Что такое вера (иман) у Ахль ас-Сунна уа аль- Джамаа?

Ибн Теймия собрал слова саляфов относительно того что такое Иман в четыре фразы. Говорит: «Если мы посмотрим на слова саляфов, и их определения веры, то их можно собрать в четыре фразы»:

1)Некоторые из саляфов сказали: Аль-Иман - слово и дело(они имеют ввиду, слово языком и слово сердцем, дело языком и дело сердцем).

2) Некоторые сказали: Аль-Иман - слово, дело и намерение(под намерением они имеют виду убеждение).

3)А некоторые сказали: Аль-Иман - слово, дело и следование за сунной.

4)Сказали некоторые: Аль-Иман - слово языком, убеждение сердцем, и дела органами тела. (См. Китаб аль-Иман Ибн Теймии стр.142).

То, что иман (вера) это слова, дело и убеждение, это определение пришло к нам от праведных предков (салафу салих). Таких имамов как Малик, Шафии, Ахмад, Суфьян ас Саури, Аузаи, ибн Джурайдж, Маамар ибн Рашид, Бухари, Муслим, Шарика аль Кади, Абу Бакра Айяша, Абдуль Азиза ибн Салама, Хаммада ибн Салама, Хаммада ибн Зайда, Фудейла ибн Йада и других ученых салафов.

Говорит аль-Аджурри: «Пятьдест шесть мест в Коране указывают на то что иман это - слово, дело, убеждение».(См. Аш-Шари’а стр.122)

Например: «Всевышний Аллах не утеряет вашу веру» [ сура "Корова", аят 143](сподвижники спросили пророка, мир ему и благословение Аллаха, что будет с теми сподвижниками которые умерли до того как поменялась кыбла? И Аллах ответил в этом аяте им, тем самым указав на то, что их намаз это иман).

[ Примечание от абу АбдуЛлаха: Ибн Абд аль-Барр передал от Ашхаба бин Абд аль-Азиза: «Малик сказал: “В течение шестнадцати месяцев люди молились в сторону Иерусалима (Байт аль-Макдис).Затем им было приказано повернуться в сторону Заповедного Дома (в Мекке). Всевышний Аллах сказал: “Аллах никогда не даст пропасть вашей вере”[ сура "Корова", аят 143], т.е. вашим намазам, которые совершались в сторону Иерусалима”». Малик также сказал: «Поистине, читая этот (аят), я вспоминаю высказывание мурджиитов: “Совершение намаза – не от веры”». [«аль-Интика», стр. 34.].

Ибн Абд аль-Барр передал, что ар-Раби’ сказал: «Я слышал, как аш-Шафии говорил: “Вера – это слово (кауль), действие (‘амаль) и убеждение сердцем (и’тикад би-ль-кальб). Разве ты не слышал слов Великого и Всемогущего Аллаха: “Аллах никогда не даст пропасть вашей вере”[ сура "Корова", аят 143], – т.е. вашим намазам, которые совершались в сторону Иерусалима? Таким образом, Он назвал намаз верой (иман). Намаз же – это слово, действие и убеждение (‘акд)”»[ «аль-Интика», стр. 81]

АбдуЛлах бин Ахмад сказал: «Я слышал, как моего отца, да будет милостив к нему Аллах, спросили об аль-ирджа[мурджиизме], на что он ответил: «Мы говорим: “Вера – это слово и дело, она увеличивается и уменьшается. Если человек совершил прелюбодеяние и употребил спиртное, то его вера уменьшилась”»[«ас-Сунна» Абдуллаха бин Ахмада (1/307).].

Сказал имам аль-Аджури: «Знайте – да смилуется надо мной и над вами Аллах, о люди Корана, о люди знания, о люди сунны, о те кому Аллах дал понимание в религии, в познании дозволенного и запретного – если вы поразмышляете над Кораном, таким образом, как приказал Аллах, то вы узнаете что Аллах обязал верующих после их веры в Него и Его Посланника – делами. И то что Он не хвалит верующих тем что Он доволен ими, и тем что они довольны Им, и то что Он вознаградил их входом в Рай , спасением от Огня – кроме как с иманом и праведными делами . И их не ввел в рай только иман до тех пор пока к нему не присоединились праведные дела. И поэтому не будет полным иман никого до тех пор, пока он не будет верить сердцем, говорить языком, и совершать дела органами. И не скроется то что я упомянул для того кто пролистает Коран и поразмышляет над ним. Знайте – да смилуется Аллах над вами и над нами – я пролистал Коран и нашел, то, что упомянул в 56 местах книги Аллаха. То, что Аллах не введет верующих в рай только по причине одного имана, однако он введет их по Его милости к ним, а затем по причине веры в Него и праведных дел. И это ответ тому, кто сказал: Иман – познание. А также ответ тем, кто сказал: Иман - познание и слово, даже если он ничего не делал. Просим защиты у Аллаха от говорящего это. И если кто скажет: «Сообщи то что ты разъяснил из книги Аллаха, для того что другому не было нужды в листании Корана». Ему будет сказано: «Да пусть Аллах даст успех для этого и поможет в этом». Сказал Всевышний: «Обрадуй тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, тем, что им уготованы Райские Сады» Сура Аль-Бакара 25.

