Глава: Стыдливость — от веры.

Хадис №23 (24)

Передают, со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что /как-то раз/, проходя мимо одного из ансаров, который давал своему брату наставления (в версии: «...порицал...») относительно стыдливости, [он ему говорил: «Твоя стеснительность вредит тебе»,] Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Оставь его, ибо, поистине, стыдливость — от веры!»

Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:

1. В хадисе указание на то, что стеснительность всецело является благом, хоть и внешне может выглядеть как проявление слабости.

2. В хадисе указание на дозволенность наставления и напоминания в том, в чем видишь пользу для своего брата.

3. В хадисе указание на то, что призыв к Аллаху не ограничивается меджлисами знаний.

4. В хадисе указание на достоинство стеснительности.

5. В хадисе указание на то, что стеснительность является нравом, побуждающим человека к

отстранению от скверных поступков и к совершению к благих дел.

6. В хадисе указание на разницу между стеснительностью («аль-хая», т.е. нрав, препятствующий совершать все плохое) и робостью («хаджаль», т.е. нрав, препятствующий совершать добро).

Глава: /О словах/ Всевышнего Аллаха: «А если они покаются, и будут молиться, и станут давать закят, то не становитесь у них на пути…»(«ат-Тауба», 5).

Хадис №24 (25)

Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне было велено сражаться с (этими) людьми** до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, достойного поклонения кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, и не станут совершать молитвы и выплачивать закят, а если они будут делать всё это, то защитят от меня свою жизнь и своё имущество (, которых впредь их могут лишить не иначе как) по праву Ислама, и (тогда) отчёт с них (вправе будет требовать только) Аллах».

Примечание:

**т.е. арабами-многобожниками

Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:

1. В хадисе указание на важность единобожия.

2. В хадисе указание на то, что следует начинать с единобожия.

3. В хадисе указание на законность наступательного джихада (с учетом всех шариатских условий).

4. В хадисе указание на дозволенность сражения с многобожниками ради единобожия.

5. В хадисе указание на разницу между сражением и убийством (казнью) и на то, что сражаться не значит убивать (казнить).

6. В хадисе указание на то, что произношение свидетельства единобожия является самым первым и главным столпом имана.

7. В хадисе указание на два условия принятия деяний, т.е. искренность (в словах «нет божества, достойного поклонения кроме Аллаха») и соответствие Сунне (в словах «Мухаммад - посланник Аллаха»).

8. В хадисе указание на то, что иман - это слова и дела.

9. В хадисе указание на то, что свидетельство Ислама, совершение молитвы и выплата закята оберегают жизнь и имущество человека.

10. В хадисе опровержение «Джамаату такфир».

11. В хадисе указание на то, что можно судить только по внешним признакам, что же касается того, что в сердце, то судить за это будет только Аллах.

12. В хадисе указание на важность молитвы и закята.

13. В хадисе указание на запрет выносить решение о неверии приверженцев нововведений и грешников, который свидетельствуют о том, что нет никого достойного поклонения кроме Аллаха, и обязывают себя положениями шариата («аль-ильтизам»).

14. В хадисе указание на то, что покаяние неверующего, кающегося за свое неверие, принимается.

15. В хадисе опровержение мурджиитам, которые считают, что иман не нуждается в деяниях.

Глава: О том, кто сказал, что вера есть действие (деяния), так как Всевышний сказал: «Этот Рай дан вам в наследство за то, что вы совершали».

Хадис №25 (26)

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили /его спрашивал Абу Зарр/: «Какое дело является наилучшим?» Он ответил: «Вера в Аллаха и ЕгоПосланника». (Его) спросили: «А после этого?» Он ответил: «Борьба на пути Аллаха». (Его снова) спросили: «А после этого?» Он ответил: «Безупречный (мабрур) хадж».

Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:

1. В хадисе указание на то, что иман это также и дела.

2. В хадисе указание на стремление сподвижников к знаниям.

3. В хадисе указание на то, что сподвижники стремились к лучшим из дел.

4. В хадисе указание на то, что дела имеют различные степени, на что указывает вопрос «Какое дело является наилучшим?» и ответ на него.

5. В хадисе указание на достоинство искренности, на что указывают слова «на пути Аллаха».

6. В хадисе указание на важность единобожия, на что указывают слова «вера в Аллаха».

