Краткое пояснение вероубеждения шиитов-имамитов
Макарим Ширази
Наше вероубеждение
Первая часть
Познание Бога и единобожия
Существование Всемогущего Бога
Мы убеждены в том, что Всемогущий Бог - это и есть мироздание. Следы Его Величия, знания и силы явны и очевидны во всех существах этого мира, в нас самих, в растительном и животном мирах, небесных светилах, других мирах, в любом и каждом месте. Мы верим, что чем больше мы будем задумываться над тайнами создания существ нашего мира, тем осведомлённей мы станем о Его Пречистой Сущности, бескрайних знаниях, могуществе и силе. С прогрессом науки и знания, всё новые двери из Его знания и премудрости, открываются для нас, расширяя горизонты нашего познания. Это мышление ежедневно увеличивает источник нашей любви к Нему, и с каждым мгновением приближает нас к Его Святой и Пречистой Сущности, погружая в свет Его славы и величия. Господь в Священном Коране говорит нам следующее: «На земле есть знамения для тех, кто стоек в вере, есть они и в ваших душах. Неужели же вы не видите?».[2]
В другой суре Священного Корана говорится так: «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене дня и ночи истинные знамения, для обладающих разумом, которые поминают Аллаха и стоя, и сидя, и [лёжа] на боку и размышляют о сотворении небес и земли [и говорят]: “”Господи наш! Ты сотворил всё это не напрасно. Славен Ты. Охрани нас от мук огня». [3]
Его атрибуты джамаль и джалаль.
Мы убеждены, что Пречистая Сущность Аллаха чиста и свободна от любого порока, недостатка или изъяна. Бог является абсолютным совершенством и совершенным абсолютом. Объясняя это другими словами можно сказать, что каждое совершенство и красота, имеющиеся в этом мире, берут своё начало из Его Пречистой Сущности. Священный Коран так говорит о Его Пречистой Сущности: «Он – Аллах, нет бога, кроме Него. Он – Властелин, Пресвятой, Дарующий безопасность, Надёжный, Хранитель, Великий, Могущественный, Возвеличенный, Пречист Он от того, чему поклоняются наряду с Ним. Он – Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. Ему принадлежат самые прекрасные имена. Славят Его те, что на небесах и на земле. Он – Великий, Могучий».[4] Эта часть относится к его атрибутам джамаль и джалаль.
- Его Пречистая сущность неограниченна.
Мы верим, что Аллах – неограничен с любой точки зрения, то есть с точки зрения знаний и силы, Вечно живой и Изначальный, поэтому Он неограничен во времени и месте, ибо любое место и время, какие бы они не были, ограничены. В то же время Бог присутствует везде и в любом времени, потому что превыше любого времени и места. Священный Коран, поясняет нам атрибуты Аллаха, говоря об этом так: «Он – Тот, кто Бог на небесах и на земле; Он – Мудрый, Знающий».[5] В другой суре Преславного Корана сказано: «Где бы вы ни были, Он всюду с вами, и видит Аллах всё, что вы вершите».[6]
Да, Бог ближе к нам, чем мы сами к себе. Он внутри наших душ. Он находится в любом месте, но в то же время Сам не имеет места. «Мы, воистину, создали человека и ведаем о том, что нашептывает ему его душа, и Мы, более близки к нему, чем его яремная вена».[7]
Другой аят Священного Корана так говорит об атрибутах Всевышнего и Всемогущего Аллаха: «Он – и Первый и Последний, Явный и Сокровенный. Он ведает обо всём сущем».[8] Именно поэтому если мы в другой суре Священного Корана встречаем такой аят: «Властелин трона, Достославный»,[9] то в данном случае слово – трон, не имеет ввиду престол правителя, на котором он восседает. Так же в другом аяте сказано: «Милостивый Бог, который утвердился на троне».
Из некоторых аятов Священного Корана, можно сделать вывод, что престол Всевышнего Аллаха охватывает и небеса и землю, поэтому Его трон – весь материальный мир. «Трон Его охватывает и небеса и землю». Сура «Аль-Бакара» (Корова), аят 255.
Все эти аяты, никогда не имеют того значения, что Создатель имеет какое-то специальное, определённое место. Нет, они только лишь утверждают, что под властью Бога находится весь этот материальный мир. Ведь если бы мы определили для Аллаха какое-нибудь специальное место, то тогда Он был бы ограничен, и мы, как бы утвердили для Него атрибуты Его созданий. То есть, тогда бы Аллах был подобен другим вещам, в то время, как Священный Коран говорит о Нём: «Нет никакой вещи, подобной Ему».[10] Или в другой суре Небесной Книге сказано: «И нет никого, равного Ему».[11]
Ветви монотеизма.
