Опровержение сектанских возражений.
Сектанты говорят:
1) Слово Божие запрещает руководство преданием (Мт. 15:1-9; Мр. 7:5-13; Кол. 2:8-22).
В указанных местах говорится не ο Священом Предании, которое по существу своему не может противоречить Священному Писанию, так как один и тот же Бог есть Виновник того и другого источника вероучения, а ο "преданиях старцев," - "преданиях человеческих," - "заповедях и учениях человеческих," устранявших заповеди Божии (Мт. 15:6), извращавших учение Церкви ο лице Иисуса Христа (Кол. 2:8), Которого колосские лжеучителя признавали тварным существом, одним из ангелов. Старцы бывают различные (2 Ин. 1:1; 3 Ин. 1:1; ср. Мт. 15:2; Мр. 7:3).
Церковь православная, согласно слову Божию, предостерегает верующих от этих последних преданий, но заповедует держаться только апостольских преданий (2 Фес. 2:15), записанных ли самыми апостолами ("посланием нашим") или их учениками и преемниками ("словом"). Сектанты поступают наоборот: апостольские предания отвергают, а тщательно хранят "предания человеческие." Так напр., не предания ли человеческие: "Вероучение русск. еванг. христиан-баптистов," - "Проектное изложение Евангельской веры, или вероучение евангельских христиан," - "Гусли," - "Тимпаны," - "Кимвалы," - "Заря жизни," - "Новая арфа," постановления съездов сект. и др.? Не "предания ли человеческие" - чины преломления, крещения и пр., совершаемые сектантами?
2) Предание есть "иное благовествование," поэтому нужно его отвергать (Гал. 1:8-9).
Священное Предание не "иное благовествование," будто не согласное с благовествованием апостолов, а истинное учение их. Апостол Павел повелевает галатийским Церквам держаться его учения, которое он возвестил им, очевидно, устно до написания послания: "что мы благовествовали вам," - "как прежде мы сказали," - "что вы приняли." Это устное благовестие апостольское и есть Свящное Предание, хранившееся в (апостольск.) символе веры, в священнодействиях и вообще в установлениях церковных.
Анафема - не христианам, державшим Священное Предание, а тем, кто будет учить несогласному с ним. Коринфских христиан апостол хвалит за держание его преданий, фессалоникийских - призывает "стоять" (т.е. не колебаться, не сомневаться в истинности апост. преданий) и "держать" их. Сам апостол пользовался Священным Преданием (Деян. 20:35; 2 Тим. 2:8) и даже изречениями языч. писателей: Арата (Деян. 17:28), Эпименида (Тит. 1:12).
3) Предание не нужно, так как оно есть мудрствование "сверх того, что написано" (1 Кор. 4:6).
Апостол, имея в виду, что коринфские христиане разделились на партии из-за учителей (1 Кор. 1:12) и превозносились друг перед другом, обличает их за эти разногласия (1:13; 3:1-4), убеждает, что из-за учителей не должно превозноситься и разделяться (3:5; 9:21-23). Достоинство апостолов и учителей Церкви определяется не внешними качествами (напр., ученостью, красноречием), а верностью Христу (4:1-2). Суд ο степени этой верности принадлежит Господу, а не коринфянам (стих 3-5). Это (т.е. все сказанное выше ο значении апостол. и учител.), говорит Апостол, я применил к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы не мудрствовали ο проповедниках "сверх того, что написано" (больше, иначе, чем написано здесь, в этом послании) и не гордились друг пред другом их достоинствами. "Коринфяне," - пишет блаженный Феодорит, - "разделившись на толки и положив называться, одни - именем одного, а другие - именем другого, препирались одни с другими, и каждый усиливался своему учителю отдать первенство пред другими." - "Это я переложил на себя и Аполлоса ради вас, чтобы от нас вы научились, как мы, так и вы, не мудрствовать более, нежели написано, т.е. не хвалитесь мудростью," - объясняет святой Ефрем Сирин († 373), - "ибо написано ο ней, что она есть глупость пред Богом (1 Кор. 3:19), и как ею, так и всем прочим, да не надмевается один пред другим."
В приведенном сект. месте совсем нет речи ο Священном Предании, как равно и ο том, будто оно излишне при существовании Священного Писания.
4) Апостол Иоанн запрещает иметь предание (От. 22:18).
Здесь апостол ничего не говорит ο Священном Предании. Он запрещает делать какие-либо изменения в "книге сей" ("Откровение святого Иоанна"): прибавлять к содержанию ее какое-либо свое измышление и убавлять изложенное в ней.
Апостол Иоанн признавал устное наставление лучшим способом сообщения истин веры и нравоучения (2 Ин. 1:12; 3 Ин. 1:13-14) и тем показал, что многое и важное для утверждения в жизни христианской не было ими (апостолами) записано. Это устное наставление и есть Священное Предание, которое не противоречит, как думают сектанты, Священному Писанию, а находится с ним в полном согласии, так как есть слово тех же апостолов, которые написали новозаветные книги.
5) Священное Писание Господь признавал единственным руководством для верующих (Лук. 16:29).
Сектанты ложно приписывают Господу свои измышления. Если Господь признавал Свщенное Писание единственным руководством для верующих, то почему Он не благоволил Сам записать Свое учение? Почему в апостольской Церкви до появления Евангелия от Матфея был многолетний период отсутствия новозаветных Священных Писаний? Чем как не Священным Преданием тогда христиане руководствовались? Сам Господь сказал апостолам: "учите все народы... соблюдать все, что Я повелел вам" (Мт. 28:19-20); "Дух Святой... научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Ин. 14:26). Где же это "все" учение Христово сохранялось до появления новозаветных священных книг и сохраняется после появления Священного Писания, в котором многое не записано?
Если допустить сектантское понимание данного места: "у них есть Моисей и пророки, пусть слушают их" (о Священном Предании, мол, здесь не сказано, поэтому оно излишне), - то нужно принимать одно ветхозаветное Священное Писание, да и то не в полном составе: только Пятикнижие Моисея и пророков (т.е. книги историч., учительн. и пророч.) без псалмов (Священное Писание составляли "закон Моисеев, пророки и псалмы" - Лук. 24:44-45); не нужны тогда и новозав. книги, ο них ведь также не упоминается. Надлежащий смысл разбираемого места (Лук. 16:29-30), по объяснению блаженного Феофилакта, такой: "Ты, говорит, не так печешься ο братьях, как Бог, Творец их. Он приставил к ним бесчисленных наставников... Как сам, слыша Писания, не верил и слова их считал баснями, так предполагал и ο братьях своих, и, судя по себе, говорит, что они Писаний не послушают, как и сам он, но, если кто воскреснет из мертвых - поверят."
6) Апостол Павел отвергает предание (2 Тим. 3:16-17).
Апостол выражением "все Писание Богодухновенно и полезно" не отрицает руководственного значения Священного Предания. Он не мог противоречить себе (2 Кор. 1:18); тому же Тимофею заповедует: "О, Тимофей! храни преданное тебе" (1 Тим. 6:20), "пребывай в том, чему научен, зная, кем ты научен" (апостолом Павлом устно; 2 Тим. 3:14), "что слышал от меня при многих свидетелях (а не прочитал в Писании), то передай (а не напиши) верным людям" (2 Тим. 2:2; ср. 2 Тим. 1:13; 2 Фес. 2:15).
7) В Писании изложено все учение Христово, и потому предание излишне (Деян. 1:1).
Слова "о всем, что Иисус делал и чему учил" не означают, что дееписатель в Евангелии изложил все учение и все дела Иисуса Христа (ср. содержание Евангелия Луки с другими Евангелиями; Ин. 21:25), а указывают на относительную полноту и обстоятельность его повествования. "О всем" не значит "все написал." Сам евангелист Лука засвидетельствовал важность и руководственное значение Священного Предания и согласие его с Священным Писанием. Он свое Евангелие написал, заимствуя для него содержание из Предания (Лук. 1:1-2), и с тою целью, "чтобы ты (Феофил) узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен" - (κατηχήθης от κατηχέω, оглашаю, устно наставляю, - стих 3-4).
Святой Иоанн Златоуст в объяснение (Деян. 1:1) пишет: "но ведь Иоанн разъясняет, что невозможно было описать всего (Ин. 21:25). Как же скажешь: Лука говорит "о всем"? Но он сказал не "все," а "о всем," а это значит то же, что, в общем и сокращенно; или иначе: он говорит обо всем, что особенно важно и нужно."
8) Предание излишне, так как написанного в Евангелии достаточно для веры во Христа и спасения (Ин. 20:31).
В предшествующем стихе (30) апостол говорит, что Иисус Христос сотворил много чудес, "о которых не написано в книге сей," - "Сие же написано," т.е. из многих чудес число записанных достаточно для утверждения веры в Богочеловека. Следовательно, Апостол в приведенном месте указывает цель записи им чудес Иисуса Христа, но не говорит, что Священное Писание нужно признать единственным источником христианской веры. "Нο почему они (евангелисты) не ο всех (чудесах) рассказали? Преимущественно по их множеству," - отвечает святой Иоанн Златоуст, - "а потом, они думали и то, что кто не поверит сказанному, тот не поверит и большему, а кто примет это, тому ничего больше не нужно будет для утверждения в вере. Впрочем, мне кажется, что здесь евангелист говорит только ο знамениях, бывших после воскресения, почему и замечает: "пред учениками Своими" (стих 30). Как до воскресения нужны были многие чудеса для того, чтобы уверовали, что Христос есть Сын Божий, так после воскресения для того, чтобы убедились, что Он воскрес."