Знание, достаточное в вопросах убеждений.

Аль иктисаду филь и'тикад.

Знание, достаточное в вопросах убеждений.

Автор Абдуль Гъани аль Макдиси.

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху, Господу миров!

Пусть Аллах благословит нашего пророка Мухаммада, его семью и всех его сподвижников!

Автором этой книги является имам аль-Хафиз Абу Мухаммад ′Абд уль-Гъаний ибн ′Абд уль-Уахид ибн ′Али ибн Сурур ибн Рафи′ ибн Хусейн ибн Джа′фар аль-Макдиси аль-Джамма′или.

Он родился в 541-ом г.х., а скончался в понедельник 23 числа месяца Раби′ аль-Аууаль в 600-ом г.х.

Основой этого перевода послужили лекции уважаемого брата Руслана абу Ибрахима, да хранит его Аллах, которые были проведены им в Даммадже (Йемен). При подготовке примечаний мы также опирались на разъяснения данной книги, сделанные обладателями знания.

Уважаемый читатель, обращай особое внимание на добавленные нами примечания, так как в них содержатся важные пояснения.

Просим Аллаха Всевышнего, чтобы Он наделил нас искренностью в словах и деяниях, и вёл нас по прямому пути!

Содержание книги:

· 1 Вступление автора. Стр.: 3.

· 2 Путь праведных предшественников в вопросах имён и атрибутов Аллаха Всевышнего.Стр.: 4.

· 3 Возвышенность Аллаха. Стр.: 9.

· 4 Лик Аллаха. Стр.: 15.

· 5 Нисхождение Аллаха. Стр.: 17.

· 6 Две Руки Аллаха. Стр.: 24.

· 7 Любовь, Воля, желание, Смех, Радость, Удивление, Ненависть, Гнев, Довольств. Стр.: 26.

· 8 Душа (нафс) Аллаха. Стр.: 29.

· 9 Видение верующими Господа в День Воскресения. Стр.: 30.

· 10 Речь Аллаха. Стр.: 32.

· 11 Коран – это Речь Аллаха. Стр.: 33.

· 12 Вера в предопределение. Стр.: 46.

· 13 Аль-Исра и аль-Ми′радж. Стр.: 48.

· 14 Видение посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Всевышнего Господа в ночь вознесения на небеса. Стр.: 49.

·15 Заступничество. Стр.: 54.

· 16 Вера в Водоём, вера в наказание могилы, Рай и Ад, а также Весы. Стр.: 56.

· 17 Столпы и сущность веры (имана), её уменьшение и увеличение. Стр.: 61.

· 18 Выход ад-Даджаля, снисхождение ‘Исы и убийство им ад-Даджаля. Стр.: 66.

· 19 Вера в ангела смерти и в то, что Муса, мир ему, выбил ему глаз. Стр.: 67.

· 20 Отличительные качества посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Стр.: 69.

· 21 Сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Стр.: 70.

· 22 Следование за Сунной. Стр.: 76.

Вступление автора.

С именем Аллаха, Милостивого Милосердного! [1] Господь мой, облегчи и помоги! Хвала одному лишь Аллаху! Нам достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель!

Хвала Аллаху, Единственному обладателю совершенства и вечности [2], могущества и величия. Он описан атрибутами и именами. У Него нет ни подобных, ни равных. [3]Его знание относительно Своих творений опередило появление самих творений [4], а согласно Его справедливому предопределению кто-то стал счастливым, а кто-то – несчастным. [5]Аллах возвысился над Троном Своим превыше небес.

Пусть Аллах благословит господина пророков и посланников — Мухаммада, указывающего на ясный путь и шариат, а также его семейство и пречистых и богобоязненных сподвижников вплоть до дня встречи с Аллахом!

[1] [Автор, да смилуется над ним Аллах, начал это послание со слов ″С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного″,следуя Книге Аллаха Всевышнего. Ведь, первое, что ты видишь, открывая Коран, это слова ″С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного″перед каждой сурой, кроме суры «ат-Тауба». Начинание посланий и книг этими словами – это следование за Книгой Аллаха.Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начинал свои письма к правителям и вождям племен с этих слов, когда призывал их к Исламу. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно начинал с этих слов и свои разговоры. Всё это указывает на то, что начинание со слов ″С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного″— это Сунна посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Также и Сулейман, мир ему, когда писал письмо к Билкис царице Савской, начал его словами ″С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного″. Аллах Всевышний сказал: «Она(царица Савская)сказала: «О знать! Мне было брошено благородное письмо. Оно — от Сулеймана, и в нем сказано: “Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Не превозноситесь предо мною и явитесь ко мне покорными(Аллаху)”»».(Сура ан-Намль, аяты 29-31)].

[2] [Поистине, Аллах Всевышний – Живой и не умирает. Аллах Всевышний сказал: «Уповай на Живого[на Аллаха], Который не умирает, и прославляй Его хвалой».(Сура аль-Фуркан, аят 58). А также: «Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика».(Сура аль-Касас, аят 88). А также: «Все на ней[на Земле]смертны. Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием».(Сура ар-Рахман, аяты 26-27)].

[3] [Аллах Всевышний сказал: «Нет никого (и ничего) подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий».(Сура аш-Шура, аят 11)].

[4] [Аллах Всевышний сказал: «Аллах объемлет знанием всякую вещь».(Сура ат-Таляк, аят 12). А также: «Он[Аллах]объемлет знанием все, что с ними[с ангелами и посланниками], и Он исчислил всякую вещь». (Сура аль-Джинн, аят 28)].

[5] [Аллах Всевышний сказал: «Мы отправили к каждой общине посланника(повелев ему, чтобы он сказал им): «Поклоняйтесь(только одному)Аллаху и избегайте ложных божеств[не служите и не поклоняйтесь шайтанам, идолам, умершим и никому и ничему, кроме Аллаха]!» Среди них есть такие, которых Аллах наставил на прямой путь, и такие, которым было справедливо предначертано заблуждение».(Сура ан-Нахль, аят 36). А также: «Разве тот, кому его злодеяние представлено прекрасным, и кто считает его благом, равен тому, кто следует прямым путем? Воистину, Аллах вводит в заблуждение того, кого пожелает(оставляя его без Своей помощи), и ведет прямым путем того, кого пожелает».(Сура Фатыр, аят 8)].

Возвышенность Аллаха.

Из тех атрибутов, которыми Аллах Всевышний описал Себя в Своём Писании, и о которых сообщил Его пророк, да благословит его Аллах и приветствует – Его вознесение над Своим Троном, о чём Он поведал Сам.[И после этих слов автор книги, да помилует его Аллах, упомянул семь аятов, в которых Аллах Всевышний ясно указывает на то, что Он возвысился над Своим Троном. Поэтому тем, кто отрицает возвышенность Аллаха над Троном, следует ответить словами Всевышнего: «Вы лучше знаете или же Аллах?»Сура аль-Бакара, аят 140].

Аллах Всевышний сказал в суре «аль-А′раф»:

﴿ إِنَّ رَبَّكُمُ اللّهُ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ ﴾

«Воистину, ваш Господь — Аллах, Который сотворил небеса и землю(из небытия)за шесть дней, а затем возвысился над Троном».[Сура аль-А′раф, аят 54].

Также Он сказал в суре «Йунус»:

﴿ إِنَّ رَبَّكُمُ اللّهُ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ ﴾

«Воистину, ваш Господь — Аллах, Который создал небеса и землю(из небытия)за шесть дней, а потом возвысился над Троном».[Сура Йунус, аят 3].

Также Он сказал в суре «ар-Ра′д»:

﴿ اللّهُ الَّذِي رَفَعَ السَّمَاوَاتِ بِغَيْرِ عَمَدٍ تَرَوْنَهَا ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ ﴾

«Аллах вознес небеса без опор, которые вы могли бы увидеть, а затем возвысился над Троном».[Сура ар-Ра′д, аят 2].

Также Он сказал в суре «Та Ха»:

﴿ الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى ﴾

«Милостивый возвысился над Троном».[Сура Та Ха, аят 5].

