и для готовящихся к посвящению, а также на случай освящения храма, встречи архиерея при обозрении им церкви и служения в его присутствии Литургии. – Изд. 5-е. – Владимир, Лито-Типография И. Ф. Новгородского, 1888 // Интернет ресурс: http://www.deacon.ru/library/bogoslugenie-ukazaniya/45-sokolov.html.

44. Скабалланович Михаил. Толковый Типикон: Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. – Выпуск II. – Киев, Тип. акц. О-ва печ. и изд. дела Н. Т. Корчак-Новицкого, 1910. – Репринт: М., Паломник, 2003. – Вып. 1-494, 2-336, 3-78.

45. Спиридон (Лукич), архим. Проскомидия или Практическое руководство для совершения Божественной литургии. – М.: «Жизнь вечная», 2001. – 176 с.

46. Субботин К., свящ. Руководство к изучению Устава богослужения Православной Церкви. – СПб., Сатис, 1994. – 228 с.

47. Сырников Н. С. Ключ к церковному уставу. – М., Синодальная тип., 1910. – 138 л.

48. Тихомиров Т. С., священник. На приходе. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2002. – 624 с.

49. Указания для священно-церковнослужителей при архиерейском служении // ЖМП. – 1976. – № 10-12 // Интернет ресурс: http: // deacon.ru/library/bogoslugenie-ukazaniya/49-archliturgy.html.

50. Указатель порядка архиерейских служений / сост. протоиерей Сергий Диомидов, Самара, 1915 // Интернет ресурс: http://www.deacon.ru/library/bogoslugenie-ukazaniya/47-diomidov.html.

51. Успенский Н. Д. Богослужебные отпусты // ЖМП. – 1963 – № 12. – С. 52-69.

52. Цвета богослужебных облачений // Богослужебные указания на 2008 год для священно-церковнослужителей. – М., Издательский Совет РПЦ, 2007. – С.775-777.

53. Шиманский Г. И. Литургика: Таинства и обряды. – М., Издание Сретенского монастыря, 2004. – 351 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

БОГОСЛУЖЕНИЕ СУТОЧНОГО КРУГА

I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ …………………………..........…. 5

Общие замечания …………………………………………………………...... 5

Подготовка к богослужению …………………………………………… 6

II. ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖНИЕ …………………………….................... 8

ДЕВЯТЫЙ ЧАС ……………………………………………………………………. 8

ПОСЛЕДОВАНИЕ ВСЕДНЕВНОЙ ВЕЧЕРНИ ………………………………...... 9

ОСОБЕННОСТИ совершения Великой вечерни ……………….……. 14

Вечерний вход ………………………………………………………………...... 15

ПОСЛЕДОВАНИЕ МАЛОГО ПОВЕЧЕРИЯ …………………………………… 19

III. УТРЕНЕЕЕ БОГОСЛУЖНИЕ ……………………………………… 24

ПОЛУНОЩНИЦА ………………………………………………………………... 24

ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ВСЕДНЕВНОЙ ПОЛУНОЩНИЦЫ ……………...... 24

Первая часть …………………………………………………………………..... 24

Вторая часть ……………………………………………………………………. 25

ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНИЯ СУББОТНЕй ПОЛУНОШНИЦЫ ……..... 26

ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ВОСКРЕСНОЙ ПОЛУНОЩНИЦЫ ……………....... 27

ПОСЛЕДОВАНИЕ ВСЕДНЕВНОЙ УТРЕНИ …………………………………... 28

Первый час ………………………………...…………………………………..... 32

ОСОБЕННОСТИ совершения УТРЕНИ С ВЕЛИКИМ

СЛАВОСЛОВИЕМ ………………………………………………………………... 33

Первый час ……………………………………………………………………… 35

ОСОБЕННОСТИ совершения ПОЛИЕЛЕЙНОЙ УТРЕНИ …….................. 36

Полиелей …………………………………………………………....................... 36

Особенности соборного служения полиелейной утрени ….. 43

IV. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ …………………………………………...... 46

