Каково постановление держать уразу три дня каждого месяца.
https://youtu.be/leKSq8_-KlM
Вопрос: Являеться желательным держать уразу в течении трех дней каждого месяца?
Ответ:
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) говорил: «Мой любимый друг (пророк) завещал мне поститься по три дня ежемесячно, совершать в два рак’ата молитву Духа, и совершать Уитр перед сном». аль-Бухари 1178, 1981, Муслим 721.
(И то же самое пророк (мир ему и благословение Аллаха) завещал Абу ад-Дарде и Абу Зарру (да будет доволен ими Аллах) Муслим 722, ан-Насаи 2404).
На счет уитра это касается тех, которые бояться, что они проспят уитр, поэтому им лучше читать его уитр перед сном. Здесь указано на что, на три деяния, совершения два раката намаза Духа, держать три дня уразы каждого месяца, и не спать пока человек не прочитает намаз уитр. Почему три дня уразы каждый месяц держать? Потому что если мы говорим о том, что за одно дело десятикратная награда, то получиться, если человек три дня в месяц уразу продержит пост, то, как будто бы он весь месяц уразу держал. И получиться, так что он держит уразу постоянно безпрерывно, или не прерывно.
И пришло достоверно у имама Ахмада со слов абу Хурейры о том что он сказал как слышал что Посланник Аллаха (Солля Ллаху Алейхи уа Саллям) сказал: «Если человек будет держать уразу в месяц терпения (Рамадан) а так же еще три дня каждый месяц, то получиться подобно тому, как будто он держит уразу вечно». И подобный же хадис имам Ахмад приводит со слов Курры ибн Ийясса и оба эти хадисы называл достоверным шейх Мукбиль в своей книге аль джами ас сахих.
[Примечание редактора стенограммы]:
От Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто постится по три дня ежемесячно, подобен тому, кто постится постоянно. Аллах Великий и Всемогущий ниспослал подтверждение этому в Своей Книге: «Совершившему нечто благое, воздастся в десятикратном размере»(аль-Ан’ам, 160),— а один день равнозначен десяти дням». ан-Насаи 2409, ат-Тирмизи 762, Ибн Маджах 1708. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
[Конец примечания].
Обратим внимание что в тех хадисах которые мы привели выше указывается на то что человек достигает почета который указан в хадисе без разницы продержал ли он эту уразу он в течении трех месяцев в начале месяца или посередине месяца или в конце месяца и указывает на это тоже самое хадис от Му’азы аль-‘Адауийя которая рассказывала, что однажды она спросила ‘Аишу (да будет доволен ею Аллах): “Соблюдал ли посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ежемесячный трехдневный пост?”Она сказала: “Да”. Му’аза спросила: “С какого же дня месяца он начинал поститься?” ‘Аиша ответила: “Он не придавал значения тому, с какого дня месяца начинать этот пост”. Муслим 1160.
(Но лучше и более предпочтительнее если эти три дня будут днями белыми имеется ввиду средние дни месяца 13, 14, 15 - ые числа, из за хадиса От Абу Зарра сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если захочешь поститься по три дня в месяц, то постись в тринадцатый, четырнадцатый и пятнадцатый день».Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Маджах. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 673).
И так же тех хадисов, которые его поддерживают и которые мы приводили во время исследования этого хадиса.
Сказал ас Санаани: и нет ни какого противоречия, между этими хадисами (то есть в некоторых хадисах сказано любые три дня, а некоторых сказано посередине месяца). Потому что все эти хадисы указывают на то что желательно держать уразу либо в любую часть месяца либо именно посередине и каждый из передатчиков передавал то что он сам видел если кто то видел что Пророк (Салля Ллаху Алейхи уа Саллям) держит уразу в начале месяца он об этом передал, кто то увидел что он держит в конце месяца эти три дня он об этом передал, и так далее. Но то что он приказывал и то к чему он побуждал и то относительно чего он оставил завещание более предпочтительнее и лучше, а Пророк (Солля Ллаху Алейхи уа Саллям) оставил завещание что бы держали именно в середине месяца 13, 14 , 15-го числа а что касается действий самого Пророка (Салля Ллаху Алейхи уа Саллям) то возможно случалось с ним то что отвлекало его от держании уразы именно в середине месяца из за каких то дел или занятости. Известно, что Пророк (Салля Ллаху Алейхи уа Саллям) не был подобен обычным людям, но был занят делами общины больше чем кто либо остальной, так как был Посланником Аллаха (Салля Ллаху Алейхи уа Саллям) отправлял в путь военные походы, судил (между) людьми, мирил различные народы и племена. Так же сам отправлялся часто в походы и совершил около 19-и военных походов лично, и тому подобное. То есть возможно Он был занят какими то делами которые отвлекали его от того что бы держать уразу именно 13, 14, 15-го числа каждого месяца. Но вместе с этим Пророк (Салля Ллаху Алейхи уа Саллям) посоветовал своей общине, чтобы если они держать три дня уразы в месяц что бы эти три дня были именно днями серединными.
Белые дни это 13,14,15 число по лунному месяцу, а ни по солнечному, то есть считаешь по хиджрийским месяцам, а ни январь, февраль. Почему называются белыми днями? Потому что в эти ночи луна имеется на поверхности так мы ее видим, начиная с магриба и до самого фаджра практически так то есть постоянно присутствует, причем в полном виде. То есть другие ночи, луна появляется поздно уходит рано, или появляется рано уходит поздно и тому подобное, то есть присутствует на горизонте лишь часть ночи а не всю ночь, а в эти три ночи луна присутствует постоянно, начиная с магриба до фаджра.
