Предопределение и его Исполнение - Кадар и Када.
Лексическое значение слова «кадар» - мера, количество, а также создание чего-либо согласно определенным критериям. Терминологическое же значение - извечное Знание Всевышнего Аллаха обо всех тех вещах, которые будут созданы Им, их времени, месте, особенностях, свойствах (Предопределение). Как видно из этого определения, «Кадар» - это вопрос, напрямую имеющий отношение к Атрибуту Всевышнего Аллахи Знание.
«Кадар» - это Божественный закон, управляющий Вселенной, а также находящимися в ней всякого рода созданиями, согласно определенному порядку и критериям. В связи с этим в Священном Коране со общается: «И все сущее имеет у Аллаха свою меру». ( «Ар-Рад»:8)
«Нет мирских благ, хранилищ которых не было бы у Нас, и ниспосылаем Мы их только по определенной мере». (Сура «Аль-Хиджр», 21 аят)
«Воистину, Мы сотворили каждую вещь по предопределению» («Аль-Камар»:49 аят)
«Он сотворил все сущее и придал ему [должную] меру». (Сура «Аль-Фуркан», 2 аят)
Лексическое значение слова «када» - повеление, закон, создании, решение, окончательный приговор Терминологическое же значение - судьба создание Аллахом чего-либо, cоoбразно Своей извечной Воле и Могуществу в определенное Им время и соответствии со Своим извечным Знанием. Слово «кадар» является производным от глагола «каддара», означающего «определять меру». В шариате оно приобрело значение «предопределение». (Исполнение Предопределения Кадар – Предопределение Всевышним Аллахом всего, что было Создано (и добро и зло) от изначального времени и всего что будет создано в бесконечном будущем.
Када – это исполнение предопределения осуществление Аллахом всего в назначенное Им время, которое соответствует Вечному Предопределению Создателя. Если представим Кадар в виде плана, то Каза осуществление плана. Всё происходящее по Воле Всевышнего, Предопределено Им изначально и по составу, и по времени). Таким образом «Када» является вопросом, напрямую имеющим отношение к Атрибуту Аллаха Создание (Таквин). Вера в Предопределение и его Исполнение (Кадар и Када) означает веру во Всезнание Всевышнего Аллаха, в то, что всё происходит по Его Воле и Могуществу, и в то, что Создателем всего является только Он. Выражаясь другими словами, тот, кто верит в эти Атрибуты Аллаха, тот верует и в Судьбу (Кадар и Када).
В таком случае верить в Судьбу означает верить в то, что не существует никакого другого Создателя, кроме Творца - Аллаха, а также в то, что все существующее: добро и зло, хорошее и плохое, сладость и горечь, одушевленное и неодушевленное, - все было создано Всевышним Аллахом. Это еще и вера в то, что формы, виды, особенности и свойства, присущие вещам, были созданы Аллахом по Его Знанию, Воле и Предопределению.
Вера в Судьбу не упоминается в аятах Сур «Аль-Бакара», 177, 285; «Ан-Ниса», 136, сообщающих нам о столпах веры. Но в упомянутых нами ранее аятах сказано о том, что всё в этом мире связано с Предопределением. Наш Пророк Мухаммад (С.Г.В.) также в некоторых известных хадисах объяснял, что вера в Судьбу является одним из столпов веры. В хадисе известном, как хадис Джибриля, говорится о том, что Ангел Джабраиль (Г.С.) спросил у нашего Пророка (С.Г.В.): «Что такое вера?» На что Пророк (С.Г.В.) ответил: «Верить в Аллаха, в Его: Ангелов, Писания, Пророков, в Судный день, в Предопределение добра и зла» (Муслим)
Все, что существует в этом мире, было создано по Знанию, Воле и Предопределению Всевышнего Аллаха, а значит у всякой вещи, у всего созданного есть своя судьба. То, что у всего есть своя судьба, и то, что все было создано Всевышним Аллахом по Его Знанию и Воле.