Сказал Всевышний: «Воистину тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, совершали намаз и выплачивали закат, уготован награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены»Сура аль-Бакара 277.

Сказал Всевышний: «Тех, которые не уверовали, Я подвергну их тяжким мучениям в этом мире и в Последней жизни, и не будет у них помощников. Тех же, которые уверовали, и совершали праведные деяния, Он одарит вознаграждением сполна»Сура аль-Имран 56.

Сказал Всевышний: «А тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Мы введем в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. У них там будут очищенные супруги . Мы введем их в густую тень» Сура ан-Ниса 57.

Сказал Всевышний: «А тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Мы введем в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно по истинному обещанию Аллаха. И чья речь может быть правдивее речи Аллаха»? Сура ан-Ниса 122.

Сказал Всевышний: «Тех которые уверовали и совершали праведные деяния, Он одарит вознаграждением сполна и даже приумножит его по Своей милости»Сура ан-Ниса 173.

Сказал Всевышний:«Аллах обещал тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду. А те которые не уверовали, и сочли ложью Наши знамения, окажутся обитателями Ада»Сура аль-Маида 9-10

Сказал Всевышний: «Мы отправляем посланников только добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями. Те , которые уверовали и совершали праведны деяния , не познают страха и не будут опечалены» Сура аль-Ан'ам 48.

Сказал Всевышний: «Те, которые уверовали и совершали праведные деяния, будут обитателями Рая и пребудут там вечно. Мы не возлагаем на человека сверх его возможностей. Мы исторгнем из их сердец злобу, и под ними будут протекать реки. Они скажут: Хвала Аллаху, Который привел нас к этому! Мы не последовали бы прямым путем, если бы Аллах не наставил нас. Посланники нашего Господа приходили с истиной. Им будет ответом: Вот Рай, который вы унаследовали за то, что совершали (делали)» Сура аль-'Араф 42-43

Сказал Всевышний: «Те, которые уверовали, совершали переселение и сражались на пути Аллаха своим имуществом и своими душами, выше пред Аллахом. Они являются преуспевшими. Господь обрадует их вестью о Своей милости, Своем довольстве и Райских Садах, в которых им уготовано вечное блаженство. Они пребудут там вечно. Воистину Аллах вознаграждает великой наградой»Сура ат-Тауба 20-22.

Сказал Всевышний Аллах: «Однако Посланник и те, которые уверовали вместе с ним, сражались своим имуществом и своими душами. Им уготованы блага. Именно они являются преуспевшими»Сура ат-Тауба 88.

Принимайте во внимание – да смилуется над вами Аллах – то, что вы слышите. Аллах не дал им все это добро по причине одного имана, до тех пор, пока не упомянул их хиджру, джихад имуществом и душами. И Аллах упомянул людей в Мекке которые не совершили хиджру с Посланником Аллаха – да благословит Его Аллах и приветствует, что Он сказал о них? Это Его слово: «Если же люди уверовали, но не совершат переселение, то вы не обязаны защищать их, пока они не совершат переселение»Сура аль-Анфаль 72. Затем Всевышний упомянул людей уверовавших в Мекке, и у них была возможность совершить хиджру, но они не сделали этого. Аллах сказал в отношении них великое слово.

Сказал Аллах: «Тем, кого ангелы упокоят чинящими несправедливость, по отношению к самим себе, скажут: В каком положении вы находились? Они скажут: Мы были слабы и притеснены на земле. Они скажут: Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней. Их обителью станет Геена. Как же скверно это место пребывания»! Сура ан- Ниса 97.

Затем Всевышний Аллах оправдал тех, кто не может совершить хиджру после его веры, и сказал Всевышний: «Это не относится только к тем слабым мужчинам, женщинам и детям, которые не могут ухитриться и не находят правильного пути. Таких Аллах может простить, ведь Аллах - Снисходительный, Прощающий»Сура ан-Ниса 99. Все это указывает на то, что иман – подтверждение сердцем, слово языком и деяния органами. И не разрешено (не возможно) другое в ответ муржиитам с которыми поиграл шайтан.

