Что значат слова хадиса: «Время вернулось в то состояние, в котором находилось в день создания Аллахом небес и земли»?

Сказал Хафиз Ибн Хаджар: «Сказал аль-Хаттаби: «(многобожники во времена джахилии) путали между собой месяцы года – запретные объявляли разрешенными, а разрешенные запретными, какие-то месяцы отодвигали назад, какие-то передвигали вперед. Этому были некоторые причины, такие как их желание быстрее начать военные действия и сражения. (Для этой своей цели) они объявляли запретный месяц разрешенным, и объявляли запретным какой-либо иной месяц вместо этого. Таким образом, порядок месяцев года пришел в расстройство и запутался (от изначально установленного Аллахом). Когда же прошли годы, порядок месяцев вновь вернулся к своему изначальному состоянию, и так получилось, что это событие как раз пришлось на год совершения прощального Хаджа пророком (Да благословит его Аллах и приветствует)». («Фатх уль-Бари» – разъяснение хадиса 4662).

5. Каково постановление ведения военных действий в запретные месяцы*?

*(Данный вопрос был разобран нами в лекциях по книге«Фатх уль-Маннан фима сахха мин мансух иль-Куран», приразборе 217-ого аята суры аль-Бакара, и 2-ого аята суры аль-Маида. Слушать разбор: http://www.youtube.com/watch?v=yyiGzco9-l4 читать: https://vk.com/wall-55641324_452?reply=463 Скачать книгу: pdf: http://vk.cc/4cV5re docx: http://vk.cc/4cV5nP Но не будет ничего страшного, если мы приведем здесь краткий разбор этого вопроса).

Запрет на сражение и ведение боевых действий в запретные месяцы установлен Словами Всевышнего Аллаха: «Они спрашивают тебя о сражении в запретный месяц. Скажи: «Сражаться в этот месяц – великое преступление»».(2: 217). А также Словами Аллаха: «О те, которые уверовали! Не нарушайте святость обрядовых знамений Аллаха и запретного месяца».(5: 2).

Однако, ученые разногласят – являются ли эти аяты действующими, или же их постановление о запретности сражения в запретные месяцы аннулировано?!

Большинство ученых (среди которых имамы четырех мазхабов) считают эти аяты аннулированными. Это мнение также 'Ата ибн Мейсары, аз-Зухри и ас-Саури.

Другая же группа ученых считает эти аяты сохраненными. Это мнение 'Аты ибн Аби Рабаха, а также имама Ибн уль-Кайима.

Но здесь необходимо отметить то, что даже приверженцы второго мнения считают разрешенным сражение в запретные месяцы, - если это делается в качестве обороны, - т.е. если враг первым совершил нападение на мусульман, а также, если нападение на неверующих совершается в целях укрепления границ и предотвращения опасности нападения неверующих

И данное второе мнение является наиболее верным. Это потому, что те аяты, о которых заявлено, что они являются аннулирующими – являются общими, а данные аяты, частными. А, как известно, общий контекст не может аннулировать частный.

И данное второе мнение является наиболее верным. Это потому, что те аяты, о которых заявлено, что они являются аннулирующими – являются общими, а данные аяты, частными. А, как известно, общий контекст не может аннулировать частный.

Также из доказательств аннулированности данных аятов большинство ученых приводит сразу несколько историй из жизнеописания пророка (Да благословит его Аллах и приветствует):

1)То, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) взял присягу довольства на сражение с курайшитами в месяц Зуль-ка'да, а он является месяцем запретным.

Но Ибн уль-Кайимотверг данную аргументацию, сказав: "В этом нет доказательства, потому что пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) взял присягу со сподвижников только после того, как до него дошла весть об убийстве 'Усмана (Да довльствуется им Аллах), и о том, что многобожники собираются идти на него войной. И нет разногласия в том, что разрешено сражаться в запретные месяцы, если первым начал враг, но разногласие лишь в том, можно ли начать сражение против врага первым». («Зад уль-Ма'ад» 3/301, изд. «Муассасат ур-Рисаля Наширун», 1-ое изд.).

К тому же, аят суры аль-Маида, приведенный нами выше, был ниспослан после присяги довольства, а, соответственно, не может быть аннулирован этой историей.

2)То, что пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) начал военные действия против племени Сакиф в запретный месяц, и совершил осаду Таифа в нем. Но относительно этого Ибн уль-Кайимсказал: «Нет в этой истории никакого доказательства (на наш вопрос), т.к. поход на Таиф был продолжением похода на Хауазин, которые первыми начали сражение против посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует). Когда же они потерпели поражение, их предводитель Малик ибн 'Ауф ан-Насри вошел с племенем Сакиф в крепости Таифа, продолжая сражение против посланника , поэтому данное сражение было продолжением сражения первого». («Зад уль-Ма'ад» 3/302, изд. «Муассасат ур-Рисаля Наширун», 1-ое изд.).

3)То, что пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) послал Абу 'Амира аль-Аш'ари (Да довольствуется им Аллах)во главе отряда на Аутас в месяце Зуль-ка'да.

Однако, Ибн уль-Кайимтакже отверг данную аргументацию, разъяснив, что это также было ничем иным, как продолжением первого сражения. (См. «Зад уль-Ма'ад» 3/302-303, изд. «Муассасат ур-Рисаля Наширун», 1-ое изд.)

Также из доводов на то, что запрет на сражение в запретные месяцы остается в силе, - хадис Джабира ибн 'Абдилляхв котором он сказал: «Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) не совершал военных походов в запретные месяцы, кроме как, если враг начинал первым. Когда же наступали запретные месяцы, он приостанавливал (военные действия) до тех пор, пока запретные месяцы не истекут полностью».(Шейх Мукбиль назвал хадис хорошимв «ас-Сахих уль-Муснад», № 256; Ахмад 3/334-335).

И если бы запрет на сражение в запретные месяцы был бы аннулированным, Джабир (Да довольствуется им Аллах)разъяснил бы это и известил бы об этом. А Аллаху ведомо лучше.

Наши рекомендации