Разъяснение 11 сомнения (но ведь почитание могил покрыло собой все страны Ислама, и никто этого не порицает).
Если же ты скажешь: "Но ведь это явление заполонило собой города, и объединились вокруг этого жители поселений низменностей и возвышенностей. Это явление покрыло собой земли на востоке и западе, Йемене, Шаме, на юге и Адене так, что не осталось ни одной земли из земель мусульман, кроме как присутствие этих могил и мавзолеев на ней обязательно.
Люди имеют относительно них свои убеждения, возвеличивают их, дают им обеты, взывают их именами, клянутся ими, делают обходы вокруг могил, зажигают на них светильники, бросают на них цветы и опрыскивают их благовониями, одевают на них покрывала, и совершают им все, что только могут из видов поклонения и того, что в этом смысле из возвеличивания, смиренности, униженности и проявления немощности перед этими "аулия".
Более того – это мечети мусульман! В большинстве из них непременно присутствует могила, или же рядом с мечетью, или же мавзолей, к которым направляются совершающие намаз в своих намазах и делают там то, о чем я говорил выше.
И не лезет в голову разумного человека то, что все это является настолько мерзким, насколько ты это описал, и при всем этом ученые Ислама, к слову которых прислушиваются люди во всех уголках земли, молчат!"
[Сказали представители Постоянного Комитета больших ученых: «Довод не в делах ученых, а также не в их словах. Это потому что ученые бывают правы и ошибаются, а многие из них нововведенцы. Довод же лишь в Словах Аллаха и в достоверный Сунне посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)» (1/426 под председательством шейха Ибн База, заместитель ‘Абдурраззак ‘Афифи, участники Ибн Ку’уд, Ибн Гудаян)].
Тогда я скажу тебе: "Если ты хочешь беспристрастности, и оставил следование за предками, и узнал, что Истина это то, на что указывает довод, а не то, на чем сошлись поколения за поколением, то знай, что эти вещи, о порицании которых мы ведем этот разговор, и к разрушению которых мы стремимся, исходят от простонародья, религия которых – это слепое следование за отцами безо всякого довода, без различения между почетным и низким.
Растет среди них ребенок и с самого его детства люди в его городе или деревне повторяют ему имя "уали", к которому они взывают в тяжкие моменты жизни. Он видит как они дают этому "уали" обеты и возвеличивают его. Родители возят его к этой могиле, обтирают его землей с этой могилы, делают обходы вокруг этой могилы с ребенком на руках. Исходя из этого, в сердце ребенка с самого детства укрепляется возвеличивание того, что возвеличивают все вокруг. Самым почетным для него становится то, что почитают окружающие его люди.
Растет в этом ребенок, стареет в этом старик, и никто не слышит и слова порицания в свою сторону. Более того, видит тех, кто описан знанием, и окружен почетом, назначен судьей, или муфтием, или преподавателем, или правителем, все они также возвеличивают и почитают эти традиции, принимают имущество людей в виде обетов, едят мясо животных, принесенных в жертву у могил, и думают люди, что это и есть религия Ислам, а традиции эти – ее основа.
Что же касается того, кто требовал знания и дошел до уровня самостоятельности в нем, и ознакомился со знанием Корана, Сунны и асаров, тот прекрасно понимает, что молчание ученого, и даже всего мира о каком-либо порицаемом явлении не является доводом на его разрешенность.
Приведу тебе пример: а это эти налоги, о которых известно из религии каждому то, что они запрещены. Но, несмотря на это, они имеются в каждой земле и даже стали обычным явлением, порицание которого не воспринимается никем.
[Налоги появились на мусульманских землях в конце третьего века хиджры во времена правления убайдитов в Марокко и Египте].
Дошло до того, что руки налоговиков добрались до священных земель Мекки. Они собирают налоги с тех, кто хочет совершить свою религиозную обязанность – Хадж. Эти люди совершают на запретной земле каждое запретное действие, а в это время лучшие из людей, а также ученые и правители молчат об этом и не выявляют своего порицания и закрывают на это глаза.
