Глава первая: невежество двуличных.
"Они пытаются обмануть Аллаха и тех, которые уверовали. На самом же деле, они не обманывают никого кроме самих себя, но не сознают этого...
А когда им говорят: "Не распространяйте на земле смуты и беспорядка!" - они говорят: "Мы - только благоустроители". Знай, они и есть распространяющие порчу, но не сознают этого.
А когда говорят им: "Уверуйте, как уверовали люди!" - они отвечают: "А мы что, разве веруем как глупцы?". Знай, поистине, они и есть глупцы, но этого не знают!"
(Корова, 9/11-13)
Ат-Табари сказал:
Абу Джаъфар (я) сказал: "Обман (попытка обмана) двуличных своего Господа и двуличных состоит в том, что они обнаруживают языком веру и признание вопреки тому, что находится у них в сердце из сомнения и опровержения".
...
В этом аяте имеется опровержение тем, кто утверждает следующее: "Нет сомнения в том, что Аллах наказывает только тех из своих рабов, которые знают таухид и совершили куфр осознанно и намеренно. Куфр имеет место только для того, кто признал таухид, книги Аллаха и Его посланников".
Но это неверно, ибо Аллах охарактеризовал как "несознательные" тех, которые пытаются обмануть Его и верующих. Несомненно, что то, чем они занимаются - ложно. Они сами обманываются, пытаясь обмануть своего Господа и верующих. С другой стороны, Аллах обещает им мучительное наказание (2/10) за то, что они вошли в неверие, которое состоит в том, что они отвергают посланничество Посланника? ; имеют относительно него ложные верования и лгут, что они верующие.
...
"...они и есть распространяющие порчу, но не сознают этого"
Муджахид сказал: "Когда они совершали греховное деяние, им говорили "Не делайте этого"; они же отвечали: "Мы поступаем по истине".
(Тафсир Табари)
Куртуби сказал:
"... но не сознают этого" - то есть они не осознают наказуемость своих обманов. Они полагают, что благодаря своим обманам они спасутся и достигнут своих целей. Это (то, что они спасутся) частично верно только для этой жизни. Что касается той жизни, то им будет сказано:
"Вернитесь назад и ищите свет"
(Железо, 57/13)
"...они и есть распространяющие порчу, но не сознают этого"
Ибн Кайсан говорит:
Если кто то скажет: "Человек, незнающий того, что он совершает порчу не заслуживает порицания. Порицания может заслуживать только тот, кто совершает порчу сознательно и намеренно", то такому можно дать два ответа:
1) Незнание их проявлялось в том, что они не знали того, что Аллах может сообщить посланнику их действительное положение. А так, они совершали порчу скрытно.
2) Хоть они и полагали, что находятся на истинном пути и не знали, что на самом деле их деяния являются порчей, все равно из-за того, что они не являются следователями истины, они стали непокорными Аллаху и Посланнику . (Тафсир Куртуби)
Багауи сказал:
"... но не сознают этого" - то есть они не понимают того, что обманывают сами себя и получат наказание за свои обманы.
"...они и есть распространяющие порчу, но не сознают этого" - то есть они не знают того, что на самом деле они распространяют порчу и беспорядок. Неверие укоренилось в них и поэтому они полагают, что идут правильным путем. Также они не знают, что Аллах приготовил для них наказание.
(Тафсир Багауи)
Ибн Касир говорит:
"На самом же деле, они не обманывают никого кроме самих себя, но не сознают этого"
То есть они обнаруживают веру, скрывая при этом свои куфры, и полагают при этом по своему невежеству, что они смогли обмануть этим Аллаха и это поможет им в Судный день. Они думают, что это останется скрытным для Аллаха и некоторых верующих. Это положение подобно положению двуличных описанному в следующем аяте:
"Ни в чем не избавят их от Аллаха ни их имущества, ни их дети. Они - обитатели огня, они в нем вечно пребудут. В тот день, когда Аллах воскресит их всех, они станут клясться пред Ним, подобно тому, как клянутся перед вами, и они полагают, что они находятся на чем-то существенном. О! - ведь они лжецы"
(Препирательство, 58/17-18)
Аллах опровергает их аятом:
"На самом же деле, они не обманывают никого кроме самих себя, но не сознают этого" и сообщает верующим своим рабам, что двуличные не понимают и не осознают все зло, которое они причиняют самим себе. По причине того, что они совершают вещи, которые вызывают гнев Аллаха - куфр, ширк и опровержение - они стали слепыми.
