Регламентация параметров рельсовой колеи, контролируемых путеизмерительным вагоном

1. Исходя из целей наиболее рационального определения ви­дов и сроков выполнения работ по устранению и предупреждению появления отступлений от норм содержания рельсовой колеи при условии обеспечения безопасности движения поездов, оценка от­ступлений от номинальных значений параметров, контролируемых путеизмерительным вагоном, производится по четырем степеням, регламентированным в зависимости от установленных скоростей движения поездов по принципу: чем выше установленные скоро­сти движения поездов, тем жестче величины степеней отступлений.

2. Величины степеней отступлений по всем контролируемым параметрам, в зависимости от установленных скоростей движения поездов, приведены в табл. 3.1—3.3 (для I—III степеней — по верхней границе).

К I степени относятся отступления, не требующие выполне­ния работ по их устранению, поэтому они не учитываются при расшифровке путеизмерительных лент. Установленные скорости движения поездов при таких отступлениях не уменьшаются.

Ко II степени относятся отступления, также не требующие уменьшения установленной скорости движения поездов, но оказы­вающие влияние на плавность движения подвижного состава. Их количество на километре служит показателем необходимости про­ведения профилактических работ по выправке пути, поэтому они учитываются при расшифровке путеизмерительных лент, а ре­зультаты расшифровки используются при планировании работ. Исключение составляют три и более просадки величиной более 15 мм (без учета засечек) на длине до 30 м, периодически повто­ряющиеся по обеим рельсовым нитям (рис, 3.1) на участках дви­жения поездов со скоростями более 60 км/ч, вызывающие резо­нансные колебания порожних грузовых вагонов. При обнаруже­нии таких просадок ограничивается скорость движения грузовых поездов, а просадки устраняются в первоочередном порядке (не позднее 2-3 дней после обнаружения) или без промедления, если они по величине соответствуют III степени.

К III степени относятся отступления, которые при неустра­нении их после обнаружения могут за период до очередной про­верки пути путеизмерительным вагоном достичь величин, значи­тельно ухудшающих плавность движения поездов и повышающих интенсивность накопления остаточных деформаций пути, а неко­торые из них могут даже перерасти в отступления, вызывающие уменьшение установленной скорости движения поездов. Поэтому такие отступления устраняются в первоочередном порядке.

К IV степени относятся отступления, вызывающие рост сил взаимодействия пути и подвижного состава до величин, которые при наличии неблагоприятных сочетаний с отступлениями в со­держании и загрузке подвижного состава, нарушениях режима ведения поезда и др. могут привести к сходу его с рельсов. Поэтому при обнаружении таких отступлений уменьшается скорость или закрывается движение поездов (в зависимости от фактической ве­личины отступления).

.Скорость движения при обнаружении отступлений IV степени уменьшается на одну или несколько ступеней вплоть до закрытия движения, пока амплитуда обнаруженного отступления не будет соответствовать III степени при соответствующей скорости движения .Ограничение скорости устанавливается на пикетах, где обнаружены отступления IV степени, при этом весь километр с такими отступлениями считается неудовлетворительным.

регламентация параметров рельсовой колеи, контролируемых путеизмерительным вагоном - student2.ru

Рис. 3.1. Три двухсторонних периодических просадки >15мм на длине до 30 м:

а) - без засечек; б) - с засечками

Например, при обнаружении на километре с установленными скоростями движения поездов 120/80 км/ч перекоса IV степени вели­чиной 22 мм скорость движения поездов уменьшается до 60 км/ч; при обнаружении на том же километре перекоса величиной 28 мм ско­рость уменьшается до 40 км/ч, а при обнаружении перекоса величи­ной более 50 мм закрывается движение поездов. Отступления IV степени устраняются без промедления.

3. Требуют ограничения установленной скорости движения поездов также следующие отступления:

сочетание отступления в плане III степени с перекосом или просадкой III степени для данного интервала скоростей; при этом к сочетающимся относятся отступления, расстояния между верши­нами которых, измеренные по нулевой линии на прямой, накла­дываются одно на другое (рис.3.2);

три и более смежных отступления в плане III степени на длине 75 м и менее по рихтовочной нити на кривых; на прямых — независимо от нити (рис.3.3);

смежные отклонения по уровню в разные стороны (аналогичные перекосу) с расстоянием между вершинами отклоне­ний более 10 мм до 15 мм на ленте (более 20 м до 30 м на пути) с амплитудой, равной удвоенной величине отклонения III степени для данного интервала скоростей по табл. 3.2 (рис.3.4);

