Разъяснение 6 сомнения (но ведь просьба помощи не у Аллаха утверждена в хадисах).
Если же ты скажешь: "Но ведь обращение с просьбами к кому-либо, кроме Аллаха утверждено в хадисах. Пришло достоверно то, что люди в Судный День будут обращаться со своими просьбами к отцу человечества Адаму, а затем к Нуху (Ной), затем к Ибрахиму (Авраам), затем к Мусе (Моисей), затем к 'Исе (Иисус), а затем дойдут и до Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), после того, как все перечисленные пророки откажутся помочь. (Хадис об этом достоверен; Бухари 3340; со слов Абу Хурайры).
Это является явным доводом на то, что обращение с просьбами к кому-либо помимо Аллаха не является чем-либо порицаемым!"
Я отвечу тебе: твои слова здесь не к месту. Это потому что никто не отрицает узаконенность обращения с просьбами к живым, способным помочь. [Здесь необходимо добавить еще два условия – чтобы этот живой, способный помочь, был слышащим обращение, а также присутствующим физически, или же имел постановление присутствующего физически (пример последнего – тот, с кем связались по телефону или посредством иных средств связи)].
Слова Аллаха об истории пророка Мусы (мир ему) с израильтянином и коптом говорят об этом: "Тот, кто был из числа его сторонников,попросил его помочь емупротив того, кто был из числа его врагов" (28: 15).
[Сказал имам аш-Шаукани: «И нет разногласия, что разрешено просить помощи у творения в том, в чем оно способно помочь. Все это не нуждается в приведении довода, так как итак ясно как день. И я не думаю, что кто-либо разногласит в этом» («ад Дурр ун-Назыд фи ихлас калимат ит-таухид» с.20 (изд. «Дар ‘Умар ибн уль-Хаттаб»)].
Мы же говорим здесь о просьбах и взываниях о помощи, которые совершают могилопоклонники и другие к своим аулия. А также о том, что они просят своих аулия выполнения таких вещей, выполнить которые не способен никто, кроме Аллаха, как, например, излечение больного и другое.
И еще более удивительно то, что могилопоклонники и другие им подобные, выделяют этим аулия долю от своего ребенка, если ребенок останется жить, и даже отдают их приспешникам свое имущество для того, чтобы плод выжил во чреве матери. А также совершают такие порицаемые и мерзкие поступки, которые не совершали даже многобожники первых времен!!
Поведал мне один из тех, кто отвечает за принятие денег по обету, отдаваемых могилопоклонниками на могилу одного из «аулия» о том, что однажды пришел к нему один человек с деньгами и женскими украшениями и сказал: "Это господину такому-то (имея в виду захороненного в могиле) – это половина приданого (махр) моей дочери, я выдал ее замуж, а при ее рождении дал обет о том, что половина моей дочери принадлежит этому моему господину!!!"
Это явление, до которого не дошли даже идолопоклонники, и это без сомнения соответствует Словам Аллаха: "Они отдают долю из того, чем Мы их наделили, ради того, что им неизвестно" (16: 56).
Да! Нет сомнения в разрешенности того, что люди в Судный День будут просить у пророков, чтобы они воззвали к Аллаху с просьбами начать расчет рабов, чтобы избавить их от ужасов предстояния. Я имею в виду разрешенность просить кого-либо из людей, чтобы он воззвал с мольбой за тебя к Аллаху.
Более того, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал 'Умару, когда тот отправлялся на совершение Умры: "Не забывай нас, брат мой, в своих мольбах". (Хадис слабый; Ахмад 5229; Абу Дауд 1428; Тирмизи 3562; Ибн Маджа 2894. В его иснаде слабый передатчик ‘Асым ибн ‘Убейдиллях ибн ‘Асым ибн ‘Умар ибн уль-Хаттаб. Однако, за правильность слов имама ас-Сан’ани свидетельствует хадис Анаса ибн Малика о просьбе Умм Сулейм, который приведен им же далее по главе).