"Знай, они и есть распространяющие порчу, но не сознают этого"
(Корова, 2/12)
Знайте, что деяния их есть порча и беспорядок, несмотря на то, что они утверждают обратное. Из-за своего невежества они не понимают, что их деяния на самом деле и есть настоящая смута и порча.
"Поистине, они и есть глупцы, но этого не знают!"
(Корова, 2/13)
По причине своего глубокого невежества, они не знают насколько они погрязли в заблуждении и неведении. Это и есть самое скверное для них. Это есть ясное доказательство того, как далеки они от прямого пути и насколько они слепы.
(Тафсир ибн Касира)
Вот как, Ибн Таймия объясняет различие между возможными типами двуличных:
Некоторые утверждают следующее. В арабском языке союз "ау" (или) используется для выражения предпочтительности одного предмета к другому, то есть для избирания. Но это бывает только в предложениях повелительного или сослагательного наклонения. Что касается предложений изъявительного наклонения, то там ставится целью не предпочтение, а сообщение того или иного процесса или факта. Например: "Человек, который сидит напротив - Хасан или ибн Сирин". Такую же функцию берет на себя союз «или» в описании двух типов двуличных:
1). "Положение их подобно положению того, кто зажег огонь; когда же огонь осветил все вокруг, Аллах унес их свет и оставил их во мраке, так что они не видят. Глухие, немые, слепые, - и они не возвращаются (к вере)"
(Корова, 2/17-18)
2). "Или же положение их подобно положению (оказавшихся под) дождевой тучей с неба. В ней - мрак, гром и молния. Они пальцами в уши от молний, боясь смерти, а Аллах объемлет неверующих. Молния готова отнять у них зрение; как только она им осветит, они идут при ее свете. А как окажется над ними мрак, они останавливаются. А если бы Аллах пожелал, то унес бы их слух и зрение: ведь Аллах над всякой вещью мощен!"
(Корова, 2/19-20)
Обратите внимание, во втором примере в отличие от первого, двуличные могут слышать и видеть. Если Аллах захочет в любой момент может унести их слух и зрение. В первом же примере, двуличные в непроглядном мраке, хотя раньше и видели. В первом описании они глухие, немые, слепые. А во втором примере они могут идти, пока молния им светит. Правда, когда наступает мрак, они останавливаются. Исходя из этого заключаем, что двуличные второго типа все время находятся в переходном положении между светом и мраком.
Итак двуличные первого типа все время в постоянном мраке. Сначала они были на свету, а затем погрузились во мрак. Что касается двуличных второго типа, то они никак не могут укорениться ни полностью во мраке, ни полностью на свету. Они все время переходят изо мрака на свет и обратно, и также соответственно меняется их внутренне положение (вера).
Для неверных, Аллах тоже дал два примера, используя союз "ау":
1)."А деяния неверных - точно мираж в пустыне. Жаждущий принимает его за воду, а когда подойдет к нему, видит, что это - ничто, и находит у себя Аллаха, который полностью требует с него расчета. Поистине, Аллах быстр в расчете!"
( Свет, 24/39 )
2)."Или - как мрак над морской пучиной. Покрывает ее волна, на волне, над которой облако. Мрак - один поверх другого так, что когда вытянет он свою руку, то не видит ее. Кому Аллах не устроил света - нет тому света!"
(Свет, 24/40)
Первый пример дает описание такого типа неверного, который полагает, что он находится на истинном пути. Хотя на самом деле он привязался к ложному. Так например бывает, когда человеку его дурные деяния показаны как прекрасные. Такой неверный не знает истину; к тому же он не знает своего незнания. Поэтому то его деяния уподоблены миражу.
Неверный, описанный во втором примере, обладает таким куфром, что он даже не считает, что находится на истинном пути. Так, например, у людей, чье невежество чересчур велико, не возникает убеждения, что они на истинном пути. Таковой сильно погряз в заблуждении и находится в непрогляднейшем мраке.
Из всего сказанного следует, что неверные и двуличные неоднородны. Некоторые бывают одного типа, некоторые другого. Источником приведенной нами классификации является различие самих людей и их положений.
Итак стало ясным, что некоторые из двуличных уверовали, но затем впали в неверие. Этому есть множество примеров, переданных учеными хадисоведами, толкователями и историками.
Судя по этим примерам, было много людей, которые сначала уверовали, а затем стали двуличными. Существует очень много всевозможных причин, по которым люди впадали в двуличие.