Сказал Всевышний: «Вы все вернетесь к Нему, согласно истинному обещанию Аллаха. Он создает творение в первый раз, а затем воссоздает его, чтобы по справедливости вознаградить тех, которые уверовали и совершали праведные деяния»Сура Юнус 4.

Сказал Всевышний:«Воистину, тех, которые уверовали и совершали праведны е деяния, их Господь поведет верным путем за их веру. В Садах блаженства под ними будут течь реки»Сура Юнус 9

Сказал Всевышний: «Те которые уверовали и были богобоязненны. Им предназначена радостная весть в этом мире и в Последней жизни. Слова Аллаха не подлежат отмене. Это – великое преуспеяние» Сура Юнус 64.

Сказал Всевышний: «Те, которые уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца? Тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, уготованы блаженство и прекрасное место возвращение»Сура ар-Р'ад 28-29.

Сказал Всевышний: «Те, которые уверовали и совершали праведные деяния, будут введены в Райские сады, в которых текут реки. Они будут пребывать там вечно с дозволения своего Господа. Их приветствием там будет слово: Мир»! Сура Ибрахим 23.

Сказал Всевышний:«Воистину, этот Коран указывает на самый правильный путь и возвещает верующим, которые совершают праведные деяния, благую весть о том, что им уготована великая награда» Сура аль-Исра 9.

Сказал Всевышний: «Хвала Аллаху, Который ниспослал Своему рабу Писание и не допустил в нем кривизны. И сделал его правильным, чтобы он предостерег от тяжких мучений от Него и сообщил верующим, которые совершают праведные деяния, благую весть о том, что им уготована прекрасная награда, в которой они пребудут вечно»Сура аль-Кахф 1-3.

Сказал Всевышний: «А что до тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, то ведь Мы не теряем награды тех, кто совершает добро. Именно им уготованы сады Эдема, в которых текут реки. Они будут украшены золотыми браслетами и облачены в зеленые одеяния из атласа и парчи. Они будут возлежать там на ложах, прислонившись. Замечательное вознаграждение и прекрасная обитель»!Сура аль-Кахф 30-31.

Сказал Всевышний: «Воистину, обителью тех, которые уверовали и совершили праведные деяния, будут сады Фирдауса. Они пребудут в них вечно и не пожалеют для себя перемен» Сура аль-Кахф 107-108.

Сказал Всевышний: «После них пришли потомки, которые перестали совершать молитву и стали потакать своим желаниям. Все они понесут убыток (или будут испытывать тяготы; или понесут наказание; или встретят зло). Кроме тех, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Они войдут в Рай, и с ними нисколько не поступят несправедливо» Сура Марьям 59-60.

Сказал Всевышний: «Тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Милостивый одарит любовью» Сура аль-Марьям 96.

Сказал Всевышний: «А тем, кто явится к Нему, будучи верующим, совершив праведные деяния, уготованы высшие ступени-Сады Эдема, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Таково воздаяние тем, кто очистился»Сура Та-ха 75-76.

Сказал Всевышний: «Воистину, Я прощаю тех, кто раскаялся, уверовал, стал поступать праведно, а потом последовал прямым путем»Сура Та-ха 82.

Сказал Всевышний: «А тех, которые уверовали и совершали, праведные деяния, Аллах введет в Райские сады, в которых текут реки. Воистину, Аллах поступает так, как желает»Сура аль-Хадж 14.

Сказал Всевышний: «А тех, которые уверовали и совершали, праведные деяния, Аллах введет в Райские сады, в которых текут реки»Сура аль-Хадж 23.

Сказал Всевышний Аллах: «Клянусь предвечерним временем, что люди несут убыток, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедовали друг другу истину и заповедовали друг другу терпение»Сура АльАср 1-3. (затем привел около 25 похожих аятов) Затем дальше сказал: Различайте – да смилуется над вами Аллах - слово Аллаха, вашего Господа, разве упомянут иман в Коране, хоть в одном месте, кроме как с ним были связаны праведные дела?

Сказал Всевышний:«К Нему восходит прекрасное слово, и праведное деяние возносит прекрасное слово»Сура аль-Фатыр 10.

