Как отличить отменяющий от отмененного?

Отменяющий хадис можно отличить от отмененного с по­мощью одного из нижеперечисленных признаков:

а) С помощью прямого указания посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Примером может служить приводимый в “Сахихе” Муслима и передаваемый со слво Бурайды хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Прежде я запрещал вам посещать могилы, но(теперь) по­сещайте их».

б) С помощью высказывания кого-либо из сподвижников. Так, например, сообщается, что Джабир бин Абдуллах, да бу­дет доволен им Аллах, сказал: «В соответствии с последним из двух велений посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, можно было не со­вершать омовения после употребления в пищу того, чего ка­сался огонь.» Этот хадис приводят Абу Дауд, Ибн Маджа, ан-Наса’и и ат-Тирмизи.

в) С помощью знания истории. В данном случае имеется в виду, что хадис, который передается со слов Шаддада бин Ау­са и в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пре­рывается пост и пускающего кровь, и того, кому ее пускают» [Этот хадис приводит Абу Дауд], был отменен хадисом, переданным Ибн Аббасом, да будет до­волен им Аллах, который сообщил, что пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пус­кали кровь, когда он находился в состоянии ихрама и соблю­дал пост. [Муслим]. В некоторых путях передачи хадиса Шаддада бин Ауса указывается, что это было во время завоевания мусульма­нами Мекки [Мусульмане вступили в Мекку в 630 году], тогда как Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сопровождал пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во время про­щального паломничества [Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил хаджж в 632 году].

г) То, на что указывает единодушное мнение улемов. Так, например, в одном хадисе сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Подвергните бичеванию того, кто выпьет вина, если же че­ловек вернется к этому в четвертый раз, казните его». [Абу Дауд и ат-Тирмизи].

Имам ан-Навави сказал: «Единодушное мнение улемов ука­зывает на то, что он был отменен».

Единодушное мнение не отменяет и не может быть отмене­но, однако оно служит указанием на отменяющее.

Наиболее известные сочинения по данному вопросу.

а) “Аль-и‘тибар фи-н-насих ва-ль-мансух мин аль-асар” Абу Бакра Мухаммада Ибн Мусы аль-Хазими.

б) “Ан-насих ва-ль-мансух” имама Ахмада.

в) “Таджрид аль-ахадис аль-мансуха” Ибн аль-Джаузи.

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ: Отвергаемое сообщение.

Тема первая: слабые хадисы.

Тема вторая: хадисы, отвергаемые в силу пропусков в их иснадах.

Тема третья: хадисы, которые отвергаются в силу выдви­жения обвинений против передатчика.

Отвергаемое сообщение и причины, в силу которых оно считается неприемлемым.

Определение.

Отвергаемым называется такое сообщение, правдивость пе­редатчика которого нельзя считать наиболее вероятной.

Причиной является несоответствие одному или более из числа условий приемлемости сообщения, о чем речь шла в раз­деле о достоверных хадисах.

Классификация отвергаемых сообщений и причины их неприемлемости.

Улемы подразделяли неприемлемые сообщения на множест­во групп, [Некоторые из них указывали, что существует более сорока таких групп] давая многим из них особые названия. Вместе с тем среди этих сообщений были и такие, которым они не давали особых названий, обозначая их общим названием “слабые” (да‘иф).

Если же говорить о причинах неприемлемости хадиса, то их также может быть много, однако в основном они сводятся к двум основным причинам:

а) Пропуск в иснаде.

б) Отвод передатчика.

Обе этих основных причины в свою очередь подразделяют­ся на множество видов, о которых я, если захочет Аллах Все­вышний, более подробно поговорю отдельно. Начать же этот разговор следует со “слабых” сообщений, так как “слабое” считается общим названием отвергаемых сообщений.

1. “Слабые” الضَّعِيْف сообщения.

Определение.

а) Слово “слабый” является антонимом слова “сильный” как в прямом, так и в переносном смысле. В данном случае подразумевается слабость во втором значении этого слова.

б) В качестве термина слово “слабый” служит для обозна­чения такого сообщения, которое не может считаться хоро­шим, если оно не удовлетворяет хотя бы одному необходимо­му условию.

Наши рекомендации