Как отличить отменяющий от отмененного?
Отменяющий хадис можно отличить от отмененного с помощью одного из нижеперечисленных признаков:
а) С помощью прямого указания посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Примером может служить приводимый в “Сахихе” Муслима и передаваемый со слво Бурайды хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Прежде я запрещал вам посещать могилы, но(теперь) посещайте их».
б) С помощью высказывания кого-либо из сподвижников. Так, например, сообщается, что Джабир бин Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «В соответствии с последним из двух велений посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, можно было не совершать омовения после употребления в пищу того, чего касался огонь.» Этот хадис приводят Абу Дауд, Ибн Маджа, ан-Наса’и и ат-Тирмизи.
в) С помощью знания истории. В данном случае имеется в виду, что хадис, который передается со слов Шаддада бин Ауса и в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Прерывается пост и пускающего кровь, и того, кому ее пускают» [Этот хадис приводит Абу Дауд], был отменен хадисом, переданным Ибн Аббасом, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пускали кровь, когда он находился в состоянии ихрама и соблюдал пост. [Муслим]. В некоторых путях передачи хадиса Шаддада бин Ауса указывается, что это было во время завоевания мусульманами Мекки [Мусульмане вступили в Мекку в 630 году], тогда как Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сопровождал пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во время прощального паломничества [Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил хаджж в 632 году].
г) То, на что указывает единодушное мнение улемов. Так, например, в одном хадисе сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Подвергните бичеванию того, кто выпьет вина, если же человек вернется к этому в четвертый раз, казните его». [Абу Дауд и ат-Тирмизи].
Имам ан-Навави сказал: «Единодушное мнение улемов указывает на то, что он был отменен».
Единодушное мнение не отменяет и не может быть отменено, однако оно служит указанием на отменяющее.
Наиболее известные сочинения по данному вопросу.
а) “Аль-и‘тибар фи-н-насих ва-ль-мансух мин аль-асар” Абу Бакра Мухаммада Ибн Мусы аль-Хазими.
б) “Ан-насих ва-ль-мансух” имама Ахмада.
в) “Таджрид аль-ахадис аль-мансуха” Ибн аль-Джаузи.
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ: Отвергаемое сообщение.
Тема первая: слабые хадисы.
Тема вторая: хадисы, отвергаемые в силу пропусков в их иснадах.
Тема третья: хадисы, которые отвергаются в силу выдвижения обвинений против передатчика.
Отвергаемое сообщение и причины, в силу которых оно считается неприемлемым.
Определение.
Отвергаемым называется такое сообщение, правдивость передатчика которого нельзя считать наиболее вероятной.
Причиной является несоответствие одному или более из числа условий приемлемости сообщения, о чем речь шла в разделе о достоверных хадисах.
Классификация отвергаемых сообщений и причины их неприемлемости.
Улемы подразделяли неприемлемые сообщения на множество групп, [Некоторые из них указывали, что существует более сорока таких групп] давая многим из них особые названия. Вместе с тем среди этих сообщений были и такие, которым они не давали особых названий, обозначая их общим названием “слабые” (да‘иф).
Если же говорить о причинах неприемлемости хадиса, то их также может быть много, однако в основном они сводятся к двум основным причинам:
а) Пропуск в иснаде.
б) Отвод передатчика.
Обе этих основных причины в свою очередь подразделяются на множество видов, о которых я, если захочет Аллах Всевышний, более подробно поговорю отдельно. Начать же этот разговор следует со “слабых” сообщений, так как “слабое” считается общим названием отвергаемых сообщений.
1. “Слабые” الضَّعِيْف сообщения.
Определение.
а) Слово “слабый” является антонимом слова “сильный” как в прямом, так и в переносном смысле. В данном случае подразумевается слабость во втором значении этого слова.
б) В качестве термина слово “слабый” служит для обозначения такого сообщения, которое не может считаться хорошим, если оно не удовлетворяет хотя бы одному необходимому условию.