Однако не следует забывать о том, что суть Предопределения - eсть тайна, которой владеет лишь Всевышний Аллах. Беспомощный, ограниченный ум человека не способен разрешить эту проблему. Ибо мозг человека, основывающийся на неотделимом для него понятии «время». состоянии воспринимать Божественное Знание, Волю и Могущество, но не обладает способностью и силой постижения и усвоения их вне зависимости от времени. Вот почему, наш Пророк (С.Г.В.) сделал выговор своим сподвижникам, спорившим по поводу Судьбы. Он (С.Г.В.) сказал им следующие слова: «Разве вам было велено это? Или я был направлен к вам для этого? Жившие до вас были уничтожены, как только заспорили на эту тему. Остерегайтесь спорить на эту тему когда-либо». (Тирмизи)
Верить в Судьбу (Кадар и Када) - есть обязанность каждого правоверного мусульманина. Однако людям не удастся избавиться от своейответственности, сославшись на судьбу. Также как человек не совершает грехов, ссылаясь на то, что «так предопределил Аллах», точно также и, согрешив, он не должен считать себя невинным и безгрешным, оправдываясь: «Что же я могу поделать? Такова моя судьба, так распорядился Аллах». Ибо человек не освобождается от ответственности за действия, были ли они совершены им раньше или позже. Аллах создал эти действия, извечно зная все о человеке и о его выборе.
Однажды наш Пророк (С.Г.В.) вошел в комнату к Али (Р.Г.) после совершения им обязательного ночного намаза, и увидев, что тот готовится ко сну, спросил у него: «Разве ты не совершаешь намаз-тахаджуд?» (Этот добровольный ночной намаз считается очень похвальным и благим). Али (Р.Г.) ответил Пророку (С.Г.В.) так: «О, Посланник Аллаха! Жизнь наша во власти Аллаха. Если Он хочет, то даст, если не хочет, то не даст (Если Аллах пожелает меня разбудить, то разбудит)». На что, Посланник Аллаха (С.Г.В.), хлопнув своей благословенной рукой по колену, сказал: «Насколько же человек бывает поспешным (в своих выводах)!» (Бухари , Муслим) Он остался неудовлетворен ответом Али ибн Абу Талиба (Р.Г.), который без действий уповал на судьбу и удалился из его комнаты.
А вот еще один случай: Вора, совершившего кражу, привели к халифу Омару (Р.Г.). На вопрос халифа (Р.Г.), почему он совершил кражу, вор ответил: «Так предопределил Аллах». В ответ халиф Омар (Р.Г.) сказал: «Тридцать ударов плетьми (камчой), а затем отрубить ему руку!» Когда же вор спросил о причине такого сурового наказания, Омар (Р.Г.) ответил: «Тому, кто совершил воровство, отрубают руку. Того, кто лжет на Аллаха, бьют плетьми». (За то, что вину, связанную с воровством, он хотел переложить на судьбу и этим снять с себя ответственность за совершенный грех).
Как было сказано выше, сущность Предопределения - есть великая тайна. Никто, кроме Всевышнего Аллаха точно не знает обо всех тонкостях Предопределения. За дело, совершенное нами согласно нашему выбору и желанию и которое извечно предопределено Аллахом по Его Знанию, мы сами ответственны, так как направили свои выбор и волю в ту или иную сторону и явились причиной того, что судьба предстала перед нами в том или ином виде. Было бы неверно, уповая на судьбу, забросить работу вместо того, чтобы рьяно взяться за нее, используя ее, как причину дарованного нам успеха. Ибо, Всевышний Аллах все связал с целым рядом причин. И если человек исполнит их, то Аллах создаст следствие этих причин. Таков Божественный закон.
Пределы познания предопределения человеческим разумом.