Одной из известных причин был приказ Аллаха о смене къиблы. Когда направление къиблы было изменено, определенная группа людей вышла из веры (стали вероотступниками). На самом деле смена къиблы было испытанием Аллаха для того, чтобы отделить двуличных от верующих. По этому поводу в аяте говорится:
"И не установили Мы къиблу, которой ты держался, кроме как для того, чтобы отделить нам тех, кто следует за посланником от тех, кто обращается вспять. И было это трудным (испытанием), кроме как для тех, кого Аллах направил"
(Корова, 2/143)
То есть мы сменили направление къиблы только для того, чтобы испытать людей. Таким образом, последователи Посланника будут отделены от обращающихся вспять (вероотступников). Такая же полезность была предусмотрена в поражении муслимов в битве при Ухуде, когда лицо Посланника было поранено, а зуб выбит. Вот тогда одна группа из муслимов стали вероотступниками и двуличными. В аяте говорится:
"Если вас коснулась рана, то такая же рана коснулась и того народа. Мы чередуем дни (беда и благо) для людей чтобы знал Аллах тех, которые уверовали и выбрал бы из вас мучеников (шахидов), - поистине, Аллах не любит несправедливых!
А также для того, чтобы очистил (от грехов) Аллах тех, которые уверовали, и уничтожил неверных.
Или вы думали, что войдете в Рай, без того, чтобы Аллах не узнал тех, которые усердствовали из вас, и тех, кто был терпелив?"
(Семья Имрана, 3/140-142)
То, что постигло вас в тот день, когда встретились два сборища (при Ухуде), - то это только с дозволения Аллаха для того, чтобы Он узнал верующих и для того, чтобы он узнал двуличных.
И было им сказано:
"Приходите, сражайтесь на пути Аллаха или (хотя бы) отгоните!" Они сказали: "Если бы мы знали, что сражение будет, мы последовали бы за вами". В тот день они были ближе к неверию, чем к вере!"
(Семья Имрана, 3/166-167)
Двуличные, упомянутые в аяте, включают в себя тех, кто до этого вообще не впадал в двуличие и тех, кто повторно впал в двуличие. Выражение "В тот день они были ближе к неверию, чем к вере" показывает, что этого дня они не были ближе к неверию, чем к вере. Наоборот, они были одинаково близки к вере и неверию, или же были более близки к вере. Пока не было смутьянов, зовущих людей к двуличию, они не были двуличными. Когда же ибн Убайй покинул Посланника, , то вместе с ним ушла одна треть людей и таким образом стали двуличными.
Есть еще много примеров тех, кто впал в двуличие после веры. Сначала они обладали верой - светом, который им дал Аллах. Если бы они умерли прежде испытания и того, чтобы впасть двуличие, то они умерли, будучи муслимами и получили бы награду.
Когда же муслимы подвергаются испытанию, то они разделяются на три группы.
Первая - искренние и стойкие в вере муслимы.
Вторая - муслимы, вера которых ослабла и которые впали в малое двуличие.
Третья – вероотступники, впавшие в большое двуличие. В наше время, когда кругом полно испытаний, у большинства муслимов вера ослаблена и подвержена малому двуличию.
Когда враг одолевает и преимущество переходит к неверным, некоторые из них открыто совершают куфр и становятся вероотступниками. Через наши глаза прошло много таких назидательных картин. Но стоит перевесить муслимам, и быть муслимом уже не требует такого тяжкого усилия и самопожертвования, то они становятся муслимами. Хотя внешне и внутренне они и выглядят как верующие, это их вера слабая и нестойкая перед испытаниями и трудностями.
(Маджмуъуль-Фатауа, 7/281)
Из приведенных толкований аятов, выполненными учеными салафа заключаем следующее:
Существует несколько категорий двуличных. Некоторые из них внешне обнаруживают Ислам, но внутри скрывают куфр. Вместе с этим они полагают, что находятся на истинном пути и что их обманы помогут им против Аллаха, Посланника, , и других неверных - да упасет нас Аллах от таких верований! Все это происходит из их невежества относительно Аллаха. Получается, что они не знают, что Аллах объемлет все своим знанием. Он знает, что творится внутри сердец.
Некоторые из них колеблются между верой и двуличием. Его все время одолевают сомнение и неуверенность. Он не обладает знанием, которое позволило бы ему развеять эти колебания. Когда он освещается светом, он верит, а когда погружается во мрак, то снова впадает в двуличие.
Некоторые из них являются верующими и внутренне и внешне. Однако их вера слаба и неустойчива перед испытаниями и трудностями. Как только он подвергается какой-нибудь беде, он обращается и становится вероотступником, как это и случилось в случае со сменой къиблы. Также в битве при Ухуде некоторые впали в большое двуличие, хотя раньше они не были двуличными.