Также Он сказал в суре «аль-Фуркан»:

﴿ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ ﴾

«А затем Он возвысился над Троном».[Сура аль-Фуркан, аят 59].

Также Он сказал в суре «ас-Саджда»:

﴿ اللَّهُ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَمَا بَيْنَهُمَا فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ ﴾

«Аллах — Тот, Кто создал небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а затем возвысился над Троном».[Сура ас-Саджда, аят 4].

Также Он сказал в суре «аль-Хадид»:

﴿ هُوَ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ ﴾

«Он — Тот, Кто сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем возвысился над Троном».[Сура аль-Хадид, аят 4].

Это – семь аятов, в которых Аллах Всевышний поведал о том, что Он над Троном.

Абу Хурайра [1], да будет доволен им Аллах, сказал: ― Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:«Поистине, Аллах, прежде чем сотворить творения, записал: ”Поистине, Моя милость опережает Мой гнев”, и эта надпись возле Него над Троном [2]».[аль-Бухари, 3194, 7404, 7422; Муслим, 2751].

[1] [Абу Хурайра ‘Абду-р-Рахман ибн Сахр ад-Дауси. Он был одним из величайших сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и передал наибольшее число хадисов. Принял Ислам в 7 г. х., когда мусульмане покорили Хайбар, а затем переселился в Медину и почти не отходил от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вплоть до его кончины. Скончался в 59 г. х.].

[2] [После упоминания аятов Корана, повествующих о вознесении Аллаха над Своим Троном, автор книги, да помилует его Аллах, приступил к упоминанию доводов о возвышенности Аллаха над творениями. Об этом много говорится и в Коране. Аллах Всевышний сказал: «Они[ангелы]боятся своего Господа, Который над ними, и совершают то, что им велено».(Сура ан-Нахль, аят 50). А также: «Он[Аллах]— Одолевающий и находится над Своими рабами».Сура аль-Ан′ам, аят 18].

А со слов аль-′Аббаса ибн ′Абд уль-Мутталиба, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, как-то раз упомянул семь небес и то, что между ними, после чего сказал:«А над семью небесами находится море. Между поверхностью этого моря и его дном расстояние, равное расстоянию между одним небом и другим. А над этим морем восемь горных козлов. Между копытами этих горных козлов и между их коленями расстояние, равное расстоянию между одним небом и другим. А над их спинами находится Трон (′Арш), величина которого равна расстоянию между одним небом и другим. А Аллах Всевышний над этим Троном». [Абу Дауд, 4723; ат-Тирмизи, 3320; ибн Маджа, 193; Ахмад, 1/206-207.Этот хадис известен среди обладателей знания как «хадис о горных козлах». Но следует заметить, что цепочка передатчиков этого хадиса является слабой. На это, в частности, указал аз-Захаби, да помилует его Аллах. См. «аль-′Улю», стр. 50. Также на это указал шейх аль-Альбани, да помилует его Аллах. См. «Зылялю-ль-Джанна», стр. 254. Хотя среди обладателей знания были и те, кто назвал этот хадис хорошим. Например, ат-Тирмизи, приведя этот хадис, сказал: «Хороший, редкий». Также хорошим его назвал аль-Хаким Абу ‘Абдуллах в «аль-Мустадрак», 2/410. Однако, даже если этот хадис слабый, на возвышенность Аллаха указывают много других достоверных хадисов, не говоря уже об аятах Корана].

Супруга пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Умму Саляма, да будет доволен ею Аллах, и Малик ибн Анас, да помилует его Аллах, говорили относительно слов Всевышнего: «Милостивый возвысился над Троном»[Сура Та Ха, аят 5],следующее: «Возвышение не является чем-то неизвестным, а образ этого не поддается нашему разуму, подтверждение вознесения – это вера, а отрицание – неверие[1]». [2]

