Православные храмы, одежда и богослужение-отнятие «ежедневного служения»
58. Структура храма.По православному учению, храм - Дом Божий, в котором невидимо обитает Господь, окруженный сонмом ангелов и святых. Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете указания, каким должен быть храм для богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.Как ветхозаветный храм (вначале - скиния Завета) разделялся на три части: святая святых, святилище и двор, - так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма и притвор.
59. В официальном христианствефункции Святого Святых, исполняет церковныйалтарь. Он располагается в восточной (самойпочётной) сторонехрама, к которойвовремямолитвыобращенылицаверующих. В русскихправославных храмах алтарьотделен от основной части храмастенойиконостаса, иногдадостигающейпотолка. Входить тудавовремялитургиимогут только священнослужители. Чем не «святая святых»?
60. По существуалтарь в христианскомхраме – тот же, чтожертвенник, используемый в обрядежертвоприношения. Церковь и не думает этогоскрывать: «Алтарьлатинское слово, значит„возвышенныйжертвенник“, так как он устраивается на возвышении, и в нем на св. престолекаждуюЛитургиюприноситсябескровная жертва тела и крови Христовой»[3].
61. Как святая святых тогда означало, так и теперь алтарь означает Царство Небесное. В Ветхом Завете во святая святых мог входить только первосвященник, да и то один раз в год, и лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей Крови, страданиями на Кресте, откроет Царство Небесное для всех. Вот почему, когда Христос умер на Кресте, завеса в храме, закрывавшая святая святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему.
62. С откровенностьюЦерковьобъясняет, имитациейчегослужиталтарь: «Чтоизображаетсобойалтарь? Алтарьизображает небо. Чтомывидим в алтаре? В алтаремывидим: 1) св. престол, 2) жертвенник и 3) горнееместо. Чтотакое св. престол? Престол – самаясвятаячасть в алтаре: на нем невидимо какЦарь, восседит Господь, принимаетмолитвы и раздает Свою благодать. Чтоозначает собою престол? Он означаетнебесный престол Божий, с которого Бог, какЦарь, управляет миром»[4].
63. Алтарь - самая главная часть храма. В алтаре совершается священнослужителями богослужение и находится самое святое место во всем храме - Святой Престол, на котором совершается таинство Жертвы Тела и Крови Христовой. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значит «возвышенный жертвенник». Православные храмы строятся алтарем на восток - в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для них «Восток», от Него воссиял Божественный Свет. В церковных молитвах они говорят об Иисусе Христе: «Солнце правды», «с высоты Востока», «Восток свыше», «Восток имя Ему».
64. Святым Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижней - белой, из полотна, и верхней из более дорогой материи, большей частью из парчи.
65. На престоле таинственно, невидимо присутствует Сам Господь как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.
66. За престолом стоит семисвечник, то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним — запрестольный крест. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом, оно обычно делается возвышенным. Налево от престола, в северной части алтаря, стоит жертвенник.
67. На престоле находятся: антиминс, Евангелие, Св. крест, дарохранительница и дароносица.
68. В алтаре хранятся также кадильницы, или кадило, употребляемые для каждения фимиамом (ладаном). Каждение установлено еще в ветхозаветной церкви Самим Богом.Каждение перед св. престолом и иконами выражает наше почтение и благоговение к ним. Каждение, обращенное к молящимся, выражает пожелание, чтобы молитва их была усердной и благоговейной и легко бы возносилась к Небу, подобно дыму кадильному, и чтобы благодать Божия так осеняла верующих, как окружает их дым кадильный. На каждение верующие отвечают поклоном.
69. С правой стороны от алтаря устраивается ризница. Так называется помещение, где хранятся ризы, т.е. священные одежды, употребляемые при Богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается богослужение. Также там находиться кивот(греч.ящик, ковчег) - небольшой застекленный ящичек илиспециальный застекленный шкаф, в который ставятся иконы.
70. Антиминс-вноязыческий элемент. В дни Ветхого Завета принесение мертвеччинысчиталось осквернением святилища.
71. «Святому» соответствует в нашем православном храме средняя часть храма.
72. От средней части храма алтарьотделен иконостасом. В святилище ветхозаветного храма никто не имел права входить, кроме священников. В правоославном храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.
73. Католическиекостёлы и православные церкви наполнены образами христианского Бога вовсехеготрехипостасях, а так же изображенияминебесныхжителей – ангелов, пророков, апостолов, святых – в виде скульптур, фресок, картин и икон.«Почемухрамы, особенно в иконостасе, бываютукрашены св. иконами и священными картинами? Это потому, что храм есть небо на земле, а Бог на небеокруженсвятымиСвоими: Ангелами и св. человеками» – объясняетЦерковь[5].
74. Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, выступает значительно вперед, в среднюю часть храма и называется солеёй. Середина солеи, возвышение перед Царскими вратами, называется амвоном, т.е. восхождением. На амвоне диакон произносит от лица молящихсяектении (молитвенные прошения) и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и св. причастие. По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов. У клиросов стоят хоругви - изображения Лика Спасителя или Пресвятой Богородицы на материи или металле, прикрепленные к длинным древкам. Их носят во время крестных ходов как церковные знамена.
75. В храме имеется еще "канунник", так именуется низенький столик, на котором стоит изображение Распятия и подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т.е. заупокойные богослужения. Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.
76. Аналой
77. Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме трапезная или притвор, третья часть храма, пристроенная к нему, в отличие от алтаря, не с востока, а с запада. Раньше предназначался для лиц, не имевших права входить в храм. Здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства Крещения. Затем, иногда, тяжело согрешившие и отступившие от Церкви. Их временно посылали стоять в притворе для исправления. Теперь в этом отношении притвор существенного значения не имеет.