Совместить искупительный пост за клятву с постом 6 дней шавваля.

Вопрос: Женщина поклялась, и затем захотела отказаться от клятвы и искупить ее постом в три дня. Можно ли держать этот пост искупления одновременно с постом шести дней шавваля?

Ответ Шейха Усаймина: Во-первых не разрешено для того, кто поклялся и затем нарушил клятву, держать искупительный пост, кроме как если он не может накормить десять нуждающихся, или одеть их, или отпустить раба, так как Аллах, Свят Он и Возвышен, сказал: «Искуплением будет накормить десять нуждающихся, исходя из того среднего, чем вы кормите свои семьи; или же одеть их, или отпустить раба. Если же не найдете на это возможности, то искуплением за клятву будет пост в три дня». Распространилось в народе такое мнение, что искуплением за нарушение клятвы является пост в три дня, независимо от того может или не может человек накормить нуждающихся, или одеть, или отпустить раба – и это ошибочное мнение. Не разрешается тому, кто поклялся и нарушил клятву, держать пост, если он может накормить десять нуждающихся. Если может накормить, но не может найти нуждающихся, то должен держать пост три дня подряд. Затем не разрешается с постом этих трех дней совмещать пост шести дней шавваля, потому что это два различных отдельных вида поклонения, и никак одно из них не избавляет от другого, поэтому пусть держит пост шести дней шавваля, а затем пусть держит пост в три дня.

Источник: http://www.ibnothaimeen.com/all/noor/cat_index_19.shtml

Объединение трех из шести дней Шавваля с Ayyaam al-Beed.

Вопрос: Будет ли вознагражден человек, если объединит три из шести дней Шавваля с Ayyaam al-Beed (13,14,15 дни каждого месяца)?

Ответ:

Вся хвала Аллаху.

Я спросил у нашего шейха Абдуль ‘Азиза ибн ‘АбдуЛлаха ибн База об этом вопросе и он ответил, что он надеется, что за это есть награда, потому что, то что человек постился шесть дней – истина, и то что он постился в дни Ayyaam al-Beed - тоже истина, и милость Аллаха воистину велика.

В отношении этого вопроса, шейх Мухаммад ибн Салих аль Усеймин ответил:

«Да, если он поститься шесть дней Шавваля, то он не обязан поститься Ayyaamal-Beed в этот месяц. И нет разницы совпал ли его шестидневный пост с этими днями (13,14,15 дни месяца), или он постился до них, или после них, ведь (фактически) он постился три дня в этом месяце.

Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) постился три дня в каждый месяц, и он не беспокоился о том, постился ли он в начале месяца или в середине или в конце»».

Это тот же случай, что и молитвой приветствия мечети при входе, которая не должна выполнятся, если человек совершает регулярную молитву при входе в мечеть. Поэтому, если вы вошли в мечеть и совершили молитву сунну, то вы не обязаны выполнять молитву «приветствия мечети»… И Аллаху известно лучше».

Источник: Сайт "Ислам: Вопрос и Ответ" фатва № 4015.

Возмещение шестидневного поста после месяца шавваль.

Вопрос: Женщина постилась четыре дня из шести в месяце шаууаль, а после у нее началась менструация, и она не смогла довести количество дней поста до шести. Ей оставалось поститься лишь два дня. Может ли она закончить эти два дня после месяца шаууаль?

Ответ:

Хвала Аллаху.

Абу Айуб аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, передал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Кто постился в месяц рамадан, а после в течение шести дней месяца шаууаль, тот словно соблюдал пост целый год». [Ан-Найсабури А. (Муслим). Сахих Муслим, хадис № 1164].

Очевидный смысл хадиса указывает, что эту награду получит только тот, кто после рамадана станет поститься в течении шести дней месяца шаууаль.

О том, кто постился шесть дней вне месяца шаууаль по уважительной причине или без нее, а также о том, коснется ли этого человека награда за пост в шаууаль или нет, ученые разногласили.

Первое мнение.

Группа из маликитов и некоторые ханбалиты считали, что достоинство поста в месяц шаууаль достигнет тот, кто будет поститься в месяц шаууаль или после него, и что месяц шаууаль в хадисе упоминается для того, чтобы человеку было легче поститься, так как пост после рамадана выдержать легче, чем в другое время.