Мы убеждены в том, что Единобожие имеет множество различных ветвей. Наиболее важные из всех них - четыре ветви монотеизма.
А) Единобожие Божественной сущности, то есть Чистейшая Сущность Аллаха – единственна, и не имеет никого и ничего подобного себе.
Б) Единобожие атрибутов Бога, то есть атрибуты знания, силы, могущества, вечности, и т. д. Все они собраны в Сущности Создателя и являются частью этой сути. То есть, всё это не подобно другим созданиям, где все их качества разделены друг от друга, а также отделены от сущности этих сотворённых созданий. Конечно же тождественность Сущности Аллаха с Его атрибутами, нуждается во внимании, в смышлености и догадливости ума.
В) Единобожие деяний – то есть любое действие, движение, каждое воздействие, которое имеется в этом мире – всё это проистекает по Божьей воле и Его желанию: «Аллах – Творец всего сущего, Он – Покровитель всему».[18] В другой суре Преславного Корана говорится: «Ему принадлежат ключи небес и земли. Он увеличивает или уменьшает удел, кому пожелает. Воистину, Он ведает обо всём сущем».[19]
Да, никто в этом мире не оказывает воздействия, кроме Пречистой Сущности Аллаха. Однако это не означает, что мы принуждены совершать свои деяния. Нет, мы свободны в принятии решений и выборе действий: «Воистину, Мы наставили его на путь [истины], будь он благодарным или неблагодарным».[20] Или ещё говорит нам так: «Человеку уготовано только лишь то, что он [заслужил своим] усердием».[21] Эти аяты Преславного Корана чётко объясняют нам, что человек обладает свободой воли и правом выбора, но так, как эту свободу и право, а также силу для выполнения дел, нам дал Всевышний Аллах, то наши деяния имеют отношение к Нему, и поэтому мы несём ответственность за все свои действия. Да, Бог пожелал, чтобы мы выполняли свободно все свои деяния, дабы таким путём испытать нас и повести по дороге усовершенствования. Ведь только обладая свободой воли можно идти по пути поклонения Всевышнему, и только тогда, совершенствование человека приобретает своё подлинное лицо. Так как совершение дел по принуждению, помимо собственной воли и желанию, не может быть доказательством собственной воли и желания, не может быть доказательством хорошего или же плохого в человеке. Не обладай мы свободой воли и правом выбора, то тогда была бы бессмысленна пророческая деятельность и ниспослание Священных Небесных Писаний, религиозные обязанности, обучение и воспитание, а так же Небесное вознаграждение или кара. Это как раз и есть то, чему мы научились у непорочных имамов дома пророческого (Мир им!). Наши имамы говорили нам, что не существует ни полного принуждения, ни полного предоставления (свободы). Эта свобода занимает промежуточную позицию между этими двумя положениями.[22]
Г) Единобожие поклонения, то есть наше поклонение предназначено только лишь Всемогущему Аллаху. Никто другой, кроме Пречистой Сущности Бога, не может быть объектом нашего поклонения. Это считается наиболее важной и главной ветвью единобожия, среди других его ветвей. Все Божественные пророки в своей деятельности более всего делали упор именно на Единобожие поклонения. Священный Коран говорит нам следующее: «Им было вверено лишь одно – поклоняться Аллаху, в искренней вере и будучи ханифами, совершать обязательную молитву, раздавать закат. Это и есть истинная вера».[23] Для того, чтобы следовать по ступеням усовершенствования нравственности, познания Аллаха, необходимо углублять своё единобожие и наконец оно достигнет такого положения, когда сердце человека будет привязано только лишь к Создателю миров. Человек будет просить лишь у Аллаха, думать только лишь о Нём. Ничто не сможет отвлечь человека от Бога. Как сказано «Каждая вещь, которая привлечёт тебя так, что этим отдалит от Всевышнего - идол». Мы так же убеждены в том, что Единобожие не ограничивается только лишь этими четырьмя выше перечисленными положениями. Существует также единобожие владения, обладания, то есть каждая вещь принадлежит Богу: «Аллаху принадлежит то, что на небесах и на земле».[24] Помимо этого имеется единобожие власти и господства, то есть законодателем является только лишь Единый Аллах, Милостивый и Милосердный: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллаха – они и есть неверные».[25]
Наше убеждение.
