Земной поклон при ошибке(сажда саху) и при чтении Корана (сажда тилават).
Сажда саху (земной поклон) при ошибке совершают в следующих случаях: когда совершен лишний фард в молитве, если по ошибке пропущен какой- либо ваджиб (например: дуа Кунут в молитве Витр, дополнительные такбиры в праздничной молитве, если имам там, где надо читать вслух, читал про себя или наоборот).
Этот земной поклон (Сажда саху) состоит из двух поклонов. После прочтения Ташаххуда совершают приветствие, а после него два земных поклона. После них снова читают Ташаххуд, Салават, дуа и совершают приветствие.
Если ошибается имам, Сажда саху становиться обязательным для всех, а если ошибается тот, кто читает за имамом, то Сажда саху ни для кого не обязателен.
Тот, кто забыл первое сидение и начал вставать и ближе к сидячему положению, то садится и читает Ташаххуд и продолжает молитву как обычно. Если ближе к стоячему положению, то встает, продолжает свою молитву и в конце совершает сажда саху.
Тот, кто не совершил последнее сидение, вспомнит о нем до земного поклона лишнего ракагата, то садится, читает Ташаххуд, совершает сажда саху и завершает молитву, как обычно. А если он вспомнит об этом после земного поклона лишнего ракагата, то молитва считается испорченной, и все прочитанные ракагаты считаются как нафл.
Тот, кто совершил сидение после четырех ракагатов, и снова встал: если он не успел совершить сажду лишнего ракагата, то сразу же садится, читает Ташаххуд, совершает сажда саху и завершает молитву как обычно; если он уже совершил сажду лишнего ракагата, то дополняет свою молитву до шести ракагатов, совершает сажда саху и завершает молитву, как обычно.
Тот, кто сомневается числа прочитанных ракагатов, если это произошло с ним в первый раз в жизни, то перечитывает молитву заново; если это происходит с ним постоянно, то он берет за основу то число ракагатов, в отношении которого уверен, и продолжает свою молитву; если у него нет уверенности в отношении какого-то числа ракагатов, то он берет за основу меньшее число ракагатов. Во всех перечисленных случаях в конце молитвы совершает сажда саху.
Земной поклон при чтении Корана (тилават сажда).
В определенных местах Корана встречаются аяты, при прочтении которых необходимо совершить тилават сажда, этих мест 15 в Коране: 1. Преграды:205; 2. Гром:16; 3. Пчелы:49; 4. Перенос ночью (Дети Исраила):107-109; 5. Марьям:58; 6. Паломничество:18,77; 7.Разделяющий:60; 8. Муравьи:25; 9. Земной поклон:15; 10. Сад:24; 11. Разъяснены:37; 12. Звезда:62; 13. Раскалывание:21; 14. Сгусток:19.
Если аят земного поклона прочитал имам, то совершение земного поклона становится обязательным для всех, если его прочитал кто-то из стоящих за имамом, то земной поклон ни для кого не обязателен.
Если кто-либо прочитал аят земного поклона несколько раз, не меняя своего места, то он должен совершить только один земной поклон. А если он при прочтении аятов земного поклона менял свое место, то должен совершить земной поклон столько раз, сколько менял свое место. Этот земной поклон совершается следующим образом: стоя без поднятия рук произносится такбир и совершается земной поклон.
Иман, Ихсан, Ислам (хадис).
Исламская религия содержит три степени: Ислам, Иман, Ихсан.
