Вопрос: 1832. Если человек поел или попил во время уразы по забывчивости.
Пост. Шарх Булуг Аль Марам. Вопросы 1832-1837.
https://youtu.be/iFNNRvqFfSA
Рассматриваемые вопросы:
•Хадис 651.
•1832 Если человек поел или попил во время уразы по забывчивости.
•1833 Если видишь того, кто ест или пьет по забывчивости, обязан ли ты предупредить его.
•1834 Если человек поел по забывчивости, затем, решив, что разговелся, поел намеренно.
•1835 Если человек совершил половой акт по забывчивости.
•1836 Если в горло человеку попало насекомое, или пыль или мука и т.п.
•1837 Если человек поел, попил или совершил половой акт, не зная того, что это запрещено.
Хадис 651.Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек по забывчивости поел или выпил что-нибудь во время поста, то пусть продолжает поститься дальше, потому что сам Аллах накормил и напоил его». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. А в версии аль-Хакима в Мустадраке говорится: «Если человек по забывчивости нарушит пост в рамадане, то он не должен ни возмещать этот пост, ни совершать искупительные действия». Мусульманские богословы назвали хадис достоверным.
Говорит шейх Мухаммад ибн Хизам: это риваят приводит аль Хаким, а также ибн Хузейна по дороге от Мухамаада ибн Амра ибн Алкама от абу Салямы от абу Хурейры, и этот иснад является хорошим, потому что Мухаммад ибн Амр ибн Алькама его хадисы из уровня хороших. Но то слово с которым пришел этот хадис от Аль Бухари и Муслима более достоверный и более правильный, потому что ибн Алькама хоть он является в основе тем чьи хадисы хорошие но ученые указывают на то, что у него есть оплошности в передаче слов хадисов и многие из передатчиков передавали хадис от абу Хурейры именно со словами которые приведены у Бухари и Муслима, а не с теми словами которыми приведены у Хакима, поэтому основа и опора возлагается должны на слова хадиса абу Хурейры который у имама Бухари и Муслим, а ни те слова которые у Хакима.
Вопросы, которые рассматриваются под хадисом 651.
Когда человек забывает.
Когда человек не знает.
Когда человек не намеревается.
Когда человек забыв поел или попил, то его пост действителен, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто забыл, что он постится, и поел или попил, то пусть продолжит свой пост, ведь Аллах накормил и напоил его».
Если человек поел или попил думая, что рассвет еще не наступил, или думал, что солнце уже зашло, затем ему стало ясно, что дело обстоит иначе, то его пост не нарушен, по причине хадиса Асма бинт Аби Бакр, да будет доволен ими Аллах, она сказала: «Мы разговились во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в облачный день, затем вышло Солнце, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не повелел им восполнить».
А если бы восполнение было обязательным, то он повелел бы его, а если бы он повелел, то до нас бы это дошло. Потому что если бы он повелел им, то это стало бы частью шариата Аллаха, а шариат Аллаха хранится до Судного Дня.
И также, если человек не намеревался совершать то, что разговляет, то это не разговляет. Например, если он полоскал рот, и вода попала ему внутрь, то это не нарушает пост, так как он сделал это не преднамеренно.
И также, если у него была поллюция во время поста, то это не портит его пост, потому что он спал, и это произошло непреднамеренно, а Аллах, Велик Он и Всемогущ, сказал: «Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились совершить такое в сердце» (Аль-Ахзаб,5)". ("Фетвы шейха Усеймина", 19/204).
[Конец примечания].
Абу 'АбдиЛлях Мухаммад ибн 'Али ибн Хизам аль-Фудали аль-Ба'дани.
Уроки по книге провел: Руслан Абу Ибрахим. Текст переписан с аудио уроков.
Пост. Шарх Булуг Аль Марам. Вопросы 1832-1837.
https://youtu.be/iFNNRvqFfSA
Рассматриваемые вопросы:
•Хадис 651.
•1832 Если человек поел или попил во время уразы по забывчивости.
•1833 Если видишь того, кто ест или пьет по забывчивости, обязан ли ты предупредить его.
•1834 Если человек поел по забывчивости, затем, решив, что разговелся, поел намеренно.
•1835 Если человек совершил половой акт по забывчивости.
•1836 Если в горло человеку попало насекомое, или пыль или мука и т.п.
•1837 Если человек поел, попил или совершил половой акт, не зная того, что это запрещено.
Хадис 651.Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек по забывчивости поел или выпил что-нибудь во время поста, то пусть продолжает поститься дальше, потому что сам Аллах накормил и напоил его». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. А в версии аль-Хакима в Мустадраке говорится: «Если человек по забывчивости нарушит пост в рамадане, то он не должен ни возмещать этот пост, ни совершать искупительные действия». Мусульманские богословы назвали хадис достоверным.
