Ектения о оглашенных при служении предстоятеля с правом служения с открытыми царскими вратами
Еслипредстоятельимеет право служения с открытыми вратами, тогда на ектении о оглашенных диаконы совершают те же действия как при архиерейском служении.
Перед прошением: «Открыет им Евангелие правды», старший и второй диаконы (а если его нет, то толькостарший) вместе со второй парой священников подходят к престолу.После того какна прошении:«Открыет им Евангелие правды» вторая пара священниковоткроет верхнюю сторону антиминса, диаконывместе с ними крестятся, целуют престол и кланяются предстоятелю, на что он отвечает также поклоном на обестороны.
Перед произнесением возгласа: «Да и тии с нами…» старший и второй диаконы (а если его нет, то толькостарший) становятся в царских вратах лицом к народу. После возгласа:«Да и тии с нами…» диаконывозглашают:
старший диакон –«елицы оглашеннии, изыдите»;
третий диакон – «оглашеннии, изыдите»;
второй диакон (а если его нет, тостарший) –«елицы оглашеннии, изыдите»;
третий диакон –«да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся».
Затем диаконы кланяются друг другу.Старший и второй диаконы входят в алтарь, целуют престол, кланяются предстоятелюи друг другу.
Третий диакон на солеевозглашает прошение:«Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию», а затем и следующуюектению: «Паки и паки миром Господу помолимся».
Старший диакон отходит на свое место, а второй диакон (а если его нет, тостарший)идет на горнее место, принимает от пономаря кадило, испрашивает у предстоятеляблагословение и начинает каждение алтаря.
Херувимская песнь
Предстоятель возглашает возглас: «Яко да под державою Твоею…»,астарший ивторой диаконы (а если его нет, то только старший)открывают царские врата.Второй диакон выходит через открытые царские врата и продолжает каждение на солее(см.:Приложения, Виды каждений и их особенности, Каждение на «Иже херувимы» при соборном служении). Предстоятель читает молитву Херувимской песни: «Никтóже достоин от связавшихся плотскими похотьми…». Перед чтением этой молитвысвященнослужители снимают скуфьи, камилавки и митры.
После окончания чтения предстоятелем этой молитвы, авторым диаконом каждения, все становятся перед святым престолом и поклоняются трижды со словами предстоятеля: «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя».
Затемтолькопредстоятель, воздев руки, вполголоса произносит: «Иже Херувимы…» (трижды), а диаконы, держа орарь в поднятой руке, произносят трижды попеременно: «Яко да Царя…»,каждый раз совершая крестное знамение и поклон пред святым престолом.
Прочитав Херувимскую песньв третий раз, и сотворив поклон, предстоятельцелует антиминс и престол,а диаконы край престола.
Далее старший диакон говорит:«Священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем».
Предстоятель отвечает: «Священство, диаконство ваше да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков»икланяется всемсослужащими народу.
Все священнослужители отвечают предстоятелю поклоном со словами: «Священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков».
Затем предстоятельотходит от престола прямо к жертвеннику.
После отхода предстоятеля к жертвеннику, все сослужащие священники попарно по очереди подходят к престолу, совершают дважды поклонение с крестным знамением, целуют антиминс и престол, крестятся третий раз, кланяются друг другу со словами: «Священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков»и далее вместе кланяются народу.
После целования престола все также (в свое время) отходят к жертвеннику: леваясторона сослужащих ивторой диакон прямо к жертвеннику. Старший диакон,праваясторона сослужащихитретий диакон идут к жертвеннику,обходя престол,через горнее место. Первая пара священников(а при трёх священниках первый) отходя, сразу берут кресты с престола.
Великий вход
Предстоятель, старшийивторой диакон подходят к жертвеннику.
Сослужащие священники становятся в порядке старшинства с правой стороны от жертвенника.
Свещеносцы со свечами становятся в алтаре у северной двери.
Второйи третий диаконыпринимают от пономарей кадильницы.
Второй диакон (а если его нет, тогдастарший диакон) подаёт кадильницу предстоятелю.Предстоятель благословляет кадило, произнося положенную молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш…» (см.:Служебник,Чин священныя литургии, Последование проскомидии), принимает кадильницу и кадит приготовленные Дары, молясь: «Боже, очисти мя, грешнаго» (трижды). Покадив Дары, он отдает кадиловторому диакону(а если его нет, тостаршему диакону).