Мы убеждены в том, что основа Единобожия деяний, подтверждает эту истину, что все сверхъестественные деяния и чудеса, исходящие от Божественных Пророков, происходили по воле Всемогущего Аллаха. Точно также Священный Коран говорит нам о Пророке Исе (Иисус) (ДБМ): «[Вспомни, как] по Моему соизволению ты делал зрячим слепого, и исцелял прокажённого, как по Моей воле ты оживлял мертвецов».[26] В другом месте, ведётся рассказ об одном из министров Пророка Сулеймана (Соломона) (ДБМ), Преславный Коран говорит нам: «А тот, у кого было знание из Писания, сказал: “Я принесу тебе его в мгновение ока”. Когда [Сулейман] увидел установленный перед ним [трон царицы] он подумал: “Это – милость [и воля] Господа моего …”».[27] Поэтому исцеление безнадёжно больных и оживление мертвецов, совершённых Пророком Исой (ДБМ) происходило по воле и повелению Всевышнего Аллаха. Об этом открыто и ясно приведено в Священной Книге, и это тоже является сутью монотеизма.
8. Божественные ангелы.
Мы убеждены в существовании Божественных ангелов, а также в то, что каждый из них выполняет специальные поручения и задания. Некоторые из них доводили Божественные откровения до сведения Пророков Аллаха: «Скажи: “Кто бы ни был врагом Джибриилу” - а ведь он с изволения Аллаха низвёл Коран в твоё сердце, в подтверждение истинности прежних Писаний, в качестве истинного пути и радостной вести верующим».[28] Другая группа Божественных ангелов наблюдает и ведёт учёт всех человеческих деяний: «Воистину, к вам приставлены наблюдатели, достойные писцы, которые знают обо всех ваших деяниях».[29] Некоторые из ангелов завладевают душой умершего: «Когда же к ним придут Наши посланцы, чтобы успокоить их, …».[30] На других ангелов возложена задача помогать правоверным в стойкости: «Воистину, к тем, которые признали: “Господь наш – Аллах, ” – а потом были стойки, нисходят ангелы [и говорят]: “Не бойтесь и не печальтесь, возрадуйтесь раю, обещанному вам”».[31]
Есть ангелы, которые помогают правоверным на полях сражений: «О, вы, которые уверовали! Вспомните оказанную вам Аллахом милость, когда против вас выступили войска. Мы наслали на них ветер и воинов, которых вы не видели».[32] Часть Божественных ангелов выполняли поручения Аллаха к племенам впавшим в безбожие, а также другие важные задания в системе нашего созданного мира: «Когда Наши посланцы пришли к Луту, он огорчился из-за них, силы покинули его и он сказал: “Вот и настал тяжкий день”».[33]
Вне всякого сомнения, что все эти задания и поручения выполнялись по распоряжению Создателя, Его силой и могуществом. Ибо всё это не имеет ни малейшего противоречия с единобожием деяний и единобожием владычества и господства, а наоборот только лишь подтверждает их. Итак становится очевидно, что заступничество и посредничество Божественных Пророков, непогрешимых имамов рода пророческого (ДБМ) и ангелов происходит по воле и распоряжению Всемогущего Аллаха, и является сутью единобожия. «Нет заступника [у людей], кроме как по Его дозволению».[34] Более подробное объяснение о просьбе в помощи кого-то (тавассуль), мы приведём в главе о пророческой деятельности Посланников Божьих.
9. Поклонение предназначено только лишь Богу.
Мы убеждены в том, что поклонение предназначено только лишь Чистейшей Сущности Бога (так как мы уже указывали в диспуте, посвящённом единобожию и поклонению), следовательно тот, кто поклоняется не Аллаху, а кому-то другому, является язычником. Призыв всех Божественных Пророков был сконцентрирован именно на этом вопросе. Они говорили, что необходимо поклоняться только лишь Единому Богу, и не должно быть другого объекта поклонения. Эти слова неоднократно повторяют Божественные Пророки в Священном Коране. Интересно здесь то, что мы мусульмане постоянно повторяем эти слова во время совершения ритуальной молитвы, при чтении суры «Фатиха» (Открывающая): «Тебе мы поклоняемся и к Тебе взываем о помощи». Несомненно, что аяты о заступничестве Божественных Пророков и ангелов по воле и желанию Всевышнего Аллаха, неоднократно приводимые в Священном Писании, не приведены в смысле поклонения. Точно также, как и просьба в помощи Божественных Пророков (Мир им!) (тавассуль) в том смысле, что пророки, обращаясь за помощью к Всевышнему решали трудности и проблемы людей. А не так, чтобы это считалось поклонением самим Пророкам. Всё это не имеет никакого противоречия с единобожием деяний и единобожием поклонения. Подробное изложение данной темы, будет приведено в главе о пророчестве.
10. Глубина Чистейшей Сущности Бога, сокрытая от взоров людей.
