Параметры рельсовой колеи, контролируемые
Оценка состояния пути
По показаниям
Путеизмерительных вагонов
Методическое пособие
Преподаватель: В.Н.Ноздрин
Нижний Тагил
Г.
Рассмотрено на заседании
цикловой комиссии
от « »_____________2009г.
_____________________В.Н.Ноздрин
Введение
Путеизмерительные вагоны являются средством сплошного контроля параметров железнодорожного пути в динамике. Наиболее распространёнными из них пока являются вагоны системы ЦНИИ-2, проверка состояния колеи которыми проводится на скоростях до 100 км/ч на перегонах и до 40 км/ч на стрелочных переводах.
С 1993 г. в рамках Государственной программы по повышению безопасности движения на железнодорожном транспорте была начата реализация концепции новой системы путеизмерений. В частности, путеизмерители ЦНИИ-2 были оснащены бортовой автоматизированной системой (БАС) получения и компьютерной обработки информации о состоянии пути. Система БАС разработана и внедрена научно-производительным центром информационных и транспортных систем (НПЦ ИНФОТРАНС, г. Самара). В модернизированном вагоне ЦНИИ-2 ликвидирована трособлочная система, он имеет контактное и бесконтактное устройства для измерения неровностей на поверхности катания головки рельса. Новая аппаратура позволяет дополнительно вводить данные о паспортных характеристиках пути, административно-территориальном делении дистанций пути, а также базу данных с результатами оценки состояния рельсовой колеи.
Начат выпуск и эксплуатация путеизмерителей нового поколения: КВЛ-П (компьютеризованный вагон-лаборатория путеизмеритель) системы ИНФОТРАНС и ЦНИИ-4, созданного в 1995 г. кооперацией предприятий «ПИК Прогресс», ПТКБ ЦП МПС.
Аппаратура ВПИ ЦНИИ-4 включает авиационную инерциальную навигационную систему (ИНС), бесконтактные оптические и электромеханические датчики перемещений, спутниковую систему GPS, корректирующую работу ИНС, датчики ускорений кузова, пройденного пути и привязки к местности, вычислительный комплекс из трёх ПЭВМ. Датчиковая аппаратура размещена на корпусе вагона, на буксах колёсных пар и балках ходовых тележек.
Контролируемые параметры разделяются на непосредственно измеряемые в процессе поездки и вычисляемые после неё. Эти параметры измерений отображаются в цифровом и графическом виде на экране дисплея с шагом по пути 0,25м, а после первичной обработки записываются на накопитель жесткого магнитного диска (НЖМД) ПЭВМ -1 контрольно-вычислительного комплекса (КВК) путеизмерителя.
ПЭВМ-2 КВК во время движения принимает информацию от ПЭВМ-1, расшифровывает её, оценивает состояние колеи и выдает на экран дисплея и печать информацию об опасных отступлениях. Измеренные значения параметров пути, характеристики отступлений, оценка километров, записанная НЖМД с привязкой информации к административному делению дороги ПЭВМ-3 используется для управления работой гиросистемы и определения местоположения путеизмерителя с помощью навигационной спутниковой системы GPS.
ПАРАМЕТРЫ РЕЛЬСОВОЙ КОЛЕИ, КОНТРОЛИРУЕМЫЕ
ПУТЕИЗМЕРИТЕЛЬНЫМ ВАГОНОМ ЦНИИ-2, И ПОРЯДОК
ИХ ИЗМЕРЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ
1. Путеизмерительным вагоном ЦНИИ-2 контролируются и записываются на бумажную ленту следующие параметры рельсовой колеи (рис.2.1):
ширина колеи;
положение рельсовых нитей по уровню;
просадки рельсовых нитей;
положение пути в плане.