[1] [Это — правило, которое можно применить ко всем атрибутам. Например, кто-то приведёт тебе слова Всевышнего: «Его обе Руки простерты».(Сура аль-Маида, аят 64). А затем скажет: «Каковы же руки Аллаха?!»Ответь ему: «Что такое Руки – известно, а их образ – неизвестен, верить в них – обязательно, а вопросы об их образе – нововведение». Сказал ибн уль-Кайим, да помилует его Аллах: «Ответ Малика,да помилует его Аллах, касается всех вопросов, связанных с атрибутами Аллаха. Например, Аллах Всевышний сказал: ”Не бойтесь, ибо Я — с вами. Я слышу и вижу”.Кто-то может спросить: ”Как Аллах слышит и как видит?” Ему следует ответить этим ответом: ”Что такое слух и зрение – известно, а их образ не поддается нашему разуму”. То же самое следует ответить тому, кто спрашивает о знании Аллаха, о Его жизни, могуществе, желании, нисхождении на ближнее небо (в последнюю треть ночи), гневе, довольстве, милости, и так далее. Смыслы всех этих атрибутов – понятны, но их образ не поддается нашему разуму».См. «Мадариджу-с-Саликин», 2/86].

[2] [От Умму Салямы, да будет доволен ею Аллах, эти слова передает аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», 663. Также на эти слова указал ибн Хаджар в «Фатх уль-Бари», 13/406, и ибн Теймия в «аль-Фатауа», 5/365, однако назвав это сообщение слабым. Также аз-Захаби передал это сообщение от Умму Салямы, да будет доволен ею Аллах, и указал на то, что оно – недостоверно. См. «аль-′Улю», стр. 65. Что касается слов имама Малика, да помилует его Аллах, то они достоверны. Их передал аль-Бейхакы в книге «аль-Асма уа-с-Сыфат», стр. 516. Также эти слова упомянул хафиз ибн Хаджар в «Фатх уль-Бари» (13/406-407), назвав цепочку передатчиков крепкой (джеййид).

Шейх уль-Ислям ибн Теймия сказал: «Поистине, люди приняли эти слова и никто среди приверженцев Сунны не отрицал их».См. «Маджму′ аль-Фатауа», 13/309. Также эти слова передали аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», 664; Абу Ну′айм в «аль-Хилья», 6/325; ад-Дарими в «ар-Радд ′аля-ль-Джахмия», стр. 27; аз-Захаби в «аль-′Улю», 103].

Сообщается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Тем, в Чьей руке моя душа! Какой бы мужчина ни позвал свою супругу в постель, а она не пришла к нему, то непременно Тот, Кто над небесами будет гневаться на неё до тех пор, пока её муж не станет довольным (ею)[1]».[Аль-Бухари, 5193-5194; Муслим, 1436. Хадис с данным словом приводится именно у Муслима в одной из версий данного хадиса].

[1] [О том, что Аллах Всевышний над небесами, говорится и в Коране. Аллах Всевышний сказал: «Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто над небесами, не заставит землю поглотить вас?»(Сура аль-Мульк, аят 16). А также: «Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто над небесами, не нашлет на вас ураган с камнями?»(Сура аль-Мульк, аят 17). Об этом также говорится и в других хадисах. Например, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Милостивые (люди) – помилует их Милостивый! Проявляйте милость к тем, кто на земле, и тогда помилует вас Тот, Кто над небесами». Этот хадис передали Абу Дауд, 4941; ат-Тирмизи, 1924; Ахмад, 2/160; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 4/175. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 925].

Сообщается со слов Абу Са′ида аль-Худри [Са′д ибн Малик ибн Синан аль-Ансари. Известный сподвижник. Скончался в 74 г.х.],да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Неужели вы не доверяете мне, а, ведь, мне доверяет Тот, Кто над небесами! Известия с небес приходят ко мне утром и вечером».[аль-Бухари, 4351; Муслим, 1064].

Сообщается со слов Му′авии ибн уль-Хакама ас-Сулями, t, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал рабыне: «Где Аллах?!»,а она ответила: «Над небесами».Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Кто я?!»,а она ответила: «Ты – посланник Аллаха!»Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Освободи её, ибо она является верующей».[Муслим, 537; Абу Дауд, 930; ан-Насаи, 3/13, и другие].

Этот хадис передали Муслим ибн уль-Хаджадж, Абу Дауд и Абу ′Абду-р-Рахман ан-Насаи.

[Для более полного понимания следует привести данный хадис полностью, ибо этим словам предшествовало следующее событие.

