Наиболее известные улемы, уделявшие внимание этому вопросу.
Вышеупомянутые добавления отдельных достойных доверия лиц к некоторым хадисам привлекали внимание улемов, которые исследовали их и уделяли внимание сбору и изучению таких добавлений. Наиболее известными из числа таких улемов являются:
а) Абу Бакр Абдуллах бин Мухаммад бин Зийад ан-Найсабури.
б) Абу Ну‘айм аль-Джурджани.
в) Абу-ль-Валид Хассан бин Мухаммад аль-Кураши.
О том, где встречаются такие добавления.
а) В матне хадиса, что выражается в добавлении какого-либо слова или предложения.
б) В иснаде хадиса, что выражается в превращении хадиса категории “маукуф” в хадис категории “марфу‘” или превращении хадиса категории “мурсаль” в хадис категории “маусуль”.
Суждение о добавлении в матне.
Что касается добавлений в матнах хадисов, то улемы высказывали о них различные мнения:
а) Некоторые из них принимали такие добавления безо всяких оговорок.
б) Некоторые другие полностью их отвергали.
в) Некоторые другие отвергали добавление, сделанное первым передатчиком, который сначала передавал хадис без добавлений, но принимали это добавление от других. [См.: “‘Улюм аль-хадис”, стр. 77; “Аль-Кифайа”, стр. 424 и далее].
С учетом того, принимались вышеупомянутые добавления или отвергались, Ибн ас-Салах подразделял их на три группы. Его классификация является хорошей, и с ней соглашался ан-Навави.
Речь идет о нижеследующих группах.
а) Добавление, которое не противоречит тому, что передавали достойные или наиболее достойные доверия лица. Смысл суждения о таком добавлении заключается в том, что оно является приемлемым, поскольку оно в основном подобно хадису, который передавал только один из достойных доверия передатчиков.
б) Добавление, противоречащее тому, что передавали достойные или наиболее достойные доверия лица. Смысл суждения о таком добавлении заключается в том, что оно должно быть отвергнуто, о чем мы уже говорили, когда речь шла о хадисах категории “шазз”.
в) Добавление, заключающее в себе нечто вроде противоречия тому, что передавали достойные или наиболее достойные доверия лица. Противоречия такого рода могут быть двух видов:
1. Ограничение абсолютного.
2. Выделение общего.
Ибн ас-Салах не высказывает никакого суждения о добавлениях такого рода, что же касается ан-Навави, то он говорит о них следующее: «Правильное мнение состоит в том, что приемлемым является выделение общего». [См.: “Ат-такриб ма‘а-т-тадриб”, т. 1, стр. 247. Шафииты и маликиты считают добавления такого рода приемлемыми, а ханафиты их отвергают].
Примеры добавлений в матне хадиса.
а) Пример добавления, в котором нет противоречия:
Примером может служить тот хадис, где речь идет о собаке, лакавшей из сосуда. Этот хадис Муслим [См.: “Ривайат аль-хадис фи сахих Муслим би-шарх ан-Навави”, т. 3, стр. 182] передает со слов Али бин Мусхира, передавшего его со слов аль-А‘маша, передавшего его со слов Абу Разина и Абу Салиха, передавших его со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, с добавлением слов «…пусть выльет это…» Это добавление не передают другие знатоки хадисов из числа товарищей аль-А‘маша, которые передают данный хадис в следующем виде: «Если собака станет лакать из сосуда, принадлежащего кому-либо из вас, пусть он вымоет его семь раз». Это добавление подобно сообщению, которое передавал только Али бин Мусхир, являвшийся достойным доверия лицом, вследствие чего данное добавление рассматривается как приемлемое.
б) Пример добавления, в котором имеется противоречие [Имеется в виду противоречие тому, что передавало достойное доверия лицо]:
Добавление слов «день Арафата» к тому хадису, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «День Арафата, день жертвоприношения и дни ташрика [одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый дни месяца зу-ль-хиджжа] являются нашими праздниками, о исповедующие ислам, и в эти дни (следует) пить и есть». Данный хадис всеми путями передается без этого добавления, а приводит его только Муса бин Али бин Рабах, слышавший этот хадис от своего отца, слышавшего его от ‘Укбы бин Амира, да будет доволен им Аллах. Этот хадис приводят ат-Тирмизи, Абу Дауд и другие мухаддисы.
в) Добавление, в котором есть нечто вроде противоречия:
Примером может служить хадис, передаваемый Муслимом со слов Абу Малика аль-Ашджа‘и, слышавшего его от Риб‘и, слышавшего, как Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…и вся земля была сделана для нас местом для молитв, а почва ее была сделана для нас средством очищения». Один только Абу Малик аль-Ашджа‘и передавал этот хадис с добавлением слов «почва ее», тогда как другие передатчики их не приводят, передавая этот хадис в следующем виде: «…и земля была сделана для нас местом для молитв и средством очищения». [См.: “Ривайат аль-хадис фи сахих Муслим би-шарх ан-Навави”, т. 5, стр. 4].