Условия, при которых хадж становится обязательным

Условия, при которых хадж становится обязательным

1) Ислам.

То есть человек должен быть мусульманином. Так как Всевышний не принимает поклониния от неверующего, на что указывает Коран:

وَمَا مَنَعَهُمْ أَن تُقْبَلَ مِنْهُمْ نَفَقَاتُهُمْ إِلاَّ أَنَّهُمْ كَفَرُواْ بِاللّهِ وَبِرَسُولِهِ

Тому, чтобы их пожертвования были приняты, мешает только то, что они не веруют в Аллаха и Его Посланника.

2) Свобода.

То есть, чтобы человек не был рабом. Так как его имущество принадлежит его господину, как сказал пророк: «Тот, кто продал своего раба, у которого есть имущество, то его имущество становиться владением того, кому продан раб». И поэтому если у раба не будет имущества, то он не сможет совершить хадж.

3) Совершеннолетие и разум. (Таклиф).

Однако если ребенок сделает хадж, то его хадж действителен, но он не снимает с него хадж ислама. Доводом на действительность его хаджа является хадис, переданный имамом Муслимом, о том, что когда пророку, да благословит его Аллах и приветствует, показали ребенка, и спросили, засчитывается ли ему хадж, он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да, и тебе вознаграждение!»

Совершеннолетие достигается появлением одного из 3 признаков у мужчин и 4 у женщин: 1- Полюции, 2-Волосы на лобке, 3–Возраст 15 лет. У женщин то же самое, и еще один признак – месячные.

4) Мощь (Къудра). То есть тот, кто имеет физическую и материальную возможность.

Этот вопрос имеет четыре положения:

1 – Богатый и здоровый. Такой человек обязан сам совершить хадж.

2 - Здоровый, но не имеющий средств. Если есть возможность совершить хадж без денег, то он обязан это сделать.

3 – Богатый, но физически больной человек. Обязан дать имущество тому, кто совершит за него хадж.

4- Бедный, больной. Снимается с него хадж.

- Также в материальную возможность входит то, что он должен оставить деньги семье.

- Также дозволенно давать закят человеку для того, чтобы он совершил хадж, так как пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Хадж – из пути Аллаха»

5) Наличие махрама для женщины.

Наличие махрама возвращается к вопросу мощи (къудра). И тот, у кого нет махрама, подобен тому, у кого нет материальной или физической возможности. К махраму относятся: отец, дед, сын, внук, родной брат, дядя, племянник. Также к махраму относятся те, кто стал махарамом по причине кормления грудью. То есть молочный отец, молочный дед, молочный сын, молочный внук, молочный брат, молочный дядя, молочный племянник.

Также к махраму относятся отец и дед мужа, сын и внук мужа, муж матери (если начал с ней жить супружеской жизнью), сын дочери.

Обязательность совершения хаджа без промедления

Доводом тому являются:

1) Слова Аллаха:

ولله على الناس حج البيت من استطاع إليه سبيلا ومن كفر فإن الله غني عن العالمين

«Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах» (сура «Семейство Имрана», аят 97).

2) Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «О люди, Всевышний Аллах

обязал вас хаджем, так совершаейте же его!» (Муслим)

Основой в приказе является то, что его следует выполнимть сразу же, поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разозлился на сподвижников, за то, что они сразу не выполнили его приказ, когда он приказал им выйти из состояния ихрама.

3) Человек не знает, что с ним случится, может быть в этом году он может выполнить

приказ Аллаха, а в следующем не сможет.

4) Всевышний приказал стремиться к добру:

فَاسْتَبِقُواْ الْخَيْرَاتِ

Стремитесь же опередить друг друга в добрых делах.

А запаздывание противоречит тому, что приказал Аллах.

Что касается двух рак’атов после (семикратного) обхода Каабы, то это подобно тому, что ты дал свободу рабу из числа потомков Исма’иля.

Что касается обхода между холмами Сафа и Маруа, то это равнозначно освобождению семидесяти рабов.