Рис. 2. Образец путеизмерительной ленты с записями:
1 — уровень; 2 и 3 — положение в плане правой и левой рельсовых нитей;
4 — ширина колеи; 5 и 6 — просадки по правой и левой рельсовым нитям;
7 — расположение пикетов и километров; 8 — нулевые линии
На путеизмерительных вагонах, не оборудованных БАС, контролируемые параметры рельсовой колеи записываются в масштабе: продольный — 1:2000; уровень — 1:2; просадки — 1:1; ширина колеи — 1:1; отклонения рельсовых нитей в плане — 1:2.
При автоматической расшифровке распечатка производится в масштабе в 2 раза меньшем, чем при ручной расшифровке, а на километрах с неудовлетворительной оценкой состояния рельсовой колеи, при необходимости — в таком же масштабе, как и при ручной расшифровке.
2. На запись каждого параметра специальным валиком автоматически наносятся "нулевые" линии, соответствующие основным номинальным значениям измеряемых параметров: по ширине колеи — 1520 и 1524 мм; по взаимному положению рельсовых нитей по уровню — 0 мм; по просадкам рельсовых нитей — нулевой величине просадки (при расположении точек контакта всех колес путеизмерительного вагона с верхом головки рельса по каждой рельсовой нити на прямой линии в продольном направлении); по положению рельсовых нитей в плане — нулевой величине стрел (при расположении точек контакта с боковой поверхностью головки рельса измерительных роликов и колес передней тележки вагона на прямой линии в горизонтальной плоскости).
На прямых участках с номинальным значением уровня 6 мм нулевая линия проводится вручную на расстоянии 3 мм (с учетом масштаба) от нулевой линии, наносимой валиком. Нулевые линии на записи уровня и стрел на круговых и переходных кривых проводятся также вручную - как средние линии. Порядок проведения нулевых линий на переходных кривых изложен в п. 2.6.4.
На путеизмерителях с БАС нулевые линии описываются функцией прямой линии, исходя из таких же условий, с помощью программного обеспечения.
На ленте регистрируются и отмечаются границы пикетов и километров.
3. Толщина линии записи параметров рельсовой колеи на ленте не должна быть более 0,5 мм.
4. Отступления контролируемых параметров рельсовой колеи от номинальных величин на прямых, переходных и круговых кривых, в том числе по ширине колеи и уровню, учитываются при расшифровке лент поштучно и оцениваются по их количеству и степеням. При этом за единичное принимается отступление длиной: по ширине колеи —- 2 мм на ленте (4 м на пути); по уровню — 5 мм на ленте (10 м на пути).
Количество учитываемых отступлений по ширине колеи и уровню разных степеней при непрерывном их протяжении на длине, соответственно большей 2 и 5 мм, определяется на ленте делением общего непрерывного протяжения данного отступления (отдельно по каждой степени) на отрезки пути, равные единичному отступлению (рис.2.2). При этом отрезки длиной менее 2 мм по ширине колеи и менее 5 мм по уровню, остающиеся от деления, принимаются за одно отступление. Отдельные отступления по ширине колеи и уровню длиной соответственно менее 2 и 5 мм оцениваются как единичные.
рис.2.2. Порядок расшифровки длинных (многоштучных) отступлений по ширине колеи и уровню:
а — на прямых; б ив — на переходных и круговых кривых
В приведенных примерах количество отступлений составит:
II-й степени: по ширине колеи | А-Б | по уровню: | А-Б |
Ш-й степени: по ширине колеи | Б-В | ; по уровню | Б-В |
Оценка отступлений IV степени не зависит от их длины и количества.
Расстояния А, Б, В в переходных кривых определяются по проекции нулевой линии отвода на горизонтальную прямую (параллельную «нулевой» линии на прямой), а размеры отступлений — на вертикальную; I, II, III, IV — степени отступлений.
