Вопрос «аль-исра уаль ми'радж».
«Аль—исра» в шариате или в арабском языке «сейру лейлан», то есть «перенесение ночью или движение ночью», когда группа людей движется ночью в каком-то направлении из одного пункта в другой, это называется «аль-Исра», то есть «сейру лейлан». Всевышний сказал: «Преславен Тот, который перенес Своего раба ночью ночью». Если мы скажем, что «исра» уже заключает в себе движение ночью, зачем Всевышний распространил слово «ночью»? Для того, чтобы это подтвердить. То есть «аль-Исра» посланника Аллаха (салаЛлаху алейхи уа саляма) произошло из запретной мечети в мечеть Иерусалима (в масджид уль-Акса) на коне аль-Биракъ (некоторые произносят «аль-Боракъ») Я же слышал от шейха только «аль-Биракъ», а «аль Боракъ» никогда не слышал, только «аль-Биракъ». То есть перенесение ночью из мечети аль-Харам в мечеть аль-Акса произошло на коне так, или на лошади аль-Биракъ, которая делает один шаг и следующий шаг там, куда достигает взор, то есть очень быстрое животное. Что касается «аль-Ми'радж» - это не перенесение, по-арабски это уже будет «Вознесение», и оно произошло не на лошади Биракъ. Лошадь Биракъ участвовала только в перенесении, но не в вознесении - это первое что нужно отметить.
و أجمع القائلون بالأخبار و المؤمنون بالآثار
«И сошлись во мнении те, которые придерживаются или те, которые передают хадисы Пророку (салаЛлаху алейхи уа ссаляма), а также веруют в хадисы и асары на том»,
أن رسول الله أُسْرٍي به إلى فوق سبع سماوات
«Что Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа саляма) был перенесен на расстояние выше, чем семь небес» На высоту семи небес. Иногда, когда говорят про «ми'радж», используют слово «исра», как в данном случае использвоал Абдульгани аль-Макдиси.
ثم إلى سدرة المنتهى
«А после этого к лотосу крайнего предела». В некоторых хадисах пришло не много о том, как он выглядит, и что он из себя представляет: у него огромные лепестки, похожие на кувшины, а все остальное неизвестно.
أُسْرٍي به ليلا من المسجد الحرام إلى المسجد الأقصى
«Во - первых он был перенесен ночью из мечети запретной в мечеть аль-Акса, в отдаленную мечеть, которая находится в Иерусалиме». – مسجد بيت المقدس –Иерусалим, а по-арабски, другому священный дом.
ثم عُرٍج به إلى السماء بجسده و روحه جميعا
«После этого он был вознесен на небеса и телом и душой вместе». Вот это один из пунктов, которые необходимо взять себе в идеологию – то, что Посланник Аллаха (салаллаху алейхи уа ссаляма) был вознесен не только телом без духа, не только духом без тела, а телом и духом вместе.
ثم عاد من ليلته إلى مكة قبل الصبح و من قال:
«Потом в эту же ночь он вернулся обратно в Мекку еще до наступления рассвета».
و من قال: إن الإسراء في ليلة و المعراج في ليلة فقد غلٍط
«Что касается тех, которые говорят, что перенесение «аль-исра» было в одну ночь, а «ми'радж» был в другую (вознесение было в другую ночь), то это является ошибкой».И мнение о том, что и исра и ми'радж произошли в одну и ту же ночь - это мнение большинства ученых. Отметим, что большинство ученных придерживаются мнения о том, что исра и ми'радж произошли в одну и ту же ночь. И это мнение достоверное, но тот, который скажет обратное, то этот человек не выводится из сунны, но его слово является ошибкой в данном случае.
و من قال: إنه منام و إنه لم يسري بجسده فقد كفر.
«А что касается тех, которые скажут, что это было во сне» -Якобы Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) не был перенесен телом и душой, а произошло это всего лишь во сне. А лотос крайнего предела и Иерусалим Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) видел во сне и был перенесен во сне.– «и он не был перенесен телом, тот является неверующим».
