Доказательство права имама али на халифат после кончины пророка
1 – 0б имамате.
2 - Коранические аяты об имаме Али.
3 - Хадисы Пророка об имаме Али.
1 - Мнения различных людей об имаме Али.
5 - Бесспорное право Али на имамат.
6 - Отклонение доводов суннитов.
7 - Умственный и принципиальный аргументы,
8 - Несколько слов суннитам.
ОБ ИМАМАТЕ
Потребность в имаме после кончины Пророка (да благословит Аллах его и род его!) в качестве преемника его светлости и руководителя исламского общества, подчиняться которому обязаны все мусульмане, подтверждается всеми людьми, ибо ни одно общество не может существовать без руководителя и вождя. Вопрос в том, кто должен стать преемником Пророка (да благословит Аллах его и род его!), какими качествами должен обладать руководитель и кем он назначается?
Сунниты считают исламским халифатом любое общество, возглавляемое мусульманином, а преемником Пророка (да благословит Аллах его и род его!) - избранного людьми человека. Они не придают значения непорочности халифа и ставят исламский халифат в один ряд с другими видами правления в мире. Они обращают внимание лишь на поведение халифов, чтобы те относились к людям справедливо.
Однако по мнению шиитов, имамат является Божьим наместничеством и продолжением пророчества. Имама должен определить Аллах, подобно тому как Он определил Пророка (да благословит Аллах его и род его!). Помимо превосходства над всеми людьми во всех отношениях, имам должен в первую очередь быть непорочным, а определение это качество выходит за рамки способностей человека. Таким образом, мнение мусульман не может служить критерием при выборе имама, а подчинение мусульман не может быть причиной имамата, хотя имам для сохранения основ религии вынужден заключать с людьми союз.
Конечно, по значению слово "имам" подходит для любого руководства, например, имам общих молитв (при чтении намаза). Имамами могут называться даже предводители еретизма. Так, в Священном Коране говорится: "Сражайтесь с предводителями неверия, ибо они не признают клятв."[66]
Однако в каламе (догматическая, схоластическая теология в мусульманской философии) слово "имамат" приведено в особом смысле, т.е. наместничестве Пророка (да благословит Аллах его и род его!), и означает "Божье правление всеми людьми в мирских и религиозных вопросах, подчиняться которому обязаны все мусульмане". Иначе говоря, имам и преемник Пророка должен руководить исламским обществом в трёх сферах: правление, разъяснение исламского учения и религиозных предписаний, руководство и наставления для загробной жизни. Вполне ясно, что подобный человек должен быть назначен Господом и его назначение должно быть подтверждено небесным откровением, ибо подобно тому как для возникновения религии Всевышним Господом отправляется Пророк, для сохранения и дальнейшего существования этой религии Господом также должен быть назначен имам.
Одним из аргументов, доказывающих правоту убеждений шиитов, является аргумент, названный "милостью". Ввиду того, что общество не может существовать без Божьего закона и между членами этого общества могут произойти разногласия, для определения отношений между людьми, а также для определения их религиозных и моральных обязанностей, необходимых для обретения вечного счастья, Всевышний Аллах по своей милости ниспослал им Пророка, чтобы направить людей на путь материального и духовного совершенства. Как говорится в Коране:
"Несомненно, Аллах оказал милость верующим, когда пожаловал им Пророка из их же среды, который читает им Его знамения, очищает их от грехов, учит их Писанию и мудрости, хотя прежде они пребывали в явном заблуждении."[67]
Сунниты согласны с аргументом "милость" в отношении Пророка, однако не согласны с ним в отношении имама, в то время как милость Божья совершенна и никогда не было неполной и незаконченной. Таким образом, после кончины Пророка (да благословит Аллах его и род его!) имам должен быть назначен Господом, а Пророк при своей жизни должен представить его людям. Об этом свидетельствует ниспослание аята "Послание" в Кадир Хоме, о чём было рассказано в предыдущих главах книги. Хаджи Насироддин Туси в книге "Таджрид ал-И'тигад" говорит: "(пропущено на арабском)"
Помимо аргумента "милость", в Священном Коране существуют аяты, доказывающие, что имама и халифат являются Божьими знамениями, и имам назначается Всевышним Аллахом.
"И сказал твой Господь ангелам: "Я поставлю на земле наместника.""[68]
"(Вспомни), как испытал Господь Ибрахима повелениями и как тот выполнил их. Тогда Господь сказал: "Воистину, я сделаю тебя предводителем." Ибрахим спросил: "А моё потомство?" Аллах ответил: "Мой завет не распространяется на нечестивцев.""[69]
В этом аяте Господь отмечает, что Он назначает имама и халифа и что имамат не достаётся жестоким и нечестивым людям. Отсутствие жестокости и нечестивости в имаме доказывает его непорочность. Если, по мнению суннитов, имам должен быть избран советом, как же тогда быть с вышеприведёнными аятами?