Малая вечерня ……………………………………………………………….... 46

ПОСЛЕДОВАНИЕ ПРАЗДНИЧНОГО ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ …………..... 47

Великая вечерня ………………………………………………………........... 47

Вечерний вход ………………………………………………………………….. 52

Лития …………………………………………………………………………..... 55

Благословение хлебов ………………………………………………………….. 57

Полиелейная утреня ………………………………………...…………...… 59

Полиелей ………………………………………………………………………... 60

Первый час …………………………………………………………………….... 69

Особенности соборного служения ПРАЗДНИЧНОГО

ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ ……………..……………………………………….. .. 70

Вечерний вход ………………………………………………………………..….70

Лития …………………………………………………………………………..... 72

Благословение хлебов ……………………………………………………….…. 73

Полиелей …………………………………………………………....................... 74

ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНИЯ ВОСКРЕСНОГО ВСЕНОЩНОГО

БДЕНИЯ ..................................................................................................................... 77

V. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ по чину святых Иоанна

Златоуста и Василия Великого ………………………..….. 81

Входные молитвы ………………………………………………………….. 81

Последование облачения священнослужителей …………...... 83

Облачение диакона ……………………………………………………………... 83

Облачение священника ……………………………………………………….... 84

проскомидия …………………………………………..................................... 85

Каждение алтаря и храма ……………………………………………................. 93

ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ …………………………………………………..... 94

Начало литургии и великая ектения ………………………………….……...... 95

Антифоны …………………………………………………................................. 96

Малый вход (вход с Евангелием) …………………………….……………....... 97

Трисвятая песнь …………………………………………………….………....... 99

Чтение Апостола и Евангелия …………………………………………….….. 100

Сугубая ектения ……………………………………………………………...... 105

Заупокойная ектения ………………………………………………………...... 106

Ектения о оглашенных ……………………………………………………....... 107

ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ ……………………………………………………….…... 108

Херувимская песнь ……………………………………………………….….... 109

Великий вход ………………………………………………………………...... 110

Просительная ектения и Символ веры ……………………………………...... 114

Евхаристический канон……………………………………………………...... 115

Возношение Святых Даров ………………………………................................ 117

Преложение Святых Даров ……………………………….…........................... 118

Поминовение живых и усопших ………………………………………….….. 121

Просительная ектения и молитва Господня ……………………………….... 122

Причащение священнослужителей …………………………………….…...... 124

Причащение мирян ……………………………………………………….....… 130

Благодарственная ектения за причащение и заамвонная молитва ………..... 133

Потребление Святых Даров …………………………………………………... 134

Отпуст и окончание литургии ………………………………………….....….. 135

Особенности соборного служения Божественной

Литургии ………………………………………………………………….…..... 137

Входные молитвы………………………………………………........................ 137

Проскомидия …………………………………………………………………... 138

Начало литургии, великая ектения и антифоны …………………………...... 139

Малый вход ……………………………………………………………….….... 140

Трисвятая песнь ……………………………………………………………….. 142

Чтение Апостола и Евангелия …………………………………………….….. 143

Сугубая ектения ……………………………………………………………...... 144

Заупокойная ектения…………………………………………………………... 145

Ектения о оглашенных ……………………………………………………..…. 145

Ектения о оглашенных при служении предстоятеля с правом

служения с открытыми вратами ..…………………………………………...... 145

Херувимская песнь …………………………………………………………..... 146

Великий вход ………………………………………………………………...... 147

Просительная ектения и Символ веры ………………………….…………..... 150

Евхаристический канон ……………………………………………………..... 151

Просительная ектения и молитва Господня …………………………………. 152

Причащение священнослужителей……………………………....................... 153

Разлитие Святой Крови в дополнительные Чаши ………………………….... 156

Причащение мирян …………………………………………………………..... 156

Благодарственная ектения по причащении и заамвонная молитва ……....… 157

Потребление Святых Даров ………………………………………………....... 158

Отпуст и окончание литургии ……………………………………………..…. 158

Распределение возгласов и действий священников

при соборном служении Божественной Литургии

с одним диаконом ……................................................................................ 159

