Высказывания сподвижников и учёных первых поколений Ислама, говорящие об их страхе перед лицемерием.
Аль-Хасан аль-Басри говорил о лицемерии: «Боится его только верующий (му'мин), а в безопасности от него чувствует себя только лицемер (мунафик)».
Ибрахим ибн ат-Тайми говорил: «Каждый раз, когда я сравнивал свои слова со своими делами, то боялся, что тем самым буду обличать себя во лжи».
Ибн Абу Мулейка сказал: «Я встретил тридцать сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и все они боялись впасть в лицемерие и никто из них не говорил, что его Вера (Иман) подобна Вере Джибриля и Микаиля».
Аль-Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Самыми лучшими из сподвижников, которых повстречал ибн Абу Мулейка были: Аиша, её сестра Асма, Умму Саляма, все четыре Абдуллаха (ибн `Умар, ибн Аббас, ибн `Амру ибн аль-`Ас, ибн аз-Зубейр), Абу Хурейра, `Укба ибн аль-Харис, аль-Мисвар ибн Махрама, а также тех, кто лучше них, таких как Али ибн Абу Талиб и Саад ибн Абу аль-Ваккас. При этом он решительно утверждал, что все они боялись лицемерия в своих делах. Ни от кого из сподвижников не передаётся ничего, что противоречило этому, и это выглядит как единогласное мнение (иджма`) [всех сподвижников]. Это так, потому что в деяниях верующего может появляться нечто такое, что загрязняет праведные дела и противоречит искренности (Ихлясу). Однако страх сподвижников перед лицемерием не говорит о том, что оно действительно исходило от них, это было сказано как указание на их великую богобоязненность и осторожность в делах религии, да будет доволен ими Аллах»[38].
Ибн аль-Кайим сказал: «Соответственно уровню Веры и знаний в сердце человека возникает страх перед тем, чтобы не оказаться из числа этих людей (т.е. лицемеров). Поэтому саляфы и предводители этой Уммы испытывали сильнейший страх за то, чтобы не оказаться в числе лицемеров. Умар[39] говорил Хузейфе[40]: «Спрашиваю тебя именем Аллаха, назвал ли меня посланник Аллаха в числе этих людей (лицемеров)?» Хузейфа ответил: «Нет, и после тебя я больше никого не буду оправдывать». Он имел в виду, что больше я не позволю себе открыть эту дверь и давать людям положительные характеристики (на основании своих знаний, полученных от пророка). Смысл слов Хузейфы не в том, что никто, кроме Умара не является свободным от лицемерия»[41].
Аль-Джаад Абу Усман сказал: «Я спросил у Абу Раджа аль-`Атариди: «Из тех сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), которых ты встречал, встретил ли ты тех, кто боялся бы лицемерия?» Аль-Джаад ответил: «Да, хвала Аллаху, я встретил их приличное количество. Однозначно, да! Однозначно, да!» А из тех, кого встретил аль-Джаад, был Умар ибн альХаттаб».
Аль-Хафиз ибн Раджаб аль-Ханбали сказал: «Из тех сподвижников, которые испрашивали у Аллаха защиты от лицемерия (нифака), были такие: Хузейфа, Абу Дарда, Абу Айюб аль-Ансари. Что касается табиинов, то среди них таких было много. Ибн Сирин сказал: «Ничего я не боюсь так, как этого аята:
«Среди людей есть такие, которые говорят: «Мы уверовали в Аллаха и в Последний день». Однако они не являются верующими». (Коран 2: 8)
Айюб говорил: «Я боюсь каждого аята в Коране, в котором упоминается про лицемерие». Муавия ибн Курра говорил: «Умар боялся лицемерия! Так неужели я могу чувствовать себя в безопасности от этого!?» Также существует очень много замечательных высказываний табиинов на эту тему, а также высказываний имамов[42] Ислама. Имама Ахмада ибн Ханбаля спросили: «Что ты скажешь о человеке, который не боится лицемерия (нифака) в себе?» Имам воскликнул: «Неужели есть те, кто чувствует, что его душа в безопасности от лицемерия!?»[43].
И закрывая тему, хотелось бы вспомнить хадис Ханзалы аль-Усайиди (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Однажды меня встретил Абу Бакр и спросил: «Как ты Ханзала?» Я ответил: «Ханзала совершил лицемерие». Абу Бакр сказал: «Субхана-Ллах! Что ты говоришь!?» Тогда я сказал: «Когда мы находимся у посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он напоминает нам про Рай и про Ад, так, словно мы видим это своими глазами, а когда мы уходим от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то нас увлекают жёны, дети, дела по хозяйству и мы многое забываем». Абу Бакр сказал: «Клянусь Аллахом, и мы чувствуем нечто подобное». Тогда мы вместе с Абу Бакром отправились к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и вошли к нему, и я вновь сказал: «Ханзала совершил лицемерие». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Как же это?» Я сказал: «Когда мы находимся у тебя, о, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ты напоминаешь нам про Рай и про Ад, так, словно мы видим это своими глазами, а когда мы уходим от тебя, то нас увлекают жёны, дети, дела по хозяйству и мы многое забываем». И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Клянусь Тем, в чьей руке моя душа, если бы вы постоянно пребывали в таком состоянии, в каком вы находитесь при мне и в поминании [Аллаха], то ангелы пожимали бы вам руки, когда вы лежите на ваших кроватях и ходите по дорогам. Однако Ханзала, от времени к времени». И он повторил это три раза» (хадис привел Муслим).
Комментируя этот хадис, аль-Хафиз ибн Раджаб аль-Ханбали сказал: «Так как сподвижники отлично осознавали, что лицемерие (нифак) - это противоречие внутреннего внешнему, то некоторые из них боялись, когда их внутренняя собранность сердца, покорность, и мягкосердечность, вызванные наставлениями пророка, сменялась на увлечённость семьёй, детьми и имуществом, когда они возвращались к мирской жизни. Они боялись, что это является лицемерием (нифаком)»[44].
Эти люди обладали более чистыми сердцами, чем наши сердца, их души были самыми благочестивыми душами этого мира. Эти люди больше всех чтили заповеди Аллаха и были дальше всех от пределов запретного. Обладая совершенными знаниями о своём Господе и боясь того Дня, когда они предстанут перед Ним, все они считали свои грехи огромными, даже те грехи, на которые сегодня мало кто обращает внимание. Так неужели после них, кто то может считать, что он в безопасности от лицемерия!?
В завершение прошу Аллаха Всемогущего и Всемилостивого дать нам всем полезные знания, вести нас по пути Единобожия и уберечь нас от многобожия, одарить нас крепкой Верой и оградить нас от неверия, дать нам понимание в Его Религии и сделать нас преданными рабами, благодарными своему Создателю. Просим Аллаха искренности во всех наших словах и делах, помыслах и намерениях. И обращаемся к защите Аллаха от лицемерия и малодушия, от грехов и ошибок. Аллах на всё это способен и Он наш Покровитель!
Хвала Аллаху, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.
Использованная литература:
1) «Аль-Акыда», Мухаммад ибн Ауда ас-Саави.
2) «Расаиль фи аль-Акыда», Мухаммад ибн Ибрахим аль-Хамад.
3) «Навакыд аль-иман аль-игтикатийя ва давабит ат-такфир инда ас-саляф», Мухаммад ибн Абдулла ибн Али аль-Вухейби.
4) «Мугджам ас-Сыхах», Исмаиль ибн Хаммад аль-Джаухари.
5) «Аль-Мугджам аль-васит».
6) «Арабско-русский словарь» Баранов Х.К.
[1]Первая буква данного корня буква «و» («вав» или «уау) губный звук средний между буквой «В» и буквой «У», поэтому в транскрипции я буду иногда обозначать её как «В», а иногда как «У», в соответствии с более удобным написанием и ли произношением.
[2] Следует правильно понять данную фразу. Когда мы говорим «делать Аллаха Одним», то это буквальный перевод слова «таухид», но это не значит, что это мы делаем Аллаха Одним, нет, имеется в виду, что мы приводим свои убеждения к учению Единобожия и исповедуем, что Аллах Один и у него нет сотоварищей. И воистину, Аллах всегда был Одним, Совершенным, Могущественным, и никогда не нуждался ни в ком и ни в чём.
[3]Ипостась [греч. hypostasis — сущность] (церк.). (Толковый словарь русского языка Ушакова).
[4] Обратите внимание на слово «Улюхийя», оно будет затронуто, когда мы будем обсуждать слово «божество» (илях).
[5] Отнеситесь внимательно к слову «поклонение» в данном определении, потому что оно также будет рассмотрено позднее, с соизволения Аллаха.
[6] О смысле слова «поклонение» (`Ибада) мы будем говорить далее
[7] Мусайлима Каззаб (Лжец) – один из лжепророков в Аравии.
[8] Неверие (Куфр) – это слово мы будем рассматривать ниже с дозволения Аллаха.
[9]Глагол – это слово в речи, которое может изменяться для указания на различные времена (прошлое, настоящее и будущее) и иметь повелительное наклонение, например: сидел (прошл.)/сидит (наст.)/сядет (будущ.)/сиди (повелит.).
[10] «Аль-Иман» (276).
[11]Куфр – обратите внимание на это слово, оно будет рассмотрено нами позже.
[12]«Аль-Иман» (277).
[13] «Шарх ан-Навави аля Сахих Муслим» (1/146).
[14]Табиины – ученики сподвижников, которые встречались с сподвижниками, но не видели самого посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
[15] «Шарх ас-сунна» (1/38-39).
[16] «Ат-Тамхид» (9/238и 243).
[17] «Шарх усуль и‛тикад Ахли-Сунна» (5/886).
[18]«Шарх усуль и‛тикад Ахли-Сунна» (5/886), а также эти слова упомянул ибн Хаджар в книге «фатх аль-Бари» (1/48).
[19] Искреность – обратите внимание на это слово мы будем обсуждать его ниже.
[20] «Ас-Салят ва хукму тарикиха» ибн аль-Кайим» (стр.54).
[21]
[22] Имеется ввиду малый куфр (малое неверие).
[23] «Фатх аль-Бари (1/83).
[24] Это слово я пишу с маленькой буквы, только для того, чтобы было видно, где коренные буквы, а где прибавочные, в данном случае буква «А» в начале имени Всевышнего «Аллах» не является коренной, в другом же случае имя «Аллах» следует писать только с большой буквы. Я же пишу с маленькой в данном случае с целью словообразовательного анализа.
[25] См.: «Аль-Кафия аш-шафия фи аль-интисар ли-ль-фиркати ан-наджия», ибн аль-Кайим, стр. 32.
[26] См.: «Аль-Хакк аль-вадых аль-мубин», Абдуррахман ас-Са`ади, стр. 59-60.
[27] См.: «аль-`Убудийя», Шейх-уль-Ислам ибн Таймийя, стр. 38.
[28] См.: «Шейх Абдуррахман ибн Са`ад ива джухудуху фи таудых аль-акыда», стр. 162.
[29] См.: «`Убудийяту аль-каинат ли Рабби-ль-`алямин», Фарид ат-Туни, стр. 25.
[30] Праведными деяниями являются лишь те, которые соответствуют Сунне Пророка, мир ему и благословение Аллаха.
[31] См.: «Аль-`Убудийя», стр. 170.
[32] Путь же угодный Аллаху можно только узнать посредством того, что узаконил нам Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.
[33] См.: «Аль-`Убудийя», стр. 76.
[34] См.: «Макасыд аль-мукалляфин», стр. 358.
[35] См.: «Аль-Ихляс», Абдульазиз аль-Абдулатыф, стр. 20.
[36] Ракаат - один молитвенный цикл, из которых состоит намаз.
[37] См.: «Китабу ас-Салят», стр. 59.
[38] См.: «Фатх аль-Бари» (1/110-111).
[39] Умар ибн аль-Хаттаб – тестьпророка (мир ему и благословение Аллаха), один из его ближайших сподвижников, и второй праведный халиф.
[40] Хузейфа ибн аль-Яман – сподвижник пророка (мир ему и благословение Аллаха), и хранитель его секретов, единственный сподвижник, которому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поимённо назвал мединских лицемеров.
[41] См.: «Тарик аль-хиджратайн», стр.604.
[42] Имам – под этим словом подразумеваются выдающиеся учёные Ислама в более поздних поколениях.
[43] См.: «Фатх аль-Бари», ибн Раджаб, (1/178-179).
[44]См.: «Фатх аль-Бари», ибн Раджаб, (1/111).