Автор книги "Тафсир ал-Мизан" после комментария к упомянутому аяту пишет:
"Из различных коранических аятов на эту тему явствует, что повсюду, где упомянут имамат, в качестве комментария упоминается и наставление на истинный путь. Например, в рассказе Ибрахима Всевышний Аллах говорит:
Мы даровали ему вдобавок Исхака и Иа'куба и всех (его потомков) сделали благочестивыми. Мы поставили их вождями, которые по Нашему велению ведут (людей) на прямой путь."[70]
В другом аяте Господь говорит:
"Из них (т.е. сынов Исраила) Мы поставили вождей (т.е. Пророков), которые ведут (их) по Нашему повелению на прямой путь, поскольку они были терпеливы и уверовали в Наши знамения."[71]
Как видите, в этих аятах руководство на истинный путь приведено в качестве комментария после упоминания имамата и обусловлено повиновением Господу и сказано (на арабском), т.е. Пророки наставляют людей на истинный путь по Господнему указу. Отсюда вытекает, что имамат - это особое руководство и наставление людей на путь истины по указу Аллаха и своего рода управление побуждениями и деяниями людей. Под выражением "наставление людей на путь истины" здесь подразумевается достижение людей их цели, а не только наставления и показ истинного пути, являющиеся обязанностью не только Пророков, но и всех правоверных, которые должны своими наставлениями призывать людей к Богу.[72]
Необходимо также обратить внимание на то, каким образом Господь объясняет предоставлением имамата. (Поскольку они были терпеливы и уверовали в Наши знамения.) Таким образом, имамом может стать лишь тот, кто проявил терпение на пути Аллаха, причём абсолютное терпение, выдержал проверку Аллаха и уверовал в Его знамения. Аллах об Ибрахиме говорит:
"Так Мы показали Ибрахиму (Свою) власть над небесами и над землёй, чтобы он убедился (в этом)."[73] Таким образом, имам должен уверовать в Божьи знамения и постичь потусторонний мир.
Кроме того, имамом может быть благочестивый по своей сути человек, ибо если имам не будет благочестивым и в некоторые моменты проявит злобу и жестокость, он не достоин занимать столь ответственный пост и сам нуждается в руководстве, что не соответствует качествам настоящего имама.
Некоторые могут спросить, почему имам Али (да будет мир с ним!), который был только имамом, превосходит прежних Пророков (например, Ибрахима), которые были и Пророками, и имамами?
В ответ нужно сказать, что имамат имеет различные степени (подобно тому как пророческие миссии Пророков отличались друг от друга) и имам Али (да будет мир с ним!) обладал совершеннейшей степенью имамата. Как было сказано, имам должен уверовать в Божьи знамения, и Аллах говорит, что показал Ибрахиму Свою власть над небесами и землёй, чтобы он уверовал. Однако вера его светлости эмира правоверных (да будет мир с ним!) превосходила веру Ибрахима, в результате чего его имамат превосходил имамата Ибрахима, ибо Ибрахим, несмотря на свою веру, сказал Аллаху: "Господи! Покажи мне, как Ты оживляешь покойников."[74] Однако его светлость эмир правоверных (да будет мир с ним!) сказал: "Если откроются все Божьи тайны, моя вера нисколько не увеличится!"
Принимая во внимание всё сказанное, доказывается, что имамат имеет Божий источник и люди никоим образом не могут назначить кого-либо на этот пост, ибо какими бы мудрыми и прозорливыми они ни были, избрание имама выходит за пределы их понимания. Его светлость Моисей (да будет мир с ним!), великий Пророк, которому были ниспослано Писание, выбрал из своего племени всего семьдесят двух наилучших людей, однако и эти избранные израильтяне были столь ограничены умом, что сказали его светлости: "Покажи нам Господа." Таков был выбор Моисея, а об обычных людях и говорить не приходится.
И вновь все знают, что Пророк (да благословит Аллах его и род его!) был пояснителем Божьих знамений и сокровищницей Божьих тайн, и Всевышний Аллах сказал о нём в Коране: "Властелином силы (Мухаммаду) возвещённое."[75] Таким образом, наместник Пророка, не обладая подобными качествами, не может занять его место и руководить уммой. Иначе говоря, имам подобно Пророку обладает святостью души и, будучи похожим на Пророка, может стать преемником его светлости. Другие люди не обладают этими условиями и характерными качествами. Приведём пример.