Второй диакон (а если его нет, тостарший диакон), принимает кадило в левую руку.
Старший диаконобращается к предстоятелю:«Возми, владыко».
Предстоятель берет воздух, целуя крест на нем, и подносит его для целованиявторому диаконусо словами:«Возмите руки ваша во святая и благословите Господа».
Второй диакон крестится, целует крест на воздухе и правую руку предстоятеля, которыйвозлагает воздух на его левое плечо.
Старший диакон становится перед жертвенникомна правое колено.
Предстоятель берет дискос, целует его через покровец, и передаёт егостаршему диакону со словами: «Священнодиаконство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков».
Старший диакон принимает дискос, крестится, целует его (т. е. покровец на нем) и руку предстоятеля говоря: «Священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем»и поднимает дискос на уровень глаз.
Предстоятель берет потир, целует его через покровец и делает поклонсослужащимему священникам со словами: «Священство ваше да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков». Священники отвечают ему также поклоном со словами: «Священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков». Затемсослужащие священникиберут с жертвенника копие, лжицу, блюдце и т. д.; причём, беря тот или другой из этих святых предметов, каждый целует его и несёт его в руках, держа при персех. Распределяются эти предметы междусослужащимив следующем порядке:
1) при служениидвух священников: 2-й – крест;
2) при служениитрёх священников: 2-й– крест, 3-й – копие и лжица;
3) при служениичетырех священников: 2-й– крест, 3-й – крест, 4-й– копие и лжица;
4) при служениипяти священников: 2-й – крест, 3-й – крест, 4-й – копие и лжица,5-й – блюдце для раздробления Агнца;
5) при служении болеепяти священников: 2-й – крест, 3-й– крест, 4-й – копие и лжица,5-й – блюдце для раздробления Агнца,остальные:малые копия, блюдца для вынимания частичек (если причащают из нескольких чаш, то выносят столько же и лжиц).
Далее всевыстраиваются в один ряд, и начинается шествие северной дверью на солею. Впередиидут свещеносцы со свечами друг за другом, за ними второй и третий диаконыс кадилами. Далее старший диакон с дискосом,потом предстоятельс чашей, а за ним сослужащие священники(старшие впереди).
На солее:
свещеносцы со свечами спускаются с амвона и становятся за ним, лицом на восток, не отпуская при этом подсвечники;
диаконы с кадилами кадят иконы на царских вратах (второйСпасителя, атретийБогородицы)и сразу же входят в алтарь через царские врата, попутно совершая их каждение. В алтаре они сразу же вместе совершают каждение передней части святого престола, а затем расходятся и кадят синхронно: второй диакон южную (правую) сторону, а третий северную (левую) сторону святого престола. Далее они сходятся и вместе кадят заднюю часть престола, а затем поворачиваются и кадят горнее место. Потом они становятся по бокам престола, ожидая входа священнослужителей: второй диакон с южной (правой) стороны, атретийс северной(левой) стороныпрестола.
Если служат только два диакона, то второй диакон кадит иконы на царских вратах СпасителяиБогородицыи сразу же входит в алтарь через царские врата, попутно совершая их каждение. В алтаре он совершает каждение святого престола и горнего места, а затем становится возле южной (правой) стороны святого престола, ожидая входа священнослужителей;
старший диакон с дискосомстановится у иконы Спасителя лицом к народу;
предстоятель с чашейстановится посредине солеи напротив царских врат лицом к народу;
сослужащие священникистановятся в линию в порядке старшинства (старшие впереди), начиная от предстоятеляи до левого клироса.
После окончания пения хором Херувимской песнистарший диакон возглашает: «Великаго Господина и Отца нашего Кирилла…»,затем поворачивается через правое плечо, входит через царские врата в алтарь, становится у юго-западной стороны престола и опускается на правое колено, держа дискос на голове над престолом.
Предстоятель, сразу же послевозглашениястаршего диакона,произносит: «Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и монашеский чин, и причет церковный да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков»[176].
Затем второй священник произносит: «Настоятеля, братию и прихожан святаго храма сего да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков»[177].
