Слова, относительно которых суждение не выносится.

3) Слова, в куфре которых имеются разногласия".

Приводим отрывок из этой главы:

"Основой в определении этих положений (что является куфром, а что нет) может служить только Шариат. У ума нет какого-либо влияния или возможности соперничать с Шариатом в этой области, то есть опираясь на ум, нельзя определять, что является куфром, а что нет. Основной принцип в определении куфра следующий: "Все, что противоположно признанию Господства Аллаха и единобожию, а также поклонение кому-нибудь или чему-нибудь, кроме Аллаха является куфром без всяких споров и сомнений. Наряду с этим, кто признает божественность и единственность Аллаха, но в тоже время будет полагать, что Аллах не является Живым и Вечным тот станет неверным по единогласному мнению всех мусульман. Также единогласно становится неверным тот, кто считает следующее:

1. Считает что Аллах сотворен кем-нибудь.

2. Считает, что у Него есть ребенок (потомство) или жена (напарникца), или что Он отец кого-либо.

3. Считает, что Аллах родился от кого-нибудь или произошел от чего-нибудь. Посчитает, что изначально (до сотворения вселенной) вместе с ним, кто-нибудь был или что-нибудь было. Посчитает, что наряду с ним существует еще какой-нибудь управитель (событий, явлений; предопределяющий ход событий, воплощающий свою волю, наделяющий уделом, пропитанием, причиняющий вред или пользу, спасающий от бед, одаривающий благами, устанавливающий законы, направляющий на путь и сбивающий и.т.д.) и создатель.

Среди мусульман нет разногласий в том, что все это куфр. Также станет неверным тот, кто будет утверждать, следующее:

1. Что сидел рядом с Аллахом.

2. Возвышался (приближался) к Нему.

3. Разговаривал с Ним, или, что Аллах может входить в другие творения, воплощаться в них.

Эти убеждения можно встретить в словах некоторых суфистов, батъинитов, христиан и карамитов. Все это есть куфр. Также, без всяких сомнений, мы выносим такфир тем, кто говорит, что вселенная изначальна (не имеет начала сотворения; то есть Аллах не сотворил ее из ничего). Что вселенная будет вечной как Аллах. Также мы выносим такфир тем, кто сомневается в этих вопросах (не знает точно, что у вселенной есть начало и конец сотворения).

Аналогично, станет неверным любой, кто скажет следующее:

1.Что Посланник, Слова, относительно которых суждение не выносится. - student2.ru , прибегал ко лжи в передачи сообщений.

2. Усомнится в его справедливости и правдивости.

3. Будет злословить о нем, и порицать его.

4. Скажет, что Посланник, Слова, относительно которых суждение не выносится. - student2.ru , не передал некоторые знания и сведения от Аллаха.

5. Будет преуменьшать роль посланников, недооценивать, унижать честь и достоинство посланников. Порицать, пренебрегать, неуважительно относиться к любому из посланников.

Будет обижать их; или будет воевать с ним, или убъет одного из них.

Все это единогласно считается куфром.

Также существует иджма в том, что следующие действия являются неверием:

1. Не принимать (отвергать) какой-либо текст Корана.

2. Не принимать абсолютно достоверных хадисов, которые переданы мутаватиром.

3. Сужать смысл или толковать другим смыслом хадисы, внешний смысл которых, точно установлен (иджмой).

Например, хадис о раджме (закидыванием камнями насмерть блудников, состоящих в браке) абсолютно точно установлен (передан мутаватиром). Некоторые хариджиты не приняли этот хадис или истолковали его иначе. В такфире подобных хариджитов существует иджма (единогласие).

Поэтому мы выносим такфир любому, кто вне Ислама (немусульманину). Также мы выносим такифр тем, кто проявляет сомнение в определении суждения по ним (замнулся в выносе им такфира). Или засомневался (в их неверии). Или посчитал возможным, что они правы. Мы выносим такфир таким людям, даже если во всем остальном они будут выглядеть как муслимы, будут верить в Ислам, в ложность всех систем, кроме Ислама. Хоть он и обнаруживает Ислам, но из-за того, что он обнаружил противоположное Исламу (отказ от такфира кафиров), его Ислам нарушается и он становится неверным.

Также мы выносим такфир человеку делающему какое-нибудь действие, которое по единогласному мнению всех муслимов может исходить только от неверного. Мы выносим такфир такому человеку, даже если он будет утверждать, что он муслим. Примером таких действий служит саджда (земной поклон) идолу (ложному божеству), солнцу, месяцу, кресту, огню. Постоянное посещение церквей, тесные отношения с людьми церкви. Облачение в их одеяния вроде зуннара, кивание головой (склонять ее) как они. Все это есть куфр, так как муслимы соединились в том, что это делают только кафиры и поэтому эти действия стали отличительными признаками куфра, даже если делающий их утверждает, что он муслим.