7. В хадисе указание на достоинство и важность следования за Пророком, да благословит его Аллах и приветствует.

8. В хадисе указание на положение борьбы на пути Аллаха в Исламе.

9. В хадисе побуждение к искренности в борьбе на пути Аллаха.

10. В хадисе указание на достоинство хаджа.

11. В хадисе указание на то, что деяния сердца важнее деяний органов.

12. В хадисе указание на то, что учитель должен отвечать тому, кто его спросил, тем, что принесет ему пользу.

13. В хадисе указание на то, что сподвижники спрашивали о том, что несло им пользу в их практических делах.

Глава: Если Ислам того, кто его принял, не является истинным**, то есть без полного /подчинения/ или из-за страха перед смертью.

** Т.е. Ислам того, кто принял его ради чего-то мирского, или из-за страха и т.п. И к такому человеку следует относиться как к мусульманину.

Хадис №26 (27)

Сообщается, что Са‘д бин Абу Уаккас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оделил подарками группу людей, среди которых сидел и я. При этом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ничего не дал одному человеку, который нравился мне больше всех из них, и я [встал к Посланнику Аллаха и шёпотом] спросил /его/: “О посланник Аллаха, почему ты так отнёсся к такому-то? Клянусь Аллахом, я считаю, что он — верующий!” Он сказал:“Или мусульманин”.Я помолчал немного, но мне не давало покоя то, что я знал об этом человеке, и я снова спросил: “Почему ты так отнёсся к такому-то? Клянусь Аллахом, я считаю, что он — верующий!” Он сказал:“Или мусульманин”.Но и после этого то, что мне было известно об этом человеке, продолжало беспокоить меня, и я снова задал тот же вопрос. В ответ Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал то же самое (в версии: «...и Посланник Аллаха ударил меня рукой так, что попал мне по плечу и шее...»), а потом добавил:“О Са‘д[повернись], поистине, (иногда) я даю человеку что-то, опасаясь, что Аллах ввергнет его лицом в Огонь, хотя другого люблю больше, чем его”».

Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:

1. В хадисе указание на то, что распределение имущества является преимущественным правом правителя или его заместителя в соответствии с той пользой, которую они видят, а не кого-то из людей.

2. В хадисе указание на то, что давать кому-то что-либо или лишать кого-то чего-либо является компетенцией правителя, и никто не имеет право перечить ему в этом. Правителю следует быть справедливым (адиль), а не делить все поровну (мусауи).

3. В хадисе указание на величие положения Саъда перед Пророком, да благословит его Аллах и приветствует.

4. В хадисе указание на то, что тот, кто ходатайствует за кого-то, в каком-то деле не порицается до тех пор, пока он не начнет настаивать в этом.

5. В хадисе указание на дозволенность повторять вопрос несколько раз, но не более чем троекратно.

6. В хадисе указание на то, что богатство и бедность могут влиять на веру и неверие человека.

7. В хадисе указание на различие в отношениях людей к имуществу.

8. В хадисе указание на то, что преимущество одних перед другими определяется по религиозным делам, а не по мирским.

9. В хадисе указание на дозволенность привлекать сердца новых мусульман к Исламу с помощью имущества.

10. В хадисе указание на то, что мусульмане должны принимать все шариатские тексты Корана и Сунны, независимо от того, понимают они их причины или нет.

11. В хадисе указание на дозволенность клясться при склонности к чему-то.

12. В хадисе указание на то, что наставления правителям даются скрыто (в некоторых версиях хадиса сказано о том, что Саъд сказал эти слова шепотом в ухо Пророка, да благословит его Аллах и приветствует).

13. В хадисе указание на разницу между Исламом и иманом, а также на то, что если они оба упомянуты в одном контексте, то каждый несет свой смысл. Если же в каком-либо шариатском контексте приходит только один из них, то он включает в себя смысл другого.

14. В хадисе указание на то, что не следует утверждать о полноте веры кого-то, если на то нет указания в шариатских текстах.

15. В хадисе указание на то, что нельзя утверждать о ком-то, что он из обитателей Рая, если на то, нет указания в шариатских текстах.

16. В хадисе опровержение каррамитам (крайним мурджиитам), которые заявляют о том, что в имане достаточно только произношения языком.

17. В хадисе указание на то, что Ислам бывает истинным и не истинным.

Наши рекомендации