Что касается твоего пребывания на ‘Арафа, то Всевышний Аллах спускается на нижнее небо, гордясь вами перед ангелами, и говорит: “Рабы мои пришли ко мне с растрепанными волосами с различных мест, желая Моего Рая! Если бы их грехи были с количества камешков, капель дождя и пены морской, то я простил бы им! О рабы мои, даровано вам прощение!”

Что касается бросания камешков, то за каждый брошенный камешек будет прощен тебе большой грех.

Что касается твоего Жертвоприношения, то великая награда за это припасена для тебя у твоего Господа.

СОВЕТ ПЕРВЫЙ

Поистине, многие паломники, совершая хадж, совсем не чувствуют, что они облачились в одеяния поклонения, которое обязывает их, в частности, и каждого мусульманина, в целом, сторониться всего запретного. Ты видишь, что они выполняют хадж, затем завершают его обряды, но в их греховном поведении, которое было до паломничества, ничто не изменилось, а ведь это является практическим доказательством неполноценности их хаджа, если не сказать больше: его непринятия Аллахом. Исходя из этого, каждому паломнику следует всегда помнить об этом и стремиться сделать всё возможное, дабы не впасть в нечестие и грехи, которые запрещены ему Аллахом.

Ведь, поистине, Всевышний Аллах сказал:

الحج أشهر معلومات فمن فرض فيهن الحج فلا رفث ولا فسوق ولا جدال في الحج

«Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа»(сура «Корова», аят 197).

Известные месяцы - это Шаваль, Зуль-Къада, Зуль-Хиджа

А посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто совершит хадж (ради Аллаха), не приблизившись к своей жене и не совершив ничего греховного и недостойного, вернётся (домой таким же), каким (был он в тот день), когда родила его мать» (Этот хадис привели в своих сборниках аль-Бухари и Муслим).

Под “приближением к жене” в этом хадисе подразумевается «вступление в половую близость».

Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа, да будет милостив к нему Аллах, сказал: “Среди запретных (для паломника) действий нет ничего, что делало бы хадж недействительным, кроме половой близости. Именно поэтому (в вышеприведенном аяте) Аллах провел грань между этим (деянием) и совершением греховного (аль-фусук). Что касается остальных деяний, которые запретны (для находящегося в ихраме), например, ношение обычной (скроенной) одежды и умащение себя благовониями, то они, несмотря на то, что пользоваться ими (в этот период) греховно, все же не делают хадж недействительным согласно мнению всех известных имамов”.

В конце своих слов шейх аль-Ислам указывает на то, что также есть такие ученые, которые считают, что хадж делает недействительным любой грех, совершенный паломником. Ибн Хазм, да будет милостив к нему Аллах, относящийся к числу этих ученых, сказал: “Любой, кто замыслил совершить грех, помня при этом о хадже, и он действительно совершил его (после вхождения в ихрам) до основного обхода Каабы (тауаф аль-ифада) и бросания камешков, сделал свой хадж недействительным”. Далее этот ученый привел в доказательство вышеупомянутый аят. См. “Аль-Мухалла”(7/186), ибо, поистине, этот вопрос является важным.

Из вышеизложенного становится очевидным тот факт, что грех, совершенный паломником, делает его хадж либо недействительным, как о том сказал Ибн Хазм, да будет милостив к нему Аллах, либо греховным. Разумеется, этот грех несопоставим с грехом, который исходит от не совершающего хадж человека, ибо он гораздо опаснее, и паломник, совершивший его, уже не возвратится домой таким же чистым (от грехов) как в тот день, когда его родила мать, о чем говорится в вышеприведенном хадисе. Таким образом, он окажется в числе тех, кто погубил свой хадж, не получив его плоды, а они заключаются в прощении Всевышнего Аллаха. Поистине, лишь к Аллаху мы взываем о помощи!

Разъяснив это, я считаю необходимым предостеречь от некоторых грехов, которые лишь увеличивают наказание людей, облачающихся в ихрам, и при этом совершенно не осознающих, что им надо обязательно отказаться от этих грехов. А не осознают они этого по причине собственного невежества, вопиющей беспечности и слепого подражания своим предкам.