Далее третий священник поминает:«Строителей, благоукрасителей, жертвователей, труждающихся и поющих во святем храме сем да помянет…».
После негочетвёртый священник поминает: «Труждающихся и поющих во святем храме сем, да помянет…».
Предстоятель завершает поминовение словами: «Всех вас, православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков» крестообразно осеняя чашей молящихся в храме.Все священники на последнем возгласе предстоятеля также одновременно с ним крестообразно осеняют молящихся тем священным предметом, которые держат в руках.
Хор: «Аминь»и поет вторую часть Херувимской песни: «Яко да Царя…».
Старший диакон при входе священников приветствует их словами: «Священство, диаконство ваше помянет Господь Бог священство твое во Царствии Своем».
Предстоятель приветствует всех священнослужителей: «Священство, диаконство ваше да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков».
Священникив порядке старшинства входят через царские врата в алтарь, приветствуя друг друга словами, как и передвеликим входом:«Священствоилидиаконство твое…». Затем каждый целует несомую им святыню и кладёт на свое место (копие, лжица и блюдце для раздробления Агнца полагают слева от дискоса возле напрестольного креста). Потом все становятся на свои прежние места предстояния у престола, кланяются пред престолом, целуют его и кланяются предстоятелю.
Предстоятель входит в алтарь, поставляет потир на престоле, на развёрнутом антиминсе, в правой его стороне, поцеловав его край через покровец. Затем, он снимает с головыстаршего диакона дискос (диаконпри этом целует его правую руку), также целуя его край через покровец, и ставит на престоле рядом с потиром, слева от него. Дискос снимается с произнесением тропаря Великой Пятницы: «Благообразный Иосиф, с древа снем...»на словах:«с древа снем».
Диаконы (если служат два диакона, товторой) с кадилами, находясьуже на углах престола, встречают каждением сначала старшего диакона сдискосом, а затем и священников, входящих в алтарь.Затем они идутк царским вратам и кадят там свещеносцев. Старшийитретий диаконызакрывают царские врата, а затем:третийдиакон задёргивает завесу, отдает кадило пономарюи становится на своём месте слева от престола, авторойстановится возле предстоятеляс правой стороны престола.
Предстоятель читает тропари: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником...»и «Яко Живоносец, яко рая краснейший…»и при этом снимает с потира и дискоса покровцы и полагает по обоим углах престола. Затемон читает: «Благообразный Иосиф...»ина словах:«с древа снем» снимает с плеча второго диакона воздух, а на словах: «плащаницею чистою обвив»обвивает им кадильницу, которую диакон держит за кольцо одной рукой. Потом он покрывает воздухом дискос и потир со словами: «благоухáньми, во гробе нóве, покрыв, положи».
Далее второй диакон отдает кадильницу предстоятелю, целуя при этом его руку. Предстоятель, приняв от диакона кадильницу, трижды кадит приготовленные Дары, с заключительными словами 50-го псалма: «Ублажи, Господи, благоволением ТвоимСиона…».
Затем предстоятельотдает старшему диакону кадильницу и, приклонив голову, обращается ко всем диаконам со словами: «Помолитесь ο мне, братья и сослужители».
Старший диакон принимает кадило в левую руку иотвечает: «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя».
Предстоятель продолжает: «Тойже Дух содействует нам вся дни живота нашего».
Старший диакон, наклонив голову и держа орарь тремя перстами правой руки, обращается к предстоятелю: «Помяни нас, владыко святый» и все диаконы складывают руки и орарь для принятия благословения.
Предстоятель:«Да помянет вас Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков» и благословляет всех диаконов.
Все диаконы принимают у предстоятеля благословение (каждый со своей стороны) и целуют его руку.Предстоятельи старший диакон вместе крестятся, целуют святой престол (апредстоятельиЕвангелие). Старшийи второй диаконыидутна горнее место, где старший диакон трижды кадит предстоятеля, а затем вместе со вторымдиаконом и свещеносцами крестится на горнее место, отдает кадило пономарю и вместе с ним и свещеносцами делает поклон предстоятелю. Второй диакон выходит из алтаря северной дверью на солею и произносит просительную ектению: «Исполним молитву нашу Господеви».
Свещеносцы после поклонапредстоятелю, тушат свечи и отходят на свои места.