Также Всевышний приказал нам совершать мольбу (ду'а) за верующих и просить у Него за них прощения: "О наш Господь! Прости нам, а также нашим братьям, которые опередили нас в принятии веры" (59: 10). [В действительности, этот аят не является годным для приведения его в довод в нашем вопросе. Это потому, что в нем нет указания на позволительность просить чего-либо у людей].
А также Умм Сулейм сказала посланнику Аллаха: "О посланник Аллаха! Соверши мольбу за твоего слугу Анаса". (Этот хадис достоверен;Бухари 1982; Муслим 6372; со слов Анаса ибн Малика).
А также и другие сподвижники просили посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сделать за них ду'а при его жизни.
[Из этого, например, история одной из сподвижниц, с которой случались приступы, после чего она падала без сознания и открывалась часть ее ‘аурата. Она попросила пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сделать за нее ду’а о том, чтобы не открывался ее ‘аурат. Также хадис о семидесяти тысячах, которые войдут в рай без расчета и наказания. В нем приходит, что один из сподвижников по имени ‘Уккаша попросил пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сделать ду’а за него о том, чтобы он был из числа этих семидесяти тысяч. Оба этих хадиса приходят у имамов аль-Бухари и Муслима.
Более того, ханафитский имам Ну’ман ибн Махмуд аль-Алюси указал на то, что дозволено просить сделать мольбу у того, кто ниже по религиозному положению и праведности, нежели просящий. И в довод привел достоверный хадис о том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал сподвижникам попросить Уэйса аль-Карани (который был табиином), чтоб тот попросил за них прощения у Аллаха. Хадис этот приведен у имама Муслима (См. «Джаля уль-‘айнейн» с. 481)].
Все это является дозволенным единогласно.
[Однако, несмотря на это, просьбу людей все же лучше оставить, полагаясь на Всевышнего Аллаха Одного. Сказал шейх уль-Ислам: «И просить что-либо у людей является запретным в своей основе, но стало разрешенным из-за всеобщей вынужденности людей к этому. Но все же оставить это, уповая на Аллаха предпочтительнее». Далее он же сказал: «Просьба чего-либо у людей несет в себе три дурных последствия:
1) проявление нужды в ком-либо, кроме Аллаха, а это один из видов многобожия.
2) причинение сложности тому, кого ты просишь, а это один из видов принесения несправедливости творениям.
3) унижение перед кем-либо, кроме Аллаха, а это уже причинение несправедливости самому себе.
В итоге, это явление содержит в себе все три вида несправедливости» («ат-Тауассуль уаль-уасиля» с. 54, 70)].
Мы же говорим о мольбах и просьбах могилопоклонников у мертвых, или живых, которые не владеют для себя ни пользой, ни вредом, ни смертью, ни жизнью, ни воскрешением. Эти мольбы заключаются в том, чтобы те излечили их больных, или вернули их пропавших, или облегчили роды рожениц, или чтобы пролили на их посевы дождь, чтобы увеличили молоко их домашнего скота, и защитили его от сглаза, и подобные этому просьбы, выполнить которые не способен никто, кроме Всевышнего Аллаха.
Это они те, о которых сказал Аллах: "А те, к кому вы взываете вместо Него, не способны оказать вам поддержку и не способны помочь даже самим себе" (7: 197), а также: "Те, к кому вы взываете наряду с Аллахом, являются рабами, подобными вам самим" (7: 194).
Как же человек обращается с мольбами к неживым предметам, или же к живым, которые настолько дурны, что неживые предметы предпочтительнее их, ведь неживые не обременены обязанностями шариата?!
[Имеется в виду, что неживые предметы, как камни или деревья, не обременены обязанностями шариата. А что касается грешников, которым поклоняются люди, как колдуны, суфийские шейхи и т.п., то они хуже по положению, нежели неживые предметы, т.к. эти люди обременены обязанностями шариата, но этих обязанностей не выполняют].
