История установления месяца аль-Мухаррам – первым месяцем лунного календаря мусульман.
Говорит имам Ибн Касир: «Сказал уль-Уакиди: и в месяце Раби' уль-Аууаль этого года, т.е. года 16-ого, 'Умар ибн уль-Хаттаб (Да довольствуется им Аллах) установил летоисчисление, и он был первым, кто его установил.
Я говорю (т.е. Ибн Касир): «Мы уже упоминали причину этого действия при разборе жизнеописания 'Умара (Да довольствуется им Аллах). Причина этого была в том, что до 'Умара (Да довольствуется им Аллах) было поднято дело двух спорящих сторон, которые спорили о долге. У одного из них была расписка о том, что второй должен погасить перед ним долг в Ша'бане. И тогда встал вопрос: какой Ша'бан имеется в виду – этого года, или прошлого, или будущего? После этого 'Умар (Да довольствуется им Аллах) собрал людей и сказал им: установите людям какое-либо (летоисчисление), по которому они могли бы знать о времени погашения своих долгов.
Говорят, что некоторые предложили исчислять время по пути персов так, что при приходе к власти каждого нового правителя, начинается новое летоисчисление. Но людям это не понравилось. Некоторые сказали: возьмите счет римлян, с рождения Александра (Македонского), но это также не понравилось людям, из-за того, что это исчисление слишком далекое. Некоторые же сказали: с рождения пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), а некоторые: с начала его пророчества. После чего 'Али ибн Аби Талиб (Да довольствуется им Аллах) и другие посоветовали начать исчисление со времени переселения (хиджра) из Мекки в Медину, т.к. эта дата известна каждому, и более явна, нежели рождение и начала пророчества. Данное предложение понравилось 'Умару (Да довольствуется им Аллах) и сподвижникам, после чего они так и сделали, установив начало года с месяца аль-Мухаррам года переселения.
В этом вопросе есть иное мнение, принадлежащее имаму Малику, да помилует его Аллах, как передал это от него ас-Сухейли и другие, что начало года – месяц Раби' уль-Аууаль, потому что пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) прибыл в Медину именно в этот месяц. Но большинство ученых говорит о том, что началом года был установлен именно месяц аль-Мухаррам.
Это потому что месяц аль-Мухаррам – более точен, что способствует меньшему разногласию в месяцах, т.к. аль-Мухаррам был первым месяцем года у арабов (Т.е. во времена джахилии)». («аль-Бидая уан-Нихая» 7/217, изд. «Дар Ибн Раджаб»).
Из этих слов имама Ибн Касира мы понимаем, что сподвижники, во главе с 'Умаром ибн уль-Хаттабом (Да довольствуется им Аллах), взяли за первый год мусульманского летоисчисления – год хиджры пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), а за первый месяц этого года не тот месяц, в котором непосредственно произошло переселение, а месяц аль-Мухаррам, т.к. он всегда был первым месяцем года у арабов. А Одному Аллаху известно лучше.
Каково постановление поздравления друг друга с новым годом лунного календаря?
Общие фетвы первых ученых общины (как имам Ахмад, шейх уль-Ислам Ибн Теймия в «Фатауа уль-Кубра»), также и современных, как шейх Ибн Баз, Ибн 'Усаймин и др., сводятся к тому, что не следует начинать поздравлять кого-либо первым, но если первым поздравили тебя, то необходимо ответить подобным, так, чтобы ответ воплощался в форме мольбы за этого человека. Также необходимо сторониться использования каких-либо постоянных, устоявшихся фраз, чтобы это не утвердилось среди людей как Сунна, или что-то религиозно желательное.
Данные фетвы основываются на то, что данное дело относится к разряду вопросов бытовых, а не религиозных. Также основываются на Словах Всевышнего: «Когда вас приветствуют, отвечайте лучшим приветствием или тем же самым».(4: 86).
Что же касается достоинств и постановлений дня 'Ашуры, который является одним из дней месяца аль-Мухаррам, то это, если пожелает Аллах, придет в отдельной работе.
Одному Аллаху известно лучше, и хвала Аллаху, Господу миров!
Йемен, Сан'а, 27 Зуль-хиджа 1436 г.
О месяце Мухаррам в общим.
По поводу причины названия месяца аль-Мухаррам (что в переводе с арабского означает «запретный») существует ряд мнений:
1. Месяц назван «аль-Мухаррам» по той причине, что считалось запретным вести вооруженные военные действия в его дни, за исключением обороны от нападения врагов. Это наиболее предпочтительное и правильное мнение.