5. Ширина колеи.Измеряется с помощью двух роликов, прижимаемых к внутренним боковым граням головок рельсов обеих нитей на уровне от поверхности катания колеса по рельсу 22 мм. Инструкцией же по текущему содержанию пути ее предусмотрено измерять на уровне 13 мм от поверхности катания. В связи с этим на участках с боковым износом головки рельсов 3 мм и более при определении фактической ширины колеи по записи на ленте (кроме путеизмерителя с длинными лыжами) в нее вносится поправка 3 мм в плюсовую сторону.
Пример 1. На кривом участке при боковом износе головки рельса более 3 мм ширина колеи на ленте составила 1534 мм; с учетом поправки фактическая ширина колеи будет 1534+3=1537 мм.
Пример 2. На кривом участке при боковом износе головки рельса более 3 мм ширина колеи на ленте соответствует 1546 мм; с учетом поправки фактическая ширина колеи будет 1546 + 3 = 1549 мм. Движение поездов закрывается.
При зафиксированной вагоном ширине колеи 1542 мм и более, а также 1512 мм и менее, фактическая ширина колеи должна в обязательном порядке проверяться дорожным мастером ручным шаблоном ЦУП.
5.1. Ширина колеи в данном сечении пути определяется по величине отклонения записи от нулевой линии, соответствующей номинальному размеру ширины рельсовой колеи (табл.2.1).
Таблица 2.1. Номинальные размеры ширины колеи, мм
План пути | Деревянные | Железобетонные |
шпалы | шпалы | |
, Колея 1520 | мм | |
Прямые и кривые радиуса 350 м и более | ||
Кривые радиуса от 300 м (включительно) | - | |
до 350 м (исключительно) | ||
Кривые радиуса менее 300 м | - | |
Колея 1524 | мм | |
Прямые и кривые радиуса 650 м и более | ||
Кривые радиуса от 450 м (включительно) | ||
до 650 м (исключительно) | ||
Кривые радиуса от 350 м (включительно) | ||
до 450 м (исключительно) | ||
Кривые радиуса менее 350 м | - |
5.2. На участках сопряжения прямой с кривой, имеющих разные номинальные размеры ширины колеи, переход от одной номинальной ширины к другой осуществляется в пределах переходной кривой, а при ее отсутствии — на прямой с отводом 1 мм/м, измеряемым по нулевой (средней) линии на отводе. Более крутой отвод оценивается как отступление III степени.
5.3. При проходе путеизмерителя с роликами или короткими лыжами по крестовинам стрелочных переводов с неподвижным сердечником ширина колеи в зоне крестовины на длине 6 м не измеряется и не оценивается, так как измерительные ролики, во избежание попадания в мертвое пространство крестовины, автоматически отводятся от рельсов.
На стрелочных переводах с подвижным сердечником (с непрерывной поверхностью катания) ширина колеи оценивается по всей длине перевода.
6. Положение рельсовых нитей по уровню.Взаимное положение (отклонение) рельсовых нитей по уровню определяется и оценивается по наклону задней (со стороны измерительной тележки) оси колесной пары вагона к горизонту, создаваемому гироскопической платформой измерительной системы.
6.1. Степень отклонения рельсовых нитей по уровню от номинального значения определяется величиной отклонения (с учетом масштаба записи) линии записи уровня на ленте от нулевой линии, соответствующей:
на прямых участках — нулевому положению рельсовых нитей, либо возвышению о^ной нити над другой на 6 мм, предусматриваемому с целью повышения плавности движения подвижного состава, в первую очередь, на участках с высокими скоростями;
на круговых кривых — возвышению наружной рельсовой нити над внутренней;
на переходных кривых — прямой (средней) линии на записи отвода возвышения.
6.2. Длина прямого участка с возвышением одной нити над другой на 6 мм должна быть не менее 200 м, кроме прямых, расположенных между кривыми одного направления, длина которых не лимитируется, а на прямых участках, подверженных равномерному одностороннему пучению — не менее 100 м. При этом уклон отвода номинального уровня, измеряемого по средней линии на записи, при переходе от участка с возвышением к участку без возвышения не должен быть больше приведенного в табл. 3.4.