Это как раз то, что делали многобожники относительно идолов. Это и есть настоящее поклонение.
Из этого также то, что они отдают часть своего имущества в виде обетов, отдают часть имущества могилам, а также выделяют часть своего урожая на нужды этого мавзолея. В некоторых местах Йемена это называется "тильм".
[«Тильм» - это борозда, остающаяся в земле после плуга. Автор говорит о том, что могилопоклонники делили эти тильмы между Аллахом и их «аулия», говоря – то, что вырастет из этой борозды, отдадим на пути Аллаха, а то, что вырастит из этой, отдадим на нужды мавзолея уали такого-то].
Также они выделяют своим "аулия" определенную часть своих животных, а это как раз то, что делали многобожники первых времен, как поведал об этом Всевышний: "Они предназначают Аллаху долю того, что Он вырастил из посевов и скота, и по своему разумению говорят: «Это – Аллаху, а это – нашим сотоварищам" (6: 136), а также: "Они отдают долю из того, чем Мы их наделили, ради того, что им неизвестно. Клянусь Аллахом, вы будете спрошены обо всем, что измышляете!" (16: 56).
Поэтому эти могилопоклонники, а также имеющие ложные убеждения относительно невежественных и заблудших живых, идут по путям многобожников след в след, и имеют относительно творений такие убеждения, иметь которые позволительно лишь относительно Аллаха.
Они выделяют им часть своего имущества, направляются к этим могилам со своих городов*для посещения их, делают вокруг этих могил обходы, стоят перед этими могилами со смирением, взывают к этим умершим при горестях, приносят жертвоприношения, желая приблизиться к ним, а ведь все это и есть одни из видов поклонения, о которых мы тебе уже поведали.
*[Посещение могил бывает трех видов: 1) узаконенное 2) с элементами нововведения 3) с элементами многобожия. Узаконенное – это посещение могил своего населенного пункта для получения личной пользы (напоминание о смерти и Судном Дне), а также для принесения пользы умершему (его приветствие и просьбы Аллаха за умершего о прощении). При этом узаконенное посещение могил не должно сопровождаться противоречием Сунне – как сидение на могиле, совершение различных поклонений у могил и т.п. Что касается посещения могил с элементами нововведения, то сюда входит совершение различных видов поклонения у могил, особенно если это сопровождается убеждением о том, что поклонение у могил более предпочтительно и более любимо Аллаху. Что касается посещения с элементами многобожия, то сюда входит обращение с мольбами к умершему, просьбы о его заступничестве, посвящение умершему других видов поклонения – как обет, жертвоприношение, обход вокруг могилы и т.п. Последние два вида строго запрещены в Исламе.
Что же касается вопроса о запрете отправляться к могилам в другой населенный пункт, то он подробно рассмотрен в книге о Булгаре (с. 75-78 2-ое издание)].
И я не знаю, есть ли среди них те, кто совершает этим живым людям земные поклоны, но не удивлюсь, если среди них есть и такие.
Сообщил мне один из тех, кому я доверяю, что он видел одного из них, совершающим земной поклон у порога мавзолея "аулия", к которому он прибыл в знак возвеличивания, и, поклоняясь ему этим. Также он сообщил мне о том, что они клянутся именами этих умерших.
Более того, если один из должников поклянется Именем Аллаха, они не примут от него его заверений, но если заверит свои слова клятвой одним из этих "аулия", то тут же принимают его слова и верят ему.
Именно таковыми были идолопоклонники: "Когда поминают одного лишь Аллаха, содрогаются от отвращения сердца тех, которые не веруют в Последнюю жизнь. А когда поминают тех, которые ниже Него, они радуются" (39: 45). И как пришло в достоверном хадисе: "Если кто-то из вас клянется, то пусть клянется Аллахом или молчит".(Хадис достоверный; Бухари 2679, 6108, 6646; Муслим 4257; со слов Ибн ‘Умара).