Сообщил Всевышний Аллах о том, что прекрасное слово, его сущность в том что оно поднимется к Аллаху по причине праведных дел. И если у говорящего не будет дела, то слова говорящего не имеют значения (пусты, в них нет пользы), и они будут отброшеные назад говорящему их. И нет более прекрасного и великого слова чем таухид, и нет более великого дела из деяний, чем совершение фардов. Сказал аль-Хасан аль-Басри: «Сказали люди во время Посланника Аллаха: «Мы любим нашего Господа, и Аллах ниспослал в отношении этого Коран» Сказав:«Скажи: Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи» Сура аль-Имран 31. И установил Аллах следование Его пророку Мухаммаду - да благословит его Аллах и приветствует – знаком (указанием) для любви к Нему, и счел лгуном того кто ему противоречит. Затем Он установил на каждое слово доказательство, доказательство делом которое подтверждает слово, или дело которое указывает на ложь (говорящего). И если человек сказал хорошее слово, и сделал праведное дело, то Аллах поднимет его слово по причине его дела. Если же сказал хорошее слово, и сделал плохое дело, то Аллах вернет слово к делу (его слово к его делу). Поэтому Всевышний Аллах сказал в Своей книге: «К Нему восходит прекрасное слово, и праведное деяние возносит прекрасное слово»

Сказал Абу аль-'Алия к слову Аллаха : «Таковы те, которые правдивы». Сура аль-Бакара 177.

Сказал Абу аль-'Алия: «Они сказали слова имана и подтвердили его делом». Сказал ар-Раби' ибн Анас: аль-Хасан аль-Басри говорил: «Иман – слово и его сущность - дело. И если слово не подтвердится делом, то не принесет пользы слово».

Сказал Мухаммад ибн аль-Хасан (т.е. сам имам аль-Аджури): «Также упомянул Аллах богобоязненных в Его книге в различных местах, их вхождение в Рай. Он сказал: «Войдите в Рай благодаря тому, что вы совершали» Сура ан-Нахль 32. И этого (подобного этому аяту) много в Коране. Как например слово Аллаха:«В тот день врагами станут все любящие друзья, кроме богобоязненных...(до слов) Этот Рай дан вам в наследство за то, что вы совершали».Сура аль-Зухруф 67-72. И подобное этому в сура Каф, и в суре аз-Зарият, и в сура ат-Тур, как слово Аллаха: «Воистину, богобоязненные пребудут в Райских садах и блаженстве. Они будут радоваться тому, чем их одарил их Господь. Господь их уберег их от мучений в Аду. Ешьте и пейте во здравие за то, что вы совершали»! Сура ат-Тур 17-19.

Сказал Всевышний: «Воистину, богобоязненные пребудут среди сеней и источников. И плодов, каких только пожелают. Ешьте и пейте во здравие за то, что вы совершали»!Сура аль-Мурсалят 41-43. Все это указывает разумному человеку на то, что иман не мечтания, однако то, что утвердилось в сердце и то, что подтверждено делами, как сказал аль-Хасан аль-Басри и другие. А затем, после всего этого я упомяну то, что передано от Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует, и от группы его Сподвижников, и от многих табиинов что иман – подтверждение сердцем, слово языком и дела органами. И тот, кто не сказал также, то он совершил неверие. См. «аш-Шаръия». 1\118-124

Говорит имам аль-Аджури: «Знайте – да смилуется над вами Аллах и надо мной, что-то на чем ученые мусульман заключается в том, что иман который является обязательным для всех созданий - это вера сердцем, подтверждение языком, и дела органами. Затем знайте что не поможет знание сердца и его вера если не будет вместе с этим произнесения языком, и не поможет знание сердцем и произношение языком, до тех пор пока не будет дел органами, и если заполнились в человеке эти три качества[1], то он будет верующим. И указал на это Коран, Сунна, и слово ученых мусульман…Что же касается имана в том что обязательно для органов, для подтверждения того во что поверило сердце и того что произнес язык, то сказал Всевышний Аллах: «О те, которые уверовали! Делайте руку и сужуд, и поклоняйтесь Аллаху, и делайте добро, может вы преуспеете».Также сказал: «Совершайте намаз и давайте закят» И в других местах в Коране. И подобное этому обязательство поста для тела, джихада телом, и всеми органами. Поэтому дела органами являются подтверждением веры в сердце и языка. И тот кто не подтвердил свою веру делами органов подобно омовению, намазу, закату, джихаду, посту, хаджу и подобному этому, удовлетворился для себя познанием сердца и словом, он не будет верующим, и не поможет ему познание в сердце, и слова. И будет оставление им дел – считание ложью для его веры[2] (т.е. он лжет в своем заявлении о вере), совершение же дел будет подтверждением его веры…

И сказал Всевышний Аллах: «Для того что бы ты разъяснил людям, то что им было ниспослано» И разъяснил Посланник Аллаха – мир Аллаха ему и милость-положения имана во многих хадисах . И сказал Всевышний Аллах в Его Книге и разъяснил это во многих местах то что не будет имана кроме как с делами[3], и разъяснил это Посланник Аллаха , и это в противоположность того что сказали муржииты с которыми поиграл шайтан. См. «аш-Шаръия» . 125\1