Передают, что Му’ауия ибн уль-Хакам ас-Сулями рассказывал: «У меня была рабыня, которая пасла для меня овец близ горы Ухуд и Джауанийи. Однажды я решил узнать, сколько овец у меня в стаде, и оказалось, что одну овцу унёс волк. Я — такой же человек, как и другие люди, и я огорчаюсь, так же как и они, но я ещё и дал своей рабыне пощёчину. После этого я пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которому рассказал о том, что случилось, и он возвеличил это дело (в моих глазах). Затем я спросил:«О посланник Аллаха, не освободить ли мне её?»Он сказал:«Приведи её ко мне».Когда я привёл её к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, он спросил:«Где Аллах?»Она ответила:«Над небесами»Он спросил:«Кто я?»Она ответила:«Ты — посланник Аллаха»,и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Освободи её, ибо, поистине, она — верующая»».

Сказал имам ′Усман ибн Са′ид ад-Дарими, да помилует его Аллах: «Разве ты не видишь, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал признаком её веры – её знание о том, что Аллах над небесами?!»См. «ар-Радд ′аля-ль-Джахмия», стр. 17.

Сказал имам аз-Захаби, да помилует его Аллах: «В этом хадисе (указание на) две вещи. Во-первых, (указание на) узаконенность того, что мусульманин спрашивает: ”Где Аллах?”. А, во-вторых, (указание на) узаконенность того, что (человек), отвечающий на (этот) вопрос, говорит: ”Над небесами”. А кто отрицает два этих вопроса (вывода), тот выражает порицание самому избранному пророку,r».См. «аль-′Улю», стр. 46].

Кто же более невежественен, кто же более глуп, кто же более заблужден, чем тот, кто говорит, что нельзя задавать вопрос: «Где Аллах»?! И это после того, как сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, задал вопрос «Где Аллах».

[А, ведь, Аллах Всевышний сказал об этом посланнике: «Он[Мухаммад]не говорит по прихоти. Это — всего лишь откровение(от Аллаха), которое внушается».(Сура ан-Наджм, аяты 3-4). Сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Поистине, я больше любого из вас остерегаюсь наказания Аллаха и больше любого из вас знаю о Нём». Аль-Бухари, 20].

Передается, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:«Зейнаб бинт Джахш обычно хвалилась перед остальными супругами пророка, да благословит его Аллах и приветствует, говоря:”Вас выдали замуж ваши семьи, а меня выдал замуж Аллах с высоты семи небес”*». Передал аль-Бухари, 7420.

*[Аллах Всевышний выдал её замуж с высоты семи небес. Аллах Всевышний сказал: «Мы женили тебя(о, Мухаммад)на ней[на Зейнаб]».(Сура аль-Ахзаб, аят 37). А остальных супруг пророка, да благословит его Аллах и приветствует, выдавали замуж их попечители].

А со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что как-то раз посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул состояние верующего после смерти. Среди прочего он сообщил о том, что душу верующего возносят до небес, над которыми Аллах Всевышний. [Ахмад, 2/364; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 1/353. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ибн Маджа», 3/386].

Сообщается со слов Абу ад-Дарды [Это – славный сподвижник. Принял Ислам после битвы при Бадре. Скончался в Дамаске в 32-ом или 33-ем г.х.],да будет доволен им Аллах, который слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Если кто-то из вас или ваших братьев заболеет, то пусть говорит: ”Наш Господь – Аллах, Который находится над небесами. Твоё имя священно, Твое веление (распространено) на небесах и на земле подобно тому, как милость Твоя на небесах. Прости же нам наши проступки и грехи, поистине, Ты – Господь благих (людей). Ниспошли же милость и исцеление из Твоего исцеления на эту боль”. (Сказавший это) исцелится». Этот хадис передал Абу-ль-Касим ат-Табари. [См. «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна» (№ 648), автором которой является имам ат-Табари аль-Лялякаи. Также этот хадис передали Абу Дауд, 3892; Ахмад, 6/21, и другие. Шейх аль-Альбани назвал хадис слабым. См. «Да′иф аби Дауд», стр. 313-314. Однако существуют другие достоверные хадисы о тех заклинаниях, которые следует читать во время болезни. Например, передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приходил к больному или когда (больного) приносили к нему, он говорил: «Удали эту болезнь, Господь людей, и исцели! Ты — Исцеляющий, нет исцеления, кроме Твоего исцеления, (исцели же так, чтобы после этого) не осталось болезни!/Азхиби-ль-ба’са, Рабба-н-нас,-ишфи уа Анта-ш-шафи, ля шифа’а илля шифа’у-кя шифа’ан ля йугадиру сакаман!/». Передали аль-Бухари, 5675; Муслим, 2191].

Если мы начнём упоминать все доказательства из Корана и Сунны относительно этого вопроса, то эта книга станет очень большой.

Отрицающий возвышенность Аллаха после знания об этих аятах и хадисах является противоречащим Книге Аллаха и отвергающим Сунну посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

[После упоминания аятов и хадисов на эту тему, автор книги, да помилует его Аллах, упомянул несколько сообщений от праведных предшественников, и в частности данное сообщение от имама Медины Малика ибн Анаса, да помилует его Аллах].

Сказал Малик ибн Анас, да помилует его Аллах: «Аллах над небесами, а Его знание во всех местах. Нет такого места, о котором не знал бы Аллах».[Передали аль-Аджурри в «аш-Шари′а», стр. 289; ′Абдуллах ибн Ахмад в «ас-Сунна», № 11 (1/107); ибн Кудама аль-Макдиси в «Исбату Сыфати-ль-′Улю», № 76 (стр. 186); аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 673 (2/401)].

Сказал аш-Шафи′и, да помилует его Аллах: «Правление Абу Бакра – это истина! Аллах предопределил это над небесами и объединил вокруг него сердца сподвижников Своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует».[Передал ибн Кудама аль-Макдиси в «Исбату Сыфати-ль-′Улю», № 93 (стр. 181)].

Сказал ′АбдуЛлах ибн уль-Мубарак [аль-Маруази. Хафиз, шейху-ль-Ислям. Родился в 118-ом г.х., а скончался в 181-ом или в 182-ом г.х],да помилует его Аллах: «Мы знаем нашего Господа над семью небесами и Он отделён от Своих творений. И мы не говорим так, как говорят джахмиты: ”Он здесь”*»,— указав на землю.[Передали ′Абдуллах ибн Ахмад в «ас-Сунна», № 22, 598 (1/111, 307); аль-Бухари в «Хальку Аф′али-ль-′Ибад», стр. 8; ад-Дарими в «ар-Радд ′аля-ль-Джахмия», стр. 9; аль-Бейхакы в «аль-Асма уа-с-Сыфат», стр. 538; ибн Кудама аль-Макдиси в «Исбату Сыфати-ль-′Улю», № 83-84 (стр. 192-193)].

*[Как известно, группа из числа джахмитов, склонная к суфизму, открыто говорит, что Аллах находится везде. Этот вопрос, связанный с мнениями джахмитов относительно возвышенности Аллаха, разъяснил шейху-ль-Ислям ибн Теймия. См. «Маджму′ аль-Фатауа», 2/298-299].

Лик Аллаха.

Лик – это атрибут Аллаха, о котором сообщил Коран и достоверные предания.

[Приверженцы Сунны признают этот атрибут так же, как и все остальные атрибуты Аллаха, о которых говорится в Коране и достоверной Сунне. Они говорят, что у Аллаха такой Лик, какой подобает Его величию. Они не искажают этот атрибут и не отрицают его, но с другой стороны, они не уподобляют этот атрибут атрибутам творений и не представляют его образ. Приверженцы Сунны поступают в соответствии со словами Всевышнего: «Нет никого(и ничего)подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий».Сура аш-Шура, аят 11].

Аллах Всевышний сказал: «Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика*».[Сура аль-Касас, аят 88].

﴿ كُلُّ شَيْءٍ هَالِكٌ إِلَّا وَجْهَهُ ﴾

*[Аллах Всевышний – Вечен, и нет после Него ничего. Все творения погибнут, а останется только лишь Живой, Который не умирает. Аллах Всевышний сказал: «Уповай на Живого[на Аллаха], Который не умирает, и прославляй Его хвалой».Сура аль-Фуркан, аят 58].