более 6 (более 3 — на участках со скоростями движения 60 км/ч и менее) отступлений III степени на километре по уров­ню, перекосам, просадкам, отклонениям в плане (без учета отступ­ления III степени по ширине колеи);

три и более просадки подряд величиной более 15 мм (без учета засечек) периодически повторяющиеся по обеим нитям на длине до 30 м на участках со скоростями движения более 60 км/ч;

несовпадение начала (конца) отвода возвышения наружного рельса кривой с началом (концом) отвода кривизны, соответствен­но определяемые по нулевым (средним) линиям на записи уровня и стрел, более чем на 10 мм (20 м на пути), при котором:

непогашенное ускорение в сечении несовпадения более 0,7 м/с2;

скорость изменения непогашенного ускорения более 0,6 м/с3 из-за недостаточной длины отвода кривизны;

отступления III степени по уровню, в плане, перекосы, про­садки на мостах и в тоннелях длиной от 25 до 100 м и на подходах к ним по 200 м в каждую сторону, а также на мостах и в тоннелях длиной более 100 м и на подходах к ним по 500 м в каждую сторону.

Таблица 3.1. Величины степеней отступлений по ширине колеи

  Установленная скорость движения поездов (числитель - пассажирские; знаменатель - грузовые), км/ч   Степень отступ­ления         Уширение при норме мм           Сужение колеи при норме, мм  
                           
101-140/81-90 I -
  II - -
  III - -
  IV         Более        
    -
61-100/61-80 I 41)
  II 62)
  III - 83)
  IV         Более        
    83)
26-60/26-60 I 84) 844) 84) 84) 41)
  II 62)
  III - 83)
  IV         Более        
    83)
25 и менее I 41)
  II - 62)
  III - 83)
Закрывается IV         Более        
движение поездов   8 | 83) .20

1) Для участков с железобетонными шпалами выпуска до 1996 г. — 6 мм.

2) Доя участков с железобетонными шпалами выпуска до 1996 г. — 8 мм.

3) Для участков с железобетонными шпалами выпуска до 1996 г. — 10 мм.

4) Для участков со скоростями движения поездов до 50 км/ч — 10 мм.

Примечания.

1. При ширине колеи более 1548 мм и менее 1512 мм (на участках с железобетонными шпалами выпуска до 1996 г — 1510 мм) закрывается движение поездов.

2. При наличии в кривых радиуса 1200 м и менее бокового износа головки рельсов величина отклонения по уширению, не требующая уст­ранения, может быть повышена на величину фактического износа внут­ренней грани головки рельса наружной нити, но не более чем на 15 мм, при этом ширина колеи не должна быть более величины III степени.

Таблица 3.2. Величины степеней отступлений по уровню, перекосам и просадкам

Установленная скорость Степень Величина отступления, мм
движения поездов отступления      
(числитель - пассажирские; знаменатель-грузовые), км/ч        
Уровень* Перекос Просадка
121-140/81-90 I
  II
  III
  IV Более 20 Более 16 Более 20
61-120/61-80 I
  II
  III
  IV Более 25 Более 20 Более 25
41-60 I
  II
  III
  IV Более 30 Более 25 Более 30
16-40 I
  II
  III
  IV Более 35 Более 30 Более 35
I
  II
  III
Закрывается движение IV Более 50 Более 50 Более 45
|поездов        

*) - Исключая участки, где отвод возвышения наружного рельса кривой устроен на прямой.

Таблица З.З. Величины степеней отступлений в плане

Установленная скорость движе ния поездов (Числитель-пасс, знамен-груз) км/ч     Степень отступ­ления Разность смежных стрел измерен­ных от середины хорды длиной 20м, мм при длине неровности
До20мвключи-тельно Более 20 до 40м включительно
121-140/81-90 I
  II
  III
'61-120/61-80   IV I Более 25 Более35
  II
  III
  IV Более35 Более40
41-60 I 25\
  II
  III
. IV Более 40 Более 50
16-40 I
  II
  III
  IV Более50 Более 65
. 15 I
  II
  III
Закрывается дви­жение поездов IV Более 65 Более 90

В кривых уча­стках пути с радиусами 850 метров и менее, уложенных на деревянные шпалы, и с радиу­сами 650 метров и менее на железобетонные шпалы допускаемая скорость грузовых по­ездов, имеющих в своем составе порожние грузовые вагоны, ограничивается до 60 км/ч при наличии следующих последовательностей и сочетаний отступлений:

Трех и более просадок II степени, периодически повторяющихся по обеим рельсо­вым нитям на длине 30 метров и менее;

При обнаружении на отрезке длиной 100 метров следующих отступлений:

- восьми и более просадок II степени;

- или трех и более отступлений по рихтовке II степени до 20 метров включительно;

- или двух и более перекосов II степени при расстоянии между вершинами пик 10 метров и менее;

- или при сочетании на длине 12 метров и менее отступления по рихтовке II степени с длиной 20 метров и менее с перекосом II степени длиной 10 метров и менее или просадкой II степени;

- или при наличии хотя бы одной неисправности III степени по перекосам длиной 10 метров и менее, просадкам, отступлениям по рихтовке длиной 20 метров и менее.

