Глава: Выплата закята является частью Ислама.
Хадис №43 (46)
Сообщается, что Тальха бин ‘Убайдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Однажды к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел какой-то человек* (в версии: «...бедуин...») из Наджда с растрёпанными волосами. Мы слышали его громкий голос, но не понимали, что он говорит, пока он не приблизился и /не выяснилось, что/ он спрашивает об Исламе (в версии: «...и он сказал: «О посланник Аллаха, расскажи мне о том, какой молитвой меня обязал Аллах?»). Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “/Ты должен совершать/ пять молитв в течение дня и ночи”./Человек/ спросил: “А должен ли я молиться сверх этого?”/Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,/ сказал: “Нет, если только сам ты не пожелаешь /совершить дополнительную молитву”.Затем (в версии: /Бедуин спросил:/ «Расскажи мне о том, чем из уразы обязал меня Аллах?»)/Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует/ сказал: “/Ты должен соблюдать/ поств рамадан (в версии: «Он ответил:«...месяц Рамадан...»)”. /Человек/ спросил: “А должен ли я поститься сверх этого?” /Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, / сказал:“Нет, если только сам ты не пожелаешь /поститься дополнительно/”». [/Тальха/ сказал: «А затем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал ему о том, чем обязал его /Аллах/ в /вопросе/ закята]. Он сказал: «И посланник Аллаха сказал ему /о необходимости/ выплаты закята (в версии: «...и сообщил ему об обрядах Ислама...») /Этот человек) спросил: “А должен ли я (выплачивать что-нибудь) сверх этого?” /Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,/ сказал:“Нет, если только сам ты не пожелаешь этого ”». /Тальха/ сказал: «И после этого тот человек повернулся /и начал уходить/ со словами: “Клянусь Аллахом, я ничего не добавлю к этому и ничего не стану убавлять [в версии: «...из того, чем меня обязал Аллах...»]**!” — а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул:“Он преуспеет, если говорит правду!”».
* Дымам ибн Саъляба, да будет доволен им Аллах.
** Очень важная добавка.
Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:
1. В хадисе указание на то, что молитва, ураза и закят - из обязательных предписаний Ислама.
2. В хадисе указание на то, что в течении дня и ночи человек обязан только пятикратной молитвой.
3. В хадисе указание на то, что молитва «уитр» не является обязательной (уаджибом).
4. В хадисе указание на то, что нет обязательной постоянной уразы кроме уразы в месяц Рамадан.
5. В хадисе указание на то, что если человек не будет выполнять сверх обязательного и не будет делать меньше этого, то этого будет достаточно для его спасения в Судный День.
6. В хадисе указание на то, что человек не обязан никакой материальной ответственностью, кроме закята, не считая каких-то дополнительных возникающих факторов (например, искупления и т.п.).
7. В хадисе опровержение мурджиитам, с той стороны, что успех (фалях) обещан тому, кто ничего не будет убавлять из обязательных обрядов.
8. В хадисе указание на желательность радовать мусульман.
9. В хадисе указание на легкость шариата.
10. В хадисе указание на стремление сподвижников изучать добро и то, что принесет им пользу в вопросах религии.
11. В хадисе указание на то, что изучение религии сподвижниками было ради совершения дел в соответствии с знаниями, а не просто ради знаний, что является положением многих мусульман в наше время. То есть знания сподвижников имели прикладной характер, в отличие от знаний многих нынешних мусульман, которые носят теоретический характер.
12. В хадисе указание на то, что требующий знания должен искать самое лучшее и важное для него.
13. В хадисе указание на желательность отправляться в путь в поисках знаний.
14. В хадисе указание на достоинство Дымамы бин Саълябы.
15. В хадисе указание на желательность требовать высоту иснада.
16. В хадисе указание на то, что изучать и практиковать обязательные обряды (фараид) следует прежде желательных (науафиль).
17. В хадисе указание на желательность задавать вопросы обладателям знаний.
18. В хадисе указание на то, что не следует проявлять стеснительность в вопросах к ученому, перед людьми.
19. В хадисе указание на то, что когда человек задает вопрос ученому, должен делать это в соответствии с этикетом.
Глава: Участие в проводах покойного является признаком веры.
Хадис №44 (47)
Из рубрики: «Учимся фикху (пониманию) шариатских текстов»:Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто проводит /в последний путь/ покойного мусульманина, храня веру и надеясь на награду Аллаха, и останется с ним до тех пор, пока не прочитают заупокойную молитву и тело не предадут земле, вернётся с наградой в два карата, каждый из которых будет величиной с /гору/ Ухуд. Тот же, кто совершит молитву по покойному и уйдёт до погребения, вернётся с наградой /только в один/ карат» (в версии: «..его спросили: «А сколько это – два карата?» Он ответил:«Подобно двум большим горам»»).
Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:
1. В хадисе указание на то, что участие в проводах покойного является признаком веры.
2. В хадисе указание на важность искренности в поклонении.
3. В хадисе указание на достоинство участия в проводах покойного мусульманина.
4. В хадисе указание на законность погребать мусульманина, совершать заупокойную молитву за него и просить за него дуа.
5. В хадисе указание на то, что иман это дела и слова.
6. В хадисе указание на дозволенность приводить материальные примеры чему-то нематериальному для того, чтобы разъяснить его смысл.