6.3. Отклонения рельсовых нитей по уровню делятся на плавные отклонения и перекосы пути. К перекосам пути относятся отклонения по уровню в разные стороны при расстоянии между вершинами отклонений, измеренном по нулевой линии на прямой, до 10 мм включительно на ленте (до 20 м на пути), рис.2.3. При этом в перекос входят отклонения по уровню по 2,5 мм на ленте за его вершинами (рис.2.4). Отклонения по уровню за указанными границами перекоса оцениваются как плавные.
При наличии на ветви перекоса ступеньки величиной до 3 мм (включительно), независимо от расстояния между ее вершинами, или ступеньки величиной более 3 мм с расстоянием между ее вершинами также более 3 мм, перекос расшифровывается и оценивается как один, а при ступеньке величиной более 3 мм и расстоянии между ее вершинами 3 мм и менее — как два самостоятельных перекоса (см. рис. 2.3, изображение 4).
Рис. 2.4. Отклонения по уровню (заштрихованные), входящие в перекос:
I — расстояние между вершинами перекоса; L — полная длина перекоса
6.4. На переходных кривых, а также при сопряжении прямой с кривой без переходных кривых, оценивается уклон отвода возвышения наружного рельса. Порядок оценки следующий (рис.2.5).
При длине (измеряемой по нулевой линии на прямой) отвода возвышения до 30 м включительно (до 15 мм на ленте) его уклон определяется по наклону нулевой (средней) линии на отводе к нулевой линии на прямой, независимо от характера записи уровня (рис.2.5а). При длине отвода более 30 м его уклон определяется в зависимости от характера записи уровня на отводе. Если наклон записи уровня на протяжении всего отвода примерно одинаков (отсутствуют резкие переломы в крутизне отвода средней линии), то уклон отвода определяется по наклону нулевой (средней) линии на всей длине отвода (рис.2.5 б). Если же наклон средней линии на отрезках записи уровня на отводе неодинаков (рис.2.5 в), то, начиная от начала возвышения, запись разбивается на отрезки протяжением не менее 30 м с разными уклонами отвода. Уклон отвода возвышения, сравниваемый с нормативным, определяется по отрезку с большим наклоном. При этом, если длина последнего отрезка окажется равной или меньшей 20 м, то он учитывается вместе с соседним отрезком длиной 30 м, а если более 20 м — так же, как при длине отвода 30 м.
Рис. 2.5. Определение уклона отвода возвышения наружной нити кривой:
а) на длине отвода до 30 м;
б) при одинаковом наклоне записи уровня на отводе длиной более 30 м;
в) при ломаной средней линии записи уровня на отводе длиной более 30 м;
I — запись уровня; 2 — нулевая линия на записи уровня
6.5. При записи состояния пути по уровню могут происходить "уводы", вызываемые сбоем в работе гиросистемы. В таких случаях нулевую линию в пределах увода проводят по средним величинам записи отступлений (рис.2.6). При этом расшифровываются и оцениваются только перекосы пути; плавные отклонения по уровню, уклоны отвода возвышения наружного рельса кривой и несовпадения отводов наружного рельса кривой и кривизны в пределах увода не расшифровываются и не оцениваются. Место увода записи на ленте должно быть отмечено и подтверждено подписью начальника путеизмерительного вагона, а при БАС — отмечено в протоколе по результату проезда
Рис. 2.6. «Увод» записи уровня в кривой:
1 — нулевая линия без увода записи;
2 — нулевая линия с уводом записи 7. Просадки рельсовых нитей.К ним относятся короткие просадки рельсовых нитей в продольном направлении пути, измеряемые на базе тележки относительно кузова вагона-путеизмерителя и изображаемые на ленте в виде смежных разносторонних отклонений линии записи от нулевой линии. Величина просадки определяется суммой амплитуд ее записи на ленте. Расшифровке и оценке подлежат просадки с расстоянием между вершинами амплитуд (по нулевой линии на прямой) до 3 мм включительно (рис.2.7).
