Определение передатчика, обладающего плохой памятью.
Имеется в виду такой передатчик, у которого правильное не перевешивает ошибочного.
Категории передатчиков с плохой памятью.
а) Плохая память может быть присуща передатчику от рождения и проявляться во всех обстоятельствах. По мнению некоторых мухаддисов, хадисы таких передатчиков следует именовать “шазз”.
б) Если же провалы в памяти передатчика носят случайный характер либо в силу его почтенного возраста, либо по причине утраты зрения, либо потому, что книги его были уничтожены огнем, то хадис, передаваемый таким передатчиком, именуется “мухталат” (смешанный).
Суждение о хадисе, передаваемом со слов такого человека.
а) Что касается первого, то есть передатчика, отличительной чертой которого плохая память была изначально, то хадисы, передаваемые им, отвергаются.
б) Что же касается второго, то есть передатчика, хадисы которого относятся к категории «мухталат», то суждение о передаваемых им хадисах заключается в следующем:
1. То, что было передано им до смешения, а потом выделено, считается приемлемым.
2. То, что было передано им после смешения, считается отвергаемым.
3. Когда невозможно определить, до или после смешения было передано сообщение, суждение о нем следует отложить до выяснения.
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ: Сообщение, которое по одним признакам может считаться приемлемым, а по другим – отвергаемым.
Тема первая: Классификация сообщений в зависимости от того, к кому они возводятся.
Тема вторая: Различные виды сообщений, которые по одним признакам могут считаться приемлемыми, а по другим – отвергаемыми.
Классификация сообщений в зависимости от того, к кому они возводятся.
В зависимости от того, к кому возводятся те или иные сообщения, они подразделяются на четыре группы: “хадис кудси”, “хадис марфу‘”, “хадис маукуф” и “хадис макту‘”. Ниже о каждой из этих групп говорится более подробно.
Хадис кудси الحَديثُ القُدسِي.
Определение.
а) Слово “кудси” образовано от слова “кудс”, что означает “святость”. Имеется в виду, что такой хадис возводится к Самому Аллаху Всевышнему, слава Ему.
б) В качестве термина фраза “хадис кудси” служит для обозначения того, что передается нам через пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и иснад чего возводится им к Его Всемогущему и Великому Господу.
Разница между “хадисом кудси” и Кораном.
Различий между тем и другим существует множество, но наиболее известными являются следующие:
а) Коран исходит от Аллаха Всевышнего как по форме, так и по смыслу, что же касается “хадиса кудси”, то по смыслу он исходит от Аллаха, а по форме – от пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
б) Чтение Корана рассматривается как одна из форм поклонения, а чтение “хадиса кудси” формой поклонения не является.
в) “Хадис кудси” не обязательно должен относиться к категории “мутаватир”.
Количество “хадисов кудси”.
По сравнению с общим количеством хадисов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, количество “хадисов кудси” невелико. Всего их насчитывается более двухсот.
Пример.
Примером может служить хадис, приводимый Муслимом в его “Сахихе” со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передал, что его Всемогущий и Великий Господь сказал: «О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал ее запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга!».
Формы передачи “хадиса кудси”.
При передаче “хадиса кудси” передатчик, может по своему желанию пользоваться одной из двух нижеследующих форм:
а) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, передававший слова своего Всемогущего и Великого Господа, сказал: …
б) Как передал со слов Аллаха Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, Аллах Всевышний сказал: …
Наиболее известные сочинения о “хадисах кудси”.
“Аль-иттихафат ас-санийа би-ль-ахадис аль-кудсийа” ‘Абд ар-Рауфа аль-Мунави, который приводит в своем труде двести семьдесят два таких хадиса.
Марфу‘ المَرْفوع.
Определение.
а) Слово “марфу‘” является причастием страдательного залога от глагола “рафа‘а” - поднимать. Таким образом, похоже, что хадисы этой категории были названы так по той причине, что они имеют отношение к человеку, занимающему высокое положение, которым является пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
б) В качестве термина это слово используется для обозначения слов (кауль), действий (фи‘ль), невысказанного одобрения (такрир) или качеств (сифа), относимых к пророку, да благословит его Аллах и приветствует.