Имам Абдульгани аль-Макдиси говорит, что тот, кто скажет, что исра и ми'радж были не в одну ночь, а в разные, тот ошибается. А тот, кто скажет, что это было во сне, что перенесен был не телом, тот неверующий. Потому что все доводы указывают на то, что это было телом, и потому что тот, который так скажет, равен курайшитам в этом вопросе. Курайшиты также отвергли то, что Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) вознесся телом и душой, и также отвергли, что это было не во сне. Потому что Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) не говорил, что это во сне, он не сказал: «Меня перенесли во сне». Если бы он сказал именно так, то курайшиты это не опровергли бы это, потому что во сне не проблема до солнца добраться, до семи небес. Во сне человек может не только до Иерусалима добраться, а дальше и обратно. Курайшиты не были из тех, которые опровергают сны, поэтому они опровергли Пророка (салаЛлаху алейхи уа ссаляма), потому что он не сказал, что это было во сне. Он сказал, что это было телом и душой, поэтому они опровергли и начали смяться над ним и начали называть его лжецом. Поэтому мы говорим, что это было в состоянии бодрствования душой и телом, и тот, кто скажет, что это было во сне, то это является неверием.
قال الله عز و جل: "سُبْحَانَ الَّذِي أَسْرَى بِعَبْدِهِ لَيْلاً مِّنَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ إِلَى الْمَسْجِدِ الأَقْصَى الَّذِي بَارَكْنَا حَوْلَهُ"(الإسراء: 1).
«Сказал Всевышний Аллах: «Преславен Тот, который перенес Своего раба ночью из запретной мечети в мечеть отдаленную, округу которой Мы сделали благословенной». Этот аят Абдульгани аль-Макдиси привел для того, чтобы, во-первых, доказать вопрос аль-исра уаль-ми'радж, что это на самом деле произошло, и этот довод конкретно касается только исра, не касается ми'радж. Здесь сказано «Преславен Тот, который перенес Своего раба» и слово «раб» в арабском языке означает и тело и душа, то есть отдельно тело без души не называется «раб» в арабском, и отдельно душа без тела тоже не называется «рабом» в арабском языке.
و روى قصة الإسراء عن النبي (صلى الله عليه السلام) أبو ذر و أنس بن مالك و مالك بن صعصعة و جابر بن عبدالله و شداد بن أوس و غيرهم.
«Эту историю о том, что Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) был перенесен ночью, передается от Пророка (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) со слов Абу Зарра, Анаса ибн Малика, Малика ибн Са'саа и Джабира ибн АбдиЛля». Эти четыре хадиса от этих четырех сподвижников являются «муттафакъун'алейхи» у Бухари и Муслиме. «Также от Шаддада ибн Ауса» (от него хадис слабый). В его иснаде Исхакъ ибн Ибрахим ибн Аляль Химси, который является слабым передатчиком. «А также другие сподвижники», от которых передавалось это сообщение.
مقبولة مرضية عند أهل النقل مخرَّجة في الصحاح.
«Все они достоверны» Абдульгани аль-Макдиси говорит, что в действительности от Шаддада ибн Ауса недостоверно, «Все те, которые передают сообщения от Пророка (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) удовлетворились этими хадисами (их достоверностью); все они приводятся в достоверных сборниках»,кроме хадиса Шаддада ибн Ауса, он приводится у имама аль-Базари, Табарани, у Бейхаки и другие. Это не является сборником из достоверных сборников.
رؤية النبي (صلى الله عليه السلام) لربه عز و جل.
Следующий вопрос - «Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) видел Всевышнего Аллаха Аззауаджаль».
Относительно данного вопроса есть разногласия.
Выше говорилось о том, что есть единогласное мнение, что невозможно в этой дунье глазами увидеть Всевышнего Аллаха. Это единогласное мнение всех мусульман, кроме суфиев. У суфиев можно увидеть Всевышнего Аллаха и в дунье, и в ахира. У джахмитов и му'атаззилитов нельзя увидеть Всевышнего Аллаха ни в дунье, ни в ахира. У ахлю сунна можно увидеть в ахира, нельзя увидеть в дунья и говорили то, что верующие увидят Всевышнего Аллаха в судный день и в раю. А видел ли Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) Всевышнего Аллаха в этой дунье – это уже другой вопрос.