Также все муслимы единогласно выносят такфир тем, кто считает халялем (несправедливое) убийство, алкоголь, блуд. Аллах сделал эти вещи харамом, и тот, кто узнает это и посчитает их халялем, станет неверным, подобно некоторым крайним суфистам, вроде карамитов и ибахитов.

(Китабу аш-Шифа би Шархи Нураддин аль-Кари, 5/401-431)

Глава вторая.

Абу Бакр бин Мухаммад в своей книге " Кифаятуль-Ахьяр" говорит следующее:

Вероотступничество (ридда – ردة ) - Общелексическое значение этого слова следующее - Обращаться, возвращаться от одной вещи к другой. Примером использования общелексического значения слова ридда может служить вот этот аят:

"О народ мой! Войдите в землю священную, которую Аллах предначертал вам, и не возвращайтесь обратно, чтобы не оказаться вам потерпевшими убыток".

(Трапеза, 5/21)

Узкоспециализированное, шариатско-терминологическое значение слова ридда это: "Отступничество от Ислама (вероотступничество), вход в куфр после Ислама".

Существует несколько категорий вероотступничества:

1. Вероотступничество посредством слова.

2. Вероотступничество посредством действия.

3. Вероотступничество посредством верования.

Вкратце перечислим некоторые виды каждой из категорий вероотступничества.

Вероотступничество посредством слова.

Например, говорить своему врагу: "Если бы он был моим Господом, то я не поклонялся бы ему". Поистине, кто скажет такие слова, станет неверным. Или же, говорить: "Если бы этот человек был посланником, то я не уверовал бы в него". Или же говорить о своих детях или жене: "Они дороже мне, чем Аллах или посланник". Все это есть слова вероотступничества.

Если кто-нибудь заболеет, а затем поправится и скажет: "Я не заслужил таких страданий. Даже если бы я убил Абу Бакра и Умара, я не заслужил такого наказания", он станет неверным. Некоторые ученые сказали, что такого нужно убивать сразу (без призыва к покаянию), ибо он придал Аллаху свойство несправедливости.

Также станет вероотступником тот, кто будет утверждать, что ему посылается откровение от Аллаха, даже если при этом он не будет говорить, что он посланник. Также станет вероотступником тот, кто скажет, что он вошел в Рай, ел Райские плоды, обнимался с Райскими девами. Все эти слова и еще другие подобные слова некоторых суфистов-еретиков, являются куфром по всеобщему единогласию ученых. Существует иджма в такфире тех, кто скажет нечто подобное, или например, скажет унизительные, пренебрежительные по отношению к посланникам слова. Да погубит Аллах этих суфистов. Какие же они невежды, и какие же они кафиры. Удивительно, но, сколько людей они смогли обмануть своими речами.

Вероотступничество посредством действия.

Например, делать саджду (земной поклон) идолу, солнцу или месяцу; бросать Коран в нечистоты, заниматься колдовством, где есть поклонение солнцу; приносить жертвоприношение ложным божествам, насмехаться над каким-нибудь именем Аллаха, приказом или угрозой Аллаха, петь Коран под музыку.

Также является куфром делать такие действия, насчет которых все муслимы определились, что они могут исходить только от неверного. Например, делать саджду кресту; посещать церковь, надев на себя зуннар или другие их одеяния. По единогласному суждению всех муслимов, кто сделает это - ему выносится такфир, даже если он при этом будет утверждать что он мусульманин.

Вероотступничество посредством верования.

Примеров этому виду вероотступничества очень много. Например: Верить, что вселенная изначальна (что не имеет начала сотворения, что она извечно была вместе с Аллахом). Верить, что Аллах не изначален, что было такое время, когда Аллаха не было. Не придавать Ему качеств, которыми Он обладает по единогласному мнению мусульман (господство, власть, установление законов, предопределение и.т.д.). Придавать Ему качества (недостатки), которых Него быть не может, например: цвет (как например, верят некоторые негры, что Аллах черного цвета), быть составленным из частей, быть разделенным на части, и тому подобное.

Согласие к куфру - куфр. Например, намеревающийся совершить куфр (в будущем), становится неверным в тот же момент. Тот, кто проявит нерешительность: совершить ему куфр или нет, в тот же момент становится неверным. Тот, кто привяжет совершение куфра к какому-нибудь условию, то в этот же момент становится неверным. Например, говорит: если случится то-то, то я совершу куфр, если не случится, то не совершу.

