Встреча, входные молитвы и облачение архиерея
Возможно два варианта: с обычной встречей и облачением архиерея на архиерейском амвоне или же без встречи и с облачением в алтаре.
1. Как правило, встреча архиерея на литургии Преждеосвященных Даров происходит уже после совершения часов и изобразительных,хотя возможен вариант, когда архиерея встречают перед совершением изобразительных(или даже перед началомчасов).
До прибытия архиерея в храм чередной священник совершает последование часов и изобразительных, а после их совершения все священнослужителивыходят на встречу архиерея.
Перед началом литургии производится звон в малый колокол. Во время пения: «Во царствии Твоем…» производится звон в большой колокол.
Встреча архиереяпроисходит как обычно при архиерейском богослужении, с крестом и при пении «Достойно есть»(скоро). После целования креста на солее следует чтение входных молитв по обычному чину, исключение: в конце чтения входных молитв протодиакон не произносит: «Господу помолимся»,а архиерейне читает молитву: «Господи, низпосли руку Твою…».
Примечание. На первой и Страстной седмицах Великого поста вместо «От восток солнца…»поётсядогматик6 гласа: «Кто тебе не ублажит…».
Облачение архиерея совершается на архиерейском амвоне или в алтаре так же как на полной литургии(см.: VII. Архиерейское богослужение, Особенности служения Божественной литургии святых Иоанна Златоуста и Василия Великого архиерейским чином, Облачение архиерея). Во время облачения диаконыпостоянно совершают каждение архиерея. Молитвы на облачение не читаются, только при поднесении каждой одежды протодиакон произносит: «Господу помолимся», а второй диаконотвечает: «Господи помилуй».
Хор поет:«Свыше пророцы…», «Царь небесный…»или«В чермном море» или«ино что дне, или праздника»[274].
После облачения архиерея так же, как обычно при архиерейском служении литургии, протодиакон возглашает: «Тако да просветится свет твой пред человеки...».
Хор поет: «Тон деспотин…».
В это время все священники выходят боковыми дверьми на солею и становятся в одну линию с протодиаконом и вторым диаконом, лицом к архиерею.
Архиерей во время пения: «Тон деспотин…» осеняет народ на четыре стороны. Во время осенения духовенства дикирием и трикирием на восток диаконы кадят архиерея. Затем архиерей отдает дикирий и трикирий иподиаконам.
Далее диаконы кадят архиерея трижды по трижды, а все иподиаконы вместе кланяются три раза архиерею, который их всех благословляет. После этого все священники,диаконы и иподиаконы крестятся на восток и опять кланяются архиерею.
Затем все священники и диаконы спускаются с амвона и идут двумя рядами к архиерейскому амвону (старшие впереди) где выстраиваются в два ряда лицом на восток (старшие ближе к архиерейскому амвону). Диаконы становятся друг за другом между священниками перед архиерейским амвоном (старшие ближе к архиерею). Затем все священнослужители по знаку протодиакона крестятся на восток, кланяются архиерею и поворачиваются лицом друг к другу.
2. Как правило, в обычные седмичные дни Великого поста встреча архиерея на литургии Преждеосвященных Даров не совершается. Архиерейприезжает в храм до началабогослужения, облачается в мантию и совершает входные молитвы(см. выше)на солее перед царскими вратами вместе с сослужащими ему священнослужителями.
По другой практике, архиерейприезжает в храм уже после совершения часов, и заходит в алтарь. Перед совершением изобразительных он в мантии исходит из алтаря царскими вратами на солею[275] для прочтения входных молитв. Царские врата закрываются. Сослужащие священникии диаконы выходят на солею северными и южными дверьми.
Затем после прочтения входных молитв, и в первом и в другом случае, иподиаконы отверзают царские врата: архиерей входит в алтарь и становится пред престолом. Сослужащие ему священнослужители входят в алтарь боковыми дверями, и все прикладываются к престолу. Архиерей отходит на учинённое место, а сослужащие подходят к нему под благословение. Иподиаконы снимают мантию с архиерея и облачают его в священные одежды.В это же самое время сослужащие ему священнослужители также облачаются в священные одежды и становятся в порядке старшинства по сторонам престола.
После облачения архиерей становится перед передней частью престола, а диаконыпо правую и левую сторону отнегопротив передних углов престола.