Говорит шейх Мухаммад ибн Хизам: это риваят приводит аль Хаким, а также ибн Хузейна по дороге от Мухамаада ибн Амра ибн Алкама от абу Салямы от абу Хурейры, и этот иснад является хорошим, потому что Мухаммад ибн Амр ибн Алькама его хадисы из уровня хороших. Но то слово с которым пришел этот хадис от Аль Бухари и Муслима более достоверный и более правильный, потому что ибн Алькама хоть он является в основе тем чьи хадисы хорошие но ученые указывают на то, что у него есть оплошности в передаче слов хадисов и многие из передатчиков передавали хадис от абу Хурейры именно со словами которые приведены у Бухари и Муслима, а не с теми словами которыми приведены у Хакима, поэтому основа и опора возлагается должны на слова хадиса абу Хурейры который у имама Бухари и Муслим, а ни те слова которые у Хакима.
Вопросы, которые рассматриваются под хадисом 651.
Вопрос: 1832. Если человек поел или попил во время уразы по забывчивости.
https://youtu.be/ywRHS2Gm4O8
Вопрос: Если человек держащий уразу забылся и поел и попил нарушается ли его уразу? Если нарушается, то, что он должен делать; должен ли он возмещать день или нет, должен ли совершать искупительный действия или нет и тому подобное.
Ответ: В этом вопросе два мнения.
Первое мнението что это человек его ураза полноценная действительная и не портится и это мнение большинства ученных из которых имам Ахмад и аш Шафии, и в довод за свое мнение они привели следующее слова Всевышнего «и нет на вас греха в том в чем ошиблись но грех вы заслуживаете за то что приобрели ваши сердца», а также слова Всевышнего: «о наш Господь не взимай с нас (или не спрашивай с нас) если мы ошиблись или забыли».
Третий довод хадис: «поистине Всевышний простил моей общине ошибку и забывчивость, а также чему то они были заставлены». Этот хадис является больным и не достоверным в этом говорится в книге ибн Раджаба «джами улюм ал хикм» хадисом номер 39.
Четвертый довод хадис абу Хурейры который у нас в главе и этот хадис является явным доводом в этом вопросе так говорит шейхуль ислам ибн Таймия хадис содержит в себе то что ураза человека не нарушается и довод на это несколько сторон то что пророк, сала Ллааху алейхи уа салям, приказал этому человеку завершить его уразу отсюда понимается, что завершением этого является завершением правильной уразы действительной уразы, потому что сказал пусть он завершит его уразу и установил ему наличие уразы, а если бы его ураза была не действительной то не называл бы это действие уразой. А если бы пророк сала Ллаху алейхи уа салям, имел в виду, что просто твоя ураза недействительна но все равно додержи ее до конца, то есть воздержись от еды и питья до магриба, то он бы сказал пусть завершит это день уразой, или бы сказал пусть задержит уразу до конца этого дня.
Второй довод который содержится в хадисе абу Хурейры то что пророк сала ЛЛаху алейхи уа салям, не приказал этому человеку возместить этот день, а если бы эта ураза стала недействительной, то в любом случае его нужно было додержать и не разрешено пророку, сала Ллаху алейхи уа салям, откладывать разъяснение от времени нужды.
Третий довод, то, что пророк сала Ллаху алейхи уа салям, сказал: «Аллах его напоил и накормил», сказал это как название причины, почему ему нужно задержать уразу и как ответ на его вопрос: «если я поел или попил по забывчивости», ответ: «тебя напоил и накормил Всевышний Аллах».
Что значит накормил или напоил можно понять двумя смыслами: первое то что Всевышний Аллах создает еду и питье и те действие человека которыми он ест и пьет, отсюда получится что тот который поел намерено или попил по забывчивости, а так же все люди едят или пьют получается что кормит их Всевышний Аллах субхана уа таля и пророк, сала Ллаху алейхи уа салям, под словами напоил и накормил Аллах не имеет ввиду этот смысл потому что без разницы поел я нечаянно или поел ли я специально в этом смысле все равно напоил меня Всевышний Аллах, потому что еду и питье и мои действия создает Всевышний Аллах субхана уа тааля. Второй смысл, то, что Всевышний напоил и накормил человека без его действия, то есть, без его намерения, он не хотел есть или пить для того что бы нарушить уразу, но сделал это по забывчивости, как приходит в хадисе. И получается, что у человека на нем нет обязанностей и противоречий шариату, так как он забыл. И это действие было приписано Аллаху, то есть приписыванием предопределение и шариатом. И было убрано перо обязанностей с этого человека, то есть на нем что возложение обязанностей, потому что он находится в состоянии забывчивости. Поэтому слова пророка, сала Ллаху алейхи уа салям, «это Аллах напоил его и накормил», понимаются следующим образом: то, что нет вмешательство человека в это дело, но это лишь действие Всевышнего Аллаха субхана уа тааля, поэтому нет никакой проблемы на этом человеке за это действие и нет на нем греха. Поэтому держи свою уразу до конца. То есть, шейх ислям ибн Таймия, говорит таким образом нужно понимать этот хадис человек пришел и сказал я поел и попил по забывчивости, забыл что я держу уразу, пророк, сала Ллаху алейхи уа салям, ответил: «тебя напоил и накормил Аллах», то есть нет вмешательство в это действие, так как он был в состоянии забывчивости, но это является действием Всевышнего субхана уа тааля поэтому держи свою уразу до конца дня.