و أنه رأى ربه عز و جل
«И также мы верим в то, что Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) видел Всевышнего Аллаха».
عِندَ الْمُنْتَهَى"(النجم: 13-14). سِدْرَةِ كما قال تعالى: "وَلَقَدْ رَآهُ نَزْلَةً أُخْرَى
«Как сказал Всевышний Аллах: «И он видел Его время второго нисхождения у лотоса крайнего предела». Есть разногласия относительно этого аята еще со времен сподвижников. Некоторые сказали: «Здесь имеется в виду, «он увидел Всевышнего Аллаха дважды у лотоса крайнего предела»» - это слова ибн Аббаса, мазхаб ибн Аббаса. Однако достоверным мнением в этом вопросе является то, что в этих двух аятах речь идет о Джибриле. Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссалям) увидел во время ми'раджа (вознесения) два раза Джибриля и не видел Всевышнего Аллаха. Как сам об этом Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) сказал, когда его спросили: «Видел ли ты своего Господа?»Он сказал: «Я видел свет». В другом риваяте сказал: «Свет, как я могу Его увидеть» (был свет и я не мог Его увидеть, потому что Всевышний Аллах закрывается от Своих творений хиджабом, закрывается покрывалом. Исходя из этого, это не годится в качестве довода на то, что Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) видел Всевышнего Аллаха своими глазами без покрывала в этой дунье. Почему мы говорим «в этой дунье»? Ми'радж был в этой дунье, конечно, Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) еще был живой.
قال الإمام أحمد فيما روٍّنا عنه:
«Сказал имам Ахмад в тех словах, которые передаются от него»:
و أن النبي (صلى الله عليه السلام) رأى ربه فإنه مأثور عن النبي (صلى الله عليه السلام) صحيح رواه قتادة عن عكرمة عن ابن عباس.
«И мы верим в то, что Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) видел своего Господа, потому что это передается от Пророка (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) с достоверным иснадом, передает его Къатада от 'Икримы от ибн Аббаса». И действительно есть хадисы, в которых Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) говорит: «Я видел своего Господа в самом прекрасном виде». Так вот, этот хадис передается от 16 сподвижников. Передается хадис от 16 сподвижников о том, что Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) видел Всевышнего Аллаха в наилучшем виде. Все эти хадисы являются слабыми, кроме следующих.
Кроме хадиса от Джабира ибну Самура и хадиса от Саубана. Оба являются хорошими. Также со слов Тарикъа ибн Шихаба. Вот от этих трех сподвижников передается сообщение о том, что Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) видел Всевышнего Аллаха. Все три с хорошим иснадом, не доходят до уровня достоверные. Есть разногласия относительно хадиса со слов Му'аза ибну Джабаля. Считают его достоверным имам Ахмад и имам аль-Бухари. Но имам ад-Даракъутни сказал, что он слишком запутан. Исходя из этого, что касается шейхов здешних, то шейх Абу Амр аль Хаджури называет его слабым, шейх Мухаммад ибн 'Али ибн Хизам называет этот хадис достоверным.