Аллах Всевышний сказал:«Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием». [Сура ар-Рахман, аят 27].

﴿ وَيَبْقَى وَجْهُ رَبِّكَ ذُو الْجَلَالِ وَالْإِكْرَامِ﴾

[Автор книги, да помилует его Аллах, ограничился упоминанием только двух аятов из Корана, хотя аятов, в которых говорится о Лике Аллаха, много].

Передаёт Абу Муса [′Абдуллах ибн Кайс, славный сподвижник. Скончался в 50-ом г.х., хотя некоторые сказали, что он скончался позже] да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Садов аль-Фирдауса – четыре: два сада, украшения, сосуды и всё прочее в которых (сделано) из золота, и два сада, украшения, сосуды и всё прочее в которых (сделано) из серебра.*И ничто, кроме накидки величия, что будет покрывать собой лик Господа, не помешает людям, которые окажутся в Райском саду, взирать на Него». [аль-Бухари, 7444; Муслим, 180. Также в другом достоверном хадисе сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к Аллаху с мольбой, произнося следующие слова: «О, Аллах, прошу Тебя позволить мне насладиться взором наТвой лик, и помочь мне тосковать по встрече с Тобой, и пусть не помешает этому ни несчастье, которое причиняет вред, ни искушение, которое сбивает с пути!». Передали ан-Насаи, 1305; аль-Баззар, 1393; ибн Хиббан, 1971. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами′», 1301].

*[В суре «ар-Рахман» имеется указание на четыре сада, о которых говорит посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах Всевышний сказал: «Тем же, которые боялись предстать перед своим Господом, уготовано два сада».(Сура ар-Рахман, аят 46). Затем следует описание этих садов, после чего Аллах Всевышний говорит: «А перед теми двумя(садами)есть еще два сада».Сура ар-Рахман, аят 62].

Также сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встал и поведал нам о четырёх вещах, сказав:”Поистине, Аллах не спит, и не подобает Ему спать [1]; Он уменьшает и увеличивает удел Своих рабов; дела ночи поднимаются к Нему раньше, чем дела дня, а дела дня — раньше, чем дела ночи[2]; завесой для Него служит свет, если же Он уберёт эту завесу, то сияние Его лика непременно сожжёт любое из Его творений, на которое упадёт Его взор».А затем он прочёл слова Всевышнего:”Благословен тот, кто в огне, и тот, кто вокруг него”[3]».[Муслим, 179].

[1] [Аллах Всевышний сказал: «Аллах — нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь. Им не овладевают ни дремота, ни сон».Сура аль-Бакара, аят 255].

[2] [Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ангелы, пребывающие среди вас ночью, сменяют тех, кто находится среди вас днём, а встречаются они друг с другом во время утренней и послеполуденной молитв. После этого те (ангелы), которые провели среди вас ночь, возносятся (к небесам), и (Аллах) спрашивает их:“В каком (положении) оставили вы рабов Моих?”— хотя Он и знает (всё о вас) лучше (ангелов), а они отвечают:“Мы покинули их, когда они молились, и когда мы пришли к ним, они (тоже) молились”». Передали аль-Бухари, 555; Муслим, 1430. И если бы человек поразмышлял над этим, то он никогда не спал бы во время утренней молитвы. Наоборот, он устремился бы к деяниям покорности и усердствовал бы до тех пор, пока его деяния не будут вознесены к Аллаху и пока за ним не будет записано добро. Как может мусульманин спать во время утренней молитвы, зная, что ангелы поднимаются к Аллаху и сообщают Ему о его положении?!].

[3] [Сура ан-Намль, аят 8. Хотя следует заметить, что имам Муслим, передавая этот хадис, не привел в конце данного аята. Имам Муслим передал этот хадис по трем путям и в сборнике Муслима нет слов: «А затем он прочёл слова Всевышнего:”Благословен тот, кто в огне, и тот, кто вокруг него”». Но эту добавку передали ибн Маджа, 196; Ахмад, 4/400, и некоторые другие. К тому же эти слова не были произнесены пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Эти слова произнес Абу ′Убейда ибн ′Абдуллах ибн Мас′уд, который передавал данный хадис от Абу Мусы аль-Аш′ари, да благословит его Аллах и приветствует].