Мы убеждены в том, что воздействие существования Всевышнего наполняет все миры бытия, но всё же истина сущности Бога до конца не ясна ни одному человеку. Никто из людей не способен познать всю глубину Его Сути, так как Суть Бога бескрайна с любой точки зрения, а мы же ограничены. Именно по этой причине мы не можем охватить всю Его Суть, а Бог охватывает своим познанием всё: «Воистину, Он объемлет [знание] всё сущее».[35] В другой суре Священного Корана сказано: «Аллах объемлет их деяния [знанием]».[36]
В известном хадисе от дорогого Посланника Аллаха (ДБАР) говорится: «Мы не поклонялись Тебе так, как этого заслуживает Твоя Сущность, и не познали Тебя таким, каким должно быть истинное познание».[37]
И всё же мы не должны ошибаться в данном аспекте. Слова, вышеприведённого хадиса не надо понимать в том смысле, что если мы ограничены в понимании Чистейшей Сущности Бога, то из-за наших ограниченных познаний в данном вопросе, вообще необходимо прекратить всякие поиски на этом пути и ограничиться только лишь словесным поминанием Бога, ибо мы не в состоянии целиком постичь Его нашим разумом. Нет, мы никогда не принимаем такую неверную точку зрения, потому что Преславный Коран и другие Небесные Писания были ниспосланы для познания нами Создателя. Можно привести ещё дюжину примеров на данную тему. Например, мы в действительности не знакомы с истиной нашей души. Однако вне всякого сомнения, мы вкратце знакомы с тем, что душа существует, а также замечаем её воздействие. В одном известном хадисе от имама Мухаммада бин Али аль-Бакира (ДБМ) говорится: «Каждая вещь, которую в её действительном значении вы вообразите в своём уме, создана вами и подобна вам самим. Она возвращается к вам же (Аллах же превыше и предпочтительней этого)».[38]
В другом хадисе от повелителя правоверных Али бин Аби Талиба (ДБМ), ясный и верный путь познания Всевышнего Аллаха, выражен такими прекрасными словами: «Всемогущий Аллах не создал разум так, чтобы тот был в состоянии познать все атрибуты Бога, но в то же время, и не ограничивал его в необходимом для этого познании».
11. Не сравнивать и не прекращать.
Мы убеждены в том, что приостановка и прекращение познания Всевышнего и Его атрибутов не является правильным делом. Точно также как и впадение в такую крайность, как сравнение, является ошибкой и многобожием. То есть, мы не можем сказать, что мы не в состоянии постичь Пречистую Сущность Бога и не имеем никакого пути для этого познания. Просто невозможно сравнить Его с другими творениями, ибо это или путь крайностей и излишеств, или же недооценок. Будьте здесь очень внимательны!
Вторая часть
Третья часть
Четвёртая часть
Пятая часть
Вопрос имамата
(духовно-политического руководства)
44. Имам, существующий всегда.
Мы убеждены в том, что точно так же как премудрость Всевышнего Аллаха требует ниспослания для человечества Божественных Пророков (Мир им!), то эта же самая Божественная премудрость требует, чтобы после Пророков во все времена, среди людей от Всевышнего Создателя присутствовал духовно-политический руководитель (имам), сохраняющий Божественную религию и шариат Пророков Аллаха от искажений и изменений. Он должен пояснять потребности времени, призывать людей к Аллаху, и к деяниям религии, принесённой Пророками Аллаха. В противном случае создание и цель человека – его совершенство и счастье, было бы тщетным и безрезультатным, ибо человек свернул бы с Божественного пути и потерял шариат Пророков, а человечество блуждало бы в растерянности и беспомощности. Именно по этой причине мы убеждены в том, что после дорогого Посланника Аллаха (ДБАР) во все времена среди людей должен быть имам. В Священном Коране Аллах говорит нам: «О вы, которые уверовали! Страшитесь Аллаха и будьте вместе с правдивыми».[127]
Этот аят Священного Корана не относится к какому-то специальному времени, а пребывание вместе с правдивыми, оговаривается здесь без каких-либо условий. Это указывает на то, что во все времена среди людей должен быть непорочный духовно-политический руководитель, дабы люди следовали за ним. Многие толкователи Священного Корана, как сунниты, так и шииты в своих тафсирах указывали на этот аят.[128]
45. Истина имамата.