Такие описываются в следующем аяте:
"Среди людей есть и такой, который поклоняется Аллаху, находясь на грани между верой и неверием. Если ему достается добро, то благодаря этому он чувствует себя уверенно; если же его постигает искушение, то он оборачивается вспять. Он теряет как этот мир, так и Последнюю жизнь. Это и есть очевидный убыток!"
(Хадждж, 22/11)
В связи с этим аятом в "Сахих"е Бухари передается следующее предание от ибн Аббаса:
"Когда человек приходил в Мадину, и его жена рожала ему мальчика; так, что его мечты сбывались, то он говорил: "Это (Ислам) правильная, замечательная религия". Если же его жена не рожала, то он разочаровывался и говорил: "Это плохая религия"".
Такой человек переселился в Мадину для того, чтобы внешне и внутренне привязаться к Исламу, но счастье и беду он установил признаком истинности или ложности религии. Вот из-за этого невежественного воззрения, он стал вероотступником.
Ученые не ограничили применение аята "Знай, они и есть распространяющие порчу, но не сознают этого" только к двуличным, наоборот они распространили его на всех, кто вводит нововведения в религии.
Шанкъити толкуя этот аят говорит:
Хоть этот аят и сниспущен относительно двуличных, он применим ко всем кого охватывают выражения аята. Это так потому, что в установлении применительности аята обращаются не к причине ниспослания, а к смысловому содержанию выражений аятов. (Адуауль-Байан)
Большинство из тех, кто совершает ложные деяния, полагают, что они поступают по истине. Он думает, что с этим деянием приближается к Аллаху и угождает Ему. На самом же деле это деяние удаляет его от Аллаха и является причиной гнева Аллаха. Все невежественные мушрики полагают, что они находятся на некоей верной основе. Поэтому в аяте было сказано:
"Ни в чем не избавят их от Аллаха ни их имущества, ни их дети. Они - обитатели огня, они в нем вечно пребудут. В тот день, когда Аллах воскресит их всех, они станут клясться пред Ним, подобно тому, как клянутся перед вами, и они полагают, что они находятся на чем-то существенном. О! - ведь они лжецы".
(Препирательство, 58/17-18)
Куртуби в тафсире аята говорит:
"они станут клясться пред Ним, подобно тому как клянутся перед вами, и они полагают, что они находятся на чем-то существенном." - Ибн Зайд сказал: Они будут думать, что это им поможет.
Ибн Аббас передал, что Посланник, , сказал: "В Судный день раздастся голос: "Где враги Аллаха?". Тогда встанут къадариты с потемневшими лицами, запавшими глазами и скажут, брызгая слюной из искривленных ртов: "Клянемся Аллахом, что мы не поклонялись никому кроме Тебя, ни солнцу, ни луне, ни идолу, ни изваяниям. Мы никого не брали божеством, кроме Тебя".
Ибн Аббас продолжил: "Клянусь Аллахом, они говорят правду. Потому, что они совершают ширк по незнанию.." Затем ибн Аббас прочитал аят: "они станут клясться пред Ним, подобно тому как клянутся перед вами, и они полагают, что они находятся на чем-то существенном." и сказал: "Клянусь Аллахом, это къадариты" и повторил это три раза.
(Абу Нуайм, Хилья, 5/83)
(Тафсир Куртуби)
Ибн Касир в тафсире аята говорит:
То есть они будут клясться именем Аллаха, что они верны и находятся на истинном пути. Они и до этого, на земле, точно также клялись людьми, поэтому в Судный день они и возродятся точно в таком же положении, в каком пребывали на земле. На земле их клятвы помогали им спастись от людей и они полагали, что и в Судный день их клятвы также помогут им спастись от Аллаха. Поэтому то в аяте говорится: "и они полагают, что они находятся на чем-то существенном".
(Тафсир Ибн Касира)
Шаукани сказал:
"и они полагают, что они находятся на чем-то существенном" - То есть они думали, что их обманы являются основой, которая в Судный день принесет им пользу и спасет их точно также как это происходило на земле.