Просадки измеряются и расшифровываются по каждой рельсовой нити; к учету на километре принимается их суммарное количество по обеим нитям.
. 2.7. Запись Рис просадок рельсовой нити по протяжению пути на ленте:
h — величина просадки
8. Положение пути в плане.В соответствии с Инструкцией по текущему содержанию пути положение пути в плане оценивается разностью смежных стрел изгиба рельсовых нитей, измеряемых в середине хорды длиной 20 м. Путеизмерительный же вагон ЦНИИ-2 измеряет стрелы изгиба рельсовых нитей от хорды длиной 21,5 м в точке, расположенной на расстоянии 4,1 м от ее конца.
Из-за неодинаковости длин названных хорд и мест измерения стрел на длине хорды записываемые на ленту путеизмерителя стрелы отличаются по форме и величине от стрел, измеренных в середине хорды длиной 20 м. При этом разность смежных стрел, кроме того, зависит от длины неровности пути (рис.2.8). В связи с этим переход от стрел, записываемых вагоном-путеизмерителем, к стрелам, измеренным от середины хорды длиной 20 м, производится: при ручной расшифровке — с помощью палетки; при автоматической расшифровке — по специальной программе.
8.1. Учет и оценка отступлений пути в плане производятся: в круговых и переходных кривых — по наружной нити; в прямых — по рихтовочной нити, а отступлений IV степени — по любой нити. При этом отступления в плане учитываются по разности смежных стрел при расстоянии между их вершинами на ленте до 10 мм включительно (до длины неровности 40 м).
При наличии на линии перепада записи смежных стрел резкого перелома со ступенькой величиной до 5 мм включительно (аналогично перекосу на рис.2.3, изображение 4), независимо от расстояния между ее вершинами, или ступеньки величиной более 5 мм с расстоянием между ее вершинами более 3 мм, отступление в плане расшифровывается и оценивается как единое, а при ступеньке величиной более 5 мм и расстоянии между ее вершинами 3 мм и менее — как два самостоятельных отступления в плане.
Рис. 2.8. Изображение неровности пути в плане длиной: а) 10 м; б) 20 м; в) 30 м; г) 40 м.
1 — форма неровности пути;
2 — график стрел, измеренных от середины хорды длиной 20 м;
3 — график стрел на ленте путеизмерителя; Н — величина неровности пути в плане;
I — протяжение неровности пути;
Afcx ~~ разность стрел, измеренных от середины хорды 20м;
Afnym. ~ разность стрел на ленте путеизмерителя
8.2. Начало и конец переходной (круговой) кривой фиксируется по записи положения пути в плане на основании привязки этих точек к границам километров. Сведения об этом должны иметься в путеизмерительном вагоне. При автоматической расшифровке они вводятся в базу данных.
8.3. Состояние в плане стрелочных переводов с крестовинами с неподвижным сердечником путеизмерителем не оценивается, так как запись стрел при проходе вагона по крестовинам искажается по причине отжатия измерительных роликов от рельса. На стрелочных переводах с подвижным сердечником состояние пути в плане определяется так же, как и на пути.
9. Границы пикетов и километров, автоматически регистрируемые на ленте, могут не совпадать с фактическими местами расположения на пути пикетных и километровых столбов из-за погрешностей в протяжке ленты и ошибок в установке километровых столбов или из-за километров нестандартной длины. Поэтому совпадение километровых засечек с местом нахождения километровых столбов следует периодически проверять.
10. Места расположения стрелочных переводов, мостов и тоннелей фиксируются на ленте вручную.
11. При автоматической расшифровке лент информация о нестандартных километрах, расположении стрелочных переводов и других обустройств вводится в базу данных. Погрешности, возникающие в работе датчиков пути, должны ликвидироваться программными средствами и периодической привязкой к реперным точкам.
Таблица 3.1. Величины степеней отступлений по ширине колеи
Установленная скорость движения поездов (числитель - пассажирские; знаменатель - грузовые), км/ч | Степень отступления | Уширение при норме мм | Сужение колеи при норме, мм | ||||||||
101-140/81-90 | I | - | |||||||||
II | - | - | |||||||||
III | - | - | |||||||||
IV | Более | ||||||||||
- | |||||||||||
61-100/61-80 | I | 41) | |||||||||
II | 62) | ||||||||||
III | - | 83) | |||||||||
IV | Более | ||||||||||
83) | |||||||||||
26-60/26-60 | I | 84) | 844) | 84) | 84) | 41) | |||||
II | 62) | ||||||||||
III | - | 83) | |||||||||
IV | Более | ||||||||||
83) | |||||||||||
25 и менее | I | 41) | |||||||||
II | - | 62) | |||||||||
III | - | 83) | |||||||||
Закрывается | IV | Более | |||||||||
движение поездов | 8 | 83) | .20 |
1) Для участков с железобетонными шпалами выпуска до 1996 г. — 6 мм.
2) Доя участков с железобетонными шпалами выпуска до 1996 г. — 8 мм.
3) Для участков с железобетонными шпалами выпуска до 1996 г. — 10 мм.
4) Для участков со скоростями движения поездов до 50 км/ч — 10 мм.
Примечания.
1. При ширине колеи более 1548 мм и менее 1512 мм (на участках с железобетонными шпалами выпуска до 1996 г — 1510 мм) закрывается движение поездов.
2. При наличии в кривых радиуса 1200 м и менее бокового износа головки рельсов величина отклонения по уширению, не требующая устранения, может быть повышена на величину фактического износа внутренней грани головки рельса наружной нити, но не более чем на 15 мм, при этом ширина колеи не должна быть более величины III степени.
Таблица 3.2. Величины степеней отступлений по уровню, перекосам и просадкам
Установленная скорость | Степень | Величина отступления, мм | ||
движения поездов | отступления | |||
(числитель - пассажирские; знаменатель-грузовые), км/ч | ||||
Уровень* | Перекос | Просадка | ||
121-140/81-90 | I | |||
II | ||||
III | ||||
IV | Более 20 | Более 16 | Более 20 | |
61-120/61-80 | I | |||
II | ||||
III | ||||
IV | Более 25 | Более 20 | Более 25 | |
41-60 | I | |||
II | ||||
III | ||||
IV | Более 30 | Более 25 | Более 30 | |
16-40 | I | |||
II | ||||
III | ||||
IV | Более 35 | Более 30 | Более 35 | |
I | ||||
II | ||||
III | ||||
Закрывается движение | IV | Более 50 | Более 50 | Более 45 |
|поездов |
*) - Исключая участки, где отвод возвышения наружного рельса кривой устроен на прямой.
Таблица З.З. Величины степеней отступлений в плане
Установленная скорость движе ния поездов (Числитель-пасс, знамен-груз) км/ч | Степень отступления | Разность смежных стрел измеренных от середины хорды длиной 20м, мм при длине неровности | |
До20мвключи-тельно | Более 20 до 40м включительно | ||
121-140/81-90 | I | ||
II | |||
III | |||
'61-120/61-80 | IV I | Более 25 | Более35 |
II | |||
III | |||
IV | Более35 | Более40 | |
41-60 | I | 25\ | |
II | |||
III | |||
. | IV | Более 40 | Более 50 |
16-40 | I | ||
II | |||
III | |||
IV | Более50 | Более 65 | |
. 15 | I | ||
II | |||
III | |||
Закрывается движение поездов | IV | Более 65 | Более 90 |
В кривых участках пути с радиусами 850 метров и менее, уложенных на деревянные шпалы, и с радиусами 650 метров и менее на железобетонные шпалы допускаемая скорость грузовых поездов, имеющих в своем составе порожние грузовые вагоны, ограничивается до 60 км/ч при наличии следующих последовательностей и сочетаний отступлений:
Трех и более просадок II степени, периодически повторяющихся по обеим рельсовым нитям на длине 30 метров и менее;
При обнаружении на отрезке длиной 100 метров следующих отступлений:
- восьми и более просадок II степени;
- или трех и более отступлений по рихтовке II степени до 20 метров включительно;
- или двух и более перекосов II степени при расстоянии между вершинами пик 10 метров и менее;
- или при сочетании на длине 12 метров и менее отступления по рихтовке II степени с длиной 20 метров и менее с перекосом II степени длиной 10 метров и менее или просадкой II степени;
- или при наличии хотя бы одной неисправности III степени по перекосам длиной 10 метров и менее, просадкам, отступлениям по рихтовке длиной 20 метров и менее.
Километр, имеющий указанные отступления в кривых радиусом 850 метров и менее, уложенных на деревянные шпалы, и с радиусами 650 метров и менее на железобетонные шпалы, оценивается как «неудовлетворительный» в 500 баллов.
Указанные отступления устраняются порядком, установленным для отступлений IV степени.
Для кривых участков пути с установленными скоростями грузовых поездов более 60 км/ч ввести нормирование перекосов и отступлений в плане длиной до 10м включительно.
Таблица 3,2.1 Величины степеней по перекосам
Установленная скорость движения грузовых поездов, км/ч | Степень отступления | Величина перекоса при расстоянии между вершинами пик, мм | |
до 10 м вкл. | Более 1 0 м до 20 м вкл. | ||
81-90 | I | ||
II | |||
III | |||
IV | Более 16 | Более 16 | |
61-80 | I | ||
II | |||
III | |||
IV | Более 16 | Более 20 |
Таблица 3.3.1 Величины степеней отступлений в плане
Установленная скорость движения грузовых поездов, км/ч | Степень отступления | Разность смежных стрел, измеренных от середины хорды длиной 20 м, мм при длине неровности пути 1 | ||
до 10 м вкл. | более 10 м до 20 м вкл. | более 20 до 40 м вкл. | ||
81-90 | I | |||
II | ||||
III | ||||
IV | Более 25 | Более 25 | Более 35 | |
61-80 | ||||
II | ||||
III | ||||
IV | Более 25 | Более 35 | Более 40 |
4. Несовпадение начала отводов возвышения и кривизны на кривых проверяется с периодичностью: путеизмерителями с БАС — при каждой проверке пути; путеизмерителями без БАС — при контрольных проверках.
5. Порядок определения уменьшенной скорости движения поездов по перечисленным выше отступлениям устанавливается следующий:
при сочетании отступления в плане III степени с перекосом или просадкой III степени скорость уменьшается на один интервал таблицы 3.2 (кроме участков с установленной скоростью 15 км/ч);
при сочетании отступления в плане IIIстепени с перекосом или просадкой IV степени, а также при сочетании отступления в плане IV степени с перекосом или просадкой IIIили IV степени скорость уменьшается на два интервала таблицы 3.2.
при наличии на километре более 6 (более 3 — при скоростях 60 км/ч и менее) отступлений III степени по уровню, перекосам, просадкам и в плане, или трех и более смежных отступлений III степени в плане на длине 75 м и менее, или смежных отклонений по уровню в разные стороны с расстоянием между вершинами уровня от 20 до 30 м и амплитудой, равной или большей удвоенной величины отклонений по уровню III степени, установленная скорость движения поездов уменьшается на один интервал таблицы 3.2. При таком же наличии на километре отступлений III степени, связанных только с разностью стрел, установленная скорость уменьшается на один интервал таблицы 3.3;
Рис. 3.2. Условия сочетания отступления в плане (а) с перекосом (б) и просадкой (в):
1 — расстояния между вершинами амплитуды записи названных отступлений на ленте; 2 — зона сочетания отступлений
Рис. 3.3. Запись на ленте трех смежных отступлений III степени в плане
Рис. 3.4. Плавные отклонения по уровню в разные стороны, относящиеся к отступлениямIV степени:
I — более 20 м до 30 м включительно;
а — амплитуда отклонений (более двух отклонений III степени);
1 — запись уровня
Рис. 3.5. Виды несовпадения начала нарастания возвышения наружного
рельса кривой с началом нарастания стрел (h — запись уровня; R — запись
положения пути в плане; Л1 —- длина несовпадения):
а) — в начале переходной кривой; б) — в конце переходной кривой;
в), г) — в начале и конце переходной кривой
при обнаружении (на участках движения поездов со скоростями более 60 км/ч) трех и более повторяющихся подряд по обеим рельсовым нитям на длине до 30 м просадок величиной более 15 мм (без учета засечек), скорость грузовых поездов уменьшается до 60 км/ч.
При несовпадении отводов возвышения наружного рельса кривой и кривизны, измеряемых соответственно по нулевым (средним) линиям на записи уровня и стрел, на величину более 20 м необходимость уменьшения установленной скорости движения поездов по данной кривой определяется по формулам. По результатам расчета принимается решение о необходимости снижения скорости и мерах по устранению несовпадения отводов возвышения и кривизны (Рис.3.5).
При невозможности устранения несовпадения, например, из-за стесненных условий, ограничение скорости движения поездов должно оформляться приказом начальника дороги.
Выявленные несовпадения отводов, не требующие ограничения скорости движения, устраняются в плановом порядке при проведении планово-предупредительной выправки, подъемочного или среднего ремонтов пути.
При наличии на километре перечисленных выше отступлений, вызывающих уменьшение скорости движения поездов, состояние рельсовой колеи на нем во всех случаях оценивается "неудовлетворительно".
6. Установленная скорость уменьшается или закрывается движение поездов и километр оценивается неудовлетворительно также при превышении допускаемого уклона отвода возвышения наружной рельсовой нити кривой (табл.3.4). При этом полученная допускаемая скорость округляется до значения, кратного 5.
Таблица 3.4. Допускаемые уклоны отводов возвышения
Наружного рельса в кривых
Допускаемый уклон отвода | Установленная скорость движения поездов, |
возвышения, мм/м | км/ч |
Не более 0,7 | |
более 0,7 до 1,0 | |
" 1,0 " 1,2 | |
" 1,2 " 1,4 | |
" 1,4 " 1,6 | |
" 1,6 " 1,7 | |
" 1,7 " 1,9 | |
" 1,9 " 2,1 | |
" 2,1 " 2,3 | |
" 2,3 " 2,5 | |
" 2,5 - 2,7 | |
" 2,7 " 2,9 | |
" 2,9 " 3,0 | |
" 3,0 " 3,1 | |
" 3,1 " 3,2 | |
более 3,2 | Закрытие движения |
В целях повышения ответственности, качественного выполнения работ по устранению неисправностей на неудовлетворительных километрах, приведения скоростей движения с фактическим состоянием пути:
1. Устранение неисправностей в содержании пути III, IV степени, сочетаний отступлений И, III степени, неисправностей II степени, приближенных к III степени, выявленных вагоном - путеизмерителем производить в соответствии с порядком, установленным ОАО «РЖД» № ЦПП-8/35 от 11.07.2006 ( Приложение № 1) и указанием МПС России № С-6666 от 04.07.2003.
2. При обнаружении отступлений в содержании рельсовой колеи, требующих ограничения скорости движения поездов, начальник дистанции пути принимает немедленные меры по обеспечению безопасности движения поездов и организует устранение обнаруженных отступлений от норм содержа