Значение морального духа общества

Благодаря подобной мудрости и искусству общения с людьми посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, удалось заложить основы нового общества. Все это оказало свое воздействие на людей, имевших возможность общаться с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, который обучал и воспитывал их, очищал их души, побуждал к благонравию, прививал им чувства взаимной любви и братства, направлял ко всему достойному и благородному и побуждал к поклонению и повиновению Аллаху.

Сообщается, что один человек спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Какое проявление ислама является наилучшим?” Он ответил: “(Лучшее состоит в том, чтобы) ты кормил (людей) и приветствовал тех, кого знаешь и кого не знаешь”.[529]

Сообщается, что Абдуллах бин Салям, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приехал в Медину, я пошел, (чтобы посмотреть на него), и по лицу его понял, что оно не является лицом лжеца, а первым, что он сказал, было: “О люди, распространяйте мир[530], угощайте (людей), поддерживайте родственные связи, молитесь по ночам, когда (другие) люди спят, и вы войдете в рай с миром”.[531]

И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Не войдет в рай тот человек, сосед которого не находится в безопасности от его зла”.[532]

И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Мусульманин – это тот, кто не причиняет (другим) мусульманам вреда своим языком и своими руками … ”[533]

И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в исламе) того же, чего желает самому себе”.[534]

И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Верующие подобны единому (телу) человека: если у него болит глаз, то больно и всему (телу), и если у него болит голова, то больно и всему (телу)”.[535]

И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “По отношению друг к другу верующие подобны единому строению, отдельные, части которого укрепляют друг друга”.[536]

И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Откажитесь от ненависти по отношению друг к другу, не завидуйте друг другу, не поворачивайтесь спиной друг к другу и будьте братьями, о рабы Аллаха! Не разрешается мусульманину покидать[537] брата своего (на срок), превышающий три дня!”[538]

И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто (поможет) своему брату в нужде его, Аллах (поможет) в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет[539] в День воскресения”[540].

И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Проявляйте милосердие по отношению к тем, кто на земле, и помилует вас Тот, Кто на небесах”.[541]

И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Не является верующим тот, кто насыщается, когда рядом с ним находится голодный сосед”.[542]

И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Поношение верующего (есть проявление) нечестия, а сражение с ним (свидетельствует о) неверии”.[543]

И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил, что устранение с пути того, что приносит вред людям, приравнивается к садаке[544], считая, что это является одним из ответвлений веры.[545]

И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал людей расходовать свои средства, упоминая о достоинствах этого деяния, в результате чего сердца их склонялись к этому, и часто говоря им: “Садака гасит прегрешения подобно тому, как вода гасит огонь”.[546]

И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Если какой-нибудь мусульманин оденет[547] (другого) мусульманина, (прикрыв его) наготу, Аллах оденет его в зеленые (одежды) рая, и если какой-нибудь мусульманин накормит (другого) мусульманина, (утолив его) голод, Аллах накормит его плодами рая, и если какой-нибудь мусульманин напоит (другого) мусульманина, (утолив его) жажду, Аллах напоит его запечатанным вином[548]”.[549]

И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Защитите себя от огня хотя бы с помощью половинки финика[550], а если не найдете (и этого), то – с помощью благого слова”.[551]

И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, настоятельно побуждал людей воздерживаться от просьб, напоминал им о достоинстве терпения и нетребовательности и говорил, что каждая просьба подобна царапине на лице обращающегося с просьбами к другим[552], если только человек не был вынужден прибегать к просьбам. Кроме того, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывал людям о достоинстве различных видов поклонения и обещанной за них награде Аллаха и сообщал им о ниспосылаемых ему откровениях, читая им эти откровения и слушая их чтение, и подобное изучение служило указанием на то, что на них возлагаются обязанности призыва и обязанности распространения этого послания, не говоря уже о необходимости понимания и размышления.

С помощью подобных средств пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повышал духовный уровень и развивал дарования своих сподвижников, объяснял им, в чем заключаются высшие духовные ценности, и показывал им наилучшие примеры, в результате чего после пророков и сами они стали высшими образцами совершенства, какие только знала история.