При служении двух священников ……………………………………….….... 159

При служении трёх священников …………………………………………..... 159

При служении пяти священников …………………………………………..... 160

Распределение ектений, возглашений и действий

при служении Божественной Литургии несколькими

диаконами …………………………………………………………………..... 161

Особенности соборного служения Божественной

Литургии священниками без диакона …………………………...... 162

При служении двух священников …………………………………………..... 162

При служении трёх священников …………………………………………...... 164

При служении пяти священников …………………………………………..... 166

VI. Чинопоследование литургии

Преждеосвященных Даров …………………………….… 167

Приготовление и освящение Даров для литургии

Преждеосвященных Даров ………………………………………………….... 167

Входные молитвы ………………………………………………….…….... 168

Облачение священнослужителей ………………………………….... 170

Облачение диакона …………………………………………………………..... 170

Облачение священника ……………………………………………………….. 170

Окончание последования изобразительных ………………..….. 171

Последование Вечерни на Литургии

преждеосвященных Даров ……………………………………………... 172

Начало литургии и великая ектения ………………………………………...... 172

Антифоны ………………………………………………………....................... 173

Вход с кадилом …………………………………………………....................... 177

Вход с Евангелием …………………………………………………………..... 178

Совершение вечернего входа при служении одним

священником без диакона …………………………………………...... 179

Вход с кадилом ……………………………………………………………...... 179

Вход с Евангелием ………………………………………………………….... 180

Чтение паримий…………………………………………………...................... 180

ПОСЛЕДОВАНИЕ ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ …….….. 183

Чтение Апостола и Евангелия ………………………………………………....183

Чтение Евангелия на Страстной седмице ………………………………….... 187

Сугубая ектения ……………………………………………………………….. 187

Ектения о оглашенных ………………………………………………………... 188

Ектения о готовящихся ко Святому Просвещению ……………………….... 189

Ектения и вторая молитва о верных ………………………………………..... 190

«Ныне Силы Небесныя…» ………………………………………………….... 190

Великий вход ………………………………………………………………...... 191

Просительная ектения и молитва Господня ……………………………….... 193

Причащение священнослужителей ………………………………………....... 195

Причащение мирян …………………………………………………………..... 198

Благодарственная ектения после причащения и заамвонная молитва …..... 200

Потребление Святых Даров …………………………………………………... 201

Отпуст и окончание Литургии ……………………………………………...… 201

Особенности соборного служения ЛИТУРГИИ

ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ …………………………………………….. 202

Входные молитвы ……………………………………………………………... 202

Начало литургии, великая ектения и антифоны …………………………...... 204

Вход с кадилом……………………………………………………………….... 207

Вход с Евангелием …………………………………………………………...... 208

Чтение Апостола и Евангелия ………………………………………………... 212

Сугубая ектения ……………………………………………………………...... 214

Ектения о оглашенных ………………………………………………………... 214

Великий вход ………………………………………………………………...... 215

Просительная ектения и молитва Господня ……………………………….... 217

Причащение священнослужителей ………………………………………....... 217

Причащение мирян …………………………………………………………..... 220

Благодарственная ектения за причащение и заамвонная молитва ………..... 220

Потребление Святых Даров ………………………………………………....... 221

Отпуст и окончание литургии ………………………………………………... 221

VII. АРХИЕРЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ………………………….... 223

Особенности служения всенощного бдения

АРХИЕРЕЙСКИМ ЧИНОМ ………………………………………………….….. 223

Предварительные приготовления ……………….……………….….. 223

Предварительные указания для настоятеля храма ……………………....….. 223

Приготовления, касающиеся хора ……………………………………….…... 223

Подготовка помещения алтаря и храма ………………………........................ 224

Встреча архиерея ………………………………………………………….…... 224

Начало всенощного бдения ……………………………………....................... 228

Вечерний вход ……………………………………………………………..…... 231

Лития ……………………………………………………………....................... 234

Полиелей ……………………………………………………….………….…... 240

Чтение Евангелия ………………………………………………....................... 244

Канон ……………………………………………………………....................... 247

Великое славословие ………………………….……………………….…….... 248

Окончание всенощного бдения ………………………………......................... 249

Чин хиротесии во чтеца и иподиакона ……………………………….…….... 253

Особенности служения бОЖЕСТВЕННОЙ литургии

святых Иоанна Златоуста и Василия Великого

АРХИЕРЕЙСКИМ ЧИНОМ ………………………………………………….... 254

Предварительные приготовления ……………….………………..... 254

Предварительные указания для настоятеля храма ……………………….…. 254

Подготовка помещения алтаря и храма ………………………........................ 255

Проскомидия ……………………………………………………………….….. 256

Встреча архиерея ………………………………………………………….…... 257

Входные молитвы ……………………………………………..……………..... 261

Облачение архиерея …………………………………………………….…….. 262

Начало Божественной литургии …………………………………………..….. 265

Чин хиротесии во чтеца и иподиакона ………………………………….….... 268

Малый вход ……………………………………………………………….….... 270

Трисвятое ………………………………………………………………….…... 273

Чтение Апостола и Евангелия ………………………………………….…….. 275

Сугубая ектения ………………………………………………………….…..... 278

Заупокойная ектения …………………………………………………….……. 279

Ектения о оглашенных ………………………………………………….…….. 280

Херувимская песнь …………………………………………………….…….... 281

Великий вход ………………………………………………………….………. 284

Хиротония в иерея ………………………………………………….……….… 287

Просительная ектения и Символ веры …………………………….………... 289

Евхаристический канон ……………………………………………….…….... 291

Чин хиротонии в диакона …………………………………………….………. 296

Просительная ектения и молитва Господня ………………………….……... 298

Причащение священнослужителей ………………………………….……...... 300

Разлитие Святой Крови в дополнительные Чаши ………..……….……….... 303

Причащение мирян ………………………………………………….……….... 303

Окончание литургии ……………………….………………………….…….... 305

Особенности СЛУЖЕНИЯ литургии преждеосвященных

Даров АРХИЕРЕЙСКИМ ЧИНОМ………………………………….……….. 307

Предварительные приготовления …………………………………………..... 307

Встреча, входные молитвы и облачение архиерея ……….……………..…... 307

Начало литургии Преждеосвященных Даров …….………………………..... 310

Малый вход ……………….………………………………………………….... 315

Чтение Апостола…………………………………………….……………….... 320

Чтение Евангелия ………………………………………………………….….. 321

Чтение Евангелия на Страстной седмице ………………………………...…. 324

Сугубая ектения ……………………………………………….……………..... 325

Ектения о оглашенных …………………………………………………….….. 325

«Ныне Силы Небесныя…» ……………………………………………….…... 326

Великий вход ………………………………..…………………………….…... 328

Хиротония в диакона ………….…………………………………………..…... 330

Просительная ектения и молитва Господня ……………………………..…... 331

Причащение священнослужителей ………..…………………......................... 332

Причащение мирян……….……………………………………….................... 335

Окончание литургии ………………………………….…………..................... 336

VIII. чинопоследование ПАССИИ …………….…………...….. 338

Соборное служение ……………….…………………….………………... 338

ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНИЯ ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯ

ПАСИИ АРХИЕРЕЙСКИМ ЧИНОМ …………………..…….………………... 343

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………….... 348

О каждении ……………………………………………………....................... 348

ВИДЫ КАЖДЕНИЙ И ИХ ОСОБЕННОСТИ ……….……………………….... 349

Полное каждение ……………………………………………...………….….... 349

Полное каждение храма двумя диаконами …………………..………….…... 350

Каждение на Вечернем входе ………………………………...………….….... 350

Малое каждение ………………………………………………………….…..... 351

Каждение на литии ……………………………………………………….….... 351

Каждение на литии двумя диаконами при архиерейском служении ….…... 351

Каждение на благословении хлебов ………………………………………..... 352

Каждение на чтении Апостола и на «Иже херувимы…» …...………….…... 352

Каждение на «Иже херувимы…» при соборном служении …....................... 352

Каждение на «Иже херувимы…» при архиерейском служении ………..….. 352

Каждение на «Достойно есть…» …………..……………………………..…... 353

Каждение на «Ис полла…» при архиерейском служении ….…………..…... 353

Каждение на «Ныне Силы Небесныя…» …………….…………………..…... 353

Малое каждение двумя священниками с диаконами на статиях

Великой Субботы ………………………………………………………….….. 354

Малое каждение двумя диаконами на пассии …………………………....…. 355

РАСПРОСТРаНЕННЫЕ ошибки в молитвах и возгласах

ПРИ ПРОИЗНОШЕНИИ ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКИХ СЛОВ ……………..... 356

ОТПУСТЫ …………………………………………………………….………….. 357

Порядок совершения отпуста ..……………………………….……. 357

Дневные отпусты ………………………..…………………………..…… 358

Особенности некоторых дневных отпустов …………………………..…….. 360

ПРАЗДНИЧНЫЕ ОТПУСТЫ ……………………...………………….………. 360

Краткий праздничный отпуст ……………...………………………..……... 361

Исключения из правил о кратких праздничных отпустах …………..….... 361

Отпусты Страстной седмицы ………………………………………….…... 362

ОтпустыСветлой седмицы ……………………...…………………….….... 363

Особенности отпустов некоторых праздников... ……………………..…... 363

Праздничные отпусты ………………………………………………….…... 363

Полный праздничный отпуст …………………………………………….... 364

Особенности полного праздничного отпуста ……….…………………..... 365

Особенности некоторых полных праздничных отпустов ……………....... 365

Особенности служб Великого поста ………………………………….….... 365

Отпусты особых чинопоследований ………………………………....….… 366

ЦВЕТА БОГОСЛУЖЕБНЫХ ОБЛАЧЕНИЙ …..…………………………....… 367

Мирная ектения на хиротонии в пресвитера и диакона ....... 369

Схемы совершения служб СУТОЧНОГО КРУГА …………………….... 370

СХЕМА СОВЕРШЕНИя ВЕЧЕРНИ ………………………………………........ 370

СХЕМА СОВЕРШЕНИЯ МАЛОГО ПОВЕЧЕРИЯ………………………..…... 372

СХЕМА СОВЕРШЕНИЯ ПОЛУНОЩНИЦЫ …………………………..……... 373

СХЕМА СОВЕРШЕНИя ВСЕДНЕВНОЙ И СЛАВОСЛОВНОЙ УТРЕНИ ..... 374

СХЕМА СОВЕРШЕНИя ПОЛИЕЛЕЙНОЙ УТРЕНИ ………………………... 378

СХЕМА СОВЕРШЕНИя ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ ………………………..... 381

СХЕМА СОВЕРШЕНИя ЛитургиИ по чину святого Иоанна

Златоуста и святого Василия Великого ………………………..... 388

СХЕМА СОВЕРШЕНИЯ ЛитургиИ преждеосвященных Даров .... 400

СХЕМА СОВЕРШЕНИЯ ПАСИИ …………………………………………….... 408

Источники и литургические пособия ………………………………... 411

[1] Остапов Алексий протоиерей. Пастырская Эстетика. – Издательство Московской Патриархии, 2000 // Интернет ресурс: http://www.orthlib.ru/other/estet.html.

[2] Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей: В 2 т.1913. – Репринт: М., Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. – Т. I. – C. 835.

[3] После входа в храм полагается с благоговением и страхом Божиим помолиться словами: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя», «Создавый мя, Господи, помилуй мя», «Без числа согреших, Господи, прости мя», «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим», «Достóйно есть, яко воистину блажити Тя, Богорóдицу, Присноблажéнную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнéйшую Херувим и слáвнейшую без сравнéния Серафим, без истлéния Бога Слова рóждшую, сýщую Богородицу Тя величаем», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь». «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас» (молитва с поклонами). Эти же молитвы произносятся и при выходе из храма (см.: Настольная книга священнослужителя: В 8 т. Изд. 2-е. – М., изд. Московской Патриархии, 1992. – Т. I. –С. 327).

[4] «Известие учительное...» (см.:Служебник. М., Изд-во Московской Патриархии, 2001. С. 566).

[5] В простые дни – земные, а в субботу, воскресенье, в период пятидесятницы и праздничные дни (начиная со славословной службы) – поясные.

[6] «Диакон держит стихарь на обеих руках, но не в правой (если держать только в правой, то куда девать левую руку?), и не на левой руке. Также он не должен протягивать правую руку для принятия благословения, так как не следует смешивать принятие благословения для себя и на облачение в стихарь, что должно совершаться раздельно. А так, то есть при принятии благословения на руку, может показаться как должное – одновременное благословение и диакона и стихаря. Да и слова благословляющего при этом различные: на стихарь – «Благословен Бог наш…», а лицу, просящему себе благословение –«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа»» (Спиридон (Лукич), архим. Проскомидия или Практическое руководство для совершения Божественной литургии. – М.: «Жизнь вечная», 2001. – С. 16-17).

[7] Ни в коем случае нельзя оправдать практики протодиаконов и иных заслуженных диаконов, облачающихся без благословения или же не считающих нужным целовать руку благословляющего их священника.

[8] Крест на стихаре целуется при облачении в него: для двукратного целования его нет смысла.

[9] Молитвы при облачении в священные одежды читаются священнослужителями только на полной литургии.

[10] «В древней Руси иерей, возлагая на себя епитрахиль, непременно возлагал и поручни. Так поступают и ныне там, где ревнуют о хранении древних традиций» (Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб: Сатис, 1995. С. 114).

[11] Нужно всегда помнить: правая сторона храма, алтаря или престола это всегда южная сторона, левая – северная, задняя – восточная и передняя – западная.

[12] Так это прошение произносится в приходских храмах. В кафедральных соборах, ставропигийных монастырях, академических и семинарских храмах, а также при служении архиерея или его присутствии в храме на всех службах произносится:«Преосвященнейший(илиВысокопреосвященнейший) владыко благослови».

[13]По 9 гл. Типикона вседневная вечерня совершается священником в одной епитрахили. Но учитывая указания 2 гл. Типикона: «В соборных же и приходских храмех действует сия священник в фелоне…», обыкновенно указывается совершать вседневную вечерню,так же,как ивеликую, в фелони (Булгаков С. В. Указ. Соч. – Т. I. – C. 841. Ср.: С. 845, 860). А в № 14 Р. Д. С. П. за 1887 г. прямо указывается: «В соборных и приходских церквах иерей совершает вечерню и утреню, облачившись в епитрахиль и фелонь, и бывает в этих одеждах в продолжении всей службы…» (цит. по: Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики. – Вып. 1. – К., Тип. Императорского университета св. Владимира, 1903. – С. 12. Ср.: С. 2, 4, 14; ср.: Неаполитанский Аркадий, прот. Церковный Устав в таблицах, показывающий весь порядок церковных служб рядовых и все особенности праздничных служб в течение времени года. – Изд. 11-е. – Изд. А. Д. Ступина. – Репринт: М., Международный издательский центр православной литературы, 1994. – С. 6, 7, 8, 21; Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. – Изд. 7-е. – СПб, Синодальная тип., 1907. – С. 57).

[14] Если перед 9-й часпередвечернейнесовершается, тогда после начального возгласа: «Благословен Бог наш…»читается обычное начало: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...» и проч.

[15] Согласно «Положения о богослужебно-иерархических наградах Русской Православной Церкви» принятом на Архиерейском Соборе 2011 г. камилавка должна быть фиолетового цвета.

[16] Главной святыней в алтаре являются Святые Дары, которые хранятся на святом престоле. Поэтому именно перед ними (т. е. в сторону святого престола, на котором они хранятся) и должны совершаться поклонения каждый раз при входе или выходе из алтаря. Что же касается обычая совершения поклонов на горнем месте, то это вероятнее всего, связано с более древней практикой хранения Святых Даров в нише-шкафчике за престолом в северной стене алтаря. Отсюда, наверное, и традиция каждения горнего места сразу же после святого престола.

[17] «Егда ектению пред святыми царскими враты глаголеши, всегда первее благоговейно главу открыв, поклонися, и тогда начинай, такожде скончав поклонися, и отиди» («Известие учительное...», см.:Служебник. – М., Изд-во Московской Патриархии, 2001. – С. 566).

[18]После этого прошения на всех службах в семинарских и академических храмах добавляется ещё одно: «О зде начальствующих, учащих и учащихся Господу помолимся».В монастырских же храмах в этом месте поминается священноначалие обители. В мужском монастыре: «О всечестнем отце нашем наместнике священноархимандрите(имя)с братиею святыя обители сея, Господу помолимся», а в женской обители: «О всечестней матери нашей настоятельнице игумении (имя) еже во Христе с сестрами святыя обители сея, Господу помолимся»(см.: Последование диаконского служения: учебное пособие для диаконов / сост. протодиакон Максим Синюк; общ. ред. архидиакона Андрея Мазура. – М., Храм святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана на Маросейке, 2007. – С. 487).

[19] «Что касается ектений, то священник, служащий без диакона, может произносить их и в алтаре и на амвоне, но преимущество нужно отдать обычаю произносить ектении на амвоне, не говоря про те ектении, о которых прямо сказано, что они должны произносится перед царскими вратами…» (Булгаков С. В. Указ. Соч. – Т. I. – C. 912. Ср.: С. 849, 852, 869 и Настольная книга священнослужителя. – Т. I. – С. 366-370, 413-414; Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики. – Вып. 1. – С. 2, 3, 15, 16; Неаполитанский Аркадий, прот. Указ. соч. – 6, 7, 18; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви: Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения Православной Церкви. – М., Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2005. – С. 89, 91).

[20] Если над царскими вратами находится надвратная икона, тогда после каждение царских врат всегда совершается её каждение.

[21] По Уставу, «Свете тихий»поётся, только если на вечерне совершается вход. Если же входанет тогда «Свете тихий»читается предстоятелем (см.: Типикон,гл.2и9).

[22] Прокимны вечерни и утрени, а также «Бог Господь…»состихами по Уставу(см.: Типикон,гл.2и9), возглашаются канонархом на средине храма. Однако по установившейся традиции они возглашаются священником или диаконом, причём, прокимны вечерниглаголются «внутрь» алтаря.

[23] В субботу мясопустную и на Троицкую родительскую субботу вместо прокимна дня поётся «Аллилуиа», на 8-й глас, с заупокойными стихами. Стих1-й: «Блажени, яже избрал и приял еси́, Господи, и память их в род и род»и стих 2-й: «Души их во благих водворятся»(см.: Типикон, Суббота мясопустная).

[24] После этого прошения на всех службах в семинарских и академических храмах добавляется ещё одно:«Еще молимся о зде начальствующих, учащих и учащихся».В монастырских же храмах в этом месте поминается священноначалие обители. В мужском монастыре: «Еще молимся о всечестнем отце нашем наместнике священноархимандрите(имя)с братиею святыя обители сея», а в женской обители: «Еще молимся о всечестней матери нашей настоятельнице игумении (имя) еже во Христе с сестрами святыя обители сея».

[25] На великой вечернепод праздники Преполовения Пятидесятницы и обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме 13 сентября полагается стихословие рядовойкафизмы, а не«Блажен муж…».В Типиконе (под 13 сентября и вторник 4-ой седмицы по пасце вечера) нет прямых указаний на малые ектении после трёх антифонов рядовой кафизмы. Но на основании общего устава о великой вечерне,изложенного во 2-й и 7-й главе Типикона,и по аналогиисвеликой вечернейпод воскресенье и вечерней на литургии Преждеосвященных Даров они должны быть. В этом случае, после 1-го антифона и малой ектении возглас: «Яко Твоя держава...», после 2-го антифона и малой ектении возглас: «Яко Благ и Человеколюбец...»и после 3-го антифонаи малой ектении возглас: «Яко Ты еси Бог наш...».Ср.: Никольский К., пр

Наши рекомендации