2. Объяснение определения.
Имеется в виду то, что связывают с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, или возводят к нему, независимо от того, идет ли речь о словах пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его действиях, невысказанном им одобрении или же о каком-нибудь его качестве, независимо от того, являлся ли человек, относивший это к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сподвижником или жил позже, и независимо от того, непрерывным (муттасиль) был иснад такого хадиса или имел пропуски (мункати‘). Хадисы такого рода могут относиться к категориям “маусуль”, “мурсаль”, “муттасиль” и “мункати‘”.
Виды таких хадисов.
Из вышеупомянутого определения следует, что хадисы “марфу‘” подразделяются на четыре категории, а именно:
а) “Аль-марфу‘ аль-каули” المرفوع القولي.
б) “Аль-марфу‘ аль-фи‘ли” المرفوع الفعلي.
в) “Аль-марфу‘ ат-такрири” المرفوع التقريري.
г) “Аль-марфу‘ аль-васфи” المرفوع الوصفي.
Примеры.
а) Пример хадиса категории “аль-марфу‘ аль-каули”: Примером является такой хадис, в котором сообщается, что сподвижник или кто-нибудь другой сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал то-то…».
б) Пример хадиса категории “аль-марфу‘ аль-фи‘ли”: Примером является такой хадис, в котором сообщается, что сподвижник или кто-нибудь другой сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал то-то…».
в) Пример хадиса категории “аль-марфу‘ ат-такрири”: Примером является такой хадис, в котором сообщается, что сподвижник или кто-нибудь другой сказал: «В присутствии пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было сделано то-то», не указав, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выразил этому свое порицание.
г) Пример хадиса категории “аль-марфу‘ аль-васфи”: Примером является такой хадис, в котором сообщается, что сподвижник или кто-нибудь другой сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отличался наилучшим нравом изо всех людей».
Маукуф المَوْقوف.
Определение.
а) Слово “маукуф” является причастием страдательного залога от глагола “вакафа” – останавливаться. Возможно, выбор такого названия для данной категории хадисов объясняется тем, что при передаче этого хадиса передатчик как бы остановился на имени сподвижника и не стал передавать иснад дальше.
б) В качестве термина слово “маукуф” используется для обозначения слов (кауль), действий (фи‘ль) или невысказанного одобрения, относимого к кому-либо из сподвижников.
2. Объяснение определения.
Имеется в виду то, что связывают с каким-нибудь сподвижником (группой сподвижников) или возводят к нему (к ним), независимо от того, идет ли речь о словах, действиях или невысказанном им (ими) одобрении, и независимо от того, непрерывным (муттасиль) был иснад такого хадиса или имел пропуски (мункати‘).
Примеры.
а) Пример хадиса вида “аль-маукуф аль-каули”: В пример можно привести тот хадис, в котором его передатчик сказал:
– Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Говорите с людьми о том, что им будет понятно. Неужели хотите вы, чтобы на Аллаха и посланника Его возводили ложь?» [Этот хадис приводит аль-Бухари].
б) Пример хадиса вида “аль-маукуф аль-фи‘ли”: Примером могут служить слова сообщения, переданного аль-Бухари: «…и Ибн Аббас, совершивший очищение песком, был имамом на молитве». [Аль-Бухари, “Книга очищения песком”].
в) Пример хадиса вида “аль-маукуф ат-такрири”: Примером могут служить такие слова кого-нибудь из последователей: «Я сделал то-то в присутствии одного из сподвижников, и он не выразил мне свое порицание».
4. Ответвления, имеющие отношение к хадисам, которые соответствуют категории “марфу‘”.
Известны различные виды хадисов категории “маукуф”, отличающиеся друг от друга по своему содержанию и форме, однако внимательный исследователь увидит, что по смыслу своему они соответствуют хадисам категории “марфу‘”, и поэтому улемы называли их “марфу‘ хукман”, имея в виду, что по форме они относятся к категории “маукуф”, но суждение о них должно быть таким же, как и о хадисах категории “марфу‘”.