ПРИДАНИЕ АЛЛАХУ СОТОВАРИЩЕЙ

Из всех бед, которые постигли некоторых мусульман, самая горькая – это непонимание ими сути многобожия (ширка), являющегося наиболее тяжким грехом, который обладает свойством обращать в тщету все деяния. Всевышний Аллах сказал:

لئن أشركت ليحبطن عملك

«Если ты станешь приобщать (Аллаху) сотоварищей, то тщетными будут твои деяния»(сура «Толпы», аят 65).

Мы видели многих паломников, которые совершают ширк, находясь при этом в стенах Заповедного Дома Аллаха (в Мекке) и в Мечети Пророка, да благословит его Аллах и приветствует! Вместо того, чтобы призывать Аллаха и просить лишь Его о помощи, они обращаются с мольбами к пророкам и праведникам и дают им обеты. А ведь Великий и Всемогущий Аллах сказал:

إن تدعوهم لا يسمعوا دعاءكم ولو سمعوا ما استجابوا لكم ويوم القيامة يكفرون بشرككم ولا ينبئك مثل خبي

«Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей мольбы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение. Никто не поведает тебе так, как Ведающий» (сура «Творец», аят 14).

Аятов на эту тему очень много, но мы, учитывая цель данной книги, ограничимся вышеприведенным аятом в качестве напоминания, ведь тому, чье сердце Аллах наставил на Истинный Путь, этого уже достаточно.

Хотелось бы знать, о каком хадже к Заповедному Дому Аллаха может идти речь, когда паломник совершает подобный ширк, называя это просьбами о заступничестве, посредничестве и поиском путей приближения к Аллаху?! Не те ли это заступники и посредники, к которым обращались когда-то многобожники, оправдывая свой ширк и обряды поклонения не Всевышнему и Благословенному Аллаху?

والذين اتخذوا من دونه أولياء ما نعبدهم إلا ليقربونا إلى الله زلفى

«А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе» (сура «Толпы», аят 3).

О, паломник! Прежде чем ты решишь отправиться в хадж, ты должен как можно быстрее познать истинную суть единобожия, а также узнать то, какие деяния, относящиеся к ширку, несовместимы с этим единобожием. А этого можно достичь только через изучение Книги Аллаха и Сунны Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, ибо тот, кто следует им, преуспел, а тот, кто отклонился о них, впал в заблуждение. А Аллах – наилучший Помощник!

СОВЕТ ВТОРОЙ

Каждому, кто вознамерился совершить хадж, мы советуем заранее изучить предстоящие обряды, опираясь на Коран и Сунну, дабы его паломничество было полноценным и принятым Благословенным и Всевышним Аллахом.

Указав на необходимость обращения к Корану и Сунне, я имел в виду наличие разногласий (среди ученых), касающихся обрядов хаджа, как, впрочем, и других видов поклонения.

Например, какой хадж лучше всего вознамериться совершить: ат-таматту’[4], аль-кыран[5] или аль-ифрад[6]? Согласно трем мазхабам, мнение которых по данному вопросу мы разделяем, наилучшим видом хаджа является только ат-таматту’, в пользу чего высказывались имам Ахмад и другие ученые. Более того, некоторые ученые-исследователи, такие как Ибн Хазм и Ибн аль-Каййим, вслед за Ибн Аббасом и другими праведными предками из первых поколений мусульман, считали обязательным совершение хаджа ат-таматту’ в случае, когда паломник не гонит с собой жертвенных животных. Более подробно этот вопрос рассматривается в книгах “Аль-Мухалла”, “Заад аль Ма’ад” и других трудах.

В данный момент мне не хотелось бы более подробно углубляться в этот вопрос. Поэтому я вкратце остановлюсь на основных моментах, которые, с дозволения Всевышнего Аллаха, будут полезны для каждого искреннего человека, чьей целью является следование истине, а не слепое подражание своим предкам или мазхабу.

