Когда бойкот становится обязательным

Бойкот в Исламе может стать обязательным только в том случае, если правитель мусульман для пользы Ислама и мусульман запретит иметь торговые отношения с какой-либо страной. На необходимость повиновения правителю мусульман, при принятии такого решения указывают Коран и Сунна. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим властью среди вас» (ан-Ниса 4: 59).

От Хузайфы сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Слушайся и повинуйся правителю, даже если он будет бить тебя по спине и забирать твое имущество!»[9] Муслим 1847.

Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мусульманин обязан слушать и повиноваться правителю в том, что ему нравится и в том, что не нравится, если только не будет велено ему совершить что-нибудь греховное, а если велят ему совершить грех, то не следует ни слушать, ни повиноваться в этом».аль-Бухари 7144, Муслим 1839.

Ученым “Постоянного комитета” (аль-Ляджнату-ддаима) задали следующий вопрос: «Распространился призыв о прерывании торговых отношений с Американскими компаниями как «Пицца Хат» и «Макдоналдс». Отвечать ли нам на этот призыв? Является ли дозволенной покупка и торговля с враждующими неверными в их стране? Или же это дозволенно только с неверными, находящимися на нашей земле с гарантией безопасности?»

Ответ: “Дозволенно покупать то, что не запрещено, откуда бы это ни было, если только правитель мусульман не запретит иметь торговые отношения с какой-либо страной ради пользы Ислама и мусульман! И основа в купле-продаже то, что это дозволено (халяль), как сказал Аллах: «И Аллах дозволил торговлю» (аль-Бакъара 2: 275), и пророк (мир ему и благословение Аллаха) покупал у иудеев!” См. “Фатауа аль-ляджнату-ддаима” № 7851.

Также шейха Салиха аль-Фаузана спросили: «На днях в одной газете опубликовали статью с призывом объявления бойкота американским товарам: не покупать и не продавать их. Вместе с тем, в тот же день в одной из газет опубликовали, что мусульманские ученые призывают к бойкоту, и что это дело является обязанностью каждого мусульманина (фардуль-‘айн), и что покупка этих товаров запрещена, и тот кто покупает эти товары помогает тем самым американцам и иудеям в борьбе против мусульман. Прошу объяснить этот вопрос».

Шейх ответил: “Во-первых, прошу показать мне эту газету. Во-вторых, это не правда, ибо ученые не давали фатуа о запрете покупки и продажи американских товаров,[10] и их товары поступают и продаются на мусульманских рынках, и то, что ты не купишь что-либо из их товара, ни как не вредит Америке.[11] И ты не бойкотируешь их, кроме как с повеления правителя мусульман, и если правитель издал такой указ для бойкота другой страны, то бойкот становится обязательным (уаджиб). А что касается фатауа, которые дают простые личности относительно запретности этого, то это является запрещением того, что сделал дозволенным Аллах, а это непозволительно!” Сл. “Фатауа аль-‘уляма филь-джихад”.

Если часть мусульман заявит о том, что необходимо прервать торговые отношения с той или иной страной, а другая останется несогласной с этим, то это приведет к серьезным разногласиям в исламской умме: к порицаниям, обвинениям и недовольству одних другими, как это уже наблюдается в наши дни. Проблемы мусульман, а также вопросы пользы и вреда недозволенно решать всем подряд! Это обязанность правителей мусульман и ученых. См. “аль-Ашбах уа-нназаир” 140.

Однако отдельный человек, например владелец фирмы и т.п. может по своему усмотрению бойкотировать фирму или государство, но, не обязывая этим остальных мусульман, и для этого разрешение правителя не требуется. Доказательством этому служит хадис, который передал Абу Хурайра. Он рассказывал, что Сумама, будучи в плену у мусульман полюбил пророка (мир ему и благословение Аллаха) и принял Ислам. Когда же он приехал в Мекку, кто-то сказал ему: “Так ты стал вероотступником?!” В ответ ему Сумама сказал: “Нет, напротив, я покорился вместе с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха! И я клянусь Аллахом, не поступит к вам из Ямамы ни одного пшеничного зернышка без разрешения пророка!” аль-Бухари 4372, Муслим 1764.

А в другой версии этой истории сказано: “Покинув Мекку, Сумама запретил своим подданным продавать пшеницу мекканцам, в результате чего через некоторое время они стали голодать и были вынуждены написать посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обратившись к нему с просьбой разрешить Сумаме продавать им продукты, что он (мир ему и благословение Аллаха) и сделал”. Ибн Хишам 2/381. См. также “Задуль-ма’ад” 3/277, Ибн аль-Къайима.

В этом хадисе также содержится указание на обязанность повиновения правителю мусульман, и если он повелит возобновить торговые отношения, следует повиноваться. Бойкот, который совершил Сумама, зависел от решения посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), на что указывают его слова: “Клянусь Аллахом, не поступит к вам из Ямамы ни одного пшеничного зернышка без разрешения пророка!”

Одно дело самому не иметь торговых отношений с неверными, а совсем другое – обязывать этим всех и обвинять в грехе тех, кто продает или покупает у неверных. И если отдельный человек для себя решил не покупать продукцию неверных, то это его право, однако, это никак не указывает на богобоязненность или праведность такого человека, и не дает ему права смотреть с презрением на тех, кто не поступает подобным образом, ибо торговые отношения с неверными вели самые лучшие люди этой уммы: пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники!

Заключение

На основании Корана, Сунны и высказываний ученых мы видим, что вести торговые отношения с неверными, пусть даже воюющей с мусульманами страны – дозволено, и в этом среди ученых не было разногласий. Имам ан-Науауи сказал: “Мусульмане единогласны (иджма’) в том, что вести торговые отношения с неверными дозволено”. См. “Шарх Сахих Муслим” 11/218.

Что же касается бойкота, то он становится обязательным для мусульман, только после повеления правителя мусульман, как об этом было сказано выше. Однако, как правитель, так и отдельные люди обязаны учитывать важнейший вопрос пользы и вреда «масалих уаль-мафасид» и смотреть, в чем будет больше блага для мусульман. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Известно, что Всевышний Аллах послал Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) для улучшения благополучия в этом мире и мире ином, и Он повелел благое и запретил дурное. Если в каком-либо деле присутствует и польза и вред, то необходимо склониться к тому, в чем польза. Если блага в этом деле больше чем вреда, то необходимо отдать предпочтение этому действию, а если вреда в этом деле больше, то необходимо оставить это дело. Ведь поистине, Аллах Всевышний послал Своего посланника (мир ему и благословение Аллаха) для установления благополучия и его усовершенствования, и устранения вреда и его уменьшения”. См. “Минхаджу-Ссунна” 4/527.

Что же касается различных умозаключений, что тот, кто покупает продукцию Америки или Израиля, якобы тем самым способствует войне против Ислама и мусульман, ибо они покупают на эти деньги оружие и т.д. – все это не имеет никакого отношения ни к джихаду, ни к “аль-уаля уаль-бара” (дружба и непричастность в Исламе). И неужели кто-то посмеет сказать, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) заложивший свою кольчугу у иудея, которая, кстати, входит в элемент военного снаряжения, а также имевший торговые отношения с многобожниками и иудеями, о которых Аллах сказал: «Ты непременно найдешь самыми лютыми врагами верующих иудеев и многобожников» (аль-Маида 5: 82), помогал им в борьбе против Ислама или же у него был нарушен принцип “аль-уаля уаль-бара”?!

Мы призываем мусульман не открывать двери к заблуждению, черпая свои знания, от кого попало, и прежде чем распространять услышанное или прочитанное, проверять, соответствует ли это истине или нет! Ведь знания – это религия, посредством которой мы приближаемся к Всевышнему Аллаху. Ибн ‘Умар говорил: “Религия твоя, религия твоя, поистине – она твоя плоть и кровь, так смотри же от кого ты берешь свою религию!” аль-Хатыб в “аль-Кифая” 121.

Хвала Аллаху – Господу миров!

Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи,

его сподвижникам, и тем, кто последовал по их пути!

Литература

1. «Шарху-Ссунна»Абу Мухаммад аль-Барбахари.

2.«аль-Мугъни»Ибн Къудама аль-Макъдиси.

3.«Фатхуль-Бари шарху Сахихиль-Бухари»Ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни.

4.«Шарху Сахих Муслим»Яхъя ибн Шараф ан-Науауи.

5. «аль-Фатауа аль-джалия ‘аниль-манахиджи-дда’ауия» Ахмад ибн Яхъя ан-Наджми.

6. «Мадарику-нназар фи-ссияса»‘Абдуль-Малик Рамадани аль-Джазаири.

7.«ан-Насыхату баян турукъиль-джихад гъайри-ссахиха»Ахмад Ибн Абу ‘Айнайн.

8.«аль-Уаля уаль-бара филь-Ислам»Мухаммад ибн Са’ид аль-Къахтани.

9. «аль-Кауашифуль-джалия ли фурукъи байна саляфия уа-дда‘ауатиль-хизбийа аль-бид‘ия» Мухаммад ибн Рамазан аль-Хаджири и Абу ‘Абдуль-А’ля Халид аль-Мисри.

10.«аль-Гъулюу уа мазахируху филь-хаяти аль-му’асыра»Яхъя ибн ‘Али аль-Хаддади.

11.«Мукъата’а бадаи’уль-куфар»Хани ибн ‘Абдуллах ибн Джубайр.

12.«аль-Фатауа шар’ия филь-къадаяль-’асрия»Собрал: Мухаммад ибн Фахд.

[1] Имам Абу Мухаммад аль-Барбахари скончался в 329 г.х. Имам ахлю-Сунна своего времени, известный своей суровостью по отношению к приверженцам страстей и нововведений. Имам Абу ‘Абдуллах говорил: “Если ты увидишь человека с Басры, который любит Хасана ибн Башара и Абу Мухаммада аль-Барбахари, то знай, что он приверженец Сунны”. См. “Табакъатуль-Ханабиля” 2/58.

[2] В данной работе под «бойкотом» имеется в виду именно финансовый бойкот.

[3] Дозволенность не означает желательность или обязательность.

[4] В этом хадисе также содержится указание на дозволенность принятия подарка от многобожника, ибо пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Это для продажи или подарок?» См. “Фатхуль-Бари” 4/410.

[5] Са’ – мера веса, соответствующая примерно 2кг. 200г.

[6] Нет сомнения в том, что продать или купить тот же товар у мусульманина будет лучше, ибо тем самым ему оказывается помощь. А что касается шейха Ибн База (да смилуется над ним Аллах) то он указывает задавшему вопрос на то, что является первостепенным в Исламе.

[7] Удивительно то, что некоторые из тех, кто в наши дни заявляет о необходимости прерывания торговых отношений с неверными, считают дозволенным продажу неверным наркотиков, оправдываясь тем, что они тем самым себя губят и это наносит им вред. Как же далеки они от истины!

[8] Речь идет о таком случае, когда мусульманин знает точно, что покупаемый виноград будет использован для изготовления спиртных напитков, или, что покупаемое будет использовано для празднеств неверных, отстраняясь от догадок и предположений.

[9] Такое строгое веление подчиняться правителям мусульман, даже если они будут несправедливы, состояло в том, чтобы уберечь мусульман от идей выхода против правителя под лозунгом изменения порицаемого, ибо это ведет к кровопролитию и горю для мусульман. Имам аль-Барбахари говорил: “Не из Сунны сражение с правителем мусульман, ибо в этом зло для религии и жизни”. См. “Шарху-Ссунна” 53.

[10] Есть старое фатуа шейха Ибн Джибрина о запрете иметь торговые отношения с Америкой. Когда шейха Ахмада ан-Наджми спросили об этом фатуа, он сказал, что оно ошибочное и на него нельзя опираться, ибо фатуа о бойкоте может постановить только государство и управляющие им, а отдельные люди не имеют права запрещать то, что дозволил Аллах, создавая тем самым трудности для мусульман. Ведь известно, что Сунна переполнена сообщениями о дозволенности иметь финансовые отношения с неверными, будь они иудеи, христиане или многобожники. См. “аль-Фатуа аль-джалия” 131-133. Фатуа 19/10/1421г.х. 2000г.

[11] От того, что сто или даже тысячи мусульман не будут пить пепси-колу, это никак не навредит Америке, и это не является бойкотом. Однако это может принести вред самим мусульманам, которые не имеют своей собственной развитой промышленности, и почти во всех отраслях жизни пользуются товарами, производимыми неверными.

Наши рекомендации