Четвертое правило: все имена Аллаха прекрасны.
Все имена Аллаха прекрасны, то есть совершенны по своей красоте. Всевышний сказал: «У Аллаха – самые прекрасные имена» (аль-А’раф, 180). Объясняется же это тем, что они указывают на самое прекрасное и самое славное из существ – Великого и Могучего Аллаха, а также тем, что они включают в себя совершенные качества, недостатки в которых нельзя ни предположить, ни допустить.
Приведем пример. Живой (Аль-Хейй) – это одно из прекрасных имен Всевышнего Аллаха, подразумевающее самую совершенную форму жизни, которой не предшествовало небытие и за которой не последует исчезновение. Жизнь в свою очередь требует наличия других качеств совершенства, таких как знание, мощь, слух, зрение и т.п.
Вот еще один пример. Знающий (Аль-Алим) – тоже одно из имен Всевышнего Аллаха, подразумевающее совершенное знание, которому не предшествовало невежество и которое не сменится забывчивостью. Всевышний сказал: «Знание об этом – у моего Господа в Писании. Мой Господь не ошибается и не предает забвению» (Та ха, 52). Это – безграничное всеобъемлющее знание обо всякой вещи в общем и в частности, включающее знание о Его божественных деяниях и деяниях Его творений. Всевышний по этому поводу сказал: «Он знает о предательском взгляде и том, что скрывают груди» (Гафир, 19).
Красота и совершенство имен Всевышнего Аллаха выражаются в каждом из них в отдельности, а также при сочетании этих имен. Таким образом, благодаря сочетанию двух божественных имен возникает еще более прекрасное совершенство.
В качестве примера можно привести имя Могущественный, Мудрый (Аль-Азиз аль-Хаким). Всевышний Аллах часто сочетает эти два имени в Коране. Каждое из них указывает на одно конкретное проявление совершенства: могущество Могущественного и мудрость Мудрого. Сочетание же этих имен указывает на другую форму совершенства, которая выражается в том, что могущество Всевышнего Аллаха сопряжено с мудростью. Его могущество не приводит к деспотизму и несправедливости, как это часто бывает у некоторых могущественных творений. Известно ведь, что могущество иногда подталкивает к греху, побуждает поступать несправедливо, деспотично. С другой стороны, власть и мудрость Всевышнего сопряжены с совершенным могуществом, в отличие от власти и мудрости творений, которые могут быть поражены унижением. А лучше всего об этом известно Аллаху!
Завершая эту главу, мы укажем на ту пользу, которую мусульмане извлекают из этой важной основы, из веры в Единого Аллаха, у Которого нет сотоварищей ни в господстве, ни в поклонении, ни в обладании божественными именами и качествами. Вот некоторые из плодов этой веры:
1. Благодаря ей раб обретает счастье как в этом мире, так и в Последней жизни. Более того, счастье в обоих мирах целиком и полностью зависит от веры в Аллаха, и тем счастливее человек, чем сильнее его вера в Господа, Его имена и качества, Его божественность.
2. Вера в Господа с Его именами и качествами – это величайший из факторов, заставляющих бояться Аллаха, опасаться Его и повиноваться Ему, и чем лучше раб знает своего Господа, тем ближе он оказывается к Нему, тем больше он боится Его, тем усерднее он поклоняется Ему, тем дальше он держится от ослушания и неповиновения Ему.
3. Благодаря этому раб достигает душевного спокойствия и умиротворения, чувствует себя в безопасности и следует прямым путем как в этом мире, так и в Последней жизни. Всевышний сказал: «Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» (ар-Ра’д, 28).
4. От веры в Аллаха и ее правильности зависит награда в Последней жизни. Если раб верил в Аллаха и выполнял требования этой веры, то он зарабатывает награду в Последней жизни и попадает в Рай, ширина которого равна небу и земле, в котором есть то, чего не видывал взор, чего не слышали уши и о чем даже не помышляла человеческая душа. Наряду с этим он спасается от Ада и ужасных мучений в нем. Но самое главное, он заслуживает довольство Пречистого Господа, Который уже никогда не разгневается на него, и в День воскресения он сможет наслаждаться взором на Его прекрасный Лик, не опасаясь несчастья, которое может навредить, или искушения, которое может ввести в заблуждение.
5. Вера в Аллаха является тем фактором, который определяет правильность деяний и способствует тому, что Аллах принимает их. Если она отсутствует, то деяния не принимаются и возвращаются человеку, какими бы многочисленными и всевозможными они ни были. Всевышний сказал: «Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (аль-Маида, 5).
Он также сказал: «А если кто возлюбит Последнюю жизнь и устремится к ней надлежащим образом, будучи верующим, то его старания будут отблагодарены» (аль-Исра, 19).
6. Правильная вера в Аллаха побуждает человека узнавать и выполнять свои обязанности и приводит его в состояние полной готовности к принятию полезных наставлений и действенных назиданий.
Она обеспечивает непорочность подсознания и чистоту намерений, заставляет не медлить с добрыми делами и сторониться запретных и предосудительных поступков, обязывает проявлять добронравие и благородство, соблюдать правила приличия.
7. Вера в Аллаха является убежищем для верующих, когда их постигают радость и печаль, когда они находятся в безопасности или испытывают страх, когда они соблюдают покорность или впадают в грех, а также во всех других случаях, которые выпадают на долю каждого человека. Когда случаются желанные и радостные события, они прибегают к вере в Аллаха, восхваляют и прославляют Его и используют Его милости так, как Ему угодно. Когда случаются неприятные и печальные события, они снова прибегают к вере в Аллаха, утешают себя ею и той наградой, которая обещана за это. Когда же происходит нечто страшное и скорбное, они опять прибегают к вере в Аллаха, и их сердца обретают покой, их вера увеличивается, а их уверенность в своем Господе приумножается. А еще они прибегают к вере в Аллаха, когда совершают богоугодные дела и праведные поступки; они признают милость Аллаха по отношению к ним, стремятся довести ее до совершенства и просят Аллаха укрепить их на этом пути и принять их деяния. Они также прибегают к вере в Аллаха, когда совершают какой-либо грех; они торопятся покаяться в нем и избавиться от его зла и дурных последствий. Одним словом, верующие во всех своих делах ищут спасения только в вере в Единого Аллаха.
8.Познание Аллаха посредством Его имен и качеств прививает сердцам любовь к Аллаху, поскольку божественные имена и качества совершенны во всех отношениях, и души творений по природе своей склонны любить все совершенное и достойное. И если любовь к Аллаху укореняется в сердце раба, то его тело покоряется Его воле, и он поклоняется Аллаху, выполняя миссию, ради которой он был сотворен.
9. Знание божественных имен и качеств порождает твердую убежденность в том, что только Всевышний Аллах управляет делами творений, и никто не принимает в этом соучастие. Эта убежденность позволяет искренне уповать на Аллаха и надеяться на обретение благ в делах религии и мирской жизни. Это является залогом успеха и благополучия раба, ибо тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его покровительства.
10. Знание и перечисление прекрасных имен Аллаха является основой любого знания, которое только можно приобрести, потому что знания обо всем, кроме Аллаха, можно разделить на знания о Его творениях и знания о Его повелениях. Все творения и повеления исходят из Его прекрасных имен, и между ними существует причинно-следственная связь. Поэтому тот, кто сумеет исчислить имена Аллаха так, как это надлежит делать творению, сумеет исчислить все знания.