После всего этого, да будет известно, что если вероотступничество какого-нибудь человека будет точно установлено, то он подвергается смерти, ибо он совершил величайший грех и скверну. В аятах говорится:

"О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не бояться порицания порицающих. Такова милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает. Аллах – Объемлющий, Знающий".

(Трапеза, 5/54)

"Ты видишь, что многие из них дружат с неверующими. Скверно то, что уготовили им их души, ведь поэтому Аллах разгневался на них. Они будут мучаться вечно".

(Трапеза, 5/80)

Разногласие имеется в следующем: "Обязательно ли призывать вероотступника к покаянию, прежде чем придать его смерти? " На этот счет имеются два мнения. По одному мнению, это не обязательно, но желательно. Доказательством является хадис:

"Убивайте того, кто изменит религию (отступится от религии)". (Здесь не сказано, чтобы мы призывали его к покаянию, приказано лишь убить вероотступника).

Но верным является то, что призывать к покаянию нужно. Ведь в большинстве случаев вероотступничество случается по причине сомнения (отсутствия точного знания). Поэтому, прежде чем убить, нужно развеять сомнение вероотступника. Они подобны жителям даруль-харба. Поистине мы убиваем их (неверных), после того, как до них дойдет исламский призыв и чудо (в данном случае Коран).

(Кифаятуль-Ахьяр, глава о вероотступниках, 2/123)

Нужно обратить внимание вот на эти слова:

"Также является куфром делать такие действия, насчет которых все муслимы определились, что они могут исходить только от неверного. Например, делать саджду кресту; посещать церковь, надев на себя зуннар или другие их одеяния. По единогласному суждению всех муслимов, кто сделает это - ему выносится такфир, даже если он при этом будет объявлять свое муслимство".

То есть тот человек становится тем, кем и был раньше - неверным. Также нужно обратить внимание на вот эти слова:

"Но верным является то, что призывать к покаянию нужно. Ведь в большинстве случаев вероотступничество случается по причине сомнения (отсутствия точного знания). Поэтому, прежде чем убить, нужно развеять сомнение вероотступника".

То есть ученный, необходимость призыва доказывает, опираясь на то, что вероотступничество в основном происходит по причине сомнения и незнания.

То же самое сказал имам Тахави:

"Несомненно, что с ними (вероотступниками) можно сражаться и без призыва, но если вероотступники вышли из Ислама по незнанию, то прежде чем с ними воевать, можно пригласить их к покаянию".

Крупнейший ханбалитский ученый Ибн Кудама насчет желательности призыва перед умертвлением вероотступника говорит следующее:

"...Потому, что вероотступничество в большинстве случаев происходит по причине сомнения. Если ему объяснить, то его сомнение удалится, и он снова вернется в Ислам. Но если даже вероотступника убьют без призыва, то никакого возмещения или компенсации за его убийство нет. Ибо факт его вероотступничества уже сделал недействительным сохранность его жизни".

Хаттаби в своей книге "Китабу Мавахибиль-Джалиль Шарху Мухтасари Халиль" говорит:

"Ибн Араби в начале книги "Китаб ат-Тавассут фи Усуль ад-Дин" сказал: "Разве ты не видишь, что ученые посчитали желательным давать время вероотступнику. Потому, что, скорее всего он стал вероотступником по причине какого-нибудь сомнения. Поэтому ему нужно предоставить некоторое время. Быть может, он заменит свое сомнение уверенностью, а незнание заменит знанием".

(Аль-Кафи, Баб аль-Муртадд)

"Уже только это ясно опровергает утверждение некоторых о том, что незнание само по себе является оправданием. Поистине факты вероотступничества происходят в основном по причине незнания и ложного умозаключения. Для свершения вероотступничества как такового - наличие знания необязательно".

(Китабу Мавахибиль-Джалиль Шарху Мухтасари Халиль, 2/281)

Шаукани сказал:

"Но, как это известно, и тебе среди условий вероотступничества нет условия знания. То есть при установлении факта вероотступничества того, кто произносит слово куфра или совершает деяние куфра, не принимается во внимание, знал ли он значение своего деяния и слова или не знал".

(Ад-Дуррун-Надида, 43)

В книгах ученых есть еще очень много подобных отрывков из глав вероотступничества. Если бы не боязнь утомить читателя, то я бы еще много привел подобных цитат. Все эти ученые выносят такфир тем, кто совершает деяния, противоположные таухиду. Причем они не ставят условием такфира знание или незнание человека, совершившего деяние куфра в отличие от вопросов в подробностях религии. В этой области они не выносят такфир, пока не будут представлены доказательства. На этом третья часть нашей книги заканчивается.

Часть четвертая.

Содержание:

Наши рекомендации