Километр, имеющий указанные отступления в кривых радиусом 850 метров и менее, уложенных на деревянные шпалы, и с радиусами 650 метров и менее на железобетонные шпалы, оценивается как «неудовлетворительный» в 500 баллов.

Указанные отступления устраняются порядком, установленным для отступлений IV степени.

Для кривых участков пути с установленными скоростями грузовых поездов более 60 км/ч вве­сти нормирование перекосов и отступлений в плане длиной до 10м включительно.

Таблица 3,2.1 Величины степеней по перекосам

Установленная скорость движения грузовых по­ездов, км/ч   Степень отступле­ния Величина перекоса при расстоянии между вершинами пик, мм
до 10 м вкл. Более 1 0 м до 20 м вкл.
81-90 I
II
III
IV Более 16 Более 16
61-80 I
II
III
IV Более 16 Более 20

Таблица 3.3.1 Величины степеней отступлений в плане

    Установленная ско­рость движения грузо­вых поездов, км/ч     Степень отступ­ления Разность смежных стрел, измеренных от середины хорды длиной 20 м, мм при длине неровности пути 1
до 10 м вкл. более 10 м до 20 м вкл. более 20 до 40 м вкл.
81-90 I
II
III
IV Более 25 Более 25 Более 35
61-80
II
III
IV Более 25 Более 35 Более 40

4. Несовпадение начала отводов возвышения и кривизны на кривых проверяется с периодичностью: путеизмерителями с БАС — при каждой проверке пути; путеизмерителями без БАС — при контрольных проверках.

5. Порядок определения уменьшенной скорости движения поездов по перечисленным выше отступлениям устанавливается следующий:

при сочетании отступления в плане III степени с перекосом или просадкой III степени скорость уменьшается на один интервал таблицы 3.2 (кроме участков с установленной скоростью 15 км/ч);

при сочетании отступления в плане IIIстепени с перекосом или просадкой IV степени, а также при сочетании отступления в плане IV степени с перекосом или просадкой IIIили IV степени скорость уменьшается на два интервала таблицы 3.2.

при наличии на километре более 6 (более 3 — при скоростях 60 км/ч и менее) отступлений III степени по уровню, перекосам, просадкам и в плане, или трех и более смежных отступлений III степени в плане на длине 75 м и менее, или смежных отклоне­ний по уровню в разные стороны с расстоянием между вершинами уровня от 20 до 30 м и амплитудой, равной или большей удвоен­ной величины отклонений по уровню III степени, установленная скорость движения поездов уменьшается на один интервал табли­цы 3.2. При таком же наличии на километре отступлений III степени, связанных только с разностью стрел, установленная скорость уменьшается на один интервал таблицы 3.3;

регламентация параметров рельсовой колеи, контролируемых путеизмерительным вагоном - student2.ru

Рис. 3.2. Условия сочетания отступления в плане (а) с перекосом (б) и просадкой (в):

1 — расстояния между вершинами амплитуды записи названных отступле­ний на ленте; 2 — зона сочетания отступлений

регламентация параметров рельсовой колеи, контролируемых путеизмерительным вагоном - student2.ru

Рис. 3.3. Запись на ленте трех смежных отступлений III степени в плане

регламентация параметров рельсовой колеи, контролируемых путеизмерительным вагоном - student2.ru

Рис. 3.4. Плавные отклонения по уровню в разные стороны, относящиеся к отступлениямIV степени:

I — более 20 м до 30 м включительно;

а — амплитуда отклонений (более двух отклонений III степени);

1 — запись уровня

регламентация параметров рельсовой колеи, контролируемых путеизмерительным вагоном - student2.ru

Рис. 3.5. Виды несовпадения начала нарастания возвышения наружного

рельса кривой с началом нарастания стрел (h — запись уровня; R — запись

положения пути в плане; Л1 —- длина несовпадения):

а) — в начале переходной кривой; б) — в конце переходной кривой;

в), г) — в начале и конце переходной кривой

при обнаружении (на участках движения поездов со скоростями более 60 км/ч) трех и более повторяющихся подряд по обеим рельсо­вым нитям на длине до 30 м просадок величиной более 15 мм (без учета засечек), скорость грузовых поездов уменьшается до 60 км/ч.