А также однажды, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) услышал одного человека, клянущегося именем аль-Лят, и приказал ему сказать: "Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха" ("ля иляха илля Ллах").(Хадис достоверный; Бухари 6107; Муслим 4260; со слов Абу Хурайры).
Этот хадис указывает на то, что этот поклявшийся идолом человек совершил этой клятвой вероотступничество, и приказал ему пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обновить свой Ислам. Это именно потому, что этот человек стал этой клятвой неверным*, как мы это подробно разъяснили в книгах "Субул юс-Салям шарх Булуг уль-марам"**, а также "Минхат уль-Гаффар". [«Минхат уль-Гаффар» - это комментарии имама ас-Сан’ани к книге «ад-Дау ун-Нахар». Что касается этого вопроса, то он обсуждается в «Минхат уль-Гаффар» 4/1840-1841].
*[Наиболее известное и распространенное мнение ученых в этом вопросе заключается в том, что клятва не Аллахом входит в разряд малого многобожия, но может стать большим многобожием в зависимости от намерения человека.
Что касается слов имама ас-Сан’ани, то здесь он назвал клятву не Аллахом большим многобожием. Подобный же вывод можно встретить в словах имама Ибн Дакык аль-‘Ида (в книге «аль-Ихкам»), а также имама аш-Шаукани (в «ад-Дурр ан-Назыд»). Но из их слов, как впрочем, и из слов имама ас-Сан’ани понимается, что они ведут речь об особом виде клятвы, из которой понимается возвеличивание того, кем клянутся, выше, чем возвеличивание Аллаха. На это указывают слова автора: «Более того, если один из должников поклянется Именем Аллаха, они не примут от него его заверений, но если заверит свои слова клятвой одним из этих "аулия", то тут же принимают его слова и верят ему».
Сказал шейх Сулейман ибн ‘Абдиллях: «Слова хадиса: «Кто поклялся не Аллахом, тот стал неверным или многобожником» - целая группа ученых основывалась на эти слова и сказала: «такой человек совершил большое неверие, поэтому пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал этому человеку принять Ислам заново, сказав «ля иляха илля Ллах». А если бы он не вышел из Ислама этой клятвой, пророк не приказал бы ему этого».
Однако, большинство ученых сказали: «Клятва не Аллахом не выводит человека из Ислама, но является малым многобожием, как заявил об этом Ибн ‘Аббас и другие. А что касается того, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал тому, кто поклялся божествами аль-Лят и аль-‘Узза произнести «ля иляха илля Ллах», то это в качестве искупления за этот грех. Это потому что своей клятвой этот человек проявил внешнее возвеличивание этих божеств. Поэтому пророк приказал это не для обновления Ислама.
Но, вместе с этим, действие могилопоклонников уходит глубже этого. Они клянутся Аллахом на что угодно, правдиво и ложно, но если попросишь его поклясться шейхом или землей его могилы, или жизнью его шейха и т.п., то они ни в коем случае не клянутся, если знают, что не правдивы в своих словах. Это является большим многобожием без сомнения, потому что этот шейх более уважаем ими и более возвеличиваем, нежели Всевышний Аллах. До такого предела не дошли даже идолопоклонники, самой серьезной клятвой у которых считалась клятва Аллахом, как сказал Всевышний: «Именем Аллаха они принесли величайшие клятвы» (16: 38). А тот, чья самая серьезная и величайшая клятва – это клятва шейхом, или землей его могилы, или его жизнью, то его многобожие хуже, чем многобожие первых идолопоклонников. Это и есть подробный разбор этого вопроса» («Тайсир уль-‘Азиз иль-Хамид» с. 593-594)].
**[Обсуждение этого вопроса в "Субуль юс-Салям» под первым хадисом книги «клятв и обетов». Однако, имам ас-Сан’ани не приводит в нем окончательного постановления о клятве не Аллахом – является ли она большим многобожием или же малым].