Вера в то, что Аллах – Создатель всякой вещи.

Четвертая ступень – сотворение Всевышним Аллахом всего сущего. Могущество Аллаха абсолютно, и Он создал творения, которые совершают деяния, вместе с их деяниями. Он создал все, что движется вместе с этими движениями, и сотворил все, что покоится, вместе с этой неподвижностью и покоем. Всевышний сказал: «Аллах-Творец всякой вещи. Он - Попечитель и Хранитель всякой вещи» («Аз-Зумар», 62 аят)

«О,люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одного человека и из него же сотворил пару ему, а от них обоих (произвел) и расселил (по свету) много мужчин и женщин» (Сура «Ан-Ниса», 1 аят)

«Женщина носит плод и слагает его только с Его ведома. Удлиняется ли жизнь долгожителя или сокращается – все это есть в Писании. Воистину, это для Аллаха легко»

(Сура «Фатр», 11 аят)

Ал-Халик - Создатель, Творящий из Ничего. Аллах создает то, чего не было раньше, определяет существование бытия и его изменения. Аллах-Создатель времени и пространства, всего сущего. Всему что было, есть и будет, Он дает свойства и меру, жизнь и смерть. Аллах создает человека из капли жидкости, определяет его судьбу. Сам человек не в состоянии изменить срок своей жизни, не может остановить старение или отодвинуть смерть, преодолеть старческое бессилие. Всемогущий Аллах является Единственным Творцом и знает обо всех тонкостях создаваемых вещей еще до их создания. Человеку же неведомы все тонкости и детали совершаемых им действий. В таком случае человек обладая возможностью свободного выбора (из имеющегося), совершает свой выбор и приобретает действие. Аллах же, зная о выборе человека еще до создания, согласно Своему извечному Знанию, предопределил людям быть существами, обладающими возможностью свободного выбора, которые могут поступать согласно ему, а также создал им волю и силу для этого. Поэтому люди свободны, совершать или не совершать что-либо согласно своему выбору. Ответственность за совершение добровольных действий, как и право на воздаяние (наказание или вознаграждение), дается именно по причине возможности свободного выбора. Следовательно, на долю человека выпадает выбор и приобретение действий (кясб), а Всевышний Аллах, зная изначально поступки стремления (намерения) Своих рабов, предопределил их и создает (халк) их, то есть человек приобретающий, а Всевышний Аллах –Создающий. За совершенное добро человек будет вознагражден, а за совершенное им зло он будет отвечать: или будет подвергнут наказанию или же будет прощен Всевышним Аллахом. Существуют аяты, свидетельствующие о наличии у человека возможности свободного выбора, а также об ответственности за совершенные им дела, согласно своему выбору.

«Клянусь душой и Тем, Кто ее сотворил и придал ей соразмерность, Кто дал возможность выбрать ей и ее грехи, и ее благочестие» (Сура «Аш-Шамс», 7-8 аяты)

«Неужели не ведает Тот, Кто создал, ведь Он – Сведущий обо всех тонкостях и сути созданного Им?!» (Сура «Аль-Мульк», 14 аят)

Поэтому, когда пророка спросили о творимых нами деяниях, независимы они или предписаны и неизбежны, он ответил, что они предопределены. Тогда его спросили, не стоит ли нам тогда отказаться от совершения праведных дел и положиться на предопределение? Он же сказал: «Совершайте благие дела , ибо каждому человеку облегчается путь к тому, для чего он создан». Бухари и Муслим приводят со слов Али бин Абу Талиб Затем Пророк прочел высказывание Всевышнего: «Тому, кто дарил и был благочестив, и кто считал истиной наилучшее слово, Мы облегчим путь к легчайшему. А тому, кто был скуп и полагал, что не нуждается [в Аллахе ], и кто счёл ложью наилучшее слово, Мы облегчим путь к тягчайшему. (Сура «Аль-Лайль», 5-10 аяты)

Поскольку рабы Аллаха обладают способностью к действи­ям и волей и поскольку к ним были направлены посланники и им были ниспосланы Писания, это означает, что Аллах пред­ставил им Свои доводы и разъяснения, а из этого следует, что за свои дела они либо получат награду, либо подвергнутся наказа­нию. Ввиду этого раб Аллаха должен верить в предопределение Аллаха, повиноваться установлениям Его закона и просить Аллаха о том, чтобы Он направил его на прямой путь. Кроме того, ему следует стремиться ко всему тому, что принесёт ему пользу, и отвергать всё то, что может повредить ему в его мирских и религиозных делах, уповая на Аллаха и моля Его о содействии и облегчении достижения желаемого и удалении от себя неодобряемого шариатом, И если средства, которые изберет для себя че­ловек, принесут ему пользу, он должен воздать хвалу Аллаху и возблагодарить Его, если же это не принесёт пользы, то ему сле­дует хранить спокойствие, ибо он сделал то, что было в его си­лах, терпеть, надеяться на награду Аллаха и просить Аллаха о том, чтобы Он дал ему что-нибудь взамен. Аллах Всевышний сказал: «Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для неё. Ей то, что она приобрела и против неё то, что она приоб­рела». (Сура «Аль-Бакара», 286 аят)

Сообщается также, что пророк, (С.Г.В.), сказал: «Достойно удивления положение верующего, ибо всё в по­чтении его является благом, и не дано это никому, кроме верующих: если случается с ним что-нибудь радостное, он благода­рит Аллаха, и это становится для него благом, а если постигает его горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом. Муслим.

Действия человека.Действия человека делятся на два вида:

1.Добровольные действия, совершаемые человеком согласно его воле и выбору (например: чтение, письмо, сидение и т.п.).

2.Непроизвольные действия, возникающие помимо его воли (например: вдохи, биение сердца, работа желудочно-кишечного тракта и т.п.)

Все исламские богословско-правовые школы придерживаются единого мнения о том, что при возникновении создаваемых Аллахом непроизвольных (рефлекторных) действий воля человека вообще не участвует, но добровольные действия возникают согласно нашей воле - нашим желанию. Мы приобретаем свое право на получение воздаяния или вознаграждения - именно через эти добровольные действия. Согласно мнению суннитов Всевышний Аллах создал и нас, и оба вида наших действий. Однако действия, которые мы совершаем осо­знанно, используя свою волю и силу, принадлежат нам, из-за того что мы предпочли их. Именно поэтому мы и несем ответственность. За непроиз­вольные же действия ответственности мы не несем, так как они соверша­ются без участия нашей воли и выбора.

Наши рекомендации