В этой книге не приведен этот хадис, зачитаем из другой книги. Он приводится у имама Ахмада и у имама Ат-Тирмизи со слов Муаза ибну Джабалято что Муаз ибн Джабаль говорит: «Однажды Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) задержался и не вышел вовремя на утренний намаз так, что мы даже почти начали видеть солнце (сильно задержался, не выходил, почти уже солнце начало выходить); и тут он быстро вышел и дали икъаму на намаз и Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) провел с нами утренний намаз и провел его быстро (не затягивал его, так как время уже выходило). После того, как дал салям он обратился к нам своим голосом и сказал: «Сидите на своих местах так, как вы сейчас сидите» - затем повернулся к нам, затем сказал: «Я расскажу вам о том, что задержало меня от вас и от этого утреннего намаза. В эту ночь я проснулся и взял малое омовение и выстаивал намаз столько, сколько мне было предписано выстоять, но в этом намазе я задремал. Сон меня переборол. Мое тело стало тяжелым, и тут я увидел своего Господа, Благословен Он и Возвышен в наилучшем Обличии, в наилучшем виде, и Он сказал мне: «О, Мухаммад». Я сказал: «Вот я перед Тобой, мой Господь» - Сказал Всевышний Аллах: «О чем разногласят высшее общество (общество ангелов)?» Я сказал: «Я не знаю, о мой Господь». Всевышний Аллах задал этот вопрос трижды и Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) все время говорил: «Я не знаю, о чем спорят ангелы». Сказал Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма): «И я увидел, как Всевышний Аллах кладет Свою Кисть между двумя моими лопатками так, что я даже почувствовал холод Кончиков Его Пальцев между двумя своими грудями(грудь впереди, Всевышний Аллах положил Свою Кисть на спину Пророка (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) между лопатками, а холод от Его Кончиков Пальцев почувствовался впереди) и после этого мне открылись знания и я узнал ответ на этот вопрос, и Он сказал: «О, Мухаммад». Я сказал: «Я перед Тобой мой Господь». Сказал Всевышний Аллах: «О чем спорят ангелы?» Я сказал: «Относительно тех дел, которые прощают грехи человека(если человек будет их делать, то его грехи будут прощаться). Сказал: «А что это за дела?» Говорит Посланник Аллаха: «Я сказал: «Это ходьба на намаз джамаат (человек, чем дальше живет от мечети и чем дольше идет, больше ему грехов прощается), а также сидение в мечети после намазов, а также совершение малого омовения в тяжелой ситуации» (например, когда холодно и тому подобное). Потом сказал: «Относительно еще чего они спорят?»- «Относительно кормления бедняков, и относительно благих слов, и относительно намаза в глубине ночи в то время, когда все люди спят». Если это все совершает человек, прощаются ему его грехи. Тогда сказал мне Всевышний: «Проси чего хочешь». Говорит: «О, Всевышний Аллах я прошу у Тебя, чтобы Ты дал мне делать благие дела и помог мне оставить дурное, а также, чтобы я полюбил бедняков, и чтобы Ты простил меня и помиловал меня, если Ты захочешь испытать какой-то народ, чтобы Ты забрал меня не испытанным. Я прошу у Тебя Твоей любви, а также любви тех, кто любит Тебя, а также я прошу у Тебя любви тех деяний, которые приближают к Твоей любви». И сказал Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма): «Это видение было истиной, выучите эти мольбы. Изучите их и затем выучите их наизусть».
Этот хадис приводит имам ат-Тирмизи, а также имам Ахмад с достоверным иснадом. Слова тех, которых мы перечислили Джабира ибну Самура, а также Саубана и Такрикъа ибн Шихаба примерно такие же слова как в хадисе Муаза ибн Джабаля, но у Муаза ибн Джабаля есть разногласия в его достоверности. Что касается трех сподвижников, которые были перечислены выше, то от них хадис считается достоверным.
Говорит имам Абдульгани аль Макдиси передавая слова имама Ахмада о том, что хадис, о том, что Посланник Аллаха )салаЛлаху алейхи уа салляма( видел своего Господа передается, по цепочке Къатады от 'Икримы от ибн Аббаса, затем он на странице 85 говорит:
و روى الحكم بن أبان عن عكرمة عن ابن عباس.
«А также по дороге Хакама ибн Аббана от 'Икримы, от ибн Аббаса,
و رواه علي بن زيد عن يوسف بن مهران عن ابن عباس.
«А также по дороге 'Али ибну Зейд ('али ибну Зейд - слабый) от Юсуфа ибн Мухран от ибн Аббаса». Так вот хадис ибн Аббаса, относительно того, что Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) видел Всевышнего Аллаха, является слабым. У него два иснада, один слабый, другой больной, и не являются достоверными.
و الحديث على ظاهره كما جاء عن النبي (صلى الله عليه السلام) و الكلام فيه بدعة و لكن نؤمن به كما جاء على ظاهره و لا نناظر فيه أحدا.