Врач - специалист по сердечно-сосудистым заболеваниям, отправляясь в путешествие и. желая, чтобы его клиника работала в его отсутствии, должен оставить вместо себя специалиста в той же области], а не простого человека или даже специалиста в другой области медицины, например, стоматолога. Или если кузнец пожелает найти себе временную замену, он должен подыскать кузнеца, а не мясника. Это всем известно. Поэтому его светлость эмир правоверных (да будет мир с ним!) говорит:
"Мы (двенадцать имамов) принадлежим к ветви Пророка и его семейству, которому ниспослано Божье откровение и к которому являются ангелы. Мы - источник мудрости и знаний."
В другой проповеди имам Али (да будет мир с ним!) говорит:
"Знайте, что семейство Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!) подобно звёздам в небе. Когда исчезает одна звезда, появляется другая (с кончиной каждого имама его место занимает другой имам)."
Его светлость эмир правоверных (да будет мир с ним!)
также сказал:
"Где те люди, которые считают себя мудрее нас, семейства Пророка? Их заявления - ложь и зло по отношению к нам, ибо Аллах дал нам превосходство и унизил их. Он дал нам имамат и лишил их этой милости. Он ввёл нас в имамат и не сделал этого с ними. Благодаря нам люди находят истинный путь, с их глаз спадает пелена невежества, ибо предводители религии принадлежат к племени Курайш и семейству Хашемидов. Никто кроме них не достоин стать имамом и халифом и преемником Пророка (да благословит Аллах его и род его!)."
Имам Саджад (да будет мир с ним!) после Корана читал такую молитву:
"Господи! Ты ниспослал Коран Своему посланнику Мухаммаду (да благословит Аллах его и род его!) и полностью передал ему науку постижения чудес Корана. Ты оставил нам в наследство умение комментировать Коран и дал нам превосходство над другими людьми. Ты увеличил нашу мощь и превознёс нас над теми, кому было не под силу постичь эту науку.
Господи! Ты нашёл наши сердца достойными для хранения Корана и показал нам всю его глубину и величие. Приветствуй Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!), устами которого был ниспослан Коран, и его семейство, борцов за кораническую науку."
Из этих слов явствует, что для разъяснения смысла Священного Корана нужен комментатор, назначенный Господом, и удостоиться этой чести может не каждый. Здесь выясняется, что Умар был неправ, когда во время кончины Пророка (да благословит Аллах его и род его!) сказал, что мусульманам хватит Писания Аллаха, ибо без комментатора Коран не может быть полностью полезным. Книга врачевания не освобождает людей от посещения врача, ибо только врач может понять эту книгу или научить других искусству врачевания по этой книге. Поэтому великий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) в хадисе Сакалейн ставит Коран в один ряд со своим семейством и говорит, что они неотделимы до того мгновения, когда войдут к нему в рай. Практически доказано, что Умар в период своего халифата пользовался помощью имама Али (да будет мир с ним!) при решении трудных проблем, когда не мог найти в Священном Коране соответствующего указания, и говорил (если бы не Али, Умару пришёл бы конец). Его светлость, обладая данной ему Всевышним способностью комментировать Коран и будучи говорящим Кораном, немедленно решал все проблемы и выводил Умара из тупика.
Разъягнение схожих аятов, подробное комментирование изложенных вкратце понятий, разъяснение непонятных предписаний и разрешение научных и судебных проблем невольно вынуждают имама обладать подобными способностями, ибо фетва (решение) имама основывается не на дедукции, а знаниях, которыми Аллах наделил имамов. Всегда, когда имамов (да будет мир с ними!) просили разрешить самые трудные задачи, они, не задумываясь, отвечали, не считая себя обязанными отделять эту проблему от других и приводить доводы. Всегда, когда люди не понимали коранические аяты. имам комментировал их. не ограничивая себя сопоставлением аятов с литературными или другими правилами. Поэтому с точки зрения шиитов имамат является продолжением пророчества и согласно аяту (жители, дома лучше знают, что есть в доме) непорочные имамы благодаря данным им Господом способностям лучше понимают смысл Божьих и пророческих слов.
В довершение ко всему сказанному в настоящей главе мы хотим указать на хадис имама Резы (да будет мир с ним!) об имамате, приведённый покойными Калини и Шейхом Саддуги со слов Абд ал-Азиза ибн Муслима.
Абд ал-Азиз ибн Муслим рассказывал: "Когда его светлость Реза (да будет мир с ним!) прибыл в Марв, я пришёл к нему и спросил его об имамате, по поводу которого существовали разногласия.
