Классификация хадисов категории “мусаххаф”.
С учетом определенных факторов улемы подразделяли хадисы категории “мусаххаф” на три нижеперечисленные группы:
а) В зависимости от местоположения хадисы категории “мусаххаф” подразделяются на две нижеследующие группы:
1. Хадисы с искажением в иснаде: Примером может служить хадис, который Шу‘ба передавал со слов аль-‘Аввама Ибн Мураджима. Искажение в иснаде этого хадиса допустил Ибн Ма‘ин, сказавший: «…со слов аль-‘Аввама Ибн Музахима...»
2. Хадисы с искажением в матне: Примером может служить передаваемый со слов Зайда бин Сабита хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, «…находился (ихтаджара) в мечети». Искажение в матне этого хадиса допустил Ибн Ляхи‘а, сказавший: «…пускал кровь (ихтаджама) в мечети…»
б) В зависимости от причины искажения хадисы категории “мусаххаф” подразделяются также на две группы:
1. Хадисы, причиной искажений в которых послужило зрение (таких хадисов насчитывается большинство). Имеются в виду такие хадисы, которые остаются для читателя неясными в силу того, что они были написаны плохим почерком или же по причине отсутствия диакритических точек.
Примером может служить тот хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пост(человека, который) соблюдает его во время рамадана, добавляя к нему шесть(дней в) шаввале, подобен непрерывному посту». Искажение в матне этого хадиса допустил Абу Бакр ас-Сули, передавший слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так: «Пост(человека, который) соблюдает его во время рамадана, добавляя к нему что-то из (дней) шавваля…» Таким образом, он заменил слово “шесть” на слово “что-то”. [Написание этих слов по-арабски сходно].
2. Хадисы, причиной искажений в которых послужил слух: Имеются в виду такие хадисы, причиной искажений в которых послужил плохой слух передатчика, или удаленность слушавшего хадис от того, кто его передал, или нечто подобное, в результате чего некоторые сходные по форме слова остались для него неясными.
Примером может служить один хадис, который передается со слов ‘Асима аль-Ахваля. Некоторые передатчики искажали его имя, называя этого передатчика Василь аль-Ахдаб.
в) В зависимости от формы или смысла хадисы категории “мусаххаф” также подразделяются на две группы:
1. Хадисы с искажениями по форме. Таких хадисов насчитывается большинство, а примеры их приводились выше.
2. Хадисы с искажениями по смыслу. Имеются в виду такие хадисы, которые передатчики, допускающие искажения, оставляют неизменными по форме, но их толкования указывают на неправильное понимание ими этих хадисов.
Примером могут служить слова Абу Мусы аль-‘Анази, который сказал: «Мы - люди, которым была оказана честь, мы – люди из (племени) ‘аназа, обращаясь к которому совершал молитвы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Говоря это, он имел в виду тот хадис, в котором говорится о том, что «пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитвы, обратившись лицом к палке с заостренным концом (‘аназа)». Таким образом, он ошибочно считал, что во время молитв пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался лицом к их племени, тогда как на самом деле “‘аназа” это короткое копье, которое втыкается в землю перед человеком, совершающим молитву на открытом месте, для того, чтобы никто не проходил прямо перед ним в это время.
Умаляетет ли искажение достоинство передатчика?
а) Если передатчик допускал искажения редко, это еще не умаляет его достоинство в целом, поскольку небольших ошибок и искажений не мог избежать никто.
б) Если же передатчик допускал искажения часто, то это свидетельствует о его неточности и легкомыслии и указывает на то, что он занимался не своим делом.
Причина допущения передатчиком множества искажений.
В основном причиной этого являлось то, что передатчик брал хадисы из книг и рукописей, а не воспринимал их от шейхов и учителей. Вот почему имамы предостерегали тех, кто воспринимал хадисы от таких передатчиков, и говорили: «Не следует пользоваться хадисами тех, кто берет их из рукописей».
6. Наиболее известные сочинения о хадисах, относящихся к категории “мусаххаф”:
а) “Ат-тасхиф” ад-Даракутни.
б) “Ислах хата’ аль-мухаддисин” аль-Хутаби.
в) “Тасхифат аль-мухаддисин” Абу Ахмада аль-‘Аскари.
Шазз и махфуз ا لشَّاذ والمَحْفوظ.
Определение понятия “шазз”.
а) Слово “шазз” является причастием действительного залога от глагола “шазза” – быть единственным в своем роде; отклоняться. Таким образом, значением слова “шазз” является “единственный в своем роде”.
б) В качестве термина это слово используется для обозначения, хадиса, передаваемого приемлемым передатчиком, если этот хадис противоречит хадису того, кто пользуется более высоким авторитетом.
2. Объяснение определения.
“Приемлемым” (макбуль) именуется беспристрастный передатчик, отличавшийся совершенной точностью, или же беспристрастный передатчик, не отличавшийся большой точностью. Под “пользующимся более высоким авторитетом” подразумевается такой передатчик, которому предпочтение перед первым отдается в виду того, что он отличался большей точностью, или же потому, что переданный им хадис передает больше передатчиков, или по какой-нибудь иной причине.
Где встречаются отклонения?
Отклонения могут встречаться как в иснадах, так и в матнах хадисов.
а) Примеры отклонений в иснаде:
В пример можно привести хадис, который приводят ат-Тирмизи, ан-Наса’и и Ибн Маджа, передававшие его со слов Ибн ‘Уйайны, передавшего со слов ‘Амра бин Динара, передавшего со слов ‘Аусаджа, передавшего со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, скончался один человек, не оставивший наследников, если не считать своего бывшего раба, которого он некогда отпустил на волю. Ибн Джурайдж и другие мухаддисы передавали этот хадис с таким же иснадом, как и Ибн ‘Уйайна, тогда как Хаммад бин Зайд передавал его со слов ‘Амра бин Динара, передавшего его со слов ‘Аусаджа, что же касается Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, то он упомянут не был.
Ввиду этого Абу Хатим сказал: «Предпочтение следует отдать хадису, переданному Ибн ‘Уйайной». Что же касается Хаммада бин Зайда, то он также отличался беспристрастностью и точностью, но тем не менее Абу Хатим отдал предпочтение тем, кто относился к более многочисленной группе.
б) Пример отклонений в матне.
В пример можно привести хадис, приводимый Абу Даудом и ат-Тирмизи со слов Абд аль-Вахида Ибн Зийада, передавшего со слов аль-А‘маша, передавшего со слов Абу Салиха, передавшего со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «После того, как кто-либо из вас совершит утреннюю молитву*, пусть ляжет на правый бок». *[Имеется в виду дополнительная молитва в два раката, предшествующая обязательной утренней (фаджр) молитве]. Аль-Байхаки сказал: «В данном случае Абд аль-Вахид противоречит большому количеству людей, которые передавали, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, только поступал так сам, но не говорил этого. Таким образом, среди таких же достойных доверия передатчиков, каким был аль-А‘маш, один только Абд аль-Вахид передавал этот хадис в таком виде.
Махфуз.
Хадисам, относящимся к категории “шазз”, противопоставляются хадисы, относящиеся к категории “махфуз”. Так называется хадис, противоречащий хадису достойного доверия передатчика и передаваемый тем, кто достоин доверия в большей мере.
Пример: Примерами могут служить те два хадиса, которые были приведены в разделе о хадисах, относящихся к категории “шазз”.