Искренность (Ихляс) перед Аллахом.
2) Соответствие Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Или другими словами так:
1) Чтобы дело было посвящено только Одному Аллаху и полностью соответствовало Единобожию (Таухиду).
2) Чтобы дело было совершено в соответствии с Шариатом (т.е. с Кораном и Сунной), который был передан нам через пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
Шейху-ль-Ислам ибн Таймийя (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Религия сосредоточена в двух основах: чтобы мы не поклонялись никому кроме Аллаха, и чтобы мы не поклонялись Ему в соответствии с чем-либо, кроме Его Шариата, то есть, чтобы мы не поклонялись Ему посредством нововведений. Всевышний сказал:
«Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния[30] и никому не поклоняется наряду со своим Господом». (Коран 18: 110)
В этом заключается исповедание двух свидетельств Ислама (шахадатейн), свидетельства, что «нет никакого божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» и свидетельства, что «Мухаммад посланник Аллаха». В первом свидетельстве мы говорим, что не будем поклоняться никому помимо Него, а во втором свидетельстве мы говорим, что Мухаммад – это Его посланник, который довёл до нас Его Религию, и мы обязуемся верить тому, о чем он нас оповестил и подчиняться его приказам»[31].
Ибн аль-Кайим говорил: «Дело без искренности (Ихляс) и без следования пророку (мир ему и благословение Аллаха) подобно путнику, который набивает свои сумки песком, это добавляет тяжести, но не приносит пользы».
Кто желает поклоняться Аллаху, тот обязан соблюдать оба условия, и лозунгом каждого поклоняющегося должны быть слова «О Аллах, я хочу приблизиться к Тебе тем путём, который угоден Тебе».[32]
Всевышний Аллах сказал:
«Благословен Тот, в Чьей Руке власть, Кто способен на всякую вещь, Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся самыми наилучшими» (67.Аль-Мульк: 1-2).
Относительно слов Аллаха «…самыми наилучшими» аль-Фудайль ибн `Ийяд (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «То есть, самыми искренними и самыми правильными». Люди спросили его: «О Абу Али! Какие дела самые искренние и самые правильные?» Он ответил им: «Если дело будет искренним, но неправильным, то дело не будет принято. Если дело будет правильным, но неискренним, то оно не будет принято. Искреннее дело – это то, которое посвящено только Аллаху, а правильное – это то, которое сделано в соответствии с Сунной пророка (мир ему и благословение Аллаха)»[33].
Поэтому если какое-то из дел поклонения утратит хотя бы одно из этих двух условий, то оно не будет действительным и не будет принято Всевышним Аллахом.
Например:
Если человек совершает молитву (намаз) не ради Аллаха, но внешне все действия соответствуют Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха), то такая молитва не будет принята. Почему? Потому что она не отвечает первому условию, данная молитва утратила искренность (ихляс). Всевышний Аллах сказал:
«Но если бы они приобщили сотоварищей, то стало бы тщетным все, что они совершали». (Коран 6: 88)
Если же человек совершает молитву (намаз) исключительно ради Аллаха, но совершает её не так, как научил нас пророк (мир ему и благословение Аллаха), а каким-то иным способом, то такая молитва тоже не будет принята. Почему? Потому что при её выполнении не было соблюдено второе условие, она не соответствовала Сунне посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который сказал:
«Кто совершит какое-либо дело [в религии], которое не соответствует нашей религией (т.е. Шариату), то его дело будет отвергнуто» (хадис привел Муслим).
«Кто введёт в наше дело (т.е. в Шариат) то, что к нему не относится, то его дело будет отвергнуто» (хадис привели аль-Бухари и Муслим).
На самом деле эти два условия являются неразрывными. Дело не может быть искренним и чистым перед Аллахом на сто процентов, если не будет соответствовать Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха), также как и соответствие Сунне невозможно без абсолютной чистоты намерений и Единобожия.
Виды поклонения (`Ибада)
То, что мы называем поклонением, как мы уже узнали, может быть связано не только с поклонами. Поклонение (`Ибада) – это более широкое понятие, которое может проявляться с словах, делах, может совершаться сердцем, а может включать в себя все вместе. Но так или иначе все они взаимосвязаны. Приведём несколько примеров поклонения:
1) Поклонение словами: произнесение слов Шахады (свидетельства Ислама), поминание Аллаха (зикр), мольбы к Аллаху (дуа), мольба о помощи (исти`ана), обращение к защите Аллаха (исти`аза).
2) Поклонение делами: борьба на пути Аллаха, выдача закята (обязательного пожертвования), милостыни (садака), удаление мусора и препятствий с дороги.
3) Поклонение сердцем: стыдливость, любовь к Аллаху, страх перед Аллахом, надежда на Аллаха.