Примеры вышеупомянутых форм.
а) Примером может служить тот случай, когда какой-нибудь из сподвижников, который ничего не передавал со слов людей Писания, говорил нечто такое, к чему он не мог применять методы иджтихада и что не касалось лексических комментариев или разъяснений неизвестных слов. Примером могут служить нижеперечисленные случаи.
1. Если сообщение касается дел прошлого наподобие начала творения.
2. Если сообщение касается грядущих событий наподобие сражений, смут и того, что будет происходить в День воскресения.
3. Если в сообщении говорится об особой награде или особом наказании за то или иное действие, когда кто-либо из сподвижников говорит: «Сделавшему то-то послужит наградой то-то».
б) Можно указать и на тот случай, когда какой-нибудь из сподвижников делал нечто такое, к чему он не мог применять методы иджтихада. Примером может служить молитва Али, да будет доволен им Аллах, во время солнечного затмения, когда при совершении каждого раката он совершал более двух поясных поклонов. [Во время солнечного затмения при совершении каждого ракаата молитвы совершается по два поясных поклона, о чем нам известно из достоверных хадисов и к чему методы иджтихада неприменимы в том смысле, что никто не может на основании каких-либо умозаключений и использования соответствующих источников заявить, что на самом деле поясных поклонов надо совершать больше или меньше. Таким образом, действия Али свидетельствуют лишь о том, что он видел, что так поступал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, или слышал об этом от достойного лица].
в) Примером может служить и тот случай, когда сподвижник сообщает о том, что при жизни пророков они говорили или делали то-то или же не усматривали ничего дурного в том-то.
1. Если сподвижник прямо относит все это ко времени жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, такой хадис действительно относится к категории “марфу‘”. Примером могут служить слова Джабира, да будет доволен им Аллах: «При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы практиковали прерывание половых актов».[Аль-Бухари и Муслим].
2. Если же сподвижник не относит свое сообщение ко времени жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, прямо, такой хадис, по мнению большинства знатоков, относится к категории “маукуф”. Примером могут служить слова Джабира, да будет доволен им Аллах: «Когда мы поднимались (на какую-нибудь возвышенность), то говорили: «Аллах велик!» /Аллаху акбар!/, – а когда спускались, говорили: «Слава Аллаху!» /Субхана-Ллах!/. [Аль-Бухари].
г) То же самое относится и к таким случаям, когда сподвижник говорил: «Нам повелевали делать то-то», или: «Нам запрещали делать то-то», или: «Сунне соответствует то-то». Примером могут служить слова одного из сподвижников: «Билялу было велено возглашать слова азана, по два раза, а слова икамы по одному» [Аль-Бухари и Муслим], и слова Умм Атыййи, да будет доволен ею Аллах: «Нам[Речь идет о женщинах] запрещалось принимать участие в похоронных процессиях, но не строго-настрого» [Аль-Бухари и Муслим], а также сообщение Абу Килябы, передавшего, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «В соответствии с сунной, если женатый человек возьмет в жены девственницу, ему следует провести с ней семь (дней)». [Аль-Бухари и Муслим].
д) То же самое относится и к таким случаям, когда при упоминании о сподвижнике передатчик хадиса употребляет одну из нижеследующих четырех фраз: «он возводит его к пророку, да благословит его Аллах и приветствует», или «он приписывает это пророку, да благословит его Аллах и приветствует», или «относит это к пророку, да благословит его Аллах и приветствует», или «передает со слов (пророка, да благословит его Аллах и приветствует)». Примером может служить хадис аль-А‘раджа, передавшего слова Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который передал (со слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, следующее): «Вы будете сражаться с людьми с маленькими глазами».[Аль-Бухари].
е) То же самое относится и к таким случаям, когда сподвижник дает толкование какому-нибудь аяту, что связано с причиной его ниспослания.