2. По причине того, что в этот месяц рай стал запретным для Иблиса (сатаны).
3. По причине того, что запрет на совершение грехов в этот месяц становится строже, подобно другим запретным месяцам.
Таким образом, кроме того, что аль-Мухаррам – это первый месяц в году, он также является одним из запретных месяцев, имеющих ряд достоинств, на которые указывают аяты Священного Корана и Пречистая Сунна.
Особая значимость этого месяца:
Всевышний Аллах сказал: «Воистину, число месяцев у Аллаха двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (Коран, сура 9 «ат-Тауба», 36).
Али ибн Абу Тальха передает, что ибн Аббас сказал по поводу слов Аллаха:«Воистину, число месяцев у Аллаха» – т.е. не поступайте несправедливо во все месяца, а затем Аллах отметил четыре месяца, сделал их запретными и возвеличил их святость, так, что совершенный грех в них увеличивается так же, как и совершенное благодеяние.
Катада сказал по поводу слов Аллаха:«И посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» – поистине несправедливость в эти месяцы греховнее, чем в другие месяцы, хотя несправедливость сама по себе – великий грех в любое время, но Аллах выбирает из Своих творений кого пожелает, Он выбирает из ангелов посланников и из людей посланников, Он избрал из речи Его Поминание, а из земель мечети, а из месяцев Рамадан и запретные месяцы, из ночей Ночь предопределения, а из дней – пятницу. Возвеличивайте же то, что возвеличил Аллах, ибо возвеличивание того, что возвеличил Аллах – это дело обладателей разума и понимания. (Тафсир ибн Касира, на этот аят).
Автор комментариев к Корану Аль-Куртуби по поводу этих аятов сказал: «Всевышний Аллах особо выделил четыре заповедных месяца, запретив проявлять в них несправедливость (хотя несправедливость запрещена в любое время), что указывает на их особую значимость».
Сообщается от Абу Бакры* (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Год состоит из двенадцати месяцев, из них четыре являются запретными. Три из них следуют друг за другом: Зуль-Ка’да, Зуль-Хиджа и аль-Мухаррам, а также месяц Раджаб (Мудар), который следует после Джумада и до Шаабана». (аль-Бухари, 4662; Муслим, 1679).
*( Сподвижник Пророка саля ЛЛаху алейхи ва салам, по имени Нуфаи ибн аль-Харис. Абу Бакра-это его кунья. Не путайте его с самым известным и лучшим сподвижником Абу Бакром).
Сообщается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наилучшим постом после поста в месяце Рамадан, является пост в месяце Аллаха – аль-Мухаррам». Муслим 1163.
Хорошо известно, что та вещь, которая приписывается к Аллаху, занимает великое достоинство!
Ас-Суюты писал: “Я был спрошен: «Почему месяц аль-мухаррам выделяется названием «месяц Аллаха» из прочих месяцев, несмотря на то, что есть месяца, которые по своему достоинству подобны ему, и даже превосходят его, как месяц Рамадан?» И я нашел то, что дает ответ на этот вопрос: Суть этого именования в том, что название этого месяца является исламским, в отличии от остальных названий лунных месяцев в джахилии. В джахилии аль-мухаррам именовали как «сафруль-ауаль», а который следовал за ним «сафру-ссани». Когда же пришел Ислам, то Аллах назвал этот месяц «аль-Мухаррам», и по этой причине этот месяц приписывается к Аллаху!” См. “ад-Дибадж ‘аля Сахих Муслим” 3/251.
Говорит имам ибн Раджаб: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назвал мухаррам - месяцем Аллаха» это указывает на его достоинство и почет, т. к. Аллах приписывает к Себе таким образом только самые избранные из своих творений. И так же Аллах отнес пост к тем делам, которые делаются для Него. И таким образом в месяц Мухаррам сошлись достоинство времени и достоинство действия, т. е поста». См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 89.
Говорит Аллах: «Каждое дело человека для него, кроме поста! Поистине он для Меня, и Я воздам за него! Поистине он оставляет свои страсти, еду и питье ради Меня».
В другом хадисе: «Поистине в Раю есть ворота, которые называются Ар-Райан, через которые не зайдет никто, кроме постящихся, а когда они зайдут, то ворота закроются, и никто больше не зайдет через них».
В другом хадисе: «И он – щит раба от огня»т.е. пост.
Передают Бухари и Муслим от Абу Саида Аль Худри, сказал пророк да благословит его Аллах и приветствует: «Тот, кто постился один день на пути Аллаха, Аллах отдалит его лицо от огня на семьдесят лет».
Сказал Всевышний: «Ешьте и пейте, во здравие за то, что вы совершили в минувшие дни». Сура Неминуемое 24 аят.
Сказал Муджахид и другие: «Этот аят был ниспослан по поводу постящихся».[Здесь не имеется ввиду что в этот аят не входят никто кроме постящихся, но это всего лишь толкование посредством примера. Т.е. этот аят влючает в себя как постящихся, так и прочих совершающих другие праведные деяния].
Ибн Касим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «В этом хадисе указывается, что после Рамадана наилучшим месяцем, предназначенным для соблюдения добровольного поста, следует считать месяц аль-Мухаррам. Действительно, добровольные посты в некоторые дни года могут быть лучше отдельных дней месяца аль-Мухаррам, как, например, день Арафат, первые десять дней месяца Зуль-Хиджа. Но добровольный пост в течение всего или большей части месяца аль-Мухаррам является лучшим после Рамадана…».
Кто-то может спросить: А почему тогда нет сообщений от сподвижников, чтобы пророк (мир ему и благословение Аллаха) постился в месяц аль-мухаррам также усердно, как скажем в месяц ша’бан, если добровольный пост в этот месяц, является наилучшим?!
Ответ на это дал ан-Науауи, сказавший: «Если кто-нибудь задаст вопрос: «Если в хадисе указывается на то, что лучшим постом после Рамадана является пост в месяц аль-Мухаррам, как же тогда объяснить, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) больше всего постился в месяц Шаабан, а не в месяц аль-Мухаррам?» Ответ таков: «Возможно, о достоинстве поста в аль-Мухаррам посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было открыто поздно (в последние годы его жизни), и поэтому он не успел много поститься в этот месяц. Или же в жизни пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) возникали различные обстоятельства (поездки, болезнь и т.д.), препятствовавшие ему много поститься в аль-Мухаррам». См. “Шарх Сахих Муслим” 8/232.
Ибн Раджаб (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Существует разногласие среди богословов по поводу того, какой из запретных месяцев является наилучшим. Аль-Хасан аль-Басри и другие ранние ученые сказали, что лучшим из запретных месяцев является аль-Мухаррам. Ряд учёных, живших позднее, также предпочли это мнение. Приводится, что Хасан аль-Басри говорил: “Поистине, Аллах открывает год месяцем Мухаррам и завершает год этим месяцем, и нет месяца в году после рамадана, величественнее перед Аллахом, чем Мухаррам по причине его святости!” См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 79.
‘Усман аль-Хинди говорил: “Они (саляфы) возвеличивали десять дней трех месяцев: Десять последних дней месяца Рамадан. Десять первых дней месяца зуль-Хидджа. И десять первых дней месяца аль-Мухаррам!”. См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 79.
Из-за строгой запретности этого месяца раньше он назывался месяцем Аллаха аль-Асамм (в переводе с арабского языка – «глухой» или «закупоренный»). Имам ан-Насаи привел хадис от Абу Зарра (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Я спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Какая часть ночи является наилучшей? И какой месяц является наилучшим?» Посланник Аллаха ответил: «Наилучшей частью ночи является её середина, а наилучшим месяцем – месяц Аллаха, который вы называете аль-Мухаррам».
Сказал Абу Усман Ан-Нахдий: «Они (сахаба) возвеличивали три декады; последнюю декаду Рамадана, первую декаду Зуль-Хиджа и первую декаду Мухаррама». «Латаиф Аль-Маариф».
Из особенностей месяца аль-Мухаррам – то, что в нем присутствует день Ашура, а в соответствии с Сунной этот день рекомендуется проводить в посте. Ашура является десятым днем этого месяца.
О дне Аушра речь шла на уроке 32 в вопросах:
•1950 Об уразе в день 'Ашура, и какой день является днем 'Ашура.
•1951 Каково постановление держание уразы еще и в 9-ый день мухаррама вместе с 10-ым.
•1952 Узаконено ли продержать уразу в 11-ый день мухаррама вместе с 10-ым.
•1953 Была ли ураза дня 'Ашура обязательной в начале Ислама.
•1954 Какова мудрость от приказа держать уразу в день 'Ашура.
Кого интересует эта информация, пусть вернется к этому уроку и этим вопросам.
[Конец примечания].