«И мы воспринимаем этот хадис внешне так, как он пришел от Пророка (салаллаху алейхи уа ссаляма) и не обсуждаем его и не углубляемся(как это произошло, и что это было и так далее, потому что слова относительно этого являются нововведением), но мы верим в это, как это пришло в этом достоверном хадисе, и не спорим ни с кем относительно этого хадиса. Если кто-то вступает в спор и говорит «Нет, этого не может быть, если было бы так, то было бы так», - и так далее. Мы в спор не влезаем, а лишь приводим достоверные иснады этого сообщения. И здесь нужно зачитать одну из сносок Абу Амра аль-Хаджури относительно этого хадиса. Во-первых, результат какой, что касается аятов, о том, что Посланник Аллаха видел Всевышнего Аллаха во время второго нисхождения около лотоса крайнего предела, то правильное мнение, что эти аяты о том, что Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссалямя) видел Джибриля, приходит в некоторых риваятах, что видел Джибриля в его настоящем виде, то есть обычно Джибриль приходил к нему в виде человека, в другом каком-то виде, а здесь имеется в виду, видел его во время другого нисхождения в его истинном виде, таким, какой он есть Джибриль. А что касается того, видел ли Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) Всевышнего Аллаха глазами, то он не видел Всевышнего Аллаха глазами, во времы ми'раджа во время вознесения. Так же пришло у Муслима и в других сборниках, что он сказал: «Я видел свет», а в другом риваяте: «Я видел свет, как я могу увидеть Аллаха», «Слишком яркий был свет, я не смог увидеть Всевышнего Аллаха». Это говорит о том, что он видел покрывало Всевышнего Аллаха, но не видел Самого Всевышнего Аллаха во время ми'раджа. Во время ми'раджа Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) не видел Всевышнего Аллаха глазами.
А что касается этого хадиса, где Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) говорит, что он во сне увидел Всевышнего Аллаха в наилучшем виде, как в этом хадисе, зачитанный выше. Говорит относительно него шейх Абу Амр аль Хаджури на странице 84, в сносках: «И этот хадис является достоверным и хвала Аллаху. И не обольщайся тем, что тем, которые делали тахкъыкъ на муснад Ахмада объявили, что этот хадис слабый. Сделали ее тахкъыкъ в Шаме, в Сирии, эти люди являются аш'аритами. Те, которые делали тахкъыкъ муснада имама Ахмада являются аш'аритами, по убеждениям аш'аритов - не верится в то, что Всевышнего можно увидеть и так далее. Они приводят достоверность или слабость со слов Шубайба Арнаута и Абдуль Къадира аль-Арнаута, но сами мухакъыкъи другие. Так вот эти мухакыки сказали, что этот хадис является слабым». Сказал шейх Абу Амр аль Хаджури: «Сами же они называют достоверным те хадисы, которые гораздо слабее этих хадисов» (Есть хадисы в муснаде имама Ахмада гораздо слабее этих хадисов. Эти хадисы пришли от 16 сподвижников, из них от троих или от четверых достоверно. Более слабые хадисы они называют достоверными, а этот, не смотря на то, что он достоверный, назвали его слабым. «Когда же они увидели, что он противоречит их аш'аритской идеологии, назвали его слабым из-за своих страстей». «Это не смотря на то, что Шубайба Арнаут и Абдуль Къадира аль-Арнаут назвали этот хадис достоверным в своем тахкъыкъе». Если эти мухакъыкъи берут слова Шухайба Арнаута и Абдуль Къадира аль-Арнаута на тахкъыкъ муснада Ахмада, почему здесь они тоже его слова не применили. Получается, здесь они упустили, не упомянули их слова. Сами от себя написали, что хадис слабый, хотя на все хадисы приводят их хукм. Так поступают люди своих страстей, называют достоверным то, что им выгодно, а то, что им не выгодно они называют слабым, даже если это противоречит явным доводам, уаЛлахульмустаан, и Один Аллах необходимо обращаться к Нему за поддержкой)».
Говорит дальше шейх Абу Амр аль Хаджури: «Что касается видения этого (что Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) видел Всевышнего Аллаха), то имеется ввиду видение во сне (во сне Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) видел не глазами наяву, так как это невозможно, а видел сердцем своим во сне, как на это указывают хадисы, то есть также в хадисе пришло то, что он читал намаз и заснул, взяла его дремота, и вдруг он увидел Всевышнего Господа.
«И собирая между этим хадисом и другими хадисами достоверными явными из Корана и сунны, то есть из аятов также Корана то, что Всевышнего Аллаха невозможно увидеть глазами в этой ближней жизни). А что касается того, что можно ли увидеть Всевышнего Аллаха во сне, то между саляфами есть разногласия в этом вопросе, и хадис указывает на это, а что касается увидеть Всевышнего Аллаха в этой дунье, то нет никакого разногласия среди саляфов, что Всевышнего невозможно увидеть в этой дунье».И даже ибн Аббас, который сказал, что Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) увидел Аллаха во время мираджа дважды, имеет в виду сердцем своим, об этом мы это зачитаем позже. Он говорит: «Видел Его своим сердцем дважды». Не говорит, что он видел его глазами.
«Что же касается того, что Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) видел Всевышнего Аллаха в этой дунье, то на это нет никакого довода, и об этом не сказал никто из сподвижников». Если кто-то скажет, вот же ибн Аббас сказал, он имеет в виду, что видел Его своим сердцем, а не глазами. «И также никто из известных имамов не говорил этого (что Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) видел Всевышнего Аллаха). «Об этом сказал шейх уль-ислямия Ибну Теймия в книге «Джамиль масаил» первый том, 105 страница и Один Всевышний Аллах лучше знает. В этом хадисе приходит то, что это было в Медине, то есть Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) проводил коллективные намазы вместе со сподвижниками в Медине. Явный контекст этого хадиса, что произошла эта история о том, что Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) видел Всевышнего Аллаха во сне в Медине, а ми'радж произошел в мекканский период.
Отметим, что исра и ми'радж произошли после пророчества, то есть после того, как Пророк стал Пророком, не до того, как он стал пророком, а после, и до переселения в Медину биль иджма, по единогласному мнению. А что касается конкретной даты, когда это произошло, то на это нет никакого достоверного довода. Поэтому тот, который празднует исра уаль ми'радж, в какой-то конкретный день в наших республиках, не имеет на это никакого довода и не может на это привести достоверного довода.
و رُوي عن عكرمة عن ابن عباس قال: إن الله اصطفى إبراهيم بالخلة و اصطفى موسى بالكلام و اصطفى محمدا بالرؤية.
«А также передается от 'Икримы, а также от ибн Аббаса то, что он сказал: «Поистине Всевышний избрал Ибрахима тем, что Ибрахим был Его другом или возлюбленным, и избрал Мусу (алейхи ссалям) словами (Всевышний разговаривал с ним словами), а Мухаммада (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) избрал виденьем» Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) видел Всевышнего Аллаха. И этот иснад является достоверным от Ибн Аббаса. Это вместе с тем, что Мухамамад (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) также был возлюбленным Всевышнего Аллаха или другом Всевышнего Аллаха и также разговаривал со Всевышним Аллахом без посредников во время ми'раджа. То есть, что касается того, что он видел Всевышнего, то имеется в виду во сне своим сердцем.
و روى عطاء عن ابن عباس قال: رأى محمد ربه مرتين.
«И передает 'Ата ибн Аббаса то, что он сказал: «Видел Мухаммад (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) своего Господа дважды». Этот риваят у имама Муслима приходит со словами «видел своим сердцем дважды». И относительно этого тоже есть разногласия. Некоторые сказали, что ибн Аббас имеет в виду, что Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) видел Всевышнего Аллаха своим сердцем во время ми'раджа. Некоторые говорят, что нет, во сне два раза видел Всевышнего Аллаха. И правильное мнение то, что видел Всевышнего Аллаха во сне однажды, а что касается слов ибн Аббаса, то имеет в виду во время ми'раджа, и это достоверно не установлено.
و روي عن أحمد أنه قيل له: بم تجيب عن قول عائشة (رضي الله عنها): "من زعم أن محمدا قد رأى ربه..."
«И передается от имама Ахмада то, что ему сказали: «Как ты ответишь на слова Аиши (радияЛлаху анху): «Кто утверждает, что Мухаммад видел своего Господа, тот лжет» Это не до конца приведенный хадис. Аиша опровергала то, что Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) видел своего Господа, когда люди начали говорить, что Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) видел Всевышнего Аллаха во время ми'раджа. Она сказала: «Кто скажет, что Пророк видел Аллаха, тот лжет, тот ошибается».