Аль-‘Адауи сказал: «Законодатель сказал: „… месяца шаууаль“ только для облегчения поста, но не для ограничения времени. Нет проблемы, если пост будет соблюдаться в течение десяти дней месяца зу-ль-хиджа, чтобы получить обе награды, учитывая те предания, в которых упоминается достоинства поста в течение десяти дней месяца зу-ль-хиджа. И хорошо также соблюдать этот пост в месяц зу-ль-ка‘да. Таким образом, чем дольше дней пройдет после рамадана, тем больше будет награда, так как пост соблюдать становится сложнее». Источник: Аль-‘Адауи ‘Али. Хашиайту ‘аля шархи-ль-Хураши. Т. 2. С. 243.

«Ибн ‘Араби аль-Малики сказал: „Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует „…месяца шаууаль“ были сказаны для примера. Смысл же в том, что пост в рамадан равен посту в течение десяти месяцев, а шестидневный пост – двухмесячному посту. Таково мнение мазхаба [То есть мазхаба имама Малика], и если пост будет соблюдаться вне месяца шаууаль, то награда за этот пост будет такой же“. (Он сказал): „Это мнение хорошее, знайте об этом“».

Источник: Мухаммад ибн ‘Али ибн Хусейн. Тахзибу фурук аль-Карафи. Т. 2. С. 191.

Ибн Муфлих, да помилует его Аллах, сказал: «Если следовать мнению некоторых ученых, есть вероятность, что награду человек получит и за пост вне месяца шаууаль. Это мнение упоминается от аль-Куртуби. (Они считали так), потому что награда за благое дело равно десяти подобным, как это упоминается в предании от Саубана. Ограничение этого поста месяцем шаууаль объясняется с точки зрения рухса*, так как поститься тогда легче и привычнее. И следовать рухсе лучше».

Источник: Мухаммад ибн ‘Али ибн Хусейн. Тахзибу фурук аль-Карафи. Т. 2. С. 191.

*[К рухсе относится то, что разрешил Аллах, облегчая Своим рабам непосильное для них, в случае крайне необходимости].

Автор «аль-Инсафа» передал эти слова и продолжил: «Я скажу: „Это слабое мнение, и оно противоречит хадису. Месяц шаууаль присоединен к достоинству рамадана, так как шаууаль следует за ним, а не потому, что награда за одно дело будет равна десяти подобным. А также потому, что пост в том месяце по достоинству равен посту в рамадан“». Источник: Аль-Мардауи ‘Али ибн Сулейман. Аль-Инсаф. Т. 3. С. 344.

Второе мнение.

Группа ученых из шафиитов считали, что человек, пропустивший шесть дней поста в шаууаль, возмещает их в месяц зу-ль-ка‘да.

Но награда за этот пост не будет той, которую он получил бы за пост в месяц шаууаль. Человек, который постился в рамадан, а после продолжил поститься шесть дней в шаууаль, получит награду, словно он соблюдал обязательный пост в течение всего года. Награда за пост в рамадан и шесть дней поста вне месяца шаууаль будет иной, а точнее (это будет) награда за пост в рамадан и за дополнительный шестидневный пост.

Ибн Хаджар аль-Макки сказал: «Тот, кто вместе с рамаданом каждого года будет соблюдать этот пост, будет подобен соблюдающему обязательный пост на протяжении всего года, без увеличения. И тот, кто постился в другие шесть дней, то это будет считаться дополнительным постом без увеличения». Источник: Аль-Макки Ибн Хаджар. Тухфату-ль-мухтадж. Т. 3. С. 456.

Третье мнение.

Человек получит достоинство поста только в том случае, если будет поститься шесть дней в шаууале. Таково мнение ханбалитов.

В «Кашшафу-ль-кына‘» сказано: «Судя по явному смыслу преданий, награда и достоинство за пост, то есть при посте вне шаууаля, не будут достигнуты». Источник: Аль-Бахути М. Кашшафу-ль-кына‘. Т. 2. С. 338.

Однако есть надежда, что человек, который постился в некоторые из дней шаууаля, но по извиняющей его причине не смог закончить пост, достигнет награду и милость.

Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал:

«Шариатом не узаконено возмещение этого поста по истечении шаууаля, так как это желательное деяние, время которого закончилось, и в том случае, если некоторые из шести дней были оставлены по извиняющей причине, и, если пост не соблюдался в некоторые из дней без оной».