Сказал имам аль-Аджури: «Дела органами – подтверждение веры сердцем и языком. И тот кто не подтвердит иман совершением дел органами, как очищение, намаз, закат, пост, хадж, джихад и подобное этому, и тот кто будет доволен для себя познанием (в сердце) и словами без дел, то он не будет верующим, и не поможет ему познание и слова. И будут деяния указывать на ложное заявление об его имане. И знай, что это мазхаб УЧЁНЫХ МУСУЛЬМАН, как прошлых, так и нынешних.А кто говорит что-то другое, то он – мерзкий мурджиит. И бойся за религию свою от такого! И доказательство на всё это слова Аллаха: «А ведь им было велено поклоняться Одному Аллаху, служа ему искренне, как единобожники, совершать намаз и выплачивать закят. Это – правая вера»». См.Арбаина Хадиса, 135-137

Сказал ибн Аль-Ханбали: «Также доказательство на то что иман – слово и дело, слова Аллаха:«К Нему восходит прекрасное слово, и праведное деяние возносит прекрасное слово» Сура аль-Фатыр 10. Сообщил Всевышний Аллах, что слово не возносит кроме как дело. Так как дело возносит его. И это указывает на то, что слово, которому не сопутствует дело, не возносится. Сказал Всевышний Аллах: «Воистину, обителью тех, которые уверовали и совершили, праведные деяния, будут сады Фирдауса. Они пребудут в них вечно и не пожелают для себя перемен» Сура аль-Кахф 107-108. Сообщил Всевышний что каждый, чье слово не сопутствует ему дела, то у него нет доли в раю. Сказал Всевышний:«Воистину, Я прощаю тех, кто раскаялся, уверовал, стал поступать праведно, а потом последовал прямым путем» Сура Та-ха 82. Сообщил Всевышний что не простит кроме как тому, у которого соберется слово и дело, так это не поможет одно без другого. Сказал Всевышний Аллах: «Воистину, те, которые уверовали и совершали праведные деяния, являются наилучшими из тварей» Сура аль-Байина 7. Описал Всевышний Аллах то, что иман – слово и дело, и то, что слово не принесет пользы кроме как с делом, так же как дело не принесет пользы кроме как со словом... Сказал Всевышний Аллах:«Этот Рай дан вам в наследство за то, что вы совершали» Сура аль-Зухруф 72. А также: «Они являются обитателями Рая, в котором они будут пребывать вечно в воздаяние за то, что они совершали» Сура аль-Ахкаф 14. Эти аяты указывают на то что одно не принесет пользы без другого (т.е. слово без дела). И это отречение от слова муржиитов и того, что ответвилось от их мазхаба и слов. См. «Ар-Рисаля аль-Уадыха» 2\802-808.

Говорит ибн Касир к словам Аллаха: «К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит праведное деяние (или праведное деяние возносит прекрасное слово)» Сура Фатыр 10. Привел ибн Касир слова от ибн Аббаса о том что Праведные Дела поднимают чистое слово. Затем сказал: «И также сказал Муджахид то, что Дела праведные поднимают Слово благое. И также об этом сказали Абу Аълия, Иъкрима, Даххак, Ибрахим Ан-Нахаи, Судий, Рабиъ ибн Анас, Хашр ибн Хаушаб и остальные. Говорит Кади Ияйад ибн Муавия: «Если бы не Дела, то не поднимались бы слова». Говорит Катада и Хасан: «Не принимается Слово кроме как с Делом». См. «Тафсир Ибн Касир». Конец примечания].

А из сунны хадис который мы приводили где Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я приказываю вам веру (уверовать в Аллаха одного)», а потом сказал: «Знаете ли вы что такое вера в Аллаха, они сказали Аллах и его посланник лучше знают», и он сказал: «Это свидетельство ля иляха илля Ллаху и выстаивать молитву (намаз), выплата заката, и т.д.». То есть разъяснил веру делами органов тела, это явный довод на то что дела входят в веру.

И также доказательство хадис: «То, что вера это больше чем 70 ответвлений, и упомянул из ответвлений убирать препятствие с дороги». А убрать что то с дороги это дело органов, значит согласно этому хадису дела органов входят в иман (веру).

[ Примечание от абу АбдуЛлаха:Говорит Шейх Ислам: «И придут достоверные хадисы о том, что внешние дела – часть имана. Как слово Посланника Аллаха: «Иман 73 ступени (части). Самая высокая из них слово Ля илляха илля Ллах, самая низкая – удаление сора с дороги». Также его слово делегации Абдулькайс: «Приказываю вам иман в одного Аллаха. Знаете ли вы что такое иман в одного Аллаха? Шахада Ля илляха илля ллах, совершение молитвы, выплата заката, пятой части военной добычи». И известно, что Посланник Аллаха не имел ввиду что, эти дела будут верой без веры сердца, так как он сообщил об этом в другом месте то, что необходим иман сердца, поэтому стало известно то, что эти дела вместе с иманом сердца и есть иман». См. Мажмуа Фатауа. 9\7

Сказал имам аль-Бухари: Раздел: Различие людейимана в делах.
Затем привел хадис Абу Саид аль-Худри в котором сказал Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует - «... и скажет Аллах: Выведите из огня того в чьем сердце было зернышко имана» См. «Сахих аль-Бухари» хадис 22.

Следует обратить внимание на заголовок аль-Бухари и хадис который он привел. Ведь иман у ахлю-Сунна это слово и дело, и тот, у кого в сердце будет зернышко настоящего имана, то на его языке будет иман, и на его органах будет иман по степени насколько его иман в сердце силен или слаб, так как иман это имя которое включает в себя все эти три вещи неразрывно связаны между собой.

Говорит имам ибн Кайим о хадисах Заступничества: «Пылинка имана – это подтверждение Посланников, подчинение им сердцем и органами» См. «Шифа аль-Алиль» 1\262.

Следующее доказательство из Сунны:Сказал Посланник Аллаха – милость Аллаха ему и мир – Муазу – да будет доволен им Аллах: «Право Аллаха на его рабов чтобы они поклонялись ему и не придавали соучастников, а право рабов на Аллаха не наказывать того кто Ему ничего не придает в соучастники. Сказал Муаз:Необрадовать ли мне людей»?Сказал Посланник Аллаха: «Нет, так они положатся на это»аль-Бухари, Муслим.

Говорит Шейх Усеймин в комментарии слов Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – в хадисе Муаза – да будет доволен им Аллах: «….а право рабов на Аллаха не наказывать того кто Ему ничего не придает в соучастники».

Говорит шейх Усаймин: «Не думаю что слово - «того кто Ему ничего не придает в соучастники»- отделено от поклонения. Так как подразумевается: “Тот кто будет поклонятся и не будет придавать соучастников“. И не упомянуто –“ тот кто будет поклонятся” – так это понятно из слов – “право рабов” (по араб.- альибад) - так как тот кто описан рабством, должен поклонятся.Тот же, кто не будет поклоняться, и не будет придавать соучастников, будет ли наказан?Да, будет. Так смысл хадиса: «Тот, кто будет поклоняться, и не будет придавать соучастников».И на это указывают две вещи: 1) Слово – “право рабов” (по араб.- альибад), тот кто описан рабством – должен быть поклоняющимся.

2) Так как это сказано в противоположность слов - “Право Аллаха на его рабов чтобы они поклонялись ему и не придавали соучастников.”

Поэтому понятно, что смысл слова – «непридавали соучастников”- т.е. в поклонении. См. аль - Коулю Муфид. 1\47.

И укрепляет этот смысл, хадис Умара ибн аль-Хаттаба – да будет доволен им Аллах – который спросил: «О Посланник Аллаха! Мы делаем дела, которые нам предопределены или нет»?

Ответил Посланник Аллаха: «Да предопределены»! Умар сказал: «В чем же мы совершаем дела?» Т.е. зачем же мы делаем дела.

Ответил Посланник Аллаха: «О нет Умар, не достигнется это, кроме как делом» Сказал Умар: «Значит сейчас будем трудиться О Посланник Аллаха». Зиляту аль-Джанна 165. Сказал Шейх Альбани: хадис сахих.

В этом хадисе Посланник Аллаха точно не упомянул, то что не достигается кроме как делами, однако понятно из контекста что речь идет о том, о чем было спрошено, а это предопределенное вхождение либо в Рай, либо в Ад. И этот смысл пришел разъясненным в хадисе Али – да будет доволен им Аллах, в котором Посланник Аллаха – мир Аллаха ему и милость - сказал: «Каждому из вас уже предопределено его место в Аду и Раю». На что Сподвижники ответили: «О Посланник Аллаха! Не положится ли нам тогда на предопределенное, и оставить дела»?