Когда имаму Ахмаду задали этот вопрос, он сказал: «Сказал Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма):
قال: يقول النبي (صلى الله عليه السلام): "رأيت ربي عز و جل".
«Я видел своего Господа Аззауаджаль» (видел во сне в Медине, а не во времы ми'раджа и видел это своим сердцем, а не глазами).
و في حديث شريك بن عبدالله بن أبي نمر عن أنس بن مالك أن النبي (صلى الله عليه السلام) قال: "فرجعت إلى ربي و هو في مكانه"
«Хадис передает Шарик ибн `АбдиЛляхибн Аби Амр, (слабый передатчик), который передает от Анаса ибн Малика то, что Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) сказал, описывая ми'радж: «Потом я вернулся к своему Господу, а «Он» по прежнему на своем месте находится (Всевышний Аллах)». Этот хадис привел здесь Абдульгани аль Макдиси, чтобы доказать, что Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) видел Всевышнего Аллаха своими глазами во время ми'раджа, или сердцем во время ми'раджа, но это является недостоверным. Что касается этого хадиса от Анаса ибн Малика о том, что Пророк (салаЛлаху алейхи уа салляма) сказал: «И я вернулся к своему Господу, а Он по прежнему находился на своем месте (как я ушел от Него, Он там же)». В нем есть болезнь и именно вот это слово не является достоверным, и оно не приводится в Бухари и Муслиме. Именно это слово в Бухари и в Муслиме не приводится, приводится с другим словом. Если мы зачитаем этот хадис, то он приходит со словом: «И Джибриль поднял Пророка (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) поднял обратно к Джаббару (к Всевышнему Аллаху) и сказал: «И он находился на своем месте, о мой Господь». Не сказано, что Всевышний находился на своем месте, а сказано что Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) находился на своем месте, когда просил у Всевышнего Аллаха, чтобы он уменьшил количество намазов с 50. В итоге, хадис приходит в Бухари о том, что Пророку (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) Всевышний вменил в обязанность 50 намазов, и затем он пошел обратно и Муса (алейхи ссалям) сказал: «Вернись, попроси меньше, твоя умма не сможет выполнять 50 намазов». Пророк (салаЛлаху алейхи уа саляма) посмотрел на Джибриля (якобы, как ты думаешь, пойдем к Всевышнему Аллаху или нет). Он сказал: «Пойдем» и Джибриль поднял его второй раз к Всевышнему и говорит: «И сказал Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма): «И он на своем месте», то есть этот риваят не говорит тебе явно, что Всевышний Аллах на своем месте, сказано: «И сказал Посланник Аллаха, и он на своем месте». Ближе то, что под словом «он» подразумевается Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма), так как дамир, то есть местоимение возвращается к ближайшему из того, что упоминалось. А ближайшее тут - это Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма). Потом сказано то, что Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) попросил облегчение у Всевышнего Аллаха, и Всевышний Аллах уменьшил количество намазов и т.д.
А что касается имама Муслима, то он вообще не приводит слово о том, что Всевышний Аллах был на своем месте или Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) был на своем месте.
Почему мы разбираем этот хадис, потому что Абдульгани аль Макдиси приводит этот хадис для того, чтобы доказать, то что раз Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) говорит: «Я к Нему вернулся, а Всевышний находился на своем месте», значит Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) Его видел либо глазами, либо сердцем. Что касается того, видел ли он глазами, то это невозможно по единогласному мнению. Что касается видения сердцем, это довод, сказали что этот довод именно с этим словом, слабый, в нем есть болезнь, а что касается имама Бухари, то он привел его ни с этим словом. Имама Муслима, то он вообще не привел этого слова. Более того имам Муслим указал на слабость этой передачи, которая есть у имама аль Бухари. И многие из хафизов критиковали этот риваят, который приходит у имама аль-Бухари, такие как имам аль Бейхаки АблдульХак аль- Аджбили, имам Муслим и другие.