Вопрос: Сестра, обозначившая свое имя С. К. Л. из Аммана в Иордании говорит в ее вопросе: я начала поститься шесть дней Шавваля, но я не смогла завершить его в связи с некоторыми обстоятельствами и работай. Так что осталось на мне из него два дня. Что же мне делать, о достопочтенный Шейх? Восполнить ли мне их? И есть ли на мне грех за это?

Ответ шейха ибн База:

Пост шести дней Шавваля поклонение желательное не является обязательным. И ты вознаграждаешься за то, что постилась из него. И надеемся что тебе запишется вознаграждение полным, если препятствовало тебе в завершении оправдание узаконенное; исходя из слов пророка ﷺ: «Если раб заболевает или отправляется в путь, Аллах записывает ему такое же вознаграждение, как за то, что он делал, находясь дома и будучи здоровым»Его передал аль-Бухари в своем достоверном сборнике. [Его передал аль-Бухари в книге аль-Джихад, глава: Находящемуся в пути записывается то, что он обычно делал дома., № 2996].

И не лежит на тебе восполнение того, что ты оставила. И Аллах дарует успех.

Источник: Из вопросов адресованых, на имя достопочтенного из журнала "аль-Арабия", и опубликовано в журнале «Призыв» № 1677, число и дата 04/10/1419 г.х. Сборник различных фетв и статей - Маджму‘ фатауа-ш-шейх Ибн Баз. Т. 15. С. 389, 395.

http://www.binbaz.org.sa/mat/613

Вопрос: Женщина постилась шесть дней Шавваля каждый год, и в один год родила ребенка в начале месяца Рамадан, и отчистилась от послеродового кровотечения лишь по истечению Рамадана, затем после очищения стала восполнять Рамадан. Должна ли она также восполнять шесть дней Шавваля после восполнения Рамадана, если это даже вне Шавваля или не обязывается кроме как восполнением Рамадана? И становится ли обязательным постоянство в посте шести дней Шавваля или нет?

Ответ шейха ибн База:

Пост шести дней Шавваля сунна а не обязанность, исходя из слов пророка ﷺ: «Кто постился в Рамадан, после чего добавил к нему пост в течение шести дней Шаууаля, подобен постившемуся в течение всего года», его передал имам Муслим в своем достоверном сборнике.

И упомянутый хадис указывает на то, что нет греха в том, чтобы постится последовательно или раздельно, по причине обобщенности слов. А спешить с выполнением лучше; исходя из слов Пречистого: «Я же поторопился к Тебе, Господи, чтобы Ты остался доволен»(Та-Ха 84).

И исходя из того на, что указывают аяты Корана и хадисы пророческие о достоинстве соревнования и спешки совершать добро. И не является обязательным быть постоянным в этом, но лучше, исходя из слов пророка ﷺ: «Самым любимым деяниям для Аллаха является то, в котором постоянен совершающий его, даже если его немного».

И не узаконено восполнять его (пост шести) после окончания Шавваля; потому что это сунна было упущено его время, без разницы было оставлено по оправдательной причине или без оправдания. И Аллах дарует успех.

Источник: Было опубликовано в книге «Призыв» т. 2, C 172, и в газете мусульмане № 526, число и дата 02/10/1415 г.х., и в книге и в книге «исламские фетвы», собрал и упорядочил достопочтенный Шейх Мухаммад аль-Муснад т. 2, стр. 165.

Сборник различных фетв и статей, том 15.

http://www.binbaz.org.sa/mat/604

Резюме.

Некоторые ученые считали, что пост в течение шести дней вне месяца шаууаль подобен посту в шесть дней другого месяца. Были те, кто считал, что пост в течение шести дней другого месяца будет вознагражден, но не так, как за пост в шаууаль. Другие выразили надежду, что тому, кто не смог завершить пост шести дней в шаууале по извиняющей его причине, заслужит награду полностью. Ведь милость Аллаха широка и неисчерпаема.

Если сестра, задающая вопрос, станет соблюдать пост за те оставшиеся два дня из месяца шаууаль в месяц зу-ль-ка‘да, то это было бы неплохо. Надеемся, что она получит, если пожелает Аллах, награду полностью.

А Аллах знает лучше.

Наши рекомендации