Второе мнение, в этом вопросе, то есть если человек поел или попил нечаянно портится ли ураза или нет, то, что такой человек считается разговевшимся тем, чья ураза испортилась, и он обязан возместить после месяца рамадан, то есть заново подержать за этот день, но не обязан совершить искупительных действий. Потому что он не совершил этого намеренно, но совершил по забывчивости. И это мнение имама Малика, а так же имама Рабия ибн Аби АбдуРрахмана, они сказали: потому что удержаться от еды и питья так как прием пищи и еду приводит к разговению и нарушению поста и это является столпом уразы поэтому его постановление как будто он не совершил, допустим, столп из намаза по забывчивости, в таком случае он обязан совершить намаз заново даже если он сделал это по забывчивости так. Столп намаза, например чтение суры фатиха, такбиратуль ихрам, саджда, поясной поклон, если ты совершил ракаат и забыл совершить поясной в нем поясной поклон сразу в саджда ушел или забыл прочитать в нем фатиха, каково постановление твоего намаза? Мы говорили рукн (столп) отличается от ваджиба тем что если ты его оставил без разницы намеренно или не намерено это твой ракаат недействителен ты должен совершить его заново, это в противоречие ваджибу, если ваджиб ты оставил намеренно тогда твой намаз недействителен но если ты оставил не намерено или по забывчивости, тогда твой намаз действительный, но ты должен сделать в конце намаза саджа сахву, как например если человек оставил средний ташахуд, средний ташахуд является обязанностью в намазе если человек не намерено оставил средний ташахуд и встал после второго ракаата забыл сесть на ташахуд, то его намаз действителен но он должен сделать саджда саху. Вот здесь они такую же аналогию провели, сказали: удержаться от еды и питья и полового акта является рукном (столпом) уразы, и столп если он оставил не намеренно или по забывчивости все равно, что это не снимает с него ответственности и он должен возместить заново эту уразу.
Ответ на это: то, что эта аналогией уразы на намаз является не правильной, потому что она противоречит явному контексту шариата, как пришло в хадисе: «Если человек по забывчивости поел или выпил что-нибудь во время поста, то пусть продолжает поститься дальше, потому что сам Аллах накормил и напоил его».
Значит, правильное мнение в этом вопросе то, что ураза этого человека остается действительной и не портится. Если человек с утра встал и поел кашу, во время еды вспомнил что он держит уразу, он должен воздержаться от дальнейшего употребление пищи и его ураза действительна и он должен держать уразу дальше как обычно до магриба и ничего не обязан возмещать после рамадана, и этот день уразы ему засчитывается и является действительным.
[Примечание редактора стенограммы]:
Шейх Аль-Албани сказал: «Версия, приводимая Абу Даудом, звучит так: “Один человек пришёл к Пророку (саля Ллаху ‘алайхи ва салям) и сказал: ‹О Посланник Аллаха! Я поел и попил, забыв о посте›. Посланник Ал-лаха (саля Ллаху ‘алайхи ва салям), сказал: ‹Это Аллах накормил и напоил тебя›”. Этот хадис приводят аль-Байхакы и Ибн Хиббан (№ 3513). Ат-Тирмизи сказал: “Хороший достоверный хадис (хасан-сахих)”. Ад-Даракутни добавил: “И он не обязан восполнять свой пост… У него безупречный (сахих) иснад, и все его передатчики надёжны”». Источник: «Ирва аль-галиль», т. 1, с. 107.
Он также сказал (с. 87, под хадисом № 938): «Передаётся следующая версия от Абу Салямы: “Кто сделал то, что нарушает пост, в месяц рамадан, забыв о посте, тот не обязан искупать или восполнять свой пост”. (Аль-Албани сказал, что этот хадис приводится у Ибн Хиббана, № 906, и аль-Хаким, «аль-Мустадрак», т. 1, с. 430. Он назвал его достоверным и ска-зал, что он отвечает условиям Муслима). В хадисе говорится: “Поистине, Аллах простил членам моей общины совершённое по ошибке, по забывчивости и под принуждением”». (Ибн Маджа и другие. Аль-Албани назвал его достоверным в «Ирва аль-галиль» (хадисы 82, 2565)).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия также сказал: “Если постящийся поел, попил, или вступил в половой акт по забывчивости или по ошибке, то он не должен возмещать свой пост”. См. “Маджму’уль-фатауа” 25/228.
Также дело обстоит и с незнанием. Ибн Таймия также сказал: “Если постящийся совершил что-либо, что нарушает пост, по незнанию о запрете этого, то ему ненужно ничего возмещать”. См. “аль-Фатауа аль-кубра” 2/19.
Однако тот, кто совершил по ошибке или забывчивости во время поста то, что его нарушает, обязан додержать пост до конца дня. Например, человек был уверен, что солнце уже закатилось и поел, однако он ошибся, его пост действителен и он не должен ничего возмещать, однако он обязан довести свой пост до конца! См. “Сахих фикъху-Ссунна” 2/105.
[Конец примечания].