و الحديث بطوله مُخَرَّجٌ في الصحيحين
«И этот хадис в полном его виде приходит в Бухари и Муслиме». Мы уже сказали, в каком виде он приходит в Бухари и в Муслиме - не в том виде, в котором приводит Абдульгани аль Макдиси. Почему здесь так Абдульгани аль Макдиси говорит, потому что он хафиз. Он книги пишет по памяти, написал этот риваят, посчитал, что он находится в Бухари, ошибся в этом.
و المنكٍر لهذه اللفظة راد على الله و رسوله.
«И тот, кто отвергает это слово, тот является опровергающим Всевышнего Аллаха и Его Посланника». Мы сказали, если бы это было бы достоверно, но это является недостоверным, исходя из этого закончивается вопрос «Видел ли Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) своего Господа глазами или сердцем или во время ми'раджа или нет и т.д.».
Приходим к выводу: есть три разных понятия в этом вопросе:
Первое - видел ли Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) Всевышнего Аллаха во время ми'раджа глазами или сердцем, во-первых сказали то, что глазами Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) не видел Всевышнего Аллаха ни во время ми'раджа, ни где-либо в другом месте в этой дунье, и никто Его не видел, и это невозможно по единогласному мнению. И никто из сподвижников, а также имамов никогда не говорил, что Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) видел Всевышнего Аллаха своими глазами.
Во-вторых, мы говорим, что не установлено достоверно что Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) видел Всевышнего Аллаха своим сердцем во время ми'раджа, во время вознесения, и нет на это достоверных доводов. Что касается аята, то в нем речь идет о Джибриле, которого Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) видел в самом настоящем его виде. Что касается слов ибн Аббаса, то он сделал тафсир этого аяту, посчитал, что Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) видел Всевышнего, а не Джибриля. Это не является достоверным. Если это было бы достоверно, то в нем не приходит, что Всевышнего видел глазами, а как сказал ибн Аббас, видел своим сердцем дважды.
- Теперь следующий вопрос о том, что пророк видел сердцем во сне однажды и на это есть довод, что Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) один раз видел во сне Всевышнего Аллаха своим сердцем один раз. Это было в Медине и из-за своего сна он задержался на утренний намаз, опоздал на проведение утреннего намаза со сподвижниками в Медине. Исходя из этого, у нас получается, что Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) видел Всевышнего Аллаха сердцем во сне однажды. Остальное все достоверно не установлено.
- Что касается того, может ли увидеть другой кто-либо кроме Пророка (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) Всевышнего Аллаха во сне своим сердцем, то в этом тоже есть разногласия среди людей обладателей знания. Большинство ученых считает, что любой человек, любой праведный человек имеется в виду, может увидеть Всевышнего Аллаха своим сердцем во сне. И это достоверно пришло от имама Ахмада и от имама аль Ауза'и то, что они видели Всевышнего Аллаха во сне. Но это не означает то, что тот, который видел Всевышнего Аллаха во сне, после того как проснется, может описать Всевышнего Аллаха, то есть видел Его так, что не способен описать Его после того, как проснется.
الشفاعة.
Следующая глава «аш-Шафаа» - заступничество Пророка (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) или заступничество в судный день за верующих или за грешных из верующих.
و يعتقد أهل السنة و يؤمنون بأن النبي (صلى الله عليه السلام) يشفع يوم القيامة لأهل الجمع كلهم شفاعة عامة
Говорит Абдульгани аль-Макдиси аль имам: «Имеют убеждение приверженцы сунны и веруют в то, что Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) будет в судный день заступаться за всех людей, которые будут собраны, а также джинны, которые будут на месте собрания в судный день общим заступничеством».Как это понять? То есть люди, когда воскреснут, будут многие годы ожидать, пока Всевышний Аллах начнет расчет их. И в это время солнце будут близко, будет тяжело и очень жарко. Многие люди будут в поту: кто по стопы, кто по щиколотки, кто по колено, кто по мочки ушей будет находиться в своем поту от жары и от тяжести ожидания, а также от страха, так как никто не будет знать, что ему предписано. И тогда люди пойдут, будут обращаться к пророкам, чтобы они попросили, чтобы они заступились за людей перед Всевышним Аллахом, чтобы Он начал расчет. И говорит имам Абдульгани аль Макдиси то, что приверженц