4) Поклонение совершаемое одновременно словами, делами и сердцем: например, молитва (намаз), паломничество (хадж) и пост (сыям).
Также существуют и другие виды поклонения, такие как правдивость, надёжность при хранении доверенного, почтение к родителям, поддержание родственных уз, преданность в договорах и обязательствах, побуждение к одобряемому, запрещение порицаемого, борьба с лицемерами, призыв к Исламу, оказание благодеяний бедным, слабым, рабам, вдовам, сиротам, путникам и животным, заклание жертвенных животных, обетование (назр), упование на Аллаха, покаяние, мольба о прощении грехов.
Данное разделение весьма условно потому что, например, Шахада (свидетельство Ислама) без дел – недействительна, милостыня без надежды на награду Аллаха – мертва, любовь к Аллаху без подтверждения этой любви словом и делом – не имеет смысла, и это касается всех дел поклонения. Данное разделение сделано только по тем признакам, которые являются наиболее явными в том или ином виде поклонения.
Все указанные виды поклонения нельзя посвящать кому-то помимо Аллаха, и кто посвящает их не Аллаху, тот совершает многобожие (ширк).
Искренность
Словом «искренность» в исламской литературе принято обозначать такой Шариатский термин как «Ихляс». Мы уже достаточно убедились в том, что все слова и термины, которые мы рассматриваем в данной работе, тесно связаны друг с другом, и понимание одного невозможно в полной мере без понимания другого. Мы увидели, что правильное понимание сущности Единобожия (Таухид) и многобожия (ширк) невозможно без правильного понимания Шахады (свидетельства Ислама). Понимание Шахады невозможно без понимания слова «божество/илях» (объект поклонения). В свою очередь слово «божество/илях» (объект поклонения) невозможно прочувствовать и невозможно осознать правильность своих взаимоотношений с Тем, Кто обладает данным эпитетом, без понимания, в чем же заключается «поклонение» (`Ибада). А поклонение в свою очередь будет недействительным без искренности (Ихляс), а значит, понимание этого слова также жизненно необходимо для того, чтобы правильно исповедовать Единобожие (Таухид).
Искренность (Ихляс) - это большая и интересная тема, и мы с соизволения Аллаха подробно рассмотрим её в будущем, а сейчас мы коснёмся только того, что необходимо для правильного понимания его языкового и терминологического значения.
В чем же заключается проблема при использовании слова «искренность»? Возможно, это слово лучше всего подходит для обозначения арабского слова «Ихляс» (إِخْلَاصٌ), однако при этом оно не отображает его смысла полностью. В соответствии с толковыми словарями русского языка, слово искренность несёт следующие смыслы: «выражение подлинных чувств», «правдивость», «откровенность», «открытость», «честность», «прямота», «чистосердечность», «прямодушие».
Из данных смыслов мы видим, что основным смыслом является «честность» и «открытость», в связи с этим можно сказать, что данное слово не указывает на какую-то внутреннюю духовную работу. Когда мы говорим, что такой-то человек искренен перед Аллахом, то можно ли сказать, что он правдив с Аллахом и открыт перед Ним, непритворен? Это ли имеется в виду под словом «Ихляс» (إِخْلَاصٌ), учитывая то, что Аллах и так всё про всех знает и обмануть его никто не в силах? Тогда в чем ценность «искренности», если под ней подразумевать только открытость и выражение подлинных чувств? В соответствии с русским языком искренний человек просто является тем, кем он есть, не занимаясь притворством. Атеист также искренне может не верить в существование Аллаха и открыто ненавидеть истинную Религию Всевышнего, при этом он открыт и честен в своих взглядах, несмотря на всю их порочность, но считается ли он искренним в исламском понимании? В этом-то и заключается разница между русским словом «искренность» и арабским словом «Ихляс» (إِخْلَاصٌ). Основным смыслом слова «Ихляс» (إِخْلَاصٌ) является «очищение», то есть очищение своей души от многобожия. Ихляс (إِخْلَاصٌ) - это не просто «открытость» и «честность», «Ихляс» (إِخْلَاصٌ) – это непрестанная работа над самим собой, очищение души и сердца от любых проявлений многобожия (ширка) во всех его проявлениях. В связи с тем, что слово «искренность» уже прочно укрепилось как перевод понятия «Ихляс» (إِخْلَاصٌ), мы не смеем утверждать о том, что этот перевод является неправильным или некорректным, потому что в русском языке в любом случае будет трудно или даже невозможно найти более подходящего эквивалента. Тем не менее, мы вкратце раскроем смысл данного понятия, чтобы каждый читатель русскоязычной исламской литературы мог в точности знать, что имеется в виду при употреблении слова «искренность».