Сказал Посланник Аллаха: «Делайте, и каждому будет облегчено то ради чего он создан. Тот, кто будет из людей счастья, то ему будет облегчены дела людей счастья. Тот же, кто будет из людей несчастья, то ему будет облегчено дела людей несчастья».Затем Посланник Аллаха – мир Аллаха ему и милость прочитал: «Тому, кто делал пожертвования и был богобоязнен, кто признавал наилучшее, Мы облегчим такому путь к легчайшему». Сура Аль-Лейл.5-7 Аль-Бухари 4949

Следует заметить, что оставление дела тоже называется делом. Сказал Всевышний Аллах: «Почему же раввины и первосвященники не удерживают их от греховных речей и пожирания запретного? Воистину, скверно то что они творят» Сура Аль-Маида 63. Так же сказал Посланник Аллаха – мир Аллаха ему и милость: «Мне были показаны дела моей общины хорошие и плохие. И я нашел в хороших делах удаление сора с дороги, и нашел в плохих делал – неубранную грязь из носа в мечети». Муслим 1261. Сказал Имам ан-Науауи: «Очевидно что порицание не конкретизируется тем кто бросил эту грязь , однако входит туда каждый кто увидел ее и не убрал». Шарх Муслим 5\42

Другое доказательство из Сунны: Сказал Посланник Аллаха – мир Аллаха ему и милость: «Поистине Аллах запретил огню того кто сказал ля илляха илля Ллах, желая этим Лика Аллаха». Аль-Бухари 1\154.

Говорит Шейх Усеймин в комментарии этого хадиса: «Слово - «кто сказал ля илляха илля Ллах» - это с условием искренности. Доказательство этому слово «желая этим Лика Аллаха». И необходимо того, что он должен делать то, что в его силах, так как желающий, что-то стремится к достижению этого. Хадис ясен в своем указании на обусловленность дел для того кто сказал ля илляха илля Ллах, так как он сказал: «желая этим Лика Аллаха». Поэтому сказали некоторые Саляф: Ключ Рая – Ля илляха илля Ллах. Однако тот, кто пришел с ключом без зубцов, то ему не откроется. См. Аль-Кауль-Муфид 2\77-78.

Сказал имам аль-Бухари: «То, что пришло в разделе джанаиз, и тот, чьи последние слова были Ля илляха илля Ллах». Было сказано Уахбу ибн Мунаббахин: «Неужели Ля илляха Илля Ллах не ключ от Рая? Он сказал: «Конечно да, однако нет ключа кроме как у него есть зубцы, и если ты принесешь ключ с зубцами, до будет тебе открыто, если же нет, то не будет открыто». См. Аль-Бухари хадис 1237.

Сказал Имам Ашафии: «Среди сахабов и таби’инов, а также тех, кого мы застали, был иджма’ на то, что иман – это слово, дела и убеждения! И одно без другого недостаточно!» См. Шарх Усуль ‘ит-Тикад ахль Сунна уа аль-Джамаа аль-Лялякаи 4/886 , Маджмуа Фатава 7/209 , 7\308.

Сказал Ханбал: «Я слышал Абу АбдуЛлаха –( т.е. имама Ахмада )– который сказал: "Кто так сказал, то он неверный в Аллаха, и отверг приказ Аллаха и то, с чем пришел Посланник"
См. "Шарх Усуль аль-Иътикад ахлю-Сунна уа аль-Джамаа", 5138-140.

Сказал Шейх Ислам Ибн Таймия, после того как привел нижеприведенное слова аль-Хумейди и имама Ахмада, только вместо слова "Это явное неверие и противоречие.....деяниям мусульман", он сказал: " Это явное неверие и противоречие.....ученым мусульман", что указывает на иджма.

После того, как он привел эти слова, затем поговорил о вопросе лицемерия, затем сказал:
"И имамы сделали такфир такому, так как это предположение не может произойти. И невозможно, чтобы человек не делал ничего из того что ему приказано, из намаза, заката, поста, хаджа, делал то что может из запретного, как намаз без омовения, не по направлению к кибле, прелюбодеяние с родственницами на которых ему запрещено жениться, и вместе с этим он верующий внутри. Однако он не делает это, кроме как по
причине отсутствия имана в его сердце.
» См. "Маджуа фатава" 7\210-219

Говорит шейх Ислам Ибн Теймия: «И Иман у Ахлю Сунна валь Джамаъа: Слово и Дело, как на это указал Коран и Сунна, и на этом Иджма Саляф. И как об этом постановлено в своём месте, то что Слово это подтверждение Посланника, а Дела подтверждение Слова. И если отойдёт раб от всех дел, то не будет верующим.… И также то, что истинная религия это подчинение и покорность и всё это достигается Делами и не только Словом. А кто не делает Дела, то у того нет религии, а у кого нет религии тот кафир». Шарх Уъмда 2\86.