(Фатх аль-Къадир)
Эти религиозные тексты, наряду со словами ученых свидетельствуют о следующем:
Порок большинства двуличных состоит из того, что они полагают, что находятся на чем то существенном из истины, в то время как они в заблуждении. Они полагают, что они умные, на самом же деле они есть настоящие глупцы. Они полагают, что их обманы помогут им спастись в Судный день, но на самом деле они не обманывают никого, кроме себя. При всем при этом они не понимают, не осознают этого. Еще раз повторим слова имама ат-Табари:
В этом аяте имеется опровержение тем, кто утверждает следующее: "Нет сомнения в том, что Аллах наказывает только тех из своих рабов, которые знают таухид и совершили куфр осознанно и намеренно. Куфр имеет место только для того, кто признал таухид, книги Аллаха и Его посланников".
Но это неверно, ибо Аллах охарактеризовал как "несознательные" тех, которые пытаются обмануть Его и верующих. Несомненно, что то, чем они занимаются - ложно. Они сами обманываются, пытаясь обмануть своего Господа и верующих. С другой стороны, Аллах обещает им мучительное наказание (2/10) за то, что они вошли в неверие, которое состоит в том, что они отвергают посланничество Посланника? ; имеют относительно него ложные верования и лгут, что они верующие.
( Тафсир Табари )
Также повторим слова Шанкъити:
Хоть этот аят и сниспущен относительно двуличных, он применим ко всем кого охватывают выражения аята. Это так потому, что в установлении применительности аята обращаются не к причине ниспослания, а к смысловому содержанию выражений аятов. ( Адуауль-Байан )
Приведем некоторые примеры:
Случай с Зуль-Хауайсирой, который является предшественником хариджитов. Он выразил несогласие к дележу Посланника, , и обвинил его в несправедливости - прибегаем к Аллаху от этого - сказав: "Будь справедливым, эй Посланник Аллаха". Он сказал это, ибо не уверовал в защищенность посланников от больших грехов. Он предъявил претензии осланнику, , и обнаружил тем самым свое двуличие и неверие, но при этом он не понимал этого и не осозновал своего неверия.
По поводу этого был сниспущен аят:
"Среди двуличных есть такие, кто злословит на тебя из-за милостыни. Если им будет выделено что-либо из милостыни, то они рады; а если же не достанется, то они сердятся"
(Тауба, 9/59)
Вот, что говорит ибн Таймия в связи с этим аятом:
«Лямз» означает "упрекать" и "обвинять". Муджахид толкует это слово как "осуждать" и "пренебрегать". Ата сказал, что это слово имеет смысл "порочить", "сплетничать".
В аяте говорится:
"Среди них (двуличных) есть и такие, которые причиняют обиду пророку ..."
( Покаяние, 9/61)
Этот аят доказывает, что любой, кто будет критиковать или причинять обиду Посланнику? , становится из них (двуличных - это ясно из контекста). Это так потому, что слово "которые" (аллязьина), и слово "кто" (ман), являются союзными словами, которые связывают главное предложение с придаточным и определяют какое-нибудь существительное из главного предложения, причем делают это обще. Поэтому несмотря на то, что аят сниспустился по поводу определенных людей, обижающих Посланника? , юридическая сила аята не ограничивается этими людьми, а распространяется на любого, кто совершит такое же действие, что и те люди. Правило неограниченности сферы юридического действия аята верно для всех аятов. Поэтому поводу разногласий между людьми нет. Все аяты юридически действительны для всех людей, находящихся в одинаковом положении с людьми, по поводу которых был сниспущен аят.
К слову, произведенному из корня "لمز" - упрек и "أذئ" - обида, привязано суждение быть двуличным. То есть причиной двуличия человека является упрек и обида, нанесенная Посланнику? . Поэтому одно (быть двуличным) является неизбежным следствием посылки (критика и упрек к Посланнику? . Изучим причину этого более глубоко:
Корень веры и двуличия находится в сердце. Этот корень дает наружние плоды - слова и деяния, свидетельствующие о наличии веры или двуличия. Поэтому если человек совершит какое-нибудь из деяний, которое является следствием двуличия, мы выносим относительно человека суждение, что он двуличный. Так вот Аллах сообщил, что те, кто порочат и критикуют Посланника, , - из двуличных. Отсюда мы заключаем, что эти деяния (порочить и критиковать Посланника, , являются доказательством гнездящегося в сердце двуличия. То есть, совершать эти деяния есть самое двуличие. Общеизвестно, что возникновение следствия, делает неизбежным и обязательным существование посылки. Где бы не появились эти деяния, абсолютно достоверным будет то, что хозяин этих деяний никто иной как двуличный, независимо от того был ли он двуличным до того как совершил эти деяния или раньше двуличным не был, но стал им по причине совершения этих деяний.
(Сарим аль-Маслюль, 30)