Итак, нет сомнений в том, что в начальный период, когда хадж был вменен в обязанность, сподвижник мог по своему желанию выбрать любую из трех разновидностей хаджа: ат-таматту’, аль-кыран или аль-ифрад. Поэтому среди сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, были те, кто выбрал один из вышеупомянутых видов хаджа, поскольку он, да благословит его Аллах и приветствует, предоставил им такую возможность, о чем сообщается в хадисе Айши, да будет доволен ею Аллах: “Мы отправились в путь вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал: “Тот из вас, кто желает совершить хадж и умру, пусть сделает это. Тот из вас, кто желает совершить хадж, пусть сделает это. Тот из вас, кто желает совершить умру, пусть сделает это...”[7].

Это было сказано посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда сподвижники впервые облачились в ихрам в Зу-ль-Хулейфа, о чем передал имам Ахмад (6/245), однако (, находясь здесь,) Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, воздержался от дальнейших высказываний на эту тему. Затем, по дороге в Мекку, в различных ситуациях, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начинает рекомендовать своим сподвижникам наилучший вид хаджа – ат-таматту’, но не настаивая на этом и не приказывая это. Это произошло в местечке под названием Сариф неподалеку от ат-Тан’има на расстоянии приблизительно десяти миль от Мекки. Так, в одном из хадисов Айша, да будет доволен ею Аллах, передала следующее: «Мы остановились в Сарифе, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим сподвижникам: «Тот из вас, у кого нет с собой жертвенного животного и кто желает совершить умру, пусть так и сделает, а у кого есть с собой жертвенное животное, (так поступить) не может ”. (Далее) Айша сказала:“Среди его сподвижников были те, кто сделал это, и те, кто отказался так поступить [из числа тех, у кого не было с собой жертвенного животного]...”[8].

Затем, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в местечко Зу-Тува, которое расположено совсем рядом с Меккой, после утренней молитвы он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим сподвижникам: “Тот, кто желает совершить умру, пусть совершит ее” [9].

Однако мы видим, что когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники вошли в Мекку и совершили первоначальный обход Каабы (тауаф аль-кудум), он не призвал их к предыдущему постановлению, которое заключалось в предпочтительности хаджа ат-таматту’. Нет, он сообщил им новое постановление, которое уже предусматривало обязательность хаджа ат-таматту’ для тех, кто не гнал с собой жертвенных животных, велев им прервать свой хадж в пользу умры и выйти из ихрама.

Так, Айша, да будет доволен ею Аллах, передала следующее: “Мы выехали (из Медины) вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, намереваясь совершить только хадж. Достигнув (Мекки), мы совершили обход вокруг Каабы, а потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел тем, кто не гнал с собой жертвенное животное, выйти из состояния ихрама, и (люди,) не гнавшие с собой жертвенных животных, сделали это. Жёны пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не гнали с собой жертвенных животных, и поэтому они также вышли из состояния ихрама…”[10]. О том же передается в хадисе Ибн Аббаса, который сказал: “Он (т.е. пророк – прим. переводчика) приказал им прервать хадж в пользу ‘Умры, что привело сподвижников в некоторое замешательство. Они спросили: “О посланник Аллаха, а как именно следует выходить из состояния ихрама?” Он сказал: “Полностью”»[11]. Кроме вышеупомянутых хадисов существует также схожее и более подробное сообщение Джабира, которое будет приведено далее в пунктах 33-45.

Я (т.е. шейх аль-Альбани – прим. редактора) говорю: любому, кто задумается над этими достоверными хадисами, станет ясно, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предоставляя своим сподвижникам право выбора любого из видов хаджа, подготавливал их, таким образом, к принятию нового постановления о прерывании хаджа в пользу умры, которое могло бы в противном случае поставить некоторых из них в затруднительное положение. Тем более, что во времена джахилии (доисламского невежества), как о том передается в двух «Сахихах» (аль-Бухари и Муслима), бытовало мнение о недопустимости совершения умры в месяцы хаджа. И несмотря на то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, своими действиями сделал подобное мнение недействительным, до этого трижды совершив умру на протяжении трех лет в одном и том же месяце Зуль-Ка’да, что, естественно, было достаточно для разрушения этого новшества времен джахилйи, все же было необходимо, а Аллаху это ведомо лучше, подготовить сподвижников к принятию нового постановления. Подготавливая их к этому, сначала он, да благословит его Аллах и приветствует, предоставил им право выбора между совершением хаджа и умры, разъяснив, что является более предпочтительным, а затем последовал решительный приказ отменить хадж в пользу умры, как о том говорилось выше.

