Молитва при затмении и во время войны.
При солнечном затмении имам вместе с общиной совершает два ракагата молитвы. От Абу Масгуда аль-Ансари мир ему, Пророк (с.а.в.) сказал: «Поистине солнце и луна – два знамения Аллаха Он устрашает ими своих рабов. И поистине их затмения не происходят по причине смерти кого-либо, если же вы увидите затмение, то совершайте молитву и делайте дуга, пока затмение не прекратится». Муслим.
В этой молитве он читает длинные суры, после молитвы до появления солнца делает дуа. Эта молитва читается про себя. Если имам будет отсутствовать, то мусульмане выполняют эту молитву индивидуально.
При лунном затмении молитва всегда совершается индивидуально.
Когда существует опасность нападения со стороны врага, то намаз (молитва) читается таким образом: имам делит общину на две группы, одна приступает к намазу, другая отправляется охранять. Когда первая группа завершит 1-й ракагат, то отправится охранять, вторая присоединится к имаму для выполнения своего 1-го ракагата. Когда имам совершит приветствие, вторая группа отправиться охранять, а первая вернется и дочитает свой второй ракагат и совершит приветствие. После этого первая группа отправиться охранять, а вторая совершит свой второй ракагат и совершит приветствие. Если имам будет мукымом, то каждая группа прочитает вместе с ним по два ракагата. Во время вечерней молитвы одна группа совершит вместе с имамом два, а вторая один ракагат. От Ибн Умара передаетсяч: «Я был в походе вместе с Пророком (с.а.в.). И мы недалеко от себя увидели врагов. Пророк (с.а.в.) построил нас для совершения молитвы. Одна группа начала намаз вместе с Пророком (с.а.в.), а другая отправилась охранять. Пророк (с.а.в.) совершил вместе с первой группой один ракагат, и они отправились охранять, а вторая группа пришла к Пророку(с.а.в.), и он вместе с ними совершил один ракагат. Пророк (с.а.в.) совершил приветствие, сахабы встали и завершили молитву раздельно». Бухари.
Если у них нет возможности совершить молитву коллективно, то они могут совершить ее раздельно. Если нет возможности сойти с транспорта, то могут выполнить молитву жестами. Если во время намаза они будут вынуждены сражаться, то их молитва портится, они должны восполнить в другое время.
Душа (Рух) (сура и аят)
Всевышний Аллах, перед тем как создать эту жизнь (дунья) и все, что в ней, сотворил души всех людей, которые появятся на свет. И собрав их в мире под названием «мир душ», спросил у них: «А лясту бираббикум?» - «Не я ли ваш Господь?». Души ответили: «Калю баля». «Да, Ты наш Господь». Говорится в суре «Аграф» аят 172. То время, когда произошел этот разговор, называется – «калю баля».
Человек состоит из тела и души. Мы, мусульмане, верим в существование души. Ибо Священный Коран в своих аятах доказывает ее существование и сообщает о том, что душа - это одно из созданий нашего Господа, которая после смерти переходит в другой вечный мир. Среди исламских ученых существуют различные взгляды на сущность души, ее связи с телом и т.д. Однако эти темы, связанные с сущностью души или тем, является она материальной или нет, сточки зрения религии, являются вторичными. Поэтому, какова бы не была вера в душу, она не противоречит вере в Единого Бога. В Священном Коране слово «рух» (душа или дух), используется в трех значениях:
Используется как имя Джибриля (Суры «Аль-Бакара», 87 аят; «Марьям», 17 аят; «Аш-Шура», 193 аят; «Аль-Мааридж», 4 аят; «Аль-Кадр», 4 аят).
Иногда используется в смысле Божественного Откровения. (Суры «Ан-Нахль», 2 аят; «Аль-Гафир», 15 аят; «Аш-Шура» 52 аят).
Используется в значении силы, как источника жизни одушевленных существ. (Суры «Аль-Исра», 85 аят; «Аль-Анбийя», 91 аят; «Ат-Тахрим», 12 аят).
Мы употребляем слово «рух» именно в этом смысле.
Наряду с аятами Корана есть и другие свидетельства существования души.
Человек состоит не только из материального физического тела и видимых нами органов, которые постоянно подвергаются изменениям, то укрепляются, то слабеют. А между тем, личность человека свободна от такого рода недостатков. Личность человека, не изменяясь, сохраняется и через 30-40 лет. Даже если человек лишится каких-либо частей своего тела личность его сохраняется прежней. Следовательно, помимо физического тела человек обладает чем-то еще. Это-то и есть душа.
Свидетельством существования души является также наша моральная ответственность. Если бы не было души, то не было бы и речи о моральной ответственности человека. Поскольку тело всегда подвергается изменениям, то применение наказания за прошлое преступление к уже полностью изменившемуся, фактически другому телу, противоречило бы принципу справедливости. Но никому не придет в голову, что применение наказания к личности, в прошлом совершившей преступление, которая всегда остается одной и той же, является несправедливостью. Это доказывает нам, что кроме физического тела у человека есть еще нечто, называемое душой.
Присутствующие у человека воля, выбор и разум свидетельствуют о том, что он состоит не только из материального тела. Ибо, тело само по себе не может совершать никаких действий, и оно лишено разума. А между тем, человек обладает возможностью совершать действия и обладает выбором, у него также есть и разум, познающий окружающий мир. Нет никаких сомнений в том, что все эти состояния связаны с наличием в человеке души.
Человек слаб телом и находится на более низкой ступени, чем многие живые существа. Наряду с этим человек обладает разумом, а также различными способностями как врожденными, так и приобретенными. Научные и производственные успехи людей свидетельствуют об этих способностях. Эта особенность, присущая людям, происходит от наличия у них духовной силы, которая по-другому называется душой.
Представим гипотетически: практически здоровый человек, только что бывший живым, через минуту умирает. Разве состояния человека, бывшего живым, и умершего минуту спустя одинаковы? Нет. Значит, в человеке присутствует некая сила, некая сущность называемая душой, которая является источником жизни. Когда же она отделяется от тела, то это влечет за собой смерть.
Исламские ученые имеют различные взгляды на такие вопросы, как сущность души, возможность или невозможность постижения ее разумом:
Салафиты считали, что душа - это Божественная тайна, и сущность ее человек не в состоянии постичь разумом. Ибо Аллах повелел следующее:
«(О, Мухаммед!) У тебя спрашивают о сути души?» Скажи: «Душа - от веления Господа моего. Вам же дано, очень мало знаний об этом». (Сура «Аль-Исра», 85 аят)
Согласно точке зрения халяфитов, упомянутый аят не свидетельствует о том, что душу невозможно полностью осознать и постичь, а наоборот, исходя из него, можно предположить, что в некоторой степени человек все же может постичь ее сущность. Ведь сказано: «Вам же дано весьма мало знаний об этом». Взгляды исламских ученых, за исключением взгляда салафитов, связанные с душой и с ее сущностью таковы:
Человеческая душа - это субстанция, не являющаяся физическим телом, не имеющая телесную оболочку и не занимающая какое-либо место. Она постоянна и существует бесконечно. Она не соединена с телом, но и не отделена от него. Таковы взгляды исламских философов, а также имама Газали
Душа - это тонкое тело, вошедшее в физическое тело. Она не растягивается, она неизменна, неделима и не распадается на фрагменты. Точно так же, как вода, постепенно распространяясь, передается цветку розы, точно также и душа распространяется на все тело человека и проникает в каждую его клетку. Так возникает жизнь. Отделение этого тонкого тела от физического приводит к смерти физического тела. Такова точка зрения ранних богословов и таких богословов.
Согласно точке зрения богословов, душа - это «хадис», то есть возникшая, не являющаяся вечной без начала. Однако, вопрос о том, когда была создана душа, вызывает разногласия. Часть богословов считает, что душа была создана до создания тела, опираясь на следующий и подобный этому аяты: «В начале Мы создали вас (т.е. души), а после придали вам форму (т.е. тела)». (Сура «Аль-Аграф», 11 аят)
Другая часть богословов считает, что душа создается после создания тела, опираясь на аят, который гласит: «Мы уже создали человека из эссенции глины, затем поместили его каплей в надежное место. Затем Мы превратили эту каплю в сгусток крови, который обратили в кости и облекли кости мясом. Затем Мы завершили творение человека, вдохнув в него душу». («Аль-Мукминун», 12-14 аят)
Наш Пророк (С.Г.В.) говорит в следующем хадисе о том, что души были созданы после создания тел: «Основа, начало создания каждого из вас в течение 40 дней сосредоточена в чреве матери. Затем она принимает вид сгустка крови. Затем этот сгусток крови через определенное время превращается в кусочек плоти. Потом Всевышний Аллах посылает ангела. Тот ангел и вдувает душу...»
Поскольку душа является созданной, то по логике вещей она может исчезнуть. Однако Всевышний Аллах сохранил души от исчезновения, проявив Свою Божественную Волю в том, что обеспечил душе бесконечное существование. Поэтому душа не умирает вместе с телом человека и при воскрешении тела она возвращается в него.