Говорит Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб: «Нет разногласия в том, что необходимо, чтобы Таухид был как в сердце, так и проявлялся в соответствующих словах и делах. Если чего-то не будет из этого, то не будет человек муслимом. Даже если человек признает Таухид сердцем, но не будет это выражаться в его словах и делах, то такой будет непокорным кафиром, такой же, как фараон, иблис и похожие на них». Говорит шейх Усеймин в комментарии к этим словам: «Необходимо чтобы человек был единобожником сердцем, словом и делом. Если же он будет единобожником сердцем, без слова или дел, то он не будет правдивым в своем заявлении. Так как за таухидом сердца следует таухид слова и дел по доказательству слов Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует - «Поистине в теле орган, если он стал здоровым, то все тело будет здоровым, если же испортилось, то все тело испортится, и это сердце». Если же человек заявляет о том, что он уединил Аллаха в своем сердце, однако не уединил своим словом или делом, то он будет из рода фараона который был убежден в истине, знающий о ней, однако он упорствовал и упрямился и остался на своем заявлении о божественности. Сказал Всевышний Аллах:«Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости»Сура ан-Намль 14 .Сказал Всевышний Аллах о Мусе – мир ему – сказавший фараону:«Ты уже знаешь, что некто иной, а только Господь небес и земли ниспослал их в качестве наглядных знамений» Сура аль-Исра 102. См. Шарх Кашф аш-Шубухат 86\87.

Сказал шейх АбдурРахман ибн Хасан, комментируя слова Всевышнего: «Среди людей есть такие, которые говорят: «Мы уверовали в Аллаха». Но стоит им пострадать ради Аллаха, как они принимают искушение людей за наказание от Аллаха».сура «Паук» 10 Он говорит: «В аяте - опровержение мурджиитам и каррамитам. Это выражается в том, что им (о ком идет речь в аяте) не помогли их слова: «Мы уверовали в Аллаха» по причине того, что они не проявили терпение над испытанием тех, кто враждовал с ними (по причине веры) в Аллаха. Не принесут пользы слова и признание без дел, не будет человек считаться верующим согласно шариату до тех пор, пока (эти) три в нём не сойдутся: Подтверждение сердцем и его (сердца) дела, слова языком и действие частями тела. Это утверждение Ахлю сунна уа ль-джамаа, как ранних, так и поздних, а Аллаху ведомо лучше». «Фатх уль-Маджид» стр.400.

Говорит бывший верховный муфтий Саудовской Аравии, шейх Мухаммад бин Ибрахим бин шейх ‘Абдул-Лятыф ибн ‘Абдур-Рахман Али Шейх в его шархе на книгу «Кяшф аш-шубухат»:
«Однако, есть единогласие (иджма’) среди ученых, (что таухид (единобожие) обязательно должен осуществляться сердцем, языком и делами), обязательно наличие трех, обязательно, чтобы сердце было убеждено в нем, обязательно, чтобы его произносил язык, и обязательно, чтобы его осуществляли органы тела, (и если что-нибудь из этого нарушается), если человек будет осуществлять таухид (единобожие) языком без сердца, то его таухид не принесет ему пользы, и если он будет осуществлять таухид сердцем и органами тела без языка, то ему не принесет это пользы, и если человек будет осуществлять таухид его органами тела без остального, (то человек не будет мусульманином).
Это единогласие (иджма’), что человек обязательно должен быть мууаххидом (осуществляющим таухид) его убеждением, его языком и его делами. (И если человек познал таухид (единобожие) и не осуществляет его, то он является упрямым кяфиром), если он имеет убеждение, и не произносит и не осуществляет истину его органами тела, то такой является кяфиром у всей уммы» См. Шарх Кашфу аш-Шубухат 111.

Говорит шейх АбдуЛлазиз ибн Файсал ар-Раджихи в газете Альжазира: «Я спросил нашего шейха Имама Ибн База о делах, являются ли они условием достоверности имана или условием полноценности? На что он ответил: «Из дел есть то, что будет условием достоверности, без которых иман будет недействителен как намаз. Тот, кто его оставил, то он будет неверным. Из дел также есть то, что будет условием полноценности, без которых иман будет достоверным. Я спросил его: «Тот кто не делает такфир оставляющего намаз из Саляф , будет ли у него дела условием полноценности или условием достоверности»? Он ответил: Нет, однако дела у всех условие достоверности, кроме как они разошлись в отношении того с какими делами будет иман достоверный. Сказала группа: Это дело – намаз, и на этом Иджма Сподвижников. Сказали другие: Другими делами. Однако род (джинс дел), необходимо его наличие для достоверности имана у всех Саляф. Поэтому иман у них –Слово, Дело и Убеждения. Не будет иман достоверным кроме в их соединении. Газета аль-Джазира № 12506.Конец примечания].

Наши рекомендации