Мы убеждены в том, что имамат не является только лишь одним наглядным государственным постом. Это очень высокий морально и духовно ответственный пост, а имам, кроме руководителя исламским государством, также является ответственным за все религиозные и мирские дела. Он должен направлять души и разум людей, защищать шариат Пророка Ислама (ДБАР) от любого вида искажений и изменений, и кроме того, воплощать в жизнь ту истину, ради которой на дорогого Посланника Аллаха (ДБАР) была возложена пророческая миссия. Это и есть то, высокое положение, которое Аллах возложил на Пророка Ибрахима-Халила, после достижения его светлостью положения Пророка и Посланника, после победы в различных и многочисленных экзаменах. Его светлость Ибрахим (ДБМ) просил этого высокого положения и для своих потомков, но в ответ услышал, что никогда этот величайший пост не попадёт в руки нечестивцев и злодеев. Эта история приводится Священном Коране в суре «Аль-Бакара» (Корова). Аллах говорит об этом так: «[Вспомни], как испытал Господь Ибрахима повелениями и как тот выполнил их. Тогда Господь сказал: “Воистину, Я сделаю тебя предводителем”. Ибрахим спросил: “А моё потомство?” Аллах ответил: “Мой завет не распространяется на нечестивцев”».[129]
Без сомнений, положение имама и вопрос имамата не может заключаться только лишь в видимом управлении государством. Ведь если бы это было так, то вышеприведённый аят, не имел бы такого чёткого смысла. Мы убеждены в том, что все основные Божественные Пророки, обладатели великой решимости, имели также пост имама (духовно-политического руководителя). То, что они представляли в своей миссии посланников, Пророки утверждали правильность своих поступков. Они были и духовными и светскими вождями, как внешне, так и внутренне. Непосредственно это касается и Посланника Аллаха (ДБАР), который в самом начале своей пророческой миссии обладал положением имама и Божественного вождя. Деятельность его светлости не ограничивалась только лишь передачей Божественных откровений. Мы убеждены в том, что после Посланника Божьего (ДБАР), линия имамата была продолжена его потомством. Учитывая пояснение вопроса имамата, приведённое нами выше, становится понятно, что достижение такого положения, очень тяжело и ответственно. Как с точки зрения набожности (то есть богобоязненности до степени безгрешия), так и с точки зрения знаний, науки, религии, психологии людей, их потребностей в любое время, и в любом месте. Обратите своё внимание на этот вопрос.
46. Имам безгрешен и безошибочен.
Мы убеждены в том, что имам должен быть безгрешным и непорочным от любых видов ошибок и оплошностей. И об этом также сказано в тафсире 124 аята, суры «Аль-Бакара» (Корова). Всё это не под силу в полной мере ни одному человеку, кроме безгрешного и непорочного. Так, как через имама, мы приобретаем основы нашей религии с её второстепенными положениями, то именно поэтому мы убеждены в том, что слова имама, точно также, как и его деяния и пояснения – являются доказательством и аргументом шариата. Когда мы говорим – пояснения, то имеем ввиду, что если в присутствии имама совершили какой-то поступок, а его светлость не опроверг его, то значит, в таком случае молчание имама как бы визирует это дело, то есть одобряет его и не запрещает.
47. Имам защитник шариата.
Мы убеждены в том, что имам никогда и ни за что не устанавливает сам, по своей прихоти мусульманское право и новые законы, так как задача имама – защита шариата и религии Посланника Аллаха (ДБАР). Цель непорочного и безгрешного руководителя – агитация и пропаганда, обучение и защита, религиозное руководство людьми и защита их прав со стороны Священной религиозной школы.
48. Имам – самый осведомлённый в Исламе, среди всего человечества.
Мы также убеждены в том, что имам должен быть в совершенстве осведомлённым во всех основах и второстепенных вопросах религии, в религиозных предписаниях и положениях, в смыслах и толкованиях аятов Священного Корана. Знание имама во всех этих науках, носит Божественный характер и свойства. При этом всё это непосредственно достигнуто через Пророка Ислама (ДБАР). Да, имам обладает такими бескрайними знаниями, что может в полной мере отвечать доверию людей и следовательно, они могут опираться на него в вопросах Исламской истины.
49. Имам должен быть утверждён Аллахом и Пророком (ДБАР).
Мы убеждены в том, что имам должен быть утверждён чёткими и ясными высказываниями Пророка Ислама (ДБАР). А также каждый предыдущий имам, должен назначать последующего. Поясняя это несколько другими словами, можно сказать, что имам в этом отношении подобно Пророку назначается со стороны Аллаха (при посредстве Пророка назначается на этот пост, точно таким же образом, как в аяте, связанном с определением на пост имама, Пророка Ибрахима (ДБМ): «Воистину, Я сделаю тебя предводителем (имамом)».[130] Можно лишь добавить к этому определению то, что имам должен обладать богобоязненностью до границ безгрешия и непорочности), наивысшими знаниями до границ, охватывающих все предписания и обучения Божественной религии, без всякого вида ошибок и прегрешений. Определить такого человека ни в состоянии никто, кроме самого Создателя и Его Пророка. Именно поэтому мы не признаём имамат непорочных имамов по выбору обычных, подверженных греху людей.