Какие дни имеет виду имам Ас Санани говоря то что законодатель выделил именно белые дни и имеет ввиду 13, 14, 15 число месяца хиджри, здесь не имеется ввиду 13 февраля 14 февраля это необходимо понимать, под 13 , 14, 15-ым числом имеется ввиду месяцы хиджры. 13 мухаррама, 13 раджаба, 13 сафара, а не февраль март апрель. По лунному календарю нужно смотреть. И это действительно определиние является правильным, то есть эти дни именно 13, 14,15 и это мнение большинства ученных и есть мнение среди шафиитов то, что серединные ночи или серединные дни месяца имеется ввиду 12 ,13, 14 число.
Сказал ан Навави это мнение отклоненное, слабое оно опровергается прошлым хадисом имеется ввиду хадис абу Зарра в нем конкретно сказано 13,14,15 число. В разъяснении того что означают три дня каждого месяца, и так же слово ученных арабского языка указывает на то что белые дни под ними подразумеваются 13,14,15.
Примечание: Почему эти ночи или эти дни названы белыми? Сказал ибн Кутайба то что большинство ученных сказали, потому что эти ночи или эти дни являются белыми из-за того что луна присутствует на горизонте с начала ночи до конца ночи, а некоторые сказали эти дни называются белыми по другим причинам.
Окончательное мнение в этом вопросе то, что является узаконенным и желательным держать уразу три дня каждого месяца при этом без разницы, где ты будешь эти три дня держать в начале месяца в середине месяца или в конце месяца. Но лучше и более предпочтительно держать три дня уразы каждый месяц именно в средние дни этого месяца 13,14,15 числа месяца хиджры.
[Примечание редактора стенограммы]:
Передают со слов Абу Зарра: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, приказывал нам поститься в течение трех дней каждый месяц: тринадцатого, четырнадцатого и пятнадцатого». Этот хадис передали ат-Тирмизи и ан-Насаи, а Ибн Хиббан назвал его достоверным.
Комментарий:
Из этого хадиса следует, что поститься в середине каждого лунного месяца желательно. О пользе такого поста существует много достоверных хадисов. Передают, что Джабир рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пост в течение трех дней каждого месяца равносилен посту в течение целого года. Это – три дня полнолуния». Этот хадис передал ан-Насаи с достоверной цепочкой рассказчиков. Также существуют хадисы, в которых сообщается, что можно поститься в течении любых трех дней каждого месяца.
Муслим передал хадис со слов ‘Аиши, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в каждом месяце постился по три дня, не придавая значения тому, какой это был месяц.
Абу Давуд и ан-Насаи передали хадис со слов Хафсы, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, постился в каждом месяце по три дня: понедельник и четверг на одной неделе, а также понедельник на следующей неделе.
Ахмад и ат-Тирмизи передали хадис со слов Абу Хурейры, в котором сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Деяния возносятся каждый понедельник и четверг, и мне хочется, чтобы мои деяния были вознесены, пока я соблюдаю пост». Аль-Албани назвал этот хадис достоверным. См. “Сахих аль-Джами‘ ас-Сагир” (2959).
Между этими сообщениями нет противоречий, потому что каждый из перечисленных постов является желательным. Сподвижники рассказывали о том, что они видели и слышали от Пророка, мир ему и благословение Аллаха. И нет ничего удивительного в том, что в различное время Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поступал по-разному. См. “Субуль-ас-Салам”, т. 2, стр. 247.
Сказал имам ат Табари: «Рассказали нам Ибн Башшар, и Ибн Мусанна - что рассказал им Мухаммад Ибн Джа'фар, что рассказал ему Шу'ба, от Катады, от Мусы Ибн Салямы аль Хузали, что он спросил Ибн Аббаса про пост трех дней в середине месяца, и Ибн Аббас ответил: "Умар постился их"». Источник: "Тахзиб аль-Асар", 2/856, иснад этого достоверный.
Сказал аль-Мирдави аль Ханбали: "Лучше поститься три дня из каждого месяца в 13, 14, и 15 день месяца. Прямо сказал об этом имам Ахмад". Источник: "Аль Инсаф", 5/491
Сказал имам Абу Бакр Мухаммад Ибн Исхак Ибн Хузейма: "Раздел о желательности поста этих трех дней каждого месяца в 13, 14, и 15 день". Источник: "Сахих Ибн Хузейма," 3/203.
Сказал имам аль Бухари в "Сахихе": "Раздел о посте трех дней в месяц - 13, 14, и 15".
Источник: "Сахих аль Бухари", 7/317.
[Конец примечания].
______________________________________________________________
Источник: Комментарии на сборник хадисов Ибн Хаджара Аскалани "Булуг Аль Марам" Название: «Фатх уль-'Аллям фи дирасат ахадис булуг иль-марам хадисиян уа фикхиян ма'а зикри ба'диль масаиль аль-мульхака».
(Помощь от Знающего в изучении хадисов "Булуг уль-Марам" с точки зрения хадисоведения и фикха, а также упоминание некоторых дополнительных вопросов).
Автор комментария: