Препятствие в такфре муслиму: это Двоякость понимания его слов.

В вопросах такфира неприемлимы логика и разум для принятия решений, и нет ответственности на человеке, кроме как после худжи, согласно мнению которое выбрали шейхуль Ислам ибн Таймийя и надждийские ученые.

Препятствие в такфре муслиму: это Двоякость понимания его слов.

Ибн Таймия говорит, что: «Ислам человека, чьё мусульманство чётко установлено, не ликвидируется кого-то сомнениями (т.е. какими-то сомнениями)». (Маджмуль-Фатава 12/50)

Он также сказал: “Не выносится такфир человеку за причину, где могут быть разные вероятности”. (Ас-Сарим аль-Маслюль, 517)

— т.е. здесь речь идет о абсолютном такфире и о такфире тому, кому дан изначально хукым мусульманина. А такфир по дару (т.е. чисто юридический — хукми) это уже другая тема .

Науауи передает от Саймари и Хатиба:

“Если муфтия спросят о человеке, который сказал некоторые слова, не являющиеся ясным куфром, то муфтий должен спросить того, человека, что он подразумевал, затем он должен сказать:

“Если он подразумевал то-то, то хукм его такой, если он подразумевал другое, то его хукм изменится соответственно тому, что он подразумевал “.

(Маджмуъ лин-Науауи, 1/49)

— т.е. здесь речь идет о правиле такфира «Логическое следствие из слова не есть само слово!»

Так же к этому относится слова сказанные человеком, который не знает о смысле его. Только если будет доказано, что он имеет понятие о чём говорит, то про него можно выносить хукм.

В вопросах религии неприемлима логика , и в вопросах такфира мусульманина тем более.

От аль-А‘маша передают хадис, в котором сообщается, что (‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах,) сказал:
«Если бы религия основывалась на суждении, то обтирать нижнюю часть ног было бы правильнее, чем верхнюю, но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обтирал свои кожаные носки сверху».
Ваки‘ передал с иснадом этот же хадис от аль-А‘маша в котором сообщается, что (‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах,) сказал:
«Я считал, что подошвы ног более заслуживают, чтобы их обтирали, чем верхняя часть ног до тех пор, пока не увидел, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обтирал ноги сверху». Ваки‘ сказал: «То есть кожаные носки /хуффайн/».
Также как и Ваки‘, этот хадис передал ‘Иса ибн Йунус, также его передал Абу-с-Саудаи от Ибн ‘Абду Хайра, со слов его отца, который сказал:
«Я видел, как ‘Али совершил омовение, он помыл свои ноги сверху и сказал:
“Если бы я не видел, что таким образом поступал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”». И далее он привел этот хадис.

Са’ид ибн Джубайр сказал: “То, что не было известно сподвижникам, участвовавшим в битве при Бадре, не из религии”. См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 1425.

Ибн Мас’уд говорил: “Если вы будете опираться на аналогию в вопросах религии, то вы сделаете множество запретных вещей дозволенными, и множество дозволенных вещей запретными!” аль-Хатыб в “аль-Фикъих уаль-тутафакъих” 180. Сообщение достоверное.

Масрукъ сказал: “Остерегайтесь аналогии и своего мнения в религии!” ад-Дарими 1/191

Поэтому, когда то или иное называется куфром в Аллагьа, или же наоборот, иманом и Исламом, должен приводиться явный далиль на то, что это является куфром или столпом веры и тому подобное. И не со стороны разума, а со стороны шариата. Кто то может спросить» почему не со стороны разума?»

Сказал шейх ГIабдуЛлагь ибн ГIабдуРрахIман ибн ХIассан Абу Батъин :

Сказал Къадый Абу ЯгIла относительно слов Аллагьа :

وما كنا معذبين حتى نبعث رسولا

Сура аль Исра.

И в этом далиль, что не возлагается (на человека) познание Аллагьа разумом, а возлагается только через шаригIат, а это посылание посланников, и, что если человек умрёт до этого, не утверждается категорически, что он в Огне.

И это даже разногласие относительно познания самого Аллагьа, свят Он и Велик, а что касается вопросов шариата, то такфир это вопрос «названий» и «хукмов» и в этом вопросе вообще запрещено основываться на разуме, а позволено только опираться на знание от Аллагьа, которое он передал через Своего посланника, мир и благословение ему и его семье.

И как сказали наши праведные предшественники, да смилуется над ними Аллагь, и передал это аль имам Аль АузагIи : «Терпеливо ограничьте себя Сунной, остановитесь там, где остановились люди, говорите то, что они сказали, и избегайте того, чего избегали они. Держитесь пути предшественников, поистине, то, что было достаточно для них, будет достаточно для вас» (книга АшшаригIа стр. 58).

Он также сказал: «Придерживайтесь примера тех, кто предшествовал вам, даже если люди отвергают вас. И остерегайтесь мнений людей, даже если они украшают их для вас своими речами». (Ибн ГIАбдульБарр, ДжамигIуль гIильми уа фадлигьи», 2 том,стр .114)

Умар ибн ГIАбдульГIазиз сказал :

Остановитесь там, где остановились люди! Поистине, они остановились после получения знания. Ясные доказательства удовлетворили их, а они были самые сильные в выявлении их. Если бы была хоть какая-то награда в чем-то, то они больше заслуживали ее. Если вы говорите: “Это было введено после них”, то никто не вводит что-либо в нее (религию), не противореча их наставлению и желая иной пример, чем они. Они описали ее (религию) из того, что было достаточным, и то, что они сказали в отношении ее – достаточно. Все, что превыше них – излишество, а то, что ниже – недостаток. Некоторые люди потеряли что-то из этого (переданного сподвижниками), и они отклонились. А другие преступили это, поэтому они стали излишествующими. Но, поистине, они (сподвижники) были между этими двумя (крайностями) на прямом пути
”.(Ибн Кудама, “Аль-Бурхан ли байани-ль-Кур’ан”, с.88-89. Аль-Хафиз Ибну-ль-Джаузи, “Манакибу ‘Умар ибн ‘Абду-ль-’Азиз”, с.83-84).

Подумай внимательно над словами этого имама, и знай, что подобных слов в книгах передалось много и все они дошли до нас, и я не стану приводить их все, только для того, чтобы не затягивать, и все они были единогласны в том, что невежда не имеет права делать самостоятельных выводов из Корана и Сунны, и призывать к этому людей, а тем более в вопросах такфира. И мы, хвала Аллагьу, знаем, что нужно останавливаться там, где остановились имамы.И Аллагь даёт поддержку тому, кому пожелает.

Имам аш-Шафии сказал: «Они превзошли нас знаниями, усердием, набожностью, умом и всем, что помогает приобрести знания. Придерживаться их взглядов для нас предпочтительнее и достойнее. Когда те, кого мы встречали и кем остались довольны, и те, о ком мы слышали у себя в городе, не знали мнения Пророка, мир ему и благословение Аллаха, по какому-либо вопросу, они обязательно руководствовались единым мнением сподвижников, если таковое было, или мнением некоторых из них, если между ними были разногласия. И поэтому мы говорим, что не отступаем от их высказываний».

Вот этот рассказ является тем, что разделяет между нами и заблудшими, поразмысли над ним хорошо, да смилостивится над тобой Аллагь, и ты поймёшь, как много пользы довёл до нас Аллагь посредством одного старца.

Ибн-Къудама аль-Макъдиси говорит:


«Если кто-либо совершит намаз за мушриком, или за женщиной, или за гермафродитом - то он должен восполнить намаз. В общем, намаз за кафиром не действителен никоим образом, узнает ли он о неверии имама до намаза или после, и тот, кто совершит за ним намаз, то он должен восполнить этот намаз».

(из книги «аль-Мугъни»)

Вот здесь вижу уместным добавить одно замечание. Когда мы приводим слова имамов «кто совершил намаз за кафиром должен переделать» и указываем, что нет там ни слова о том, что должен покаяться от куфра, то наши оппоненты говорят : «Это всё относится к тому, кто не знал что он кафир». Тогда вопрос : «А как вы себе представляете не знать, что совершаешь намаз за женщиной???» Ведь имамы упоминают это как мы видим, в одном ряду.

Передано, что Уасиляту ибн ас-Сакъа, да будет доволен им АЛЛАХ, (а он из тех, кто дал баят (присягу) пророку, да благословит его АЛЛАХ и приветствует), был спрошен о молитве за къадаритом, и он ответил: «За ним не молятся, а если бы я сделал за ним намаз, то восстановил бы».


Абу-Дауд рассказал, что он спросил имама Ахмада о решении пятничной молитвы, совершённой им (Ахмадом) за джахмитами, и он ответил: «Я восполняю их. И когда бы ты не совершил молитву за тем, кто говорит, что аль-къуран сотворён - восполни её».

(из книги «аль-Масаиль», стр. 43)

Имам Ахмад сказал:

Тот, кто сказал: что аль-къуран сотворён, по нашему мнению - он кафир, и кто сказал это, за ним не совершается пятничная молитва, и никакая другая. А если, кто-либо помолился за ним, то он должен восполнить молитву.

Имам ибн Теймия сказал:

...что же касается молитвы за тем, кто является кафиром посредством своего бидгIа, следуя за страстями, ученные разошлись в решении о пятничной молитвы за ним (за имамом кафиром), и тот (из учёных), кто считает его кафиром (т.е. имама), повелевает восполнить молитву т.к. молитва была совершенна за кафиром.

(из книги маджмуг1ату-ль-фатауа, 23 том, стр.340-345)

Имам аш-Шафии сказал:

Если кафир был имамом у мусульман и они не знали о его куфре или же знали об этом, молитва их не будет действительной, и не будет молитва его (имама) исламом для него, если он не свидетельствовал об исламе до молитвы, и порицается кафир (т.е. имам) и плохо поступил тот, кто помолился за ним, зная о том, что он кафир. Если неизвестный был имамом у группы людей, затем они засомневались в своей молитве, не зная кафиром он (имам) был или муслимом, то им не нужно повторять молитву, до тех пор, пока они не узнают, что он кафир.

(из книги - аль-Умм-, в разделе - имамство кяфира)

Фатир ибн ХIаммад сказал:"Я спросил МугIтамира ибн Сулаймана и сказал: "О Абу МухIаммад, имам (нашего) народа говорит что Къуръан созданый, я могу молится за ним?" и он ответил: "тебе следует отрубить ему голову".
Фатир продолжил: " и я спросил ХIаммад ибн Зайда и сказал: "О Абу ИсмагIил, у нас есть имам которые говорит что Къуръан созданный я могу молится аз ним?" он ответил: "Молись за мусулимом, это желаннее для меня".


И я спросил у Язид ибн ЗурайгIа и сказал: "О Абу МугIавият, имам (нашего) народа говорит, что Къуръан созданный, могу ли я молится за ним?" он ответил: "Нет, и нет в этом благородства"". (рассказал, ГIабдуЛЛагь в "Ассунате" 42. с хорошим иснадом)

ВакигI ибн АльджарахI сказал:"что касается джахмита, я требую у него покаяния если они кается, если нет то убиваю его"(рассказал, ГIабдуЛЛагь в "Ассунате" 42. с достоверным иснадом).

Ассувайд сказал: "И я спросил у ВакIига на счёт Намаза за джахмитом, он сказал: "не молись за ними" (рассказал, ГIабдуЛЛагь в "Ассунате" 43. с достоверным иснадом).

Абу ГIубайд Алькъасим ибн Салам сказал:"тот кто сказал что, Къуран созданный, тот извёл ложь на Аллагьа Свят Он и Велик и выдумал на Него ложь то что ещё не говорили иудеи и христиане". (рассказали: ГIабдуЛЛагь под номером 71, Байгьакъи и Альаджрий). и он (Абу ГIубайд) сказал: "если даже пятьдесят человек становятся имамами в пятничном Намазе, которые не говорят что Къуръан созданный которые назначают друг друга имамами, кроме их старшего кто их назначает и он говорит это (что Къуръан созданный), я считаю что нужно возмещать Намаз, потому что джамаат закреплён к голове"(рассказал, ГIабдуЛЛагь в "Ассунате" 75. с достоверным иснадом).

АхIмад ибн ГIабдиЛЛагь ибн Юнус скзал:"нельзя молится за тем кто сказал что Къуръан созданный, они кафири"(рассказал Абу Давуд 268).

ЯхIя ибн МугIайин сказал:"тот кто сказал что Къуръан созданный тот кафир"(рассказал, ГIабдуЛЛагь в "Ассунате" 68. с хорошим иснадом).

АхIмад ибн Ибрагьим Аддавракъи сказал: "Рассказал мне ЯхIя ибн МугIайин что он перечитывает пятничный намаз после того как выявил (высказал) ГIабдуЛЛагь ибн Гьарун Альмаъмун то что выявил (то что высказал), вернее (после того как высказал) что Къуръан созданный". (рассказал ГIабдуЛЛагь под номером 76, от Аддавракъия)

Абу Давуд сказал:"Я спросил у АхIмада: "тот кто говорит что Къуръан созданный он кафир?" он сказал: "я говорю что он кафир"".(Абу Давуд "Масаил" стр. 262)

ГIабдуЛЛагь ибн АхIмад сказал:"Я слышал как мой отец (Имам АхIмад) да смилуется над ним Аллагь, говорил: "Тот кто говорил эти слова, за ним нельзя совершать пятничные и другие Намазы, пока я не позову вас идти туда, если кто-то свершил Намаз пусть возобновляет" имеется ввиду за тем кто сказал что Къуръан созданный".(рассказал ГIабдуЛЛагь ибн АхIмад, под номером 4. и Альбайгьакъий в "Альасмаъ" стр. 258)

МухIаммад ибн Юсуф ибн АттибагI сказал:"Я слышал что какой-то человек спросил у АхIмада, и сказал: "О Абу ГIабдиЛЛагь, могу ли я молится за тем кто пьёт спиртное?" он ответил: "нет". он (ещё) спросил: "и я могу молится за тем кто говорит что Къуръан созданый?" он ответил: "Свят Аллагь! я запретил тебе (совершать намаз) за муслимом, а ты спрашиваешь у меня на счёт кафира?"(передал Альахирий в "АшшаригIате" стр. 81. с достоверным иснадом).

СалихI ибн АхIмад передал от отца:"то кто утверждает что Къуръан созданный стал кафиром, и тот кто утверждает что Имена Аллагьа созданные тот стал кафиром, нельзя молится за тем кто сказал что Къуръан созданный, если кто-то помолится пусть возобновляет"(передал СалихI ибн АхIмад в "МихIнате" стр 66-67).

МухIаммад ибн Исмаил Бухарий сказал:"Я смотрел на слова иудеев и христиан и огнепоклонников я не нашёл чтобы они заблуждались в куфр чем они - имеется ввиду джахмити - поистине я не посчитаю джагьилом (не оправдаю из-за невежества) того кто не обвиняет их в куфре, кроме того, кто не знает их куфра".("хулукъу аль-афгIал ал-гIибадати" 35. Альбайгьакъи "Альасмаъ" стр. 253 )

и он (Бухари) сказал: "для меня нет разницы совершу я намаз за джахмитами и рафидитами или совершу я намаз за иудеями и христианами, и нельзя давать им салам и нельзя возвращать, нельзя с ними заключать брак, нельзя брат их в свидетели и нельзя кушать то что они порезали". ("хулукъу аль-афгIал ал-гIибадати" 53. Альбайгьакъи "Альасмаъ" стр. 254 )

Абу бакр МухIаммад ибн Исхакъ ибн Хузайма сказал:"Къуръан это речь Аллагьа не является созданым, тот кто сказал что Къуръан созданный то он кафир (неверующий) Великого Аллагьа. Не принимают его свидетельства, не поспешают его если он заболеет, и не совершают над ним джаназа намаз если он умирает, и не хоронят его в кладбище мусульман, его призывают к покаянию, если он кается (его оставляют) , если нет то отрубают ему голову".(передал Абу ГIусман Ассабуний в "Аррисалат" 7. с достоверным иснадом).

Теперь подумай о том, что все эти имамы, на которых Аллагь возложил оберегание Своей религии, ЗАБЫЛИ упомянуть, что это является куфром, выводящим из религии, упомянули что делать этого нельзя, но никто не упомянул что это куфр. Кроме того, просмотрите 23 том маджмугIатуль фатава шейхуль Ислама ибн Таймийи, где он объясняет различные положения о намазе и имамстве, и нигде не нашёшь его высказывания даже вскользь, о том, что молитва за нововведенцем который впал в куфр, это большой куфр. Посмотрите сами, и если найдётё, то приведите нам, потому что до нас не дошло это ни от Аллагьа, ни от посланника , ни от сахабов, ни от имамов, что они сказали подобным образом.

Начиная с 340й страницы начинается глава имамства, и он разбирал имамство разных людей, с тем или иным положением, и у него спрашивали про очень разных людей, и в том числе про тех, бидгIа которых доходит до куфра. Но и он не счёл нужным почему то указать, что это куфр совершать намаз за тем, кто впал в куфр.

А затем, посмотри на слова имама аль АвзагIий:

«Терпеливо ограничьте себя Сунной, остановитесь там, где остановились люди говорите то, что они сказали, и избегайте того, чего избегали они. Держитесь пути предшественников, поистине, то, что было достаточно для них, будет достаточно для вас».(книга Ашшариг1а стр. 58).

И если есть в этом разногласие(в том можно ли делать намаз за бидг1атщиком кафиром), и даже разногласие относительно того, кто оставил намаз ВООБЩЕ, то как может быть такфир по цепочке в этом вопросе???

А если же вы будете продолжать сводить это к «участию в религии куффар» и утверждать, что «любое участие в делах религии кафиров или подчинение им в делах религии это куфр», и продолжите вводить это в основы Таухида, незнание которых вводит в куфр, то что вы скажете о том, что приводится в сире ибн Гьишама :э

В Сире Ибн Гьишама передается: «…Потом племена курайшитов собрали камни для строительства Каабы. Каждое племя собирало камни отдельно. Потом они построили ее, пока строительство не дошло до Черного камня. Они заспорили из-за него: каждое племя хотело поднять его на свое место без других племен. Начали вести переговоры, договариваться и подготавливались к войне. Люди из племени Бану Абд ад-Дар принесли сосуд, наполненный кровью. Потом племена Абд ад-Дар и Адий заключили между собой договор выступать вместе вплоть до смерти, опускали руки в этот сосуд с кровью и облизывали. Отсюда стали их называть «облизывающие кровь». В таком положении курайшиты провели четыре или пять суток. Потом они собрались в мечети и стали советоваться и спорить. Некоторые рассказчики утверждают, что Абу Умаййа ибн аль-Мугира, который был в том году самым старшим по возрасту среди всех курайшитов, сказал: «О собрание курайшитов! Пусть рассудит вас первый вошедший в дверь этого храма». Они так и сделали. Первым вошедшим человеком был Посланник Аллаха. Когда они увидели его, сказали: «Это — Правдивый. Мы согласны. Это — Мухаммад». Когда он подошел к ним, ему рассказали об этом деле. Мухаммад сказал: «Принесите мне ткань!»

Ему принесли ее. Он взял Черный камень и положил его на ткань своими руками. Потом сказал: «Пусть каждое племя возьмется за одну из сторон ткани, и потом поднимите его все вместе». Они так и сделали. Когда донесли камень на свое место, Мухаммад положил его своими руками в стенку и обмазал его раствором.»

В вопросах такфира неприемлимы логика и разум для принятия решений, и нет ответственности на человеке, кроме как после худжи, согласно мнению которое выбрали шейхуль Ислам ибн Таймийя и надждийские ученые.

препятствие в такфре муслиму: это Двоякость понимания его слов.

Наши рекомендации