Этот атрибут Аллах установлен ясными текстами Корана и сообщениями, пришедшими от правдивого и надежного посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Поэтому обязательно нужно подтверждать этот атрибут так же, как и все остальные атрибуты, утвержденные посредством ясных доказательств.

Нисхождение Аллаха.

Пришло множество достоверных сообщений* о том, что Аллах Всевышний нисходит каждую ночь к ближнему небу, поэтому обязательно нужно верить в это нисхождение без каких-либо возражений. Нужно принимать эти сообщения без представления образа, без уподобления творениям, без искажения и без отрицания.

*[Этих сообщений действительно множество, как на это указали ибн ′Абду-ль-Барр, шейху-ль-Ислям ибн Теймия, ибн уль-Кайим, аз-Захаби. См. «ат-Тамхид», 7/128; «ан-Нузуль», стр. 108; «Мухтасар ас-Сауа′ик», 2/230-248; «Мухтасар аль-′Улю», стр. 116].

Передал Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?”, и так до появления зари».[аль-Бухари, 1145; Муслим, 758].

А в другой версии сказано: «…нисходит Аллах Всевышний…».

И не прав тот, кто говорит, что нисходит не Аллах, а Его могущество, или Его милость, или ангел. Ведь, сообщается со слов Сухейля ибн Аби Салиха, который передает со слов своего отца, а тот передаёт от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «По истечении первой трети каждой ночиБлагой и Всевышний Аллах нисходитк нижнему небу и говорит, пока не займётся заря: «Я — Царь, Я — Царь, кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?»»[Муслим, 758; ат-Тирмизи, 446].

Также передаёт Рифа′а ибн ′Ураба аль-Джухани, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «По истечении половины (или трети) ночиАллах Всевышний нисходитк ближнему небу и говорит: «Я не буду спрашивать о Своих рабах никого, кроме Себя. Кто станет молить Меня о прощении, Я прощу его. Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, Я отвечу ему. Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), Я дарую ему это», пока не наступит утро».[Ахмад, 4/16; ибн Маджа, 1367].

Эти два хадиса полностью преграждают пути к искажению для каждого искажающего и опровергают аргументы каждого изрекающего ложь.

[Речь идёт о людях, искажающих эти хадисы, и заявляющих о том, что нисходит не Аллах, а ангел. Разве ангел будет говорить: «Я — Царь, Я — Царь, кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?». Разве ангел будет говорить: «Я не буду спрашивать о Своих рабах никого, кроме Себя»].

Хадисы о нисхождении приходят также со слов:

′Али ибн Аби Талиба[Передали аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 748 (3/437); ибн Маджа, 1388].

′Абдуллаха ибн Мас′уда [Ахмад, 1/388, 403; аль-Аджурри в «аш-Шари′а», стр. 312; аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 757 (3/443)].

Джубейра ибн Мут′ыма [аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 759 (3/443); ибн Аби ′Асым в «ас-Сунна», № 507 (1/222); Ахмад, 4/81; ад-Дарими в «ас-Сунан», 1/347; ибн Хузейма в «ат-Таухид», 1/315].

Джабира ибн ′Абдуллаха [аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 751; ибн Хузейма в «ат-Таухид», 1/296].

Абу Са′ида аль-Худри [аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 746 (3/436); ибн Аби ′Асым в «ас-Сунна», № 500-501 (1/219)].

Амра ибн ′Абасы [Ахмад, 4/385; аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 761 (3/445)].

Абу ад-Дарды [ибн Хузейма в «ат-Таухид», 1/323; аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 756 (3/442)].

′Усмана ибн Аби-ль-′Аса [Ахмад, 4/22, 217; ибн Хузейма в «ат-Таухид», стр. 135].

Му′аза ибн Джабаля [ибн Аби ′Асым в «ас-Сунна», № 512 (1/224)].

А также со слов супруги посланника

Наши рекомендации