Его светлость улыбнулся и сказал: "Эй, Абд ал-Азиз, люди не поняли и были обмануты своим мнением. Всевышний Аллах не умертвил Своего Пророка, пока не усовершенствовал Свою религию. Он ниспослал Коран, в котором приведены все предписания на все случаи жизни людей, сказано о дозволенном и недозволенном и упомянуты способы удовлетворения всех потребностей человека. Имамат является признаком совершенства религии. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) не умер, не назначив после себя учителей религии для своего народа и не осветив их путь, путь истины. Он назначил имама Али (да будет мир с ним!) руководителем и имамом мусульман и не обошёл вниманием ни одну из потребностей людей. В таком случае тот, кто убеждён, что Всевышний Аллах не усовершенствовал Свою религию, отрицает Писание Аллаха, а тот, кто отрицает Писание Аллаха, становится еретиком.
Разве люди знают значение имама, чтобы иметь право выбирать его? Имамат обладает более высоким значением, более важным смыслом и более глубоким понятием, чтобы люди своим ограниченным умом могли постичь его или по своему желанию выбрать имама. Имамат - великая честь, которой Всевышний Господь удостоил его светлость Ибрахима после того как назначил его Пророком и проверил его любовь и верность. Имамат возвеличил его имя. Аллах сказал: "(пропущено на арабском)"[76]. Таким образом, этот аят до Судного Дня запрещает нечестивцам быть имамами и распространяет имамат лишь на избранных и непорочных людей.
Затем Господь возвеличил Ибрахима и передал имамат самым благочестивым из его потомков, сказав:
"Мы даровали ему вдобавок Исхака и Йа'куба и всех (его потомков) сделали благочестивыми. Мы поставили их вождями, которые по Нашему велению ведут (людей) на прямой путь. Мы также внушили им через откровение, чтобы они вершили добрые дела, совешали обрядовую молитву, давали закат. И они поклонялись Нам."[77] Таким образом, имамами были непорочные и избранные потомки Ибрахима, которые наследовали имамат на протяжении многих веков. Наконец, Всевышний Аллах передал имамат великому Пророку Ислама (да благословит Аллах его и род его!) и сказал:
"Несомненно, самые близкие к Ибрахиму из людей те, которые последовали за ним, а также Мухаммад и те, которые уверовали. А Аллах - покровитель верующих."[78]
Таким образом имамат перешёл к великому Пророку Ислама (да благословит Аллах его и род его!) и был передан его светлостью по приказу Всевышего Господа имаму Али (да будет мир с ним!), а затем перешёл к его избранным потомкам, которым Аллах дал знания и веру. В Коране говорится:
"Те, кому дарованы знание и вера, скажут: Вы пробыли (в могилах) по предписанию Аллаха до Дня воскресения."[79] В этом аяте теми, кому дарованы знание и вера, являются имамы. Таким образом, имамат до Судного Дня принадлежит потомкам имама Али (да будет мир с ним!), ибо после Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!) уже не будет Пророка. Откуда же невежественные люди могут найти себе имама?
В сущности, имамат достаётся Пророкам и передаётся ими по наследству, так как является халифатом Аллаха и Его посланника (да благословит Аллах его и род его!). Халифат передался эмиру правоверных (да будет мир с ним!) и достался по наследству Хасану и Хусейну (да будет мир с ними!).
Имамат - это бразды правления религией, основа системы жизни мусульман и способ улучшения жизни и возвеличивания мусульман.
Имамат - это корень древа Ислама и его длинные ветви.
Совершенство религии, заката, поста, хаджа (паломничество) и джихада, увеличение военных трофей, раздача милостыни, выполнение предписаний шариата и охрана границ исламских земель осуществимо только при наличии имама.
Имам считает дозволенным и недозволенным то, что дозволил и запретил Аллах, призывает мусульман выполнять Божьи предписания, защищает религию и своими аргументированными наставлениями приглашает людей встать на путь Аллаха.
Имам подобен яркому солнцу, лучи которого охватывают Землю и которое находится на горизонте, куда не могут дотянуться руки и дойти взоры. Имам подобен полной луне и яркому светочу. Имам - путеводная звезда, помогающая людям в тёмные ночи найти свой путь в городах, пустынях и среди морских волн.
Имам подобен вкусной и прозрачной воде для тех, кто испытывает жажду познания Божьего учения. Он показывает правильный путь и спасает от бед.
Имам - представитель Господа для Его народа. Имам -свидетельство существования Господа для Его рабов, Его наместник в городах, призывающий людей к Господу и защищающий Его права.
Имам защищён от грехов и пороков и наделён особой наукой. Его лозунг - терпение.
Имам устанавливает порядок в религии и возвеличивает мусульман. Он вызывает ненависть лицемеров и уничтожает еретиков.
Имам не имеет себе подобных в своё время. Никто не может сравниться с ним и ни один учёный не может уподобиться ему. Нет никого равного ему (кроме другого имама). Он воплощает в себе все совершенные качества человека и не нуждается в назначении людей, ибо назначен Всемилостивым Аллахом.
Кто же может познать имама или иметь право выбирать, и назначать его?
Будьте осторожны, ибо в этом деле люди впадают в заблуждение, терпеливые выбирают неверный путь, умы теряются в догадках, глаза плохо видят, великие унижаются, мудрецы изумляются, ораторы ограничиваются несколькими словами, умные становятся глупцами, а поэты и литераторы -бессильными охарактеризовать значение имама или хотя бы одно из его бесчисленных качеств. Все признают своё 'бессилие. В таком случае как можно охарактеризовать имама или понять его поступки? Как можно найти человека, который не нуждался бы в имаме?
Нет, это невозможно. Имам подобен звезде, которая светит далеко от людей и красота которой не может быть воспета ими. Никогда люди не смогут постичь его своим умом или найти подобного ему.
Люди думают, что можно найти имама в другом семействе, кроме пророческого? Они обманывают себя и мечтают, о невозможном. Они поднимаются по непрочной лестнице и ступают по скользкой тропе. Они хотят своим ограниченным умом и неверными мыслями выбрать имама! Как же они заблуждаются! Они взялись за непосильную им работу, придумали ложь и ступили на путь, ведущий в тупик. Пелена заблуждения скрыла от их глаз настоящего имама. Сатана внушил им, что их поступки имеют большое значение и ввёл их в заблуждение. Они попались на удочку сатаны, в то время как были прозорливыми. Господь говорит:
"Шайтан представил им их деяния в прекрасном свете и сбил их с (правого) пути, хотя они видели всё (воочию)."[80] Эти люди позабыли о праве Аллаха, праве Пророка и его семейства и понадеялись на свой выбор, в то время как Священный Коран открыто говорит им:
"Твой Господь создаёт, что пожелает, и избирает (,кого пожелает), а у них нет выбора."[81] В другом аяте Аллах говорит:
"Для верующего мужчины или женщины нет выбора в каком-либо деле, если Аллах и Его Посланник приняли решение."[82] В Коране также приведено:
"Что с вами? Как вы судите? Или у вас есть писание, в котором вы (всё это) вычитали? Воистину, вы читаете его выборочно! Разве Мы даровали вам заветы (вплоть) до Дня воскресения о том, что всё вами задуманное исполнится для вас? Спроси их (,Мухаммад), кто из них подтверждает всё это. Или у них есть сотоварищи? Если правда - за ними, пусть приведут своих единомышленников."[83]
И вновь Всевышний Аллах говорит:
"Неужели они не размышляют о Коране? Или сердца их на запоре?"[84] Или:
"И не уподобляйтесь тем, которые говорили: "Мы слышали",- в то время как сами не слушают, (поскольку) наихудшие из тварей пред Аллахом - это глухие, немые, которые (ничего) не смыслят. Если бы видел Аллах в них что-либо доброе, Он даровал бы им способность слышать. И даже если Он даровал бы им возможность слышать, они упрямо отвернулись бы."[85]
В Коране также говорится: "Они ответили: Мы слышали и отказываемся повиноваться."[86]
Таким образом, имам не может быть выбран людьми. Это Божья милость, которой Аллах удостаивает каждого, кого пожелает, а Аллах - велик и сведущ.
Как же могут люди выбирать имама, в то время как имам мудр, смел и является воплощением святости, непорочности, благочестия, знаний и богопоклонения? К нему относится призыв Пророка, он из непорочного рода Захры, его семейство непорочно и ни одно семейство не может сравниться с ним в величии.
Он был из племени Курайш, рода Хашемидов и семейства Пророка (да благословит Аллах его и род его!). Им доволен Всемогущий Аллах. Им гордятся великие люди, он является потомком Абд Манаф. Его познания неисчерпаемы, а терпение совершенно. В имамате он могущ, а в политических делах -знающ. Подчинение ему является обязательным, подобно тому как он беспрекословно подчиняется Всевышнему Аллаху. Он доброжелателен к рабам Аллаха и охраняет Его религию.
Господь оказал милость Пророкам и имамам и дал им из своей сокровищницы науки и мудрости то, чего не дал другим. Так своими познаниями имамы превосходили других и как говорит Всевышний Аллах:
"Тот ли достойнее, кто ведёт к истине, чтобы (другие) следовали за ним, или же тот, кто сам не идёт верным путём, если только его не поведут? Что это с вами? Как же вы рассуждаете?"[87] И вновь в Коране говорится:
"Тому, кому дана мудрость, дано большое благо."[88] О Талуте Аллах говорит:
"Воистину, Аллах предназначил его (Талута) вам, одарив его в изобилии знанием и силой телесной. Аллах дарует власть тому, кому пожелает. Аллах - объемлющий, знающий."[89] Своему посланнику (да благословит Аллах его и род его!) Всевышний сказал:
"Аллах ниспослал тебе Писание и мудрость и научил тебя тому, чего ты не знал. Велико же благоволение Аллаха к тебе!"[90] Об имамах из семейства пороков Аллах сказал:
"Или иудеи завидуют арабам за то, что даровал им Аллах по щедрости Своей? Ведь Мы прежде даровали роду Ибрахима Писание и мудрость, а также великую власть. Среди потомков Ибрахима были такие, которые признали его, и такие, которые его отвергли. И нет огня сильнее адского."[91]
Человек, который будет избран Аллахом для служения рабам божьим, непременно будет подготовлен для выполнения своей миссии. Господь ниспошлёт ему мудрость, чтобы он мог ответить на любой вопрос и не сойти с праведного пути. Он будет непорочным избранником Аллаха, непреклонно выполняющим свою задачу и защищённым от ошибок и уклонений. Аллах наделит его такими качествами, чтобы он был примером для Его рабов. Это - щедрость Аллаха, которую он проявляет к тому, кому пожелает, а щедрость Аллаха безгранична. Разве люди могут избрать такого имама? И разве тот, кого они изберут, может иметь подобные качества, чтобы руководить другими?
Клянусь Божьим Храмом, эти люди перешли границы своих прав и оставили позади Писание Аллаха. Как будто они не знают, что ответом на все вопросы и решением всех проблем является Писание Аллаха. Они отставили в сторону Коран и последовали за своими вожделениями. Аллах осудил их, враждовал с ними и уничтожил их. и как говорится в Коране:
"А кто более заблудший, чем тот, кто следует своим страстям, не будучи ведомым Аллахом к прямому пути? Воистину, Аллах не наставляет на прямой путь творящих беззаконие."[92] Аллах также сказал:
"И горе тем, которые не уверовали, и тщетным сделает Аллах их деяния!"[93] В другом аяте говорится:
"Это враг Аллаху и верующим и Аллах так ставит отметку на сердце каждого высокомерного."[94]
Как явствует из этих аятов, имамат имеет духовные и божественные корни и имам помимо управления исламским обществом и разъяснения божьего учения в материальной жизни обязан также руководить духовной жизнью мусульман. Люди могут постичь истинную суть вещей только благодаря руководству имама и поэтому с точки зрения шиитов познание имама является основным условием веры и дополнением религии. Без познания имама религия и вера не будут иметь ценности. В этой связи существует хадис от великого Пророка (да благословит Аллах его и род его!): "Тот, кто умрёт, не познав имама своего времени, умрёт смертью периода невежества".
В заключении этой главы необходимо отметить, что некоторые из невежественных людей, а также неосведомлённые востоковеды полагают, что шиизм является меньшинством, возникшим после кончины Пророка (да благословит Аллах его и род его!) и отделившимся от истинного Ислама, т.е. суннизма. Некоторым этого показалось мало и они заявили, что шиизм возник в период Сефевидов!
Однако подобные люди, проведя даже поверхностные исследования, поймут, что дело обстоит совершенно иначе. Истинный Ислам - это шиизм, а суннизм возник после кончины Пророка (да благословит Аллах его и род его!) в Сакифе, ибо сам Пророк при жизни неоднократно восхвалял Али (да будет мир с ним!) и его шиитов. В компетентных суннитских книгах приведено, что когда был ниспослан аят "Воистину, те, которые уверовали и вершили добрые деяния, они -наилучшие из созданий"[95], Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: "Али, это ты и твои шииты."
Пророк также сказал: "Али и его шииты счастливы в Судный День". Как было сказано в предыдущих главах, когда Пророк (да благословит Аллах его и род его!) в день Увещевания призывал своих родственников принять Ислам, на его призыв откликнулся лишь Али (да будет мир с ним!), и Пророк (да благословит Аллах его и род его!) на том же собрании представил его светлость Али (да будет мир с ним!) как халифа, своего наследника и преемника. Он объявил о халифате и своём пророчестве как о едином целом и в последние дни своей жизни после ниспослания аята Послание в Кадир Хоме официально и публично сообщил всем о халифате эмира правоверных (да будет мир с ним!).
Однако невежды, относящие шиизм к периоду Сефевидов, должны знать, что с начала Ислама до сегодняшних дней на эту тему написано множество книг. Ни одна тема не была столь подробно обсуждена как имамат. Так как подробный перечень всех книг займёт много времени, здесь упоминаются лишь некоторые из них:
Книга "Ал-Имамат" Халила ибн Ахмада Басри, второй век хиджры.
Книга "Ал-Имамат" Ахмада ибн Ал-Хасани, одного из соратников имама Садыка (да будет мир с ним!).
Книга "Ал-Имамат" Абдуллы ибн Джафара Хумайри, третий век хиджры.
Книга "Ал-Имамат" Фазлуллаха ибн Шазана, третий век хиджры.
Книга "Ал-Имамат" Мухаммада ибн Абу Умайра, одного из соратников имама Резы (да будет мир с ним!).
Книга "Ал-Имамат" Мухаммада ибн Исы, соратника имама Джавада (да будет мир с ним!).
Книга "Ал-Имамат" Яхйи ибн Мухаммада, пятый век хиджры.
Книги, написанные в период Сефевидов, были изданы за пределами земель, управлявшихся этой династией. В числе этих книг можно назвать "Ихгаг ал-Хаг" Казн Нуроллаха, современника Шейха Бахай, проживавшего в Акбарабаде в Индии, а также книгу "Абакат ал-Анвар" Мир Хамеда Хусейни Хенди. Авторы этих книг жили в Индии, т.е. за пределами земель, управлявшихся Сефевидами. Конечно, Сефевиды участвовали в распространении шиизма и почитали его, однако это не означает, что они сами создали его.
Хотя каждый из приведённых в этой книге доводов об имамате его светлости Али (да будет мир с ним!) является веским, в следующих главах приведены другие доводы, в том числе коранические аяты и высказывания разных лиц с краткими пояснениями к ним.
Некоторые могут спросить, почему, если имам назначается Аллахом, его светлость эмир правоверных в письме Муавие пишет:"Те, которые заключили союз с Абу Бакром, Умаром и Усманом, подобным же образом заключили союз со мной и выбрали меня халифом."? Не считал ли его светлость основой своего халифата решение людей?
В ответ следует сказать, что имам Али (да будет мир с ним!), как было упомянуто ранее, был избран Аллахом халифом, о чём прямо заявил Пророк, однако люди (за исключением нескольких человек) не признавали этого и после убийства Усмана поспешили к его светлости, готовые принять его халифат. Имам Али (да будет мир с ним!), двадцать пять лет лишённый своего права на халифат, согласился стать правителем мусульман. В письме, адресованном Муавие, его светлость использовал логический метод спора, т.е. сказал Муавие: "Если ты не признаёшь меня халифом согласно утверждениям Пророка и признаёшь халифат Абу Бакра, избранного народом, и если ты считаешь критерием халифата мнение людей, то в таком случае те же люди выбрали халифом и меня. И в этом случае ты должен признать меня своим правителем и заключить со мной союз." Этим письмом имам Али (да будет мир с ним!) хотел лишить Муавие малейшего основания отказаться от заключения союза, а не основывать свой халифат на мнении людей.
2 - КОРАНИЧЕСКИЕ АЯТЫ ОБ ИМАМЕ АЛИ (ДА БУДЕТ МИР С НИМ!)
По словам историков и комментаторов Корана, о руководстве имама Али (да будет мир с ним!) и достоинствах его светлости в Коране указано в многочисленных (свыше трёхсот) аятах. Упомянуть все аяты представляется невозможным в этой книге и поэтому мы укажем лишь на некоторые аяты, упомянутые в компетентных книгах суннитов, чтобы предотвратить попытку возражению с их стороны.
1 - Аят Послание: Абу Исхак Са'лаби в своём комментарии и Табари в книге "Ал-Вилаят", а также Ибн Саббаг Малики и другие написали, что аят Послание, т.е. 67 аят суры "Трапеза", касается имама Али (да будет мир с ним!). После ниспослания этого аята Пророк (да благословит Аллах его и род его!) взял Али за руку и сказал:«(пропущено на арабском)»
О ниспослании этого аята и событии в Кадир Хоме подробно изложено в шестой главе первой части книги.
2 - Аят Вилаят (Правление): Большинство аналитиков и повествователей хадисов, в том числе Фахр Рази, Нишабури, Замахшари и другие повествуют со слов Ибн Аббаса и Абу Дара, что однажды какой-то нищий просил в мечети милостыню, однако никто ему ничего не дал. Имам Али (да будет мир с ним!), читавший в то время намаз, в поклоне сделал знак нищему пальцем своей правой руки. Нищий понял его жест и, подойдя к его светлости, снял с его пальца кольцо. В то время был ниспослан аят"Ваш покровитель - лишь Аллах (и) Его Посланник, (и) верующие, которые совершают намаз, вносят закат и смиренно преклоняются (перед Аллахом)."[96] Хотя в этом аяте слово "верующие" приведено во множественном числе, аят относится лишь к одному человеку, т.е. к его светлости Али (да будет мир с ним!). По некоторым мнениям, к этому аяту относятся также другие имамы и потомки Али (да будет мир с ним!) и поэтому слово "верующие" упомянуто во множественном числе.
В тот миг вэликий Пророк Ислама (да благословит Аллах его и род его!) спросил нищего: "Кто-нибудь дал тебе милостыню?" Нищий указал на Али (да будет мир с ним!) и ответил: "Он дал мне это кольцо."
Хотя суннитские учёные признают, что этот аят был ниспослан о правлении имама Али (да будет мир с ним!), некоторые из них, как то Ибн Хаджар и другие заявили, что слово "вали" использовано в значении "друга и помощника", а не "правителя и полноправного хозяина". Однако из самого аята явствует, что слово "вали" использовано в значении руководителя и имеющего право распоряжаться, ибо аят начат словом (пропущено на арабском в транскрипции «иннэмэ»), ограничивающим значение аята следующим образом: Вашим правителем является лишь Аллах, Его посланник и тот, кто даёт милостыню, совершая поклон. Однако применение слова "вали" в значении друга в этом аяте сделало бы его бессмысленным и нелогичным, ибо в таком случае правоверные не имели бы других друзей, кроме Аллаха, Пророка и Али (да будет мир с ним!). Однако все мусульмане являются друзьями, и Аллах не ограничил дружбу и не приказал правоверным дружить лишь с Ним и избранными Им людьми. Хассан ибн Сабит восхваляет его светлость эмира правоверных и говорит:
"Ты тот человек, который проявил щедрость при совершении намаза. Да будут принесены тебе в жертву людские души, о, наилучший из поклоняющихся! Аллах удостоил тебя наилучшим вилаятом и упомянул о нём в Священном Коране, приведя строгие религиозные предписания." Вполне ясно, что под словом "вилаят" здесь подразумевается руководство, a нe дружба или что-нибудь другое.
3 - Аят (пропущено на арабском)
"О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и носителям власти среди вас."[97] Шейх Сулейман Балхи и другие написали, что этот аят касается эмира правоверных и носителями власти названы имамы (да будет мир с ними!).
Сунниты называют носителем власти любого, кто правит мусульманами, и считают себя обязанными повиноваться ему согласно этому аяту. Однако в таком случае люди обязаны подчиняться таким порочным и жестоким людям как Муавие, Иезид, Абд ал-Малик и Мотаваккел Аббаси, в то время как Аллах во многих аятах запрещает мусульманам подчиняться подобным людям и говорит: " И не подчиняйтесь велению нечестивцев, которые творят беззаконие на земле и не творят добра."[98] Таким образом, обязательным является подчинение лишь непорочным правителям, приказы которых равнозначны приказам Аллаха и Пророка. Этими правителями являются имам Али (да будет мир с ним!) и одиннадцать его потомков, наместников великого Пророка Ислама (да благословит Аллах его и род его)! и как сказал сам Пророк, "Я, Али, Хасан, Хусейн и девять потомков Хусейна - непорочны."
4 - Аят Мобахеле (взаимное проклятие): В Медине к Пророку пришли христиане из Наджрана и задали его светлости множество вопросов на различные темы, в том числе рождение его светлости Иисуса (да будет мир с ним!). Так как при споре они избрали неверный путь, был ниспослан аят Мобахеле:
"Тому, кто будет препираться с тобой относительно Исы, после того как ты получил (божественное) знание, скажи, (о Мухаммад): "Давайте призовём наших сынов и ваших сынов, наших женщин и ваших женщин, нас самих и вас самих, потом смиренно возденем в молитве руки и призовём проклятие Аллаха на лжецов!"[99]
Великий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) таким образом призвал христиан к взаимному проклятию. На следующий день христиане пришли к своим учёным. Христианский епископ сказ<