Глава пятая: Произносящий свидетельство только тогда получает неприкосновенность жизни и имущества, когда полностью покидает ширк и куфр.
Имам абу Батъин сказал следующее:
Сказать "Ля иляха илля Аллах" подразумевает в себе отвергать тех, кому поклоняются наряду с Аллахом, удаляться от них и покидать все виды ширка. Арабские мушрики превосходно знали арабский и поэтому отлично знали смысловое содержание свидетельства. Если один из них произносил это слово, он делал это, отвергая всех ложных божеств и выполняя все другие условия свидетельства. Если они, после того как произнесли это слово, продолжали бы свои ширки, то это слово не обеспечило бы его неприкосновенность. В связи с этим Аллах повелевает:
"И сражайтесь с ними, пока не будет больше фитны (ширка и неверия), и пока религия не будет посвящена Аллаху. А если они прекратят, то нет вражды, кроме как к несправедливым!"
(Корова(2), 193)
В другом аяте Аллах сказал:
"А когда закончатся запретные месяцы, убивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте и устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте! Если они обратятся (покаются от ширка) и станут выполнять молитву и давать закят, то отпустите их: ведь Аллах – Прощающий, Милосердный!"
(Покаяние(9), 5)
Посланник Аллаха, , сказал: "Я послан с мечом до самого судного дня пока не будет покинуты все ширки и не установится поклонение только Аллаху". Вот этот хадис разъясняет смысл аята "И сражайтесь с ними, пока не будет больше фитны". Одновременно это является и смыслом "Ля иляха илля Аллах"
(Маджмуьатур-Расаиль уаль-Масаиль ан-Надждийя, 5/495)
Сулайман б. Абдуллах на странице 51-ой книги " Тафсир аль-Азиз аль-Хамид" говорит следующее:
Кто направит какой-нибудь вид поклонения не Аллаху, станет мушриком, даже если говорит "Ля иляха илля Аллах". Это так потому, что он не выполнил условия этого слова, касающиеся таухида и чистоты религии.
Затем на 58-ой странице продолжает:
Выражения "кто будет единить Аллаха","Кто отвергнет тех, кому поклоняются вместо Аллаха" и т.п., использованные в хадисах Посланника Аллаха, , наводят нас на мысль, что Посланник, , как бы предупреждает нас, что могут быть такие люди, которые произносят "Ля иляха илля Аллах", но при этом совершают деяния куфра и ширка. Таковых мы наблюдаем среди иудеев, христиан, двуличных и могилопоклонников. Прочитав некоторые хадисы, некоторые могут подумать, что Посланник, , призывал людей только к произношению "Ля иляха илля Аллах". Полагать так - величайшее невежество. Наоборот, Посланник Аллаха, , призывал людей произносить свидетельство и осознанно, зная его смысл, на практике выполнять все его требования и следствия. Поэтому то мушрики и говорили:
"Когда им говорили: «Ля иляха илля Аллах», – они превозносились и говорили: "Откажемся ли мы от божеств наших из-за какого-то безумного поэта?"
(Стоящие в Ряд(37), 35)
"И дивились они, что пришел к ним увещатель из них. И говорили неверные: "Это – волшебник, лжец! Неужели он обратил божеств в Единственного Бога? Воистину, это – нечто удивительное!"".
(Сад(38), 4-5)
Вот поэтому они отказывались произносить "Ля иляха илля Аллах". Если они произнесли бы свидетельство и продолжали бы поклоняться Лату, Уззе и Манату, то ни в коем случае не считались бы муслимами. Посланник Аллаха, , продолжал бы с ними сражаться до того времени пока они не покинули бы все ширки и направились бы только Аллаху. И вообще это такой вопрос, подкрепленный книгой, сунной и иджмой, незнание которого недопустимо и неизбежно.
Затем на 60-ой странице говорит:
Если кто-нибудь из мушриков произнесет слово "Ля иляха илля Аллах, Мухаммадун расулуЛлах", не зная при этом что такое "илях", что такое "расулуЛлах" и будет выполнять намаз и давать закят, совершать хадждж; если он будет исполнять столпы Ислама, но не будет знать их смысл, выполняя их просто так, из подражания другим людям; даже если он при этом не будет совершать ширк, то все равно ни один ученый не посчитал такого человека за муслима. Эта фатва передается от исламских ученых 11 века (по хиджре) стран Магриба в книге "Ад-Дурар ас-Самин фи Шарх аль-Муршид аль-Муъин". Толкователь этой книги, приведя эту фатву, сказал: "Верность и правильность этой фатвы, вынесенной учеными, ясна и неоспорима. Невозможно представить, чтобы какой-нибудь ученый дал иную фатву, чем эта. Не может быть разногласий в этом вопросе среди двух муслимов". Если в свете этой фатвы оценивать положение современных могилопоклонников, то перед нами со всей ясностью представится вся гадость и низкость их положения, потому, что они уверовали в других господ, кроме Аллаха
(Тафсир аль-Азиз аль-Хамид)
Когда писатель говорит, что человек просто так, из подражания покидающий ширк не считается мусульманином, то имеется в виду не юридическое, а настоящее мусульманство, согласно которому люди будут оцениваться в Судный день. А так, на нашей земле мы считаем за муслимов, кто внешне покинул ширк и привязался к нормам Ислама. Среди ученых такой формальный статус человека, внешне покинувшего ширк и куфр, известен под термином "юридический ислам".
Ибн Таймия сказал:
Дети муслимов, несмотря на то, что от них не исходят деяния Ислама и таухида, только из-за того, что их родители – муслимы, условно (юридически) принимаются за муслимов. Затем, когда они зреют и достигают совершеннолетия, часть из них верует и совершает требования Ислама осознанно, по настоящему. Некоторые же продолжают совершать требования Ислама по привычке, из подражания традициям, слепо следуя по стопам родителей и местного населения.
Например, возьмем закят. Так уж сложилось по традиции, что правитель взимает определенную часть имущества в качестве закята. Этот человек (слепо подражающий) дает его просто так, не осознавая, что это для него фард, установленный для него самим Аллахом. Он не различает разницы между закятом или каким-нибудь другим придуманным налогом, установленным лично правителем. Или, например это человек вместе с населением Мекки ежегодно посещает Арафат. Он делает потому, что такая уже сложилась в его жизни традиция, он не осознает, что это поклонение Аллаху. Или, например он воюет с неверными только потому, что окружающие люди из его племени тоже воюют; он всего лишь слепо подражает своему племени.
Нет сомнения в том, что поклонения таких людей бесполезные и бессмысленные. Доказательства книги, сунны и иджмы доказывают, что деяния, выполненные таким образом, не могут заменить шариатских деяний, предусмотренных Исламом. То есть от человека поступающего подобным образом, не спадает ответственность за настоящее выполнение этих положений; он не освобождается от обязанности выполнить эти действия по настоящему.
Большая часть людей находятся в юридическом исламе. Потому, что они если даже и входят в Ислам, то по принуждению или из страха или из выгоды. Но если бы мы не принудили, они сами по доброй воле не выбрали бы его. Поэтому, как только муслимы перестают доминировать материально и политически, как только неверные начинают превосходить их по силам, эти люди снова обращаются в куфр. Во времена превосходства муслимов большая их часть становится мунафиками. Такое положение характерно для большинства людей.
(Маджмуъуль-Фатауа, том 26, стр. 30-32)