50. Имамы определились при посредстве Посланника Аллаха (ДБАР).
Мы убеждены в том, что дорогой Посланник Аллаха (ДБАР) определённо высказался об имамах, последующих после его светлости. В одном их известных сборников хадисов «Сакалайн», Пророк (ДБАР) сказал об этом в общем виде. В «Сахихе» Муслим написано, что Посланник Аллаха (ДБАР), в местности под названием Гадир Хум, что находится между Меккой и Мединой, обратился к людям с проповедью. В которой его светлость произнёс следующую речь: « Близко то время, когда я покину вас (навсегда). Я оставляю среди вас две драгоценности. Первая из них – это Книга Аллаха, в которой завет и руководство … и моё семейство. Я завещаю вам ради Бога, чтобы вы не забывали о моём роде (это предложение Пророк (ДБАР) повторил три раза)».[131]
Этот же смысл приведён в «Сахих» Термези, а помимо этого со всей ясностью сказано: «Если вы будете неразлучны с этими двумя драгоценностями, то никогда не собьётесь с верного пути».[132] Этот же хадис также приведён в «Сунан» Дарами,[133] в «Хасане» Ниса’и,[134] в «Маснад-е» Ахмада,[135] и в большинстве других наиболее известных исламских книгах. Нет никаких сомнений в авторитетности и компетентности этого хадиса, и ни один мусульманин не может отрицать его. Из данных хадисов становится, очевидно, что Пророк Ислама (ДБАР) не один раз, а многократно, и в различное время повторял эти слова. А кроме этого, также ясно и понятно, что всё семейство Посланника Аллаха (ДБАР) не может занимать такого высокого положения рядом со Священным Кораном. Следовательно это указывает на непорочных имамов рода Пророка (ДБАР) (лишь только в некоторых слабых и сомнительных хадисах вместо слова «мой род», приведено «моя сунна»). Мы обратимся к следующему известному хадису, приведённому в известнейших исламских книгах, в «Сахих» Бухари, «Сахих» Муслим, «Сахих» Термези, «Сахих» Давуд, и «Муснад» Ханбала и многих других. В этих книгах говорится, что Посланник Божий (ДБАР) сказал следующее: «Исламская религия прочна и устойчива до Дня воскресения и до тех пор, пока вами будут руководить двенадцать халифов. И все они из курайшитов».[136]
Мы убеждены в том, что толкование этого хадиса возможно только в соответствии с вероубеждением, которое имеют последователи Пророка Ислама (ДБАР) и двенадцати непрочных имамов из его рода (ДБМ), то есть шииты – имамиты, и никакого другого убеждения кроме этого здесь невозможно представить.
Подумайте, разве возможно ещё какое-нибудь правильное толкование данного хадиса?
51. Назначение Али бин Аби Талиба (ДБМ, Пророком Ислама (ДБАР).
Мы убеждены в том, что дорогой Посланник Аллаха (ДБАР) неоднократно, повинуясь повелениям Всемогущего Аллаха, представлял Али бин Аби Талиба (ДБМ) в качестве своего преемника и заместителя. Так же это событие произошло в местности Гадир Хум, во время возвращения Посланника Аллаха (ДБАР) со своего последнего хаджа. В присутствии большого количества паломников и своих сподвижников Пророк Аллаха (ДБАР) прочёл проповедь, а после произнёс известные слова: «О люди! Разве я не более вас покровительствую над вами, чем вы сами?». Люди ответили: «Да это так!». Тогда его светлость сказал: «Тот, для кого я повелитель, господин и покровитель, тому и Али повелитель и покровитель».[137]
Так, как наше цель вовсе не состоится в том, чтобы пуститься на поиски доказательств этого вероубеждения, настаивать на своём, ссориться с кем-то из-за этого и вступать в многочисленные прения, то скажем только то, что невозможно с лёгкостью пройти мимо вышеприведённого хадиса, или истолковать эти слова как обычную дружбу, или любовь Посланника Аллаха (ДБАР) к Али (ДБМ).
Неужели дорогой Посланник Аллаха (ДБАР) устроил бы всю эту церемонию и привёл все эти доказательства, только лишь чтобы сказать о простой дружбе и любви к Али бин Аби Талибу? Разве этот хадис не соответствует словам ибн Асира в его книге «Камаль», говорящей о том, что в самом начале пророческой миссии его светлости Мухаммада (ДБАР), после ниспослания аята «И увещевай свою ближайшую родню» дорогой Посланник Аллаха (ДБАР) собрал своих родственников, рассказал им об Исламе и призвал к поклонению Единому Аллаху. Затем Пророк Аллаха (ДБАР) сказал: «Кто из вас готов помочь мне в этом деле, чтобы стать моим братом, заместителем и покровителем среди вас?». Никто из присутствующих не откликнулся на призыв Посланника Божьего (ДБАР), кроме Али бин Аби Талиба, сказавшего: «Я, Посланник Аллаха, твой помощник в этом деле». Пророк (ДБАР) указал на его светлость Али (ДБМ) и произнёс: «Этот подросток мой брат, попечитель и халиф среди вас».[138] Разве это не то же самое, о чём Посланник Аллаха (ДБАР) ещё раз хотел пояснить и подтвердить в самые последние часы своей жизни?
Как приводится в книге «Сахих» Бухари, Пророк Аллаха (ДБАР) повелел: «Принесите письменные принадлежности, чтобы я написал вам то, благодаря чему вы никогда не собьётесь с верного пути». В продолжение этого хадиса написано, что некоторые противодействовали Пророку (ДБАР), и даже оскорбили его светлость, чиня препятствия в написании последнего решающего письма.[139] Здесь мы вновь повторяем, что наша цель - известить о нашем вероубеждении и привести многочисленные доводы и аргументы. Мы не желаем достичь чего-то более этого, а если бы это было не так, то и наш диспут принял бы другой характер.
52. Утверждение предыдущим имамом, последующего имама.
Мы убеждены в том, что каждый их двенадцати непорочных имамов рода Пророка Ислама (ДБАР), был утверждён предыдущим имамом. Первым среди них, был имам Али бин Аби Талиб (ДБМ), затем его сын имам Хасан Муджтаба (ДБМ), затем второй сын Али, имам Хусейн бин Али (ДБМ), предводитель мучеников за веру (шахидов), за ним следует его сын Али бин Хусейн (ДБМ), после него его сын Мухаммад бин Али аль-Бакир (ДБМ), потом его сын Джа’фар бин Мухаммад ас-Садик (ДБМ), затем его сын Муса бин Джа’фар (ДБМ), затем его сын Али бин Муса ар-Риза (ДБМ), после него его сын Мухаммад бин Али ат-Таки (ДБМ), затем Али бин Мухаммад ан-Наки (ДБМ), потом Хасан бин Али аль-Аскари (ДБМ), затем его сын, последний из имамов - Мухаммад бин Хасан аль-Махди (Да ускорит Аллах его пришествие!).
Мы также убеждены в том, что последний имам жив в настоящее время. Конечно же вера в присутствие имама Махди, который наполнит землю справедливостью и правосудием, (точно так, как ранее она была заполнена злом и насилием), не относится только лишь к нашей религиозно-правовой школе. Все мусульмане имеют такое вероубеждение, а некоторые из известных суннитских учёных написали немало самостоятельных и независимых книг, об авторитетности и компетентности хадисов об имаме Махди. Несколько лет тому назад в издании «Рабата аль а’лям аль-Ислами», выходящем в Саудовской Аравии, в ответ на вопрос об имаме Махди, бесспорно подтверждалось его пришествие и приводились многочисленные доказательства этому, взятые их известных и авторитетных книг, и доводящие цепь передатчиков хадисов к самому Пророку Ислама (ДБАР).[140] Однако многие мусульмане уверены, что имам Махди родится перед концом света. Мы же убеждены в том, что он - двенадцатый имам, живущий среди нас, и непременно через определённое время, Всевышний Аллах возложит на него эту обязанность. Имам Махди восстанет, чтобы покончить на земле со злом и несправедливостью, и установить на ней государство правосудия и справедливости.
53. Али бин Аби Талиб (ДБМ) – наилучший среди сподвижников Пророка Аллаха (ДБАР).
Мы убеждены в том, что Али бин Аби Талиб (ДБМ), был наилучшим среди всех сподвижников Посланника Аллаха (ДБАР). После Пророка Ислама (ДБАР) его светлость Али (ДБМ) имел первое положение среди всей исламской нации. Но даже при всём этом, мы считаем запрещённым религиозным деянием (харам-ом) всякое преувеличение по этому поводу. Мы убеждены в том, что те люди, которые ставят Али бин Аби Талиба (ДБМ) на место Всевышнего Аллаха или кем-то подобным этому являются неверующими, вышедшими из рядов мусульман. Мы питаем отвращение и ненависть к их неверным вероубеждениям. К великому сожалению их имя перемешалось с именем шиитов, что стало причиной многочисленных ошибок в этом вопросе. В то время, когда учёные, последователи Пророка (ДБАР) и непорочных имамов рода Пророка (шииты-имамиты) всегда в своих книгах считали и считают таких людей группой чужеродной исламской религии.
54. Сподвижники Пророка Ислама (ДБАР) перед арбитражем разума и историей.
Мы убеждены в том, что среди сподвижников дорогого Посланника Аллаха (ДБАР) были великие, выдающиеся, преданные и самоотверженные личности. Священный Коран и исламские предания имеют очень много историй, посвящённых им. Однако наше суждение о них не состоит в том смысле, что мы считаем всех сподвижников Пророка Ислама (ДБАР) непорочными и безгрешными людьми, а их деяния всегда правильными и безошибочными. Потому что в самом Священном Коране имеется немало аятов, как например в суре «Ан-нур», или в суре «Аль-Мунафикин», или в других сурах, говорящих о лицемерии, интриганстве и неискренности, имевших место среди сподвижников Посланника Божьего (ДБАР). Эти аяты, имеют непосредственное отношение к ним, и даже Преславный Коран порицает и осуждает таких сподвижников. С другой стороны, среди них были люди, которые после кончины Посланника Аллаха (ДБАР) разожгли огонь междоусобной войны среди мусульман, нарушив тем самым свою присягу халифу и имаму того времени. В итоге всего этого была пролита кровь десятков тысяч мусульман. Разве мы можем после всех этих событий, считать этих людей чистыми и безвинными? Другими словами, как могут обе стороны, ведущие боевые действия против друг друга, (например во время воин Джамаль и Сеффейн) быть правы и безгрешны? Мы ни в коем случае, и ни за что не приемлем такую контрастность. Некоторые объясняют всё это тем, что каждый из сподвижников Пророка Ислама (ДБАР) проявлял своё мнение (иджтихад) в различных вопросах, и хотя одна сторона была за истину, а другая против, но так, как каждая из них действовала в соответствии со своим религиозным мнением, то есть на основе иджтихада, то они не получат из-за этого никакого наказания, а наоборот будут вознаграждены. Для нас очень трудно принять такую точку зрения. Как можно под предлогом иджтихада нарушить свою же присягу заместителю Пророка Ислама (ДБАР), затем разжечь огонь братоубийственной войны, проливать кровь безвинных людей? И если всё это кровопролитие можно объяснить обращением к помощи иджтихада, то тогда какие же действия невозможно пояснить этим же предлогом? Скажем яснее, мы убеждены в том, что все люди, даже и друзья Пророка Ислама (ДБАР), будут рассматриваться по своим деяниям. Кораническая основа: «Воистину, самый уважаемый Аллахом среди вас – наиболее благочестивый»,[141] будет справедлива и по отношению к сподвижникам Посланника Божьего (ДБАР). Именно поэтому, мы должны прояснить их положение на основании совершённых ими деяний, и уже затем после всего, вынести одно логическое суждение в отношении их. Мы говорим, что те, которые при жизни Пророка Ислама (ДБАР) были в рядах чистых сподвижников, и после кончины Пророка (ДБАР), так же боролись и защищали Ислам, оставшись верными своей клятве, принесённой на Священном Коране, то мы считаем их достойными людьми и проявляем к ним глубокое уважение и почитание. Те же, кто при жизни Пророка (ДБАР) был в рядах лицемеров, творил деяния, больно отражавшиеся на сердце дорогого Посланника Аллаха (ДБАР), а после кончины его светлости, изменил свой путь, совершив деяния, принёсшие вред Исламу и мусульманам, то мы не любим и не уважаем таких людей. Священный Коран говорит нам: «Среди тех, кто верует в Аллаха и Судный день, ты не найдёшь людей, которые любили бы тех, кто враждебен Аллаху, если даже это их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их Своим духом».[142]
Да, те, которые при жизни Пророка Ислама (ДБАР) и после кончины его светлости приносили вред Исламу и мусульманам, согласно нашему убеждению недостойны никакой похвалы. И всё же, не нужно забывать о том, что многие из сподвижников Посланника Божьего (ДБАР) проявили огромные усилия на пути прогресса Ислама, получив за это похвалу и признательность со стороны Всемогущего Аллаха. Так же и те, которые пришли после этих сподвижников, или те, которые появятся на свет в будущем, но продолжают эту линию праведных сторонников Пророка Ислама (ДБАР), достойны похвалы и почитания за это.
В Преславном Коране об этом говорится так: «