Первое: Знание, исключающее незнание.
العلم المنافي للجهل
Аллах Всевышний сказал: «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха» (Мухаммад: 19). От ‘Усмана б. ‘Аффана сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто умер, зная, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, войдет в рай!» («Сахих» Муслим: 26).
Здесь имеется в виду знание смысла этих слов, заключающих в себе как отрицание, так и утверждение[3].
‘Умар б. Ахмад писал о том, что мнение людей в значении слов «нет божества, кроме Аллаха» поделилось на три мнения:
Первое: Нет божества достойного поклонения, кроме одного Аллаха.
Второе: Нет того, кому следовало бы подчиняться, кроме Аллаха.
Третье: Нет Господа, кроме Аллаха.
Ответом является первое мнение, как это разъяснил шейх Умар, на которое указывает Коран, наподобие слов Всевышнего: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи»(аль-Фатиха: 5), «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него» (аль-Исраъ: 23), «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (аз-Зарийат: 56), «Это – потому, что Аллах есть Истина, а то, чему они поклоняются помимо Него, есть ложь» (аль-Хадж: 62).
Аятов в этом значении очень много, а что касается многобожников, то они понимали смысл слов «нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха» в то время, когда посланник, да благословит его Аллах и приветствует, призывал их говоря: «О народ мой! Скажите «ля иляха илляллах» и вы преуспеете!» Но отвергли эти слова, превознеслись над тем, чтобы принять их, потому что понимали, что это ведет к оставлению поклонения тому, чему поклонялись их отцы и деды будь то идолы, мертвые люди, деревья или камни и обожествления их, как упомянул об этом Всевышний в суре Сад: «Они удивились тому, что к ним явился предостерегающий увещеватель из них самих, и неверующие сказали: «Это – лживый колдун! Неужели он обратил богов в Единственного Бога? Воистину, это – нечто удивительное!» (Сад: 4-5).
Также Всевышний в суре ас-Саффат о многобожниках сказал: «Когда им говорили: «Нет божества, кроме Аллаха», – они превозносились и говорили: «Неужели мы откажемся от наших богов ради одержимого поэта?» (ас-Саффат: 35-36). Они прекрасно понимали, что эти слова объявляют их божества ложными и обязывают поклоняться только одному Аллаху. Поэтому если кто-то из них принимал Ислам, то оставлял многобожие и совершал поклонение искренне только ради Аллаха. Если бы значение этих слов заключалось в том, что нет Господа, помимо Аллаха или того, кому стоило бы подчиняться, помимо Аллаха, то не стали бы отвергать этих слов, потому что ни знали, что Аллах – их Господь и Творец, и подчинение Ему обязательно для них, как сказал об этом Всевышний: «Если ты спросишь их: «Кто создал небеса и землю и подчинил солнце и луну?» – они непременно скажут: «Аллах». До чего же они отвращены от истины!» (аль-Анкабут: 61). Он также сказал: «Скажи: «Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?» Они скажут: «Аллаху». Скажи: «Неужели вы не помяните назидание?» Скажи: «Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?» Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?» Скажи: «В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защищает и от Кого нет защиты, если только вы знаете?» Они скажут: «Аллах». Скажи: «До чего же вы обмануты!» (аль-Муъминун: 84-89) и аятов в этом значении много! Но при этом они были убеждены, что, поклоняясь идолам, пророкам, ангелам, благочестивым людям, деревьям и другим божествам, они приближаются к Аллаху. Об этом Всевышний сказал: «Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: «Они – наши заступники перед Аллахом». Но Аллах опроверг их слова, сказав: «Скажи: «Разве вы можете поведать Аллаху такое на небесах и на земле, чего бы Он не знал?» Пречист Он и превыше тех, кого вы приобщаете в сотоварищи» (Йунус: 18). Также Всевышний сообщил: «Писание ниспослано от Аллаха Могущественного, Мудрого. Мы ниспослали тебе Писание во истине. Поклоняйся же Аллаху, очищая перед Ним веру. Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе» (аз-Зумар: 1-3). То есть они поклонялись только для того, чтобы приблизиться к Аллаху очень близко, но Аллах ответил им по этому поводу: «Аллах рассудит их в том, в чем они расходились во мнениях. Воистину, Аллах не ведет прямым путем тех, кто лжет и не верует» (аз-Зумар: 3).
Что такое поклонение?
Полонение – это «подчинение Аллаху, обусловленное почитанием Аллаха и любовью к Нему и выражающееся в исполнении Его велений и удалении от того, что было Им запрещено, в соответствии с установлениями Его шариата».
Если же говорить о поклонении более подробно, то можно привести слова шейх-уль-ислама Ибн Таймийи, да помилует его Аллах, сказавшего: «Поклонение есть общее обозначение всех любимых Аллахом угодных Ему слов, а также внешних и внутренних проявлений наподобие страха, опасения, упования, молитвы, закята, поста и прочих дел, вменяемых людям в обязанность исламом».
Что касается значения слов свидетельства, что Мухаммад – посланник Аллаха, так это подчинение во всем, что он приказал; вера во все то, что он сообщил; отказ от того, что он запретил и предостерег; а также совершение поклонения Аллаху таким образом, как он это указал.
А те, которые отворачиваются от религии Аллаха и не хотят познать ее, отказываются от знаний попадают в неверие с отвращением от истины (куфр аль-ирад), как сказал об этом Всевышний: «Кто может быть несправедливее того, кому напомнили об аятах его Господа, после чего он отвернулся от них? Воистину, Мы отомстим грешникам» (ас-Саджда: 22).