Регламентация параметров рельсовой колеи, контролируемых путеизмерительным вагоном
1. Исходя из целей наиболее рационального определения видов и сроков выполнения работ по устранению и предупреждению появления отступлений от норм содержания рельсовой колеи при условии обеспечения безопасности движения поездов, оценка отступлений от номинальных значений параметров, контролируемых путеизмерительным вагоном, производится по четырем степеням, регламентированным в зависимости от установленных скоростей движения поездов по принципу: чем выше установленные скорости движения поездов, тем жестче величины степеней отступлений.
2. Величины степеней отступлений по всем контролируемым параметрам, в зависимости от установленных скоростей движения поездов, приведены в табл. 3.1—3.3 (для I—III степеней — по верхней границе).
К I степени относятся отступления, не требующие выполнения работ по их устранению, поэтому они не учитываются при расшифровке путеизмерительных лент. Установленные скорости движения поездов при таких отступлениях не уменьшаются.
Ко II степени относятся отступления, также не требующие уменьшения установленной скорости движения поездов, но оказывающие влияние на плавность движения подвижного состава. Их количество на километре служит показателем необходимости проведения профилактических работ по выправке пути, поэтому они учитываются при расшифровке путеизмерительных лент, а результаты расшифровки используются при планировании работ. Исключение составляют три и более просадки величиной более 15 мм (без учета засечек) на длине до 30 м, периодически повторяющиеся по обеим рельсовым нитям (рис, 3.1) на участках движения поездов со скоростями более 60 км/ч, вызывающие резонансные колебания порожних грузовых вагонов. При обнаружении таких просадок ограничивается скорость движения грузовых поездов, а просадки устраняются в первоочередном порядке (не позднее 2-3 дней после обнаружения) или без промедления, если они по величине соответствуют III степени.
К III степени относятся отступления, которые при неустранении их после обнаружения могут за период до очередной проверки пути путеизмерительным вагоном достичь величин, значительно ухудшающих плавность движения поездов и повышающих интенсивность накопления остаточных деформаций пути, а некоторые из них могут даже перерасти в отступления, вызывающие уменьшение установленной скорости движения поездов. Поэтому такие отступления устраняются в первоочередном порядке.
К IV степени относятся отступления, вызывающие рост сил взаимодействия пути и подвижного состава до величин, которые при наличии неблагоприятных сочетаний с отступлениями в содержании и загрузке подвижного состава, нарушениях режима ведения поезда и др. могут привести к сходу его с рельсов. Поэтому при обнаружении таких отступлений уменьшается скорость или закрывается движение поездов (в зависимости от фактической величины отступления).
.Скорость движения при обнаружении отступлений IV степени уменьшается на одну или несколько ступеней вплоть до закрытия движения, пока амплитуда обнаруженного отступления не будет соответствовать III степени при соответствующей скорости движения .Ограничение скорости устанавливается на пикетах, где обнаружены отступления IV степени, при этом весь километр с такими отступлениями считается неудовлетворительным.
Рис. 3.1. Три двухсторонних периодических просадки >15мм на длине до 30 м:
а) - без засечек; б) - с засечками
Например, при обнаружении на километре с установленными скоростями движения поездов 120/80 км/ч перекоса IV степени величиной 22 мм скорость движения поездов уменьшается до 60 км/ч; при обнаружении на том же километре перекоса величиной 28 мм скорость уменьшается до 40 км/ч, а при обнаружении перекоса величиной более 50 мм закрывается движение поездов. Отступления IV степени устраняются без промедления.
3. Требуют ограничения установленной скорости движения поездов также следующие отступления:
сочетание отступления в плане III степени с перекосом или просадкой III степени для данного интервала скоростей; при этом к сочетающимся относятся отступления, расстояния между вершинами которых, измеренные по нулевой линии на прямой, накладываются одно на другое (рис.3.2);
три и более смежных отступления в плане III степени на длине 75 м и менее по рихтовочной нити на кривых; на прямых — независимо от нити (рис.3.3);
смежные отклонения по уровню в разные стороны (аналогичные перекосу) с расстоянием между вершинами отклонений более 10 мм до 15 мм на ленте (более 20 м до 30 м на пути) с амплитудой, равной удвоенной величине отклонения III степени для данного интервала скоростей по табл. 3.2 (рис.3.4);
более 6 (более 3 — на участках со скоростями движения 60 км/ч и менее) отступлений III степени на километре по уровню, перекосам, просадкам, отклонениям в плане (без учета отступления III степени по ширине колеи);
три и более просадки подряд величиной более 15 мм (без учета засечек) периодически повторяющиеся по обеим нитям на длине до 30 м на участках со скоростями движения более 60 км/ч;
несовпадение начала (конца) отвода возвышения наружного рельса кривой с началом (концом) отвода кривизны, соответственно определяемые по нулевым (средним) линиям на записи уровня и стрел, более чем на 10 мм (20 м на пути), при котором:
непогашенное ускорение в сечении несовпадения более 0,7 м/с2;
скорость изменения непогашенного ускорения более 0,6 м/с3 из-за недостаточной длины отвода кривизны;
отступления III степени по уровню, в плане, перекосы, просадки на мостах и в тоннелях длиной от 25 до 100 м и на подходах к ним по 200 м в каждую сторону, а также на мостах и в тоннелях длиной более 100 м и на подходах к ним по 500 м в каждую сторону.
Таблица 3.1. Величины степеней отступлений по ширине колеи
Установленная скорость движения поездов (числитель - пассажирские; знаменатель - грузовые), км/ч | Степень отступления | Уширение при норме мм | Сужение колеи при норме, мм | ||||||||
101-140/81-90 | I | - | |||||||||
II | - | - | |||||||||
III | - | - | |||||||||
IV | Более | ||||||||||
- | |||||||||||
61-100/61-80 | I | 41) | |||||||||
II | 62) | ||||||||||
III | - | 83) | |||||||||
IV | Более | ||||||||||
83) | |||||||||||
26-60/26-60 | I | 84) | 844) | 84) | 84) | 41) | |||||
II | 62) | ||||||||||
III | - | 83) | |||||||||
IV | Более | ||||||||||
83) | |||||||||||
25 и менее | I | 41) | |||||||||
II | - | 62) | |||||||||
III | - | 83) | |||||||||
Закрывается | IV | Более | |||||||||
движение поездов | 8 | 83) | .20 |
1) Для участков с железобетонными шпалами выпуска до 1996 г. — 6 мм.
2) Доя участков с железобетонными шпалами выпуска до 1996 г. — 8 мм.
3) Для участков с железобетонными шпалами выпуска до 1996 г. — 10 мм.
4) Для участков со скоростями движения поездов до 50 км/ч — 10 мм.
Примечания.
1. При ширине колеи более 1548 мм и менее 1512 мм (на участках с железобетонными шпалами выпуска до 1996 г — 1510 мм) закрывается движение поездов.
2. При наличии в кривых радиуса 1200 м и менее бокового износа головки рельсов величина отклонения по уширению, не требующая устранения, может быть повышена на величину фактического износа внутренней грани головки рельса наружной нити, но не более чем на 15 мм, при этом ширина колеи не должна быть более величины III степени.
Таблица 3.2. Величины степеней отступлений по уровню, перекосам и просадкам
Установленная скорость | Степень | Величина отступления, мм | ||
движения поездов | отступления | |||
(числитель - пассажирские; знаменатель-грузовые), км/ч | ||||
Уровень* | Перекос | Просадка | ||
121-140/81-90 | I | |||
II | ||||
III | ||||
IV | Более 20 | Более 16 | Более 20 | |
61-120/61-80 | I | |||
II | ||||
III | ||||
IV | Более 25 | Более 20 | Более 25 | |
41-60 | I | |||
II | ||||
III | ||||
IV | Более 30 | Более 25 | Более 30 | |
16-40 | I | |||
II | ||||
III | ||||
IV | Более 35 | Более 30 | Более 35 | |
I | ||||
II | ||||
III | ||||
Закрывается движение | IV | Более 50 | Более 50 | Более 45 |
|поездов |
*) - Исключая участки, где отвод возвышения наружного рельса кривой устроен на прямой.
Таблица З.З. Величины степеней отступлений в плане
Установленная скорость движе ния поездов (Числитель-пасс, знамен-груз) км/ч | Степень отступления | Разность смежных стрел измеренных от середины хорды длиной 20м, мм при длине неровности | |
До20мвключи-тельно | Более 20 до 40м включительно | ||
121-140/81-90 | I | ||
II | |||
III | |||
'61-120/61-80 | IV I | Более 25 | Более35 |
II | |||
III | |||
IV | Более35 | Более40 | |
41-60 | I | 25\ | |
II | |||
III | |||
. | IV | Более 40 | Более 50 |
16-40 | I | ||
II | |||
III | |||
IV | Более50 | Более 65 | |
. 15 | I | ||
II | |||
III | |||
Закрывается движение поездов | IV | Более 65 | Более 90 |
В кривых участках пути с радиусами 850 метров и менее, уложенных на деревянные шпалы, и с радиусами 650 метров и менее на железобетонные шпалы допускаемая скорость грузовых поездов, имеющих в своем составе порожние грузовые вагоны, ограничивается до 60 км/ч при наличии следующих последовательностей и сочетаний отступлений:
Трех и более просадок II степени, периодически повторяющихся по обеим рельсовым нитям на длине 30 метров и менее;
При обнаружении на отрезке длиной 100 метров следующих отступлений:
- восьми и более просадок II степени;
- или трех и более отступлений по рихтовке II степени до 20 метров включительно;
- или двух и более перекосов II степени при расстоянии между вершинами пик 10 метров и менее;
- или при сочетании на длине 12 метров и менее отступления по рихтовке II степени с длиной 20 метров и менее с перекосом II степени длиной 10 метров и менее или просадкой II степени;
- или при наличии хотя бы одной неисправности III степени по перекосам длиной 10 метров и менее, просадкам, отступлениям по рихтовке длиной 20 метров и менее.
Километр, имеющий указанные отступления в кривых радиусом 850 метров и менее, уложенных на деревянные шпалы, и с радиусами 650 метров и менее на железобетонные шпалы, оценивается как «неудовлетворительный» в 500 баллов.
Указанные отступления устраняются порядком, установленным для отступлений IV степени.
Для кривых участков пути с установленными скоростями грузовых поездов более 60 км/ч ввести нормирование перекосов и отступлений в плане длиной до 10м включительно.
Таблица 3,2.1 Величины степеней по перекосам
Установленная скорость движения грузовых поездов, км/ч | Степень отступления | Величина перекоса при расстоянии между вершинами пик, мм | |
до 10 м вкл. | Более 1 0 м до 20 м вкл. | ||
81-90 | I | ||
II | |||
III | |||
IV | Более 16 | Более 16 | |
61-80 | I | ||
II | |||
III | |||
IV | Более 16 | Более 20 |
Таблица 3.3.1 Величины степеней отступлений в плане
Установленная скорость движения грузовых поездов, км/ч | Степень отступления | Разность смежных стрел, измеренных от середины хорды длиной 20 м, мм при длине неровности пути 1 | ||
до 10 м вкл. | более 10 м до 20 м вкл. | более 20 до 40 м вкл. | ||
81-90 | I | |||
II | ||||
III | ||||
IV | Более 25 | Более 25 | Более 35 | |
61-80 | ||||
II | ||||
III | ||||
IV | Более 25 | Более 35 | Более 40 |
4. Несовпадение начала отводов возвышения и кривизны на кривых проверяется с периодичностью: путеизмерителями с БАС — при каждой проверке пути; путеизмерителями без БАС — при контрольных проверках.
5. Порядок определения уменьшенной скорости движения поездов по перечисленным выше отступлениям устанавливается следующий:
при сочетании отступления в плане III степени с перекосом или просадкой III степени скорость уменьшается на один интервал таблицы 3.2 (кроме участков с установленной скоростью 15 км/ч);
при сочетании отступления в плане IIIстепени с перекосом или просадкой IV степени, а также при сочетании отступления в плане IV степени с перекосом или просадкой IIIили IV степени скорость уменьшается на два интервала таблицы 3.2.
при наличии на километре более 6 (более 3 — при скоростях 60 км/ч и менее) отступлений III степени по уровню, перекосам, просадкам и в плане, или трех и более смежных отступлений III степени в плане на длине 75 м и менее, или смежных отклонений по уровню в разные стороны с расстоянием между вершинами уровня от 20 до 30 м и амплитудой, равной или большей удвоенной величины отклонений по уровню III степени, установленная скорость движения поездов уменьшается на один интервал таблицы 3.2. При таком же наличии на километре отступлений III степени, связанных только с разностью стрел, установленная скорость уменьшается на один интервал таблицы 3.3;
Рис. 3.2. Условия сочетания отступления в плане (а) с перекосом (б) и просадкой (в):
1 — расстояния между вершинами амплитуды записи названных отступлений на ленте; 2 — зона сочетания отступлений
Рис. 3.3. Запись на ленте трех смежных отступлений III степени в плане
Рис. 3.4. Плавные отклонения по уровню в разные стороны, относящиеся к отступлениямIV степени:
I — более 20 м до 30 м включительно;
а — амплитуда отклонений (более двух отклонений III степени);
1 — запись уровня
Рис. 3.5. Виды несовпадения начала нарастания возвышения наружного
рельса кривой с началом нарастания стрел (h — запись уровня; R — запись
положения пути в плане; Л1 —- длина несовпадения):
а) — в начале переходной кривой; б) — в конце переходной кривой;
в), г) — в начале и конце переходной кривой
при обнаружении (на участках движения поездов со скоростями более 60 км/ч) трех и более повторяющихся подряд по обеим рельсовым нитям на длине до 30 м просадок величиной более 15 мм (без учета засечек), скорость грузовых поездов уменьшается до 60 км/ч.
При несовпадении отводов возвышения наружного рельса кривой и кривизны, измеряемых соответственно по нулевым (средним) линиям на записи уровня и стрел, на величину более 20 м необходимость уменьшения установленной скорости движения поездов по данной кривой определяется по формулам. По результатам расчета принимается решение о необходимости снижения скорости и мерах по устранению несовпадения отводов возвышения и кривизны (Рис.3.5).
При невозможности устранения несовпадения, например, из-за стесненных условий, ограничение скорости движения поездов должно оформляться приказом начальника дороги.
Выявленные несовпадения отводов, не требующие ограничения скорости движения, устраняются в плановом порядке при проведении планово-предупредительной выправки, подъемочного или среднего ремонтов пути.
При наличии на километре перечисленных выше отступлений, вызывающих уменьшение скорости движения поездов, состояние рельсовой колеи на нем во всех случаях оценивается "неудовлетворительно".
6. Установленная скорость уменьшается или закрывается движение поездов и километр оценивается неудовлетворительно также при превышении допускаемого уклона отвода возвышения наружной рельсовой нити кривой (табл.3.4). При этом полученная допускаемая скорость округляется до значения, кратного 5.
Таблица 3.4. Допускаемые уклоны отводов возвышения
Наружного рельса в кривых
Допускаемый уклон отвода | Установленная скорость движения поездов, |
возвышения, мм/м | км/ч |
Не более 0,7 | |
более 0,7 до 1,0 | |
" 1,0 " 1,2 | |
" 1,2 " 1,4 | |
" 1,4 " 1,6 | |
" 1,6 " 1,7 | |
" 1,7 " 1,9 | |
" 1,9 " 2,1 | |
" 2,1 " 2,3 | |
" 2,3 " 2,5 | |
" 2,5 - 2,7 | |
" 2,7 " 2,9 | |
" 2,9 " 3,0 | |
" 3,0 " 3,1 | |
" 3,1 " 3,2 | |
более 3,2 | Закрытие движения |
В целях повышения ответственности, качественного выполнения работ по устранению неисправностей на неудовлетворительных километрах, приведения скоростей движения с фактическим состоянием пути:
1. Устранение неисправностей в содержании пути III, IV степени, сочетаний отступлений И, III степени, неисправностей II степени, приближенных к III степени, выявленных вагоном - путеизмерителем производить в соответствии с порядком, установленным ОАО «РЖД» № ЦПП-8/35 от 11.07.2006 ( Приложение № 1) и указанием МПС России № С-6666 от 04.07.2003.
2. При обнаружении отступлений в содержании рельсовой колеи, требующих ограничения скорости движения поездов, начальник дистанции пути принимает немедленные меры по обеспечению безопасности движения поездов и организует устранение обнаруженных отступлений от норм содержания, направляет на место устранения ответственных работников из числа сопровождающих вагон-путеизмеритель.
В суточный срок должен быть обеспечен выезд начальника дистанции пути, заместителя начальника дистанции или главного инженера (в соответствии с оперативным приказом по учету и устранению отступлений III, IV степени, а также отступлений, повлекших за собой выдачу предупреждений об ограничении скорости движения поездов) на место неисправности для проверки качества устранения с составлением акта.
3. Каждый случай ограничения скорости вагоном - путеизмерителем до 15 км/ч или закрытия движения должен учитываться начальником дистанции пути как случай брака в работе и расследоваться порядком, установленным Приказом МПС России от 08.01.1994 № Щ.
4. Организация работ и контроль за качеством устранения неисправностей III, IV степени, вызвавших неудовлетворительную оценку километра, при ее двукратном повторении рассматривается начальником отделения дороги, при трехкратном -заместителем начальника железной дороги по пути. Детально расследуются причины, разрабатываются и осуществляются меры по предупреждению появления неисправностей, оформляется протокол разбора.
5. На километрах оцененных неудовлетворительно по наличию от 60 до 80 и более неисправностей 2-степени и ограничением скорости 60 км/ч начальником дистанции пути или его заместителем производится анализ ленты, выдается задание дорожному мастеру на выполнение работ по устранению неисправностей. После доклада о выполнении работ производится натурный осмотр пути руководителями дистанции пути, составляется акт с письменным докладом в отделение дороги и службу пути. Решение об отмене ограничения скорости принимается начальником службы пути после проверки пути вагоном -путеизмерителем. (Указание МПС России от 04.07.2003 № С-6666).
6. При повторении неудовлетворительной оценки километра на участках пути 1 и 2 класса руководителями дистанции пути производится натурный осмотр пути, определяются комплексные меры, объем работ, затраты труда, потребность в материалах и механизмах с последующим докладом начальнику службы пути.
Заместитель начальника железной дороги по пути оперативным регистрируемым приказом устанавливает срок выполнения работ планируя, при необходимости, комплексные работы по оздоровлению пути.
После выполнения работ в полном объеме осуществляется комиссионная приемка отремонтированного километра под председательством начальника дистанции пути или лица исполняющего его обязанности с оформлением акта и письменного доклада в Департамент пути и сооружений и заместителю начальника железной дороги по пути для принятия решения об отмене ограничения скорости.
Для участков пути 3, 4 класса и ниже при повторяемости неудовлетворительной оценки километров порядок и сроки устранения неисправностей, меры по обеспечению безопасности движения устанавливаются приказом заместителя начальника железной дороги по пути.
7. Ответственность за качество устранения неисправностей возлагается на дорожного мастера, а при его отсутствии на начальника участка. При повторах неисправностей III, IV степени и сочетаний II , III степени ответственность возлагается на лиц, определенных оперативным приказом или приказом заместителя начальника железной дороги по пути.
Таблица 4.1 Качественная и балловая оценка состояния рельсовой колеи по показаниям путеизмерительного вагона
Качественная оценка состояния рельсовой колеи | Количественные критерии качественной оценки состояния рельсовой колеи | ||||
На километре | На подразделении | ||||
Количество отступлений по степеням | Балловая оценка километра | Среднее количество баллов на километре | |||
II | III | IV1) | |||
На участках со скоростями движения поездов более 60 км/ч | | |||||
Отлично (О)2) | До5 | До 25 вкл. | |||
Хорошо (Х)2) | 6-25 | Более 25 до 80 вкл. | |||
Удовлетворительно (У)2) | Более 25 до 80или 603) | Более 80 до 180вкл | |||
Удовлетворительно (У)2) | Не более 80 или 60 | 1-64) | Более 80 до 180вкл | ||
Неудовлетворительно (Н)5) | 5) | 5) | Более 180 | ||
Неудовлетворительно(Н)6) | Более 80 или 60 | Независимо | Более 180 | ||
Неудовлетворительно (Н) | Независимо | Более 6 | Более 180 | ||
Неудовлетворительно (Н) | Независимо | 1и более | Более 180 | ||
На участках со скоростями движения поездов 60 км/ч и менее | |||||
Отлично (0) | До 3 | До 25 вкл. | |||
Хорошо (X) | 4-12 | Более 25 до 80 | |||
Удовлетворительно(У) | Более 12 | Более 80 до 180 | |||
Удовлетворительно(У) | Независимо | 1-34) | Более 80 до 180 | ||
Неудовлетворительно (Н) | Независимо | 4) Более 3 | Более 180 | ||
Неудовлетворительно (Н) | Независимо | 1и более | Более 180 |
1) При наличии отдельных отступлений, последовательностей и сочетаний отступлений, перечисленных в пункте 3.3, требующих ограничения скорости.
2) Для всех участков. Для кривых радиусом 850 метров и менее, уложенных на деревянные шпалы, и с радиусами 650 метров и менее на железобетонные шпалы при отсутствии последовательностей и сочетаний отступлений II степени, а так же отступлений III степени перечисленных в пункте 3.3.
3) По просадкам, перекосам, отступлениям в плане.
4) По уровню, просадкам, перекосам, отступлениям в плане (по ширине колеи - «удовлетворительно» при количестве отступлений III степени не более 10).
5) В кривых радиусом 850 метров и менее, уложенных на деревянные шпалы и с радиусами 650 метров и менее на железобетонные шпалы при наличии последовательностей или сочетаний отступлений II, а также при наличии отступлений III степени, перечисленных в п.3.3 с ограничением скорости для поездов с порожними грузовыми вагонами до 60 км/ч.
6) Скорость движения ограничивается до 60 км/ч.
7) При оценке отступлений в геометрии рельсовой колеи скорости принимаются равными установленным скоростям для всего перегона.
8) Перечень участков магистральных линий с установленными скоростями движения 60 км/ч и менее, на которых километры относятся к «неудовлетворительным» при наличии 603) или 80 отступлений II степени на километр с ограничением скорости до 50 км/ч устанавливается МПС России.
Графическая диаграмма с результатами расшифровки (ф. 01)