Сообщается, что Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: “Пусть тот, кто желает следовать хорошему примеру, следует примеру тех, кто уже умер, ибо живой может и не устоять перед искушением[553]. (Следуйте примеру) сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, которые были лучшими в этой общине, обладали наиболее благочестивыми сердцами, самым глубоким знанием и дальше всех остальных уходили от всего неестественного. Аллах избрал их в качестве сподвижников Своего пророка, чтобы они способствовали становлению Его религии, так признавайте их достоинство, следуйте по их стопам, по мере сил перенимайте их нравственные качества и усваивайте те примеры, которые они подавали другим всей своей жизнью, ибо, поистине, следовали они прямым путем”.[554]

Кроме того, этот посланник, являвшийся величайшим лидером, да благословит его Аллах и приветствует, обладал такими внешними и внутренними качествами, отличался таким совершенством, дарованиями, достоинствами и благонравием и совершал столь прекрасные поступки, что сердца людей склонялись к нему, а души готовы были пожертвовать собой ради него, и стоило ему сказать одно слово, как его сподвижники, да будет доволен всеми ими Аллах, уже спешили выполнять то, о чем он говорил, а какое бы наставление он им ни дал, они старались опередить друг друга в приобретении того, на что он им указал.

Благодаря всему этому пророку, да благословит его Аллах и приветствует, удалось построить в Медине новое общество, которое стало прекраснейшим и достойнейшим обществом в истории человечества, и найти такое решение проблем этого общества, благодаря которым человечество, дотоле блуждавшее во мраке бедствий и несправедливости, смогло перевести дух.

Высокий моральный дух позволил собрать воедино все необходимые элементы нового общества, которое оказалось способным противостоять всем превратностям судьбы и изменить ход истории в целом.

СОГЛАШЕНИЕ С ИУДЕЯМИ

После того как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, переселился в Медину и убедился в прочности основ нового исламского общества, ставшего реальностью благодаря достижению идеологического, политического и социального единства в мусульманской среде, он посчитал нужным урегулировать свои отношения с немусульманами. В этом отношении его задача по большому счету состояла в обеспечении безопасности, мира, счастья и блага для всего человечества, а в ближайшей перспективе – в том, чтобы добиться согласия между всеми людьми, населявшими район Медины. С этой целью пророк, да благословит его Аллах и приветствует, установил великодушные законы, которых в те времена не знал мир, где господствовали крайние формы фанатизма.

Как уже отмечалось ранее, ближайшими немусульманскими соседями Медины являлись иудеи, которые хоть и питали вражду по отношению к мусульманам, но пока еще не оказывали никакого сопротивления и не вступали ни в какие конфликты. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заключил с ними договор, по условиям которого они могли совершенно свободно исповедовать свою религию и пользоваться своим имуществом. При этом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не имел намерений ни изгонять их, ни конфисковывать то, что им принадлежало, ни вступать с ними в какие бы то ни было конфликты.

Это соглашение являлось составной частью того договора, который мусульмане заключили между собой и который мы привели чуть раньше. Ниже приводятся важнейшие пункты этого соглашения с иудеями.

Пункты соглашения с иудеями

1.Иудеи племени бану ‘ауф входят в одну общину с верующими. У иудеев своя религия, а у мусульман – своя религия; как их вольноотпущенникам, так и им самим гарантируется неприкосновенность. То же самое касается и тех иудеев, которые не относятся к бану ‘ауф.

2.Иудеи несут свои расходы, а мусульмане – свои.

3.Каждый из них должен оказывать помощь другому в случае военных действий против каждого подписавшего этот договор.

4.Стороны должны поддерживать друг с другом добрые отношения и давать друг другу добрые советы; отношения между ними будут основываться на благочестии, а все греховное исключается.

5.Никто не будет нести ответственность за проступки своих союзников.

6.Притесняемому следует оказывать помощь.

7.Иудеи должны нести расходы наряду с верующими в течение всего периода военных действий.

8.По условиям этого договора для всех подписавших его Йасриб становится неприкосновенным городом.

9.В случае возникновения между сторонами, заключившими этот договор, любых недоразумений и споров, которые могли бы повлечь за собой опасные последствия, следует обращаться к Всемогущему и Великому Аллаху[555] и к Мухаммаду, посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

10.Курайшитам запрещается оказывать покровительство и помощь.

11.Стороны обязуются помогать друг другу в случае нападения на Йасриб; каждая из них обязуется защищать город со стороны своего поселения.

12.Эта грамота не является защитой для притеснителя или совершившего что-нибудь греховное.[556]

После заключения этого договора город вместе со своими окрестностями превратился в союзное государство со столицей в Медине, президентом которого, если так можно выразиться, стал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Решающее слово и власть в этом государстве принадлежали мусульманам, Медина же стала в истинном смысле этого слова столицей исламского мира.

Впоследствии с целью расширения зоны безопасности и мира пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал заключать подобные договоры и с другими племенами с учетом реально складывавшихся условий, о чем мы поговорим ниже.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Наши рекомендации