Как ты считаешь – является ли молчание этих ученых, более того, целого мира, доводом на разрешенность этих налогов?! Не скажет этого никто, кто обладает хотя бы малейшим знанием.
[Относительно запрета на налоги пришло сразу несколько хадисов. Из них хадис в сборнике имама Муслима (4431) со слов Бурейды аль-Аслями. В нем приходит история о закидывании камнями женщины, совершившей прелюбодеяние, но затем пришедшей с собственным признанием и раскаянием. Когда же один из сподвижников (Халид ибн уль-Уалид) высказал относительно этой женщины дурное, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Не торопись, о Халид! Поистине, она принесла такое покаяние, что если бы этим покаянием покаялся сборщик налогов, то Аллах простил бы ему». Сказал имам ан-Науауи, комментируя этот хадис: «В этом хадисе указание на то, что собирание налогов – это один из самых мерзких и губительных больших грехов».
Также приходит хадис у имама Ахмада (17294) и Абу Дауда со слов ‘Укбы ибн ‘Амира, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не войдет в рай сборщик налогов». Но, в иснаде этого сообщения опасность тадлиса (подтасовки) Мухаммада ибн Исхака].
И даже приведу тебе еще один пример: эта запретная земля Аллаха, лучшее место на земле по единогласному мнению ученых – установили на ней невежественные и заблудшие правители черкесы* эти четыре михраба в запретной мечети Мекки, которые разделили поклонение людей, и собрали в себе столько вреда, о котором знает Один лишь Аллах.
*[Первым, кто установил эти михрабы, был Фарадж ибн Буркук аш-Шаркаси (был убит в 815 г/х). Этот человек был деспотичным правителем, пристрастившимся к спиртному, несправедливо прибравшим к своим рукам имущество огромного количества людей. (См. «аль-Бадр ут-Тали’» 2/26, имама аш-Шаукани)].
Эти четыре михраба разделили поклонение мусульман и превратили их в различные течения и религии так, что это нововведение усладило очи Иблиса и превратило мусульман в посмешище шайтанов.
[Удалил это бедствие правитель ‘Абдульазиз ибн ‘Абдуррахман Али-Са’уд. (См. примечание шейха Ахмада Шакира к хадису 220 из «Сунана ат-Тирмизи» 1/432)].
Что касается людей, то все они молчали об этом, более того, ученые всех краев земли согласились с этим, и видел это каждый, у кого есть глаза и слышал каждый, у кого есть уши.*
Является ли это молчание доводом на позволительность этого?!
Не скажет этого никто, у кого есть хотя бы частичка знания.
То же самое можешь сказать и о молчании людей относительно действий этих могилопоклонников.
*[В своих примечаниях к нашей книге шейх Исма’иль аль-Ансари указал не неправильность этих слов имама ас-Сан’ани. Для этого шейх привел слова одного из имамов ханафитского мазхаба Кутбуддина аль-Ханафи: «В тот момент, когда появились эти самые михрабы в Запретной мечети, они подверглись мощнейшей критики со стороны ученых. По этой проблеме было написано множество различных работ и посланий, которые до сих пор имеются в руках людей. Например, ученые Египта вынесли постановление о запрете данного деяния и разъяснили ошибочность слов тех, кто это разрешил» (Из книги «аль-И’лям би а’лям бейтиЛляхи аль-харам»).
Остается только добавить, что порицание этого явления можно найти в книгах шейха ‘аллямы Мухаммада Такиуддина аль-Хиляли, также в книге «ат-Та’лик уль-Мугни ‘аля Сунан ад-Даракутни» 4/226 (автор Абу Ттайиб Шамсульхакк аль-‘Азым аль-Абади), также в книге «аль-Манар» 1/162, также в некоторых книгах шейха Ахмада Шакира. Да отблагодарит их всех Всевышний Аллах].