Сообщается, что Умар (р.а.) сказал: «Однажды когда мы находились в обществе посланника Аллаха (с.а.в.), к нам неожиданно подошел незнакомец в ослепительно белой одежде с иссиня черными волосами, по виду которого, нельзя было сказать, что он находится в пути. Он сел напротив пророка (с.а.в.), так, что колени их соприкоснулись, положил руки себе на ноги и сказал: «О Мухаммад, поведай мне об исламе». Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Суть Ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, совершал молитвы, давал закят, соблюдал пост во время Рамадана и совершил паломничество к Дому Аллаха, если сумеешь сделать это». Он сказал: «Ты сказал правду», - а мы удивились тому, что он задаёт Пророку (с.а.в.) вопросы и подтверждает правдивость его слов. Потом он сказал: «А теперь поведай мне о Вере». Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Суть Веры заключается в том, чтобы ты уверовал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников и в Последний день, а также в том, чтобы ты уверовал в предопределенность как хорошего, так и плохого»,- и он снова сказал: «Ты сказал правду». Затем он сказал: «Поведай мне о чистосердечии (об Ихсане)». Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Суть чистосердечия в том, чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, а если ты Его не видишь, то помни о том, что поистине, Он видит тебя». После этого он сказал: «Поведай мне о Часе (Судном Дне)». Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Тот, кто спрашивает о нем, знает не больше задающего вопрос». Он сказал: «Тогда поведай мне о его признаках». Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Признаком приближения этого Часа станет то, что рабыня породит свою госпожу, и то, что ты увидишь, как босые, нагие и неимущие пастухи овец будут стараться превзойти друг друга по высоте своих жилищ». А потом этот человек ушел. Некоторое время спустя посланник Аллаха (с.а.в.) спросил: «О Умар, известно ли тебе, кто задавал эти вопросы?». Я сказал: «Аллах и Посланник Его знают об этом лучше». Тогда он сказал: «Поистине это – Джибрил, явившийся к вам, чтобы научить вас вашей религии». (Муслим, Бухари, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Абу Дауд, ибн Маджа).
Если эти три понятия упоминаются вместе, то каждое из них приобретает конкретное, присущее ему значение. В таком случае под исламом подразумеваются обряды, совершаемые телом; под верой - -убеждения и деяния, которые совершаются в душе; под ихсаном – наивысшая степень набожности и религиозности. Если же ислам упоминается в отдельности, то он включает в себя и веру. Точно так же, если вера упоминается в отдельности, то она включает в себя и ислам, и если ихсан упоминается в отдельности, то он включает в себя ислам и веру.
Иман (вера) – это убеждение сердцем, произнесение языком и совершение деяний в соответствии с этим. Иман усиливается посредством послушания Аллаху и слабеет при ослушании Его. В Коране Всевышний Аллах сказал: «… чтобы вера их увеличилась» (Сура Фатх:4). Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Вера (иман) включает в себя более семидесяти ответвлений. Наивысшее из них - свидетельство «Ляя иляха илляЛлах», а самое низшее –устранение с дороги того, что мешает проходить людям. И стыдливость – тоже одно из ответвлений веры» (Муслим). В Коране Всевышний Аллах сказал: «Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния» (сура Худ:114). Вера подразделяется на две категории: а) Иджмали иман – Вера во все то, что донес до нас наш Пророк (с.а.в.) в откровениях. Если человек, зная смысла и веруя в его содерңание, скаңет слова шахада (свидетелҗство веры), его вера будет иңмали. Это вера в истинность религии Ислам –в общем, т.е. человек произносит Исламское свидетельство (Калимаи Шахадат) подтверждая свою веру в Аллаха и Его Пророка Мухаммада (с.а.в.) и верит во все то, что передано от Них еще не зная основ религии. Эта первая, начальная ступень веры. Затем человек должен изучать религию и уверовать в каждый столп веры (Имана), подробно. Это называется Тафсили Иман. б). Тафсили Иман – это вера в каждый столп веры (Имана) в отдельности, подробно. Существует шесть столпов Имана. Необходимо верить в каждый из них:
Вера в Аллаха
Вера в Его Ангелов
Вера в Его Книги
Вера в Его Посланников
Вера в Судный День
Вера в Предопределение, и в то, что и добро и зло созданы Аллахом.
Вещи, которым верил самый великий пророк Мухаммад (с.а.в.) и вещи, которым верует какой-нибудь простой мусульманин, одинаковы. Известно то, во что должен верить человек, чтобы стать мусульманином, кроме этого больше, не во что верить не нужно. Человек не станет мусульманином, если не уверует хотя бы в одно из шести обязательных условий веры. Основы веры связаны между собой как звенья тасбиха (четки). Вера –это истина, которая состоит из шести основ. В Священном Коране говорится о пяти основах веры из шести в суре «Ниса»:136. А о том, что шестым основанием является вера в предопределение, указывается в хадисах. О шести основах веры сказано в дуга под названием «Аманту».
