Подтасовка с целью выравнивания.
По сути дела такая подтасовка является одним из видов подтасовки имен передатчиков, упомянутых в иснаде.
а) Определение. В данном случае речь идет о передаче хадиса передатчиком со слов его шейха, после чего передатчик убирает имя другого слабого передатчика, находящееся между именами двух достойных доверия передатчиков, которые встречались друг с другом. Иначе говоря, имеется в виду такой случай, когда передатчик передает хадис со слов достойного доверия шейха, слышавшего его от слабого передатчика, который слышал его от достойного доверия лица, и два этих достойных доверия передатчика могли встречаться друг с другом. Человек, прибегающий к подтасовке и слышавший данный хадис от первого достойного доверия передатчика, убирает из иснада имя слабого передатчика, придавая иснаду такой вид, будто он слышал его от достойного доверия шейха, который слышал его от другого достойного доверия лица. С этой целью такой передатчик использует не вполне ясные фразы*, выравнивая иснад, в результате чего получается, что все его передатчики достойны доверия.
*[Имеется ввиду использование безличных оборотов, например “передают”, “сообщается” и т. д. которые не позволяют точно сказать, кто именно слышал и передал данное сообщение].
Этот вид подтасовки является наихудшим, поскольку может быть так, что первый из достойных доверия передатчиков подтасовкой не занимался, но после выравнивания человек, который станет знакомиться с иснадом, увидит, что один достойный доверия передатчик передал его от другого достойного доверия, решит, что он является достоверным, и это введет его в опасное заблуждение.
б) Пример:
Примером может служить хадис, приводимый Ибн Абу Хатимом в “Аль-‘Иляль”. Он говорит: «Я слышал от своего отца…», после чего приводит хадис, который Исхак бин Рахавийа приводит со слов Бакыйа, сказавшего: Передал мне Абу Вахб аль-Асади, слышавший от Нафи‘а, слышавшего от Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, хадис, в котором сказано: «Не хвалите ислам человека, пока не узнаете, в чем суть его воззрений». Далее он говорит:
– Мой отец сказал: «Мало найдется таких, кто сможет разобраться в этом хадисе, так как достойный доверия Убайдуллах бин Амр передал его со слов слабого передатчика Исхака бин Абу Фарва, передавшего его со слов достойного доверия Нафи‘а, передавшего его со слов Ибн Умара, передавшего то, что он слышал от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Убайдуллах бин Амр был известен по своей кунье Абу Вахб и своей нисбе Асади. По этой кунье его называл Бакыйа, связавший его происхождение с племенем бану асад, чтобы его не узнали. Смысл этого состоял в том, чтобы никто не понял, в чем дело, в случае исключения из иснада слабого передатчика Исхака бин Абу Фарва». [Комментарий к “Альфийе” аль-Ираки, т.1, стр. 190; “Ат-Тадриб”, т. 1, стр. 225].
Подтасовка имен шейхов.
а) Определение:Имеется в виду такой случай, когда передатчик передает со слов шейха хадис, который он от него слышал, но при этом называет этого шейха таким именем, или куньей, или нисбой, или описывает его с помощью того, что является неизвестным для других, чтобы его никто не узнал. [“`Улюм аль-хадис”, стр. 66].
б) Примером могут послужить слова одного из имамов чтецов Корана Абу Бакра бин Муджахида, который сказал: «Передал нам Абдуллах бин Абу Абдуллах…» - имея в виду Абу Бакра бин Абу Дауда ас-Сиджистани.
Суждение о подтасовке.
а) Подтасовка имен передатчиков является весьма порицаемым делом, которое осуждало большинство улемов. К числу тех, кто высказывал порицание этому особенно резко и часто, относился Шу‘ба. Так, например, он сказал: «Подтасовка – брат лжи».
б) Подтасовка с целью выравнивания является еще более отвратительным, чем просто подтасовка, а аль-Ираки даже сказал: «Подобное порочит того, кто занимался этим намеренно».
в) Что касается подтасовки имен шейхов, то оно является менее отвратительным, чем подтасовка имен передатчиков, поскольку в подобных случаях утаивающий никого не исключает из иснада, нежелательность же этого объясняется тем, что из иснада выпадает общеизвестное имя одного из передатчиков данного хадиса, а для слушателя усложняется процесс выяснения этого имени. Степень нежелательности такой подтасовки определяется тем, какую цель преследует тот, кто прибегает к подобным методам.