Ислам определил признаки веры в предопределение и веры в то, что Аллах извечно знал обо всем сущем, записал это, пожелал и создал, и разум человека легко воспринимает эти истины. Что же касается попыток раскрыть тайны предопределения и проникнуть в глубь этого вопроса, все это напрасно отнимает у человека его умственную энергию. Искать ответа на этот вопрос о том, каким образом Аллах знает обо всем, как Он записал, пожелал и создал все сущее, значит пытаться понять, как Аллах обладает присущими Ему качествами и как они функционируют, а это- знание скрытое от людей. Изучая вопросы предопределения, люди рассуждают о том, как Аллах мог сотворить деяния Своих рабов, если эти деяния действительно исходят от них самих; как Аллах мог повелеть людям совершать те или иные деяния, если Он заранее знал, что они будут делать и кто из них войдет в рай, а кто в ад. Они прочли Книгу Аллаха, страницу за страницей, но лишь еще больше запутались и потерялись. Посланник Аллаха (С.Г.В.), предостерегал свой народ, чтобы они не следовали этим путем. В «Сунанат-Тирмизи» приводится хадис со слов Абу Хурайры (Р.Г.): Однажды, когда мы спросили о предопределении, к нам вышел посланник Аллаха, (С.Г.В.), и так разгневался на нас, что у него даже побагровело лицо, словно его щеки окропил сок спелого граната, и он сказал нам: «Разве вам велено это? Разве с этим я был послан к вам? Поистине, гибель настигла тех, которые были до вас, когда они затеяли споры по этому делу. Я заклинаю вас не спорить об этом!»
Ибн Хаждар аль-Аскаляни, цитируя Абу аль-Музаффара ас-Самаани, сказал:«Средством познания в этом вопросе является Коран и Сунна, а не голая аналогия и разум и тот, кто отступит от буквы Корана и Сунны, собьется с правильного пути и будет блуждать в океане отчаянности, не чувствуя удовлетворения и не находя душевного покоя, ибо предопределение это одна из тайн Всевышнего Аллаха, которая известна только Ему, Всезнающему и Всеведающему, которую Он скрыл и спрятал от умов и разумения Своих творений, в чем есть особый замысел, и знать об этом не дано ни посланным пророкам, ни приближенным ангелам». (Фатх аль-бари, том 11№6607) Вопрос «как?» - вот что волнует умы людей, изучающих вопросы предопределения, и делает их занятие сложным и запутанным, оставляя многих в растерянности и замешательстве. Поэтому ученые определили круг вопросов, которых нельзя касаться, изучая тему предопределения. Ахмад ибн Ханбаль (Р.Г.) сказал: «Необходимо верить в предопределенность как хорошего, так и плохого, а также верить и признавать истиной предания, рассказывающие об этом; нельзя спрашивать: «Почему?», - также «Как?», надо только верить в них и признавать их истиной.
Тайное ведает лишь Аллах.
Он скрыл в этом большую мудрость, которую мы пока не можем постичь». В следующую ночь никто из людей этого племени не смог разжечь огонь. «Что за беда нас постигла?» - начали думать они. Истина открылась лишь наутро: оказалось, что в прошедшую ночь в их местности как говорится в одном предании, некогда существовало арабское племя, все важные решения в нем принимались согласно советам и наставлениям жившего там праведника. Однажды утром люди из этого племени нашли всех своих собак мертвыми. Тогда они пошли к праведнику и рассказали ему об этом. Немного подумав, тот сказал: «Надеюсь, в их смерти - ваше спасенье!» На следующую ночь умерли все петухи. Люди снова пришли к праведнику и получили от него все тот же ответ: «Надеюсь, в их смерти - ваше спасение!» Когда же один из них спросил: «Уважаемый, собаки были нашими сторожами, а петухи - нашими муэдзинами! Какая может быть польза в их смерти?» Праведник ответил: «Тайное ведает лишь Аллах Всевышний. Несомненно, появились разбойники. Совершая набеги на окрестные селения, они подошли к стенам и их поселения. Но, не услышав ни лая собак, ни крика петухов, не заметив никаких огней, прошли мимо. Таким образом были спасены люди и сохранено их имущество.