Об уразе в день 'Ашура, и какой день является днем 'Ашура
https://youtu.be/YnGTFstH0vo
Ответ:
Сказал ан-Навави разъясняя хадис из нашей главы в Сахихе имама Муслима: Ученые единогласны, что держать уразу в день Ашура является Сунной Пророка салля Ллаху алейхи уа саллям, и является желательным действием, и произошло разногласие среди ученых, какой именно день является днем Ашура. Большинство ученых из праведных предков и поздних поколений считают, что это десятое число месяца Мухаррам, а некоторые сказали, что это девятый день месяца Мухаррам, сказали, что это мазхаб ибн 'Аббаса, и в довод привели на это, то что приходит у имама Муслима, что однажды человек по имени аль-Хакам ибн А'радж спросил ибн 'Аббаса об уразе в день Ашура, тогда ибн 'Аббас ответил ему и сказал: «Если ты увидишь Луну месяца Мухаррам, то начни отсчитывать, и девятый день проснись будучи держащим уразу» и тогда ибн А'радж спросил: «Так постился Посланник Аллаха салля Ллаху алейхи уа саллама?» и он сказал: «Да». Но на самом деле правильно, что день Ашура это 10 день месяца Мухаррам, а ибн 'Аббас так сказал для того, чтобы противоречить иудеям, а не, потому что он хотел сказать, что день Ашура это девятый день. И в довод на это то, что пришло в Сахихе имама Муслима: потому что когда посланник Аллаха салля Ллаху алейхи уа салляма, начал держать уразу в день Ашура и приказал людям держать уразу в этот день, люди сказали: «О, посланник Аллаха, это такой день который возвеличивают иудеи и христиане!»и тогда пророк салля Ллаху алейхи уа саллям, сказал: «Тогда ин шаа Аллах когда придет следующий год, будем поститься и девятый день», но не успел прийти следующий год как пророк, салля Ллаху алейхи уа салляма, скончался. И подтверждает наше понимание слов ибн 'Аббаса, то, что пришло в сборнике Саид ибн Мансура с достоверным иснадом, как об этом упоминается в книге "иктида ссыроталь мустакым" 1 том 410 и 415, от ибн 'Аббаса то, что он сказал: «Держите уразу в девятый день месяца Махаррама, а также десятыйдень месяца Мухаррам в противоречие иудеям. Потом я нашел этот асар с достоверным иснадом у абдур-Раззака и аль-Бейхакы также. Отсюда ясно, что узаконено держать 9 и 10 день месяца Мухаррам.
[Примечание редактора стенограммы]:
День ‘Ашура.
О посте в день Ашура жителям Аравии было известно с древних времён. В этот день курайшиты [Мекканские арабы, род, из которого происходит пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха)] постились и меняли материю, которой покрывались стены Каабы, это была торжественная и почётная традиция арабов. Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Они постились в день Ашура, до того как Рамадан стал обязательным. Это был день, когда покрывали Каабу» (Аль-Бухари: 1592).
Также передаётся от Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Воистину курайшиты постились в день Ашура во «времена невежества» [доисламская эпоха], затем посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелел соблюдать пост в этот день, до тех пор, пока рамадан не стал обязательным, и тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто хочет пусть поститься, а кто хочет пусть оставит». (Аль-Бухари: 1893).
Имам аш-Шафи’и о словах: «он перестал поститься в день ‘Ашура», сказал: “Т.е. перестал считать пост в этот день обязательным”. См. “Ихтиляф аль-хадис” 103.
Ибн ‘Умар говорил: “Люди времен джахилии соблюдали пост в день ‘Ашура, и в этот день постился посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и мусульмане до того, как Аллах вменил пост в месяце Рамадан. После того, как пост в Рамадан стал обязательным, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, ‘Ашура – это день из дней Аллаха! И тот, кто желает, пусть постится, а кто не желает, не постится»”. Муслим 1126.
Иудеи также считали этот день большим праздником. Передаётся от Абу Мусы аль-Ашари: «Жители Хайбара (иудеи) постились в день Ашура, считали его праздником и одевали на своих женщин украшения и красивые одежды, и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь и вы в этот день». (Муслим: 1131).
В других хадисах сообщается, что пост в день Ашура соблюдался также и христианами. Этот пост является наглядным примером, одного из тех божественных законов и пророческих обрядов, которые прошли через века и сохранились в памяти людей.
В какой день Ашура?
Мухаммад ибн Сирин говорил: “Саляфы не разногласили в том, что ‘Ашура – это десятое Мухаррама, кроме Ибн ‘Аббаса, который сказал: «Это девятый день»”. См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 109.
Имам Ахмад говорил: “Я не знаю ‘Ашура девятое или десятое число, но мы будем поститься оба этих дня”. См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 112.
В этом мнении Ибн ‘Аббаса, они опирались на слова аль-Хакама ибн аль-А’раджа, который рассказывал: “Однажды я пришел к Ибн ‘Аббасу и сказал: «Поведай мне о дне ‘Ашура». Он ответил: «Если ты увидишь полумесяц Мухаррама, то отсчитай его дни и постись в девятый!” Я спросил: «Так постился посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?» Он ответил: «Да»”. Муслим 1133.
Однако имам аль-Байхакъи пояснил это сообщение следующим образом: “Вероятно Ибн ‘Аббас имел ввиду пост пророка (мир ему и благословение Аллаха) девятого числа наряду с десятым”. См. “Сунан аль-Кубра” 4/287.
И это пояснение является правильным и мудрым, поскольку от самого Ибн ‘Аббаса передается мнение, соответствующее мнению остальных: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал поститься в день ‘Ашура, десятого числа”. ат-Тирмизи 755. Достоверность подтвердил шейх аль-Альбани.
Таким образом, правильным мнением является то, что ‘Ашура приходится на десятое число месяца Мухаррам. См. “Шарх Сахих Муслим” 8/12, “Фатхуль-Бари” 4/671.
Аль-Навави сказал: “Ашура и Тасу’а’ – два растянутых названия [гласные протянуты], как написано в книгах по арабскому языку. Наши сподвижники сказали: ”Ашура – десятый день Мухаррам, и Тасу’а’ – девятый день. Таково – наше мнение, и мнение большинства учёных. Таково – ясное значение хадисов и то, что мы понимаем из общей формулировки. Это – также то, что обычно понимается учёными языка”. (аль-Маджмуу’)
Ашура – исламское название, которое не было известно во время Джахилийи. (Кашшааф аль-К’инаа’, часть 2, Саум Мухаррам).
Ибн Кудама (Рахима-хуллаа) сказал: “Ашура – десятый день Мухаррам. Это – мнение Саида ибн аль-Мусаййиба и аль-Хасана. Именно об этом передал Ибн ‘Аббас, сказавший: ”Посланник Аллаха (Салл Аллаху ‘Алейхи уа Саллам) приказал нам поститься на Ашура, десятый день Мухаррам”. (Передано аль-Тирмизи, сказавшим : ”Сахиих хасан хадис”). Передано, что Ибн ‘Аббас сказал: ”Девятый” и сообщил что Пророк (Салл Аллаху ‘Алейхи уа Саллам) обычно постился на девятый день. (Передал Муслим). Атаа сообщил, что он сказал: ”Поститесь в девятый и десятый дни и не походите на евреев”. Если понимать так, то на этом основании мы можем сказать, что по этой причине поститься в девятый и десятый дни – мустахабб (поощряется). Это то, что сказал Ахмад, и таково мнение Исхаак’а”.