При несовпадении отводов возвышения наружного рельса кри­вой и кривизны, измеряемых соответственно по нулевым (средним) линиям на записи уровня и стрел, на величину более 20 м необхо­димость уменьшения установленной скорости движения поездов по данной кривой определяется по формулам. По результа­там расчета принимается решение о необходимости снижения ско­рости и мерах по устранению несовпадения отводов возвышения и кривизны (Рис.3.5).

При невозможности устранения несовпадения, например, из-за стесненных условий, ограничение скорости движения поез­дов должно оформляться приказом начальника дороги.

Выявленные несовпадения отводов, не требующие ограниче­ния скорости движения, устраняются в плановом порядке при проведении планово-предупредительной выправки, подъемочного или среднего ремонтов пути.

При наличии на километре перечисленных выше отступле­ний, вызывающих уменьшение скорости движения поездов, со­стояние рельсовой колеи на нем во всех случаях оценивается "неудовлетворительно".

6. Установленная скорость уменьшается или закрывается движение поездов и километр оценивается неудовлетворительно также при превышении допускаемого уклона отвода возвышения наружной рельсовой нити кривой (табл.3.4). При этом полученная допускаемая скорость округляется до значения, кратного 5.

Таблица 3.4. Допускаемые уклоны отводов возвышения

Наружного рельса в кривых

Допускаемый уклон отвода Установленная скорость движения поездов,
возвышения, мм/м км/ч
Не более 0,7
более 0,7 до 1,0
" 1,0 " 1,2
" 1,2 " 1,4
" 1,4 " 1,6
" 1,6 " 1,7
" 1,7 " 1,9
" 1,9 " 2,1
" 2,1 " 2,3
" 2,3 " 2,5
" 2,5 - 2,7
" 2,7 " 2,9
" 2,9 " 3,0
" 3,0 " 3,1
" 3,1 " 3,2
более 3,2 Закрытие движения

В целях повышения ответственности, качественного выполнения работ по устра­нению неисправностей на неудовлетворительных километрах, приведения скоростей движения с фактическим состоянием пути:

1. Устранение неисправностей в содержании пути III, IV степени, сочетаний отступле­ний И, III степени, неисправностей II степени, приближенных к III степени, выявленных вагоном - путеизмерителем производить в соответствии с порядком, установленным ОАО «РЖД» № ЦПП-8/35 от 11.07.2006 ( Приложение № 1) и указанием МПС России № С-6666 от 04.07.2003.

2. При обнаружении отступлений в содержании рельсовой колеи, требующих ограниче­ния скорости движения поездов, начальник дистанции пути принимает немедленные меры по обеспечению безопасности движения поездов и организует устранение обнаруженных отступлений от норм содержания, направляет на место устранения ответственных работ­ников из числа сопровождающих вагон-путеизмеритель.

В суточный срок должен быть обеспечен выезд начальника дистанции пути, заместителя начальника дистанции или главного инженера (в соответствии с оперативным приказом по учету и устранению отступлений III, IV степени, а также отступлений, повлекших за собой выдачу предупреждений об ограничении скорости движения поездов) на место неисправ­ности для проверки качества устранения с составлением акта.

3. Каждый случай ограничения скорости вагоном - путеизмерителем до 15 км/ч или за­крытия движения должен учитываться начальником дистанции пути как случай брака в работе и расследоваться порядком, установленным Приказом МПС России от 08.01.1994 № Щ.

4. Организация работ и контроль за качеством устранения неисправностей III, IV степе­ни, вызвавших неудовлетворительную оценку километра, при ее двукратном повторении рассматривается начальником отделения дороги, при трехкратном -заместителем началь­ника железной дороги по пути. Детально расследуются причины, разрабатываются и осу­ществляются меры по предупреждению появления неисправностей, оформляется протокол разбора.

5. На километрах оцененных неудовлетворительно по наличию от 60 до 80 и более неис­правностей 2-степени и ограничением скорости 60 км/ч начальником дистанции пути или его заместителем производится анализ ленты, выдается задание дорожному мастеру на выполнение работ по устранению неисправностей. После доклада о выполнении работ производится натурный осмотр пути руководителями дистанции пути, составляется акт с письменным докладом в отделение дороги и службу пути. Решение об отмене ограничения скорости принимается начальником службы пути после проверки пути вагоном -путеизмерителем. (Указание МПС России от 04.07.2003 № С-6666).

6. При повторении неудовлетворительной оценки километра на участках пути 1 и 2 класса руководителями дистанции пути производится натурный осмотр пути, определяют­ся комплексные меры, объем работ, затраты труда, потребность в материалах и механиз­мах с последующим докладом начальнику службы пути.

Заместитель начальника железной дороги по пути оперативным регистрируемым приказом устанавливает срок выполнения работ планируя, при необходимости, комплексные работы по оздоровлению пути.

После выполнения работ в полном объеме осуществляется комиссионная приемка отре­монтированного километра под председательством начальника дистанции пути или лица исполняющего его обязанности с оформлением акта и письменного доклада в Департамент пути и сооружений и заместителю начальника железной дороги по пути для принятия ре­шения об отмене ограничения скорости.

Для участков пути 3, 4 класса и ниже при повторяемости неудовлетворительной оценки километров порядок и сроки устранения неисправностей, меры по обеспечению безопас­ности движения устанавливаются приказом заместителя начальника железной дороги по пути.

7. Ответственность за качество устранения неисправностей возлагается на дорожного мастера, а при его отсутствии на начальника участка. При повторах неисправностей III, IV степени и сочетаний II , III степени ответственность возлагается на лиц, определенных опе­ративным приказом или приказом заместителя начальника железной дороги по пути.

Таблица 4.1 Качественная и балловая оценка состояния рельсовой колеи по показаниям путеизмерительного вагона

    Качественная оцен­ка состояния рель­совой колеи   Количественные критерии качественной оценки со­стояния рельсовой колеи
  На километре   На подразделении
    Количество отступлений по степеням   Балловая оценка кило­метра     Среднее коли­чество баллов на ки­лометре
II III IV1)
На участках со скоростями движения поездов более 60 км/ч |
  Отлично (О)2)   До5         До 25 вкл.
  Хорошо (Х)2)   6-25         Более 25 до 80 вкл.
Удовлетворительно (У)2)   Более 25 до 80или 603)         Более 80 до 180вкл
Удовлетворительно (У)2) Не более 80 или 60   1-64)       Более 80 до 180вкл
  Неудовлетворительно (Н)5)   5)   5)       Более 180
  Неудовлетворительно(Н)6)   Более 80 или 60   Неза­висимо       Более 180
  Неудовлетворительно (Н)   Независимо   Более 6       Более 180
  Неудовлетворительно (Н)   Независимо   1и более     Более 180
На участках со скоростями движения поездов 60 км/ч и менее
  Отлично (0)   До 3         До 25 вкл.
  Хорошо (X)   4-12         Более 25 до 80
  Удовлетворительно(У)   Более 12         Более 80 до 180
  Удовлетворительно(У)   Независимо   1-34)       Более 80 до 180
  Неудовлетворительно (Н)   Независимо 4) Более 3         Более 180
  Неудовлетворительно (Н)   Независимо   1и более     Более 180

1) При наличии отдельных отступлений, последовательностей и сочетаний отступлений, перечисленных в пункте 3.3, требующих ограничения скорости.

2) Для всех участков. Для кривых радиусом 850 метров и менее, уложенных на дере­вянные шпалы, и с радиусами 650 метров и менее на железобетонные шпалы при отсут­ствии последовательностей и сочетаний отступлений II степени, а так же отступлений III степени перечисленных в пункте 3.3.

3) По просадкам, перекосам, отступлениям в плане.

4) По уровню, просадкам, перекосам, отступлениям в плане (по ширине колеи - «удов­летворительно» при количестве отступлений III степени не более 10).

5) В кривых радиусом 850 метров и менее, уложенных на деревянные шпалы и с ра­диусами 650 метров и менее на железобетонные шпалы при наличии последовательно­стей или сочетаний отступлений II, а также при наличии отступлений III степени, перечис­ленных в п.3.3 с ограничением скорости для поездов с порожними грузовыми вагонами до 60 км/ч.

6) Скорость движения ограничивается до 60 км/ч.

7) При оценке отступлений в геометрии рельсовой колеи скорости принимаются равными установленным скоростям для всего перегона.

8) Перечень участков магистральных линий с установленными скоростями движения 60 км/ч и менее, на которых километры относятся к «неудовлетворительным» при наличии 603) или 80 отступлений II степени на километр с ограничением скорости до 50 км/ч устанавливается МПС России.

Графическая диаграмма с результатами расшифровки (ф. 01)

регламентация параметров рельсовой колеи, контролируемых путеизмерительным вагоном - student2.ru

Наши рекомендации