Узнав об этом, необходимо подчеркнуть, что этот приказ носит исключительно обязательный характер в силу следующих обстоятельств:

Первое: основа приказа посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, свидетельствует об обязательности его выполнения, кроме случаев, когда имеет место некое доказательство, опровергающее данное веление. В данном случае имеющееся доказательство, наоборот, его подтверждает.

Второе: когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал им (прервать хадж в пользу умры) у сподвижников это вызвало некоторое замешательство, о чем речь шла ранее. А если бы этот приказ не носил обязательный характер, то это не вызвало бы у них замешательства, ведь вы же сами видите, что его, да благословит его Аллах и приветствует, предыдущие три приказа, предоставлявшие право выбора, не вызвали у сподвижников подобной реакции. Таким образом, замешательство, вызванное последним приказом Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, как раз и свидетельствует о том, что сподвижники осознавали обязательность его выполнения.

Третье: в одном из хадисов Айши, да будет доволен ею Аллах, сообщается следующее: “... и он вошел ко мне разгневанным. Я спросила: “Кто прогневил тебя, о, посланник Аллаха, да введет его Аллах в Огонь?!” Он ответил: “Разве ты не почувствовала, что после моего приказа люди колеблются. Если бы я смог заранее предвидеть случившееся, то не погнал бы с собой жертвенное животное, а приобрел бы его на месте, чтобы затем выйти из состояния ихрама, как это сделали они.”[12]. Гнев посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ясно свидетельствует о том, что его приказ носил обязательный характер. Тем более, что его, да благословит его Аллах и приветствует, гнев вызвали колебания сподвижников, а не их отказ выполнить приказ, что абсолютно исключено. Поэтому все они вышли из состояния ихрама, кроме тех, кто гнал с собой жертвенных животных, о чем речь пойдет в пункте №44.

Четвертое: Отвечая на вопрос о прерывании хаджа в пользу умры: “Предписано ли (это) нам только в нынешнем году или навсегда?”, - он, да благословит его Аллах и приветствует, сцепил пальцы рук и сказал: “Умра вошла в хадж вплоть до Дня Воскресения, и это (предписано вам) на вечные времена, на вечные времена”. Об этом будет упомянуто в пункте №34.

Этот текст ясно свидетельствует о том, что с тех пор умра стала неотъемлемой частью хаджа, и что это постановление относится не только к сподвижникам, как считают некоторые[13] люди, но и ко всем мусульманам на вечные времена.

Пятое: Если бы приказ посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не носил обязательный характер, то было бы достаточно, чтобы его выполнила лишь часть сподвижников. Однако мы видим, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не ограничился общим велением. Нет, он, да благословит его Аллах и приветствует, именно приказывал выполнить это то своей дочери Фатиме, да будет доволен ею Аллах, то своим женам, как об этом свидетельствует приводящийся в двух “Сахихах” хадис Ибн ‘Умара, в котором сообщается, что когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал своим женам выйти из состояния ихрама в год прощального паломничества, Хафса, да будет доволен ею Аллах, его спросила: «А что мешает тебе выйти из состояния ихрама?” На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Я ведь склеил себе волосы (камедью)...”. А когда Абу Муса, да будет доволен им Аллах, прибыл из Йемена для совершения хаджа, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его спросил: “Какой из видов хаджа ты вознамерился совершить?” Тот ответил: “Тот же, что и пророк, да благословит его Аллах и приветствует”. Он, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: “А ты пригнал с собой жертвенное животное?” Абу Муса ответил: “Нет”. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: “Обойди вокруг Дома (Аллаха), затем между (холмами) ас-Сафа и аль-Марва, после чего выйди из состояния ихрама...”.

Давайте зададим себе вопрос: неужели все эти напряженные усилия пророка, да благословит его Аллах и приветствует, затраченные на то, чтобы донести приказ о прерывании хаджа в пользу умры до каждого совершеннолетнего мусульманина, не свидетельствуют об обязательности его выполнения?! О Аллах, поистине, обязательность устанавливается гораздо меньшим, чем то, что мы упомянули!

Вышеприведенные свидетельства ясно указывают на обязательность прерывания хаджа в пользу ат-таматту’. Таким образом, тем людям, кто противятся этому, не остается ничего иного, как подчиниться этим доводам. Однако они продолжают противоречить этому, а некоторые из них даже стали утверждать, что приказ пророка, да благословит его Аллах и приветствует, был обращен только к его сподвижникам, хотя беспочвенность подобных заявлений, принимая во внимание вышеупомянутые аргументы, очевидна. В конце концов, некоторые люди вообще стали утверждать, что данный приказ был отменен, хотя при этом они не могут привести ни одного достойного упоминания довода, основывая свое суждение, о Аллах, лишь на том, что это запрещали ‘Умар, да будет доволен им Аллах, Усман и Ибн аз-Зубайр, о чем передается в двух «Сахихах» и других сборниках хадисов.

Ответить на это можно по-разному:

Первое: тот, кто ощущает необходимость прибегнуть к данному запрету, все же не говорит об этом, поскольку его мазхаб разрешает совершать хадж ат-таматту’. Тем самым ответ мазхабов на данный вопрос является и нашим ответом.

Второе: запрет совершать хадж ат-таматту’ порицали большинство сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, например, Али, Имран бин Хусайн, Ибн Аббас и другие сподвижники.

Третье: мнение, запрещающее хадж ат-таматту’, противоречит Книге Аллаха, не говоря уже о Сунне. Так, Всевышний Аллах сказал:

فمن تمتع بالعمر إلى الحج فما استيسر من الهدي

«Всякий, кто совершает умру и прерываемый хадж (т.е. совершает хадж ат-таматту’ – прим. редактора), должен принести в жертву то, что сможет»(сура «Корова», аят 196).

На значение этого аята указал Имран бин Хусайн, да будет доволен им Аллах, который сказал: «При жизни Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы совершили хадж ат-таматту’, а в Коране не было ниспослано ничего (, что отменяло бы это), (а потом) один человек (т. е. Умар) высказал об этом то мнение, которое пожелал». В другой версии этого хадиса передается: «…а в Книге Аллаха был ниспослан аят о хадже ат-таматту’, и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел нам совершать его до конца своей жизни». Эти хадисы привел Муслим.

Кроме того, ‘Умар сам говорил о допустимости хаджа ат-таматту’, разъяснив, что его запрет и порицание является всего лишь личным мнением, ибо ему казалось, что хадж ат-таматту’ совершается только по одной причине. Так, он, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я знаю, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники совершали его (т.е. хадж ат-таматту’), но я не одобряю, когда мужчины вступают в интимные отношения со своими женами в кустарниках арака, а затем отправляются в хадж, и при этом вода все еще капает с их голов». Этот хадис приводят Муслим и Ахмад.

Одно из обстоятельств, привлекающих внимание исследователя данного вопроса, состоит в том, что эту же причину, из-за которой ‘Умар, да будет доволен им Аллах, считал нежелательным совершать хадж ат-таматту’, видели и те сподвижники, которые не спешили выполнять приказ Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о прерывании хаджа в пользу умры. Они сказали: «Мы вышли паломниками с намерением совершить только хадж. До стояния на Арафате оставалось всего четыре дня, когда нам было велено освободиться[14] для наших жен. Поэтому когда мы прибыли на Арафат, прошло совсем немного времени после нашей половой близости с супругами». Более подробно см. пункт № 40. Когда некоторые сподвижники стали сомневаться в своем хадже Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, им ответил: «О, люди! Клянусь Аллахом, разве вы не знаете меня?! Вам ведь ведомо, что я самый богобоязненный, правдивый и благочестивый из вас. Так делайте же то, что я вам приказываю, ибо если бы у меня не было с собой жертвенного животного, то я бы вышел из состояния ихрама так же, как и вы». Более подробно см. пункт № 42.

Таким образом, это указывает нам на то, что если бы ‘Умару, да будет доволен им Аллах, когда он не одобрял совершение людьми хаджа ат-таматту’, сообщили о подобном высказывании сподвижников и напомнили об ответе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он перестал бы считать нежелательным этот вид хаджа и запрещать его людям. Вышеупомянутый факт свидетельствует о том, что достойнейший сподвижник, да будет доволен им Аллах, не знал об этой сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, либо о его высказывании на этот счет; он, да будет доволен им Аллах, сделал иджтихад, в котором совершил ошибку, но Всевышний все равно дарует ему одну награду, ведь недостатков лишен только один Аллах, а затем Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует.

Некоторые люди могут сказать: “Все упомянутые вами аргументы в пользу обязательности хаджа ат-таматту’, а также ответы, опровергающие то, что противоречит этому, ясны и приемлемы. Но вызывает вопрос факт совершения праведными халифами другой разновидности хаджа – аль-ифрад. Каким же образом согласовать действия виднейших сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и все то, о чем вы сказали ранее?

Ответить на это можно следующим образом: из вышеприведенных фактов совершенно ясно, что хадж ат-таматту’ вменяется в обязанность лишь для тех паломников, которые не гонят с собой жертвенных животных. Если же паломник пригнал с собой жертвенное животное, то ему необязательно, более того, запрещено совершать хадж ат-таматту. В этой ситуации ему следует совершить либо хадж аль-кыран, что предпочтительнее, либо хадж аль-ифрад. Исходя из этого, мы можем предположить, что праведные халифы совершали хадж аль-ифрад лишь потому, что гнали с собой жертвенных животных. В таком случае, хвала Аллаху, здесь нет никакого противоречия!

Подытоживая все вышеизложенное, необходимо сказать следующее: каждый паломник, кто желает совершить хадж, должен войти в состояние ихрама с намерением совершить умру. Затем, завершив ритуальный бег (сай) между холмами ас-Сафа и аль-Марва, он выходит из состояния ихрама путем остригания волос головы. На восьмой день месяца Зуль-Хиджа паломник заново вступает в состояние ихрама, но уже с целью совершения хаджа. Что же касается того, кто произнес слова тальбии совершить хадж аль-кыран или аль-ифрад, то ему следует прервать свой хадж в пользу умры, повинуясь своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, ведь Великий и Всемогущий Аллах сказал:

من يطع الرسول فقد أطاع الله

«Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху»(сура «Женщины», аят 80).

После выполнения всех необходимых обрядов совершающий хадж ат-таматту’ должен совершить жертвоприношение либо в праздничный день (т.е. 10 числа месяца Зуль-Хиджа – прим. редактора), либо в дни ат-ташрик (т.е. 11, 12 или 13 числа месяца Зуль-Хиджа – прим. редактора). Это знаменует собой окончание обрядов хаджа, когда пускание крови жертвенного животного означает благодарность Всевышнему Аллаху, а не вынужденное, подневольное действие. Как об этом сказал Ибн аль-Каййим: “По своему значению это сравнимо с жертвоприношением, совершаемым мусульманином в месте своего постоянного проживания, и подобное действие представляет из себя заключительный обряд поклонения этого дня. Поэтому обряд, включающий в себя пускание крови жертвенного животного, сродни празднику, в котором совершается жертвоприношение».

Этот обряд является одним из наилучших деяний согласно хадису посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Так, когда его спросили: “Какое из деяний является наилучшим?”, он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: “Громкое произнесение слов тальбии и пускание крови жертвенного животного”. Этот хадис назвали достоверным Ибн Хузайма, Аль-Хаким и Аз-Захаби. Его также назвал хорошим аль-Мунзири. Паломник должен отведать мяса принесенного им в жертву животного, как это сделал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о чем более подробно речь пойдет в пункте № 90. Ведь Великий и Всемогущий Аллах о животных, приносимых в жертву в Мине, сказал:

فكلوا منها وأطعموا البائس الفقير

«Ешьте от них и кормите неимущего страдальца!» (сура «Хадж», аят 28).

В результате общения со многими паломниками мы выяснили, что несмотря на их осведомленность о предпочтительности хаджа ат-таматту’, они все же совершали хадж аль-ифрад, а затем, после окончания хаджа, отправлялись в Ат-Тан’им и совершали, выехав оттуда, умру только лишь для того, чтобы не обязывать себя принесением в жертву животного! Подобное действие, порочность которого очевидна, идет вразрез с Шариатом Мудрого Аллаха и представляет собой ухищрение с целью обойти Шариат. Когда Аллах Своей Мудростью предписал совершать умру перед хаджем, они делают наоборот, когда Он обязал совершающих хадж ат-таматту’ приносить в жертву животных, они избегают этого. Разве так поступают богобоязненные люди?! И они еще после этого надеются, что Аллах примет их паломничество и простит все грехи? Вряд ли, ведь ”воистину, Аллах принимает только от богобоязненных” (сура «Трапеза», аят 27), а не от скряг и хитрецов!

Поэтому, о паломник, страшись своего Господа и следуй Сунне своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во всех обрядах – быть может, ты избавишься от грехов и станешь такими же чистым от них как в тот день, когда тебя родила мать!

СОВЕТ ТРЕТИЙ

Остерегайся, уважаемый паломник, пропустить ночевку в Мине перед отправлением на Арафат, а также ночёвку в Муздалифе в ночь перед Праздником Жертвоприношения, ведь это является частью руководства твоего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Особенно это касается ночевки в Муздалифе вплоть до рассвета, которая относится к одному из столпов (рукн) хаджа согласно наиболее правильному из мнений учёных. Не обольщайся цветистыми речами так называемых ”гидов для паломников”, которых заботит только одно: побольше заработать и поменьше сделать, хотя они сполна взимают плату за предоставляемые ими услуги. И им безразлично, правильно ли ты совершил все обряды хаджа или нет, сделал ты их в соответствии с Сунной твоего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или наоборот.

СОВЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ

Остерегайся также, уважаемый паломник, проходить перед молящимся как в Заповедной Мечети (в Мекке), так и в любой другой мечети, поскольку посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы тот, кто проходит перед молящимся, знал какой (грех) он берет на себя, то (понял) бы, что простоять на месте сорок (дней, месяцев или лет) было бы лучше для него, чем пройти перед ним!». (Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим в своих «Сахихах».). Также, уважаемый паломник, тебе нельзя молиться, не отгородившись какой-нибудь преградой (сутрой). Ты должен совершать намаз, поставив что-либо в качестве преграды, дабы не позволять людям проходить перед собой. Если же кто-то попытается пройти между тобой и преградой, то ты должен помешать ему. На этот счет передается ряд хадисов и преданий, некоторые из которых я привожу ниже:

1. «Если кто-либо из вас установит перед собой что-нибудь наподобие задней части седла, то пусть молится и не обращает внимание на того, кто пройдет за ней».

2. «Если кто-нибудь из вас станет молиться, отгородившись от людей сутрой, а кто-то захочет пройти перед ним (в это время), пусть (совершающий намаз) оттолкнет его в грудь и воспрепятствует ему насколько сможет, и если тот откажется (подчиниться), пусть он сразится с ним (т.е. оттолкнет сильнее – прим. переводчика), ибо это – шайтан!». Оба этих хадиса являются достоверными. Они приводятся в обоих «Сахихах». Более подробно см. книгу (шейха аль-Альбани) «Описание намаза Пророка, да благословит его Аллах и приветствует»[15].

3. Яхья бин Кясир сообщил:

“Я видел, как Анас бин Малик, войдя в Заповедную Мечеть, установил перед собой нечто (в качестве преграды) и начал молиться, обратившись к этому лицом”. Это предание привел Ибн Са’д через достоверную цепочку передатчиков (иснад).

4. Салих бин Кайсан сообщил:

”Я видел, как Ибн ‘Умар молился у Каабы и не давал никому пройти перед собой”. Это предание привели Абу Зур’а Ар-Рази в “Тарих Димашк”(91/1), а также Ибн Асакир в “Тарих Димашк” (8/106/2) через достоверную цепочку передатчиков.

Первый хадис свидетельствует об обязательности наличия пере

Наши рекомендации