Служащий священник после облачения, завершает на солее последование изобразительных, а затем возвращается в алтарь южной дверью и становится на свое место предстояния перед престолом.
Во время произнесения служащим священником отпустапервая пара иподиаконов с дикирием и трикирием идет на горнее место. Здесь они трижды крестятся, кланяются архиерею, друг другу и выходят северной и южной дверями из алтаря. На солее они становятся справа и слева от царских врат лицом друг к другу: старший иподиакон с трикирием выходит южной дверью и становится справа перед иконой Спасителя возле жезлоносца, а второй иподиакон с дикирием выходит северной дверью и становится слева перед иконой Божией Матери. Свещеносец со свечойстановитсявнизу солеи посредине лицом к алтарю.
Послезавершенияизобразительных диаконыоткрывают царские врата,затем все священнослужители дважды крестятся, целуют святой престол, крестятся третий раз и кланяютсяархиерею, который их благословляет общим осенением. Первая пара иподиаконов с дикирием и трикирием спускается с солеи и становится справа и слева от свещеносца лицом друг к другу.
Архиерей выходит через открытые царские врата на солею, принимает от жезлоносца жезл, идет на амвон и благословляет молящийся в храме народ. Все иподиаконы поворачиваются на восток и кланяются в ответ на его благословение (кроме жезлоносца, который также кланяется, но при этом идет справа от архиерея позади него). Свещеносец со свечой отходит и становится слева от аналоя.
Архиерей спускается с амвона и идет по ковровой дорожке на средину храма и становится на приготовленный для него орлец на архиерейском амвоне. Перед ним идет первая пара иподиаконов с дикирием и трикирием и свещеносец со свечой, а позади жезлоносец.
Диаконы закрывают царские врата, и все священнослужители вслед за архиереем выходят из алтаря северной и южной дверями на солею и также идут к архиерейскому амвону позади архиерея:священники идутпопарно (старшие впереди), а за ними диаконы (старшие впереди).Первая пара священников поддерживает архиерея при его восхождении на архиерейский амвон. Священникистановятся справа и слева от архиерея по чину (старшие священники ближе к архиерею), а впереди них становятся диаконы (старшие впереди). Первая пара иподиаконов с дикирием и трикириемстановятсявпередимладших священников перед аналоем с праздничной иконой:старший иподиакон с трикирием справа, а второй с дикирием слева. Свещеносец со свечой становится перед аналоем с праздничной иконой посредине лицом на запад.
Когда все станут на свои места, священники, диаконы и иподиаконыпо знаку протодиакона крестятся на восток, кланяются архиерею, который благословляет их общим осенениеми поворачиваются лицом друг к другу.
Архиерей отдает жезл жезлоносцу.Жезлоносец принимает жезл, и становятся справа перед аналоем с праздничной иконой рядом со свещеносцем лицом на запад. Первая пара иподиаконовподнимается на архиерейский амвон, подаёт архиерею дикирий и трикирий, поправляет рукава на саккосе и затем становится перед архиереем в ряд по бокам от жезлоносца и свещеносца.
Второй диакон произносит: «Господу помолимся», и протодиакон возглашает: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрые дела твоя и прославят Отца нашего, иже есть на небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь».
Хор поет: «Тон деспотин кэ архиереа имон, Кирие, филате (единожды), ис полла эти, дэспота» (трижды).
Архиерей во время пения: «Тон деспотин…» осеняет народ на четыре стороны, а затем отдает дикирий и трикирий иподиаконам. Первая пара иподиаконов кланяется один раз, затем подходит к архиерею, принимает у него дикирий и трикирий и опять становится в ряд с жезлоносцем и свещеносцем.
Далее все иподиаконы вместе кланяются три раза архиерею, который их всех благословляет. Затем все священники,диаконы и иподиаконы крестятся на восток и опять кланяются архиерею.
После этого диаконы становятся друг за другом между священниками перед архиерейским амвоном (старшие ближе к архиерейскому амвону).
В это же время жезлоносец и свещеносец становятся на свои места на солее, а первая пара иподиаконов уходит в алтарь. В алтаре иподиаконы идут на горнее место, где крестятся, кланяются друг другу и становятся перед престолом около царских врат: старший иподиакон с южной его стороны, а второй иподиакон – с северной.