Ихсан. Посланник Аллаха сказал: « Это когда ты поклоняешься Аллаху так, как будто ты Его видишь. А если ты и не видишь Его, то (помня о том), что Он видит тебя» (Муслим). И это наивысшая из трех степеней религии. Человек осознает, что Аллах наблюдает за ним, когда он уединяется с самим собой или когда он находится в обществе. Осознавая это, он испытывает любовь к Аллаху и страх перед Ним, надеется на Его вознаграждение и опасается Его наказания. А для этого он регулярно совершает обязательные и добровольные предписания религии и остерегается запрещенных и нежелательных поступков. В Коране сказано: «Воистину, Аллах с теми, кто богобоязнен и кто творит добро» (ан-Нахль:128).
Ислам-это покорность Аллаху и поклонение Одному Единому Богу. Все пророки от Адама до Исы (мир им всем) распространяли Ислам, религию Единобожия (таухид) и учили, как поклоняться Аллаху. Ислам-это повиновение Аллаху посредством исполнения определенных религиозных обязанностей. Посланник Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: Ислам зиждется на пяти столпах: свидетельство, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Посланник Аллаха, совершение намаза, уплата закята, совершение хаджа и соблюдение поста в месяц рамадан.(Муслим, Бухари, ан- Наваи).
Лексическое значение слова «вера» (иман) - подтверждение и принятие слов, сказанных неким человеком, твердая убежденность в них всем срдцем, без малейшего колебания и сомнения, усвоение их с душевным спокойствием и доверием. Терминологическое значение слова «иман» - верить всем сердцем в религиозные предписания, переданные Всевышним Аллахом через своего Пророка Мухаммада (С.Г.В.) и иметь глубокую убежденность в них, а также принимать без колебаний сообщения Пророка Аллаха (С.Г.В.) и искренне верить в их истинность, подлинность и справедливость. Уверовавшего человека называют «мукмин». Это определение ученых Ахли Сунна. Согласно их мнению: Ахли Сунна валь-джамаа - последователи Корана, Сунны Пророка Мухаммада (С.Г.В.) и Иджмы - единогласного мнения суннитскихученых-муджтахидов.
Виды веры:1. Иджмали иман - вера во все, что донёс до нас наш Пророк (С.Г.В.), в откровениях от Всевышнего Аллаха. Если человек, зная смысл и веруя в него, скажет слова шахада (свидетельство веры), его вера будет иджамали. Слова шахады: «Ашхаду алля иляха илляллаху ва ашхаду анна Мухаммадэан ‘абдуху ва расулюх» (Перевод: Я свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха и свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник).
2. Тафсили иман - вера во все, что донес до нас Пророк (С.Г.В.) от Всевышнего Аллаха, с доказательствами. Иначе говоря, знание шести условий веры; что намаз, ураза, закят, хадж являются обязательными, и что такие деяния как распитие спиртного, игра в азартные игры, убийство человека, зина (прелюбодеяние) запрещены, а также распозновать разрешённое — халяль и запретное — харам. Например, на базар принесли различные вещи какого-то человека. О том, что это имущество принадлежит этому человеку можно понять двумя способами. Первый из них иджмали, просто знать. Человек подумает: «Такое большое количество ценного товара может быть только у этого человека. У других нет богатства, чтобы обладать этим». Но подобное знание не спасет человека от сомнений. Если кто-нибудь придет и скажет: «Тот товар, которьпй привезли на базар не принадлежит тому человеку, которого ты знаешь, а принадлежит другому», в этот момент человек начнет сомневаться и может поверить сказавшему это. Второй человек, уверовавший верой тафсили, обнаружит на каждой вещи метку того хозяина, и обладая такими знаниями удалится от сомнений, ни один человек не сможет его обмануть. Если придет какой-нибудь человек и скажет: «Это вещи другого человека», - он сразу возразит ему: «Нет, это имущество не того-то, а такого-то человека. Я своими глазами видел метки на каждой его вещи «. Вот и разница между иджмали иманом и тафсили иманом. Человек, уверовавший верой иджмали, скажет: «Эти меры вместе с тем что в них есть, сотворил Всевышний Аллах, никто кроме Аллаха не сможет сделать это». Но человек имеущий такую веру как и в приведенном выше примере не сможет оградить себя от сомнений. Придёт кто-нибудь и скажет: «Аллах не создавал миры» и вера этого человека будет поколеблена. А человек уверовавший верой тафсили на каждой вещи обнаружит печать существования одного Аллаха. У такого человека вера будет очень сильной, и никакой заблудшийся, философ не сможнт заложить сомнений в его вере. Напротив, если философ способен будет воспринять истину, то